На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 978 подписчиков

Свежие комментарии

  • фоад хасанов
    Во всех вооруженных силах не нашлось ни одного кто бы мог элементарно оценить обстановку, более того даже желающего о...Глава Гончаровско...
  • Михаил Васильев
    Зря автор так пренебрежительно пишет про фашистских снайперов, они много наших ребят погубили, но и били их наши тоже...Почему советские ...
  • Андрей Тихонов
    Пойдет на повышение, вертикаль власти однако...Глава Гончаровско...

Несколько рассказов о Сталине 8

Первая часть

Третья часть

Пятая часть

Седьмая часть

Вторая часть

Четвёртая часть

Шестая часть

Сталин и заваленный в метро горняк ДобролесовНесколько рассказов о Сталине 8В 1936 году товарищ Сталин наградил совсем необычного героя. Это был один из людей, открывших для Москвы и России новую эпоху в транспорте.

За героический труд под завалом Орденом Трудового Красного Знамени был награжден метростроевец Петр Добролесов.

Советская власть задумалась о метро, казалось бы, в самое неподходящее время. Только-только отгремели гражданская война и западная интервенция. В Германии к власти рвутся национал-социалисты, под предводительством Гитлера. В Испании зреет гражданская война, которая здорово встряхнет всю Европу. Хозяйство Советской России едва начинает подниматься из руин.

И вдруг - метрополитен! Сложнейший, чудовищно дорогостоящий проект, требующий тысячи людей и оборудования. Построить в сжатые сроки, за пару-тройку лет основную сетку метро. Да какого - самого красивого в мире, так что ни станция, то дворец в мраморе и сверкании люстр.

К проектированию и строительству Московского метро были привлечены лучшие инженеры, штейгеры, горные мастера. Заводы в три смены готовили оборудование для проходки туннелей. Москва обязана была стать городом будущего!

Удивительно, но уже в мае 1935-го по рельсам московской подземки побежали первые составы. Дальше метро будет шириться и становиться все красивее. Всего через шесть лет станциям метро найдется и другое, более горестное назначение. Метро станет величайшим на планете бомбоубежищем.

Тысячи москвичей под сигналами сирен воздушной тревоги бежали в метро и пережидали там падающие с неба бомбы. За годы войны во время таких налетов в метро родится двести семнадцать младенцев! Подземная Москва жила и тогда, когда на поверхности не было места живому.

Но тогда метро еще строилось. Бригада потомственного уральского горняка Добролесова работала на проходке нового тоннеля. Линия должна была выйти к станции "Площадь Дзержинского" и сомкнуться с другим строящимся тоннелем. Проходческий щит с ревом фрез закапывался в землю и медленно двигался вперед. Метростроевцы отбойными молотками вносили правки где требуется.

На одном из участков над головами строителей зашуршало и размытый подземными водами грунт стал валиться прямо на каски. Бригадир вовремя сообразил и криками направил рабочих под прикрытие щита. К счастью, никто не пострадал, но между замурованными тоннами грунта горняками и их товарищами выросла непреодолимая преграда.

Снаружи тотчас принялись пробивать завал и в течение нескольких часов пробили узкую щель, в которую можно было передать воду, питание и электричество. Увы, расширить щель без угрозы нового обвала было невозможно. Человек там не проходил. Нужно было срочно изготавливать крепи и очень осторожно пробиваться через завал.

Замурованные заживо горняки тоже не могли помочь своим товарищам, любая попытка бурить обвал без крепей грозила похоронить их насовсем. Предстояло долгое-долгое ожидание. К метростроевцам проведут вспомогательный коридор и освободят только через неделю.

Бригада Добролесова не поддалась унынию. Если нельзя бурить наружу, можно обойти щит и вручную, отбойными молотками продолжать работу вглубь тоннеля. Горняки попросили пробросить через щель магистраль сжатого воздуха для компрессоров и потратили неделю с пользой, пробивая тоннель к новой станции. Это было важно и для самих рабочих - предаваться унынию и жалеть себя было просто некогда.

Награждая бригадира орденом, товарищ Сталин скажет:

- Вы и Ваши рабочие, товарищ Добролесов - не просто строители. Вы - настоящие бойцы, генералы, маршалы подземного мира. Ни завалы, ни крепкие скалы не могут остановить наших советских горняков. Слава товарищам метростроевцам! Слава нашему трудовому народу!

Как Сталин признал себя ограниченным вредителемНесколько рассказов о Сталине 8Сталин спокойно относился к критике в свой адрес, имел здоровое чувство юмора и всегда мог посмеяться над собой. Иногда его ответное подтрунивание над недоброжелателями леденило последним кровь. Впрочем, личные выпады никогда не имели последствий. Вождь очень четко отличал глупые личные обиды от вреда общему делу.

1. В 1937 году писатель Шолохов, автор "Тихого дона", ужинал на даче одного из друзей. За столом заговорили о недавнем аресте вешенских начальников. Кто-то из гостей назвал в сердцах Сталина жестоким человеком. Шолохов в ответ сказал, что:

- Жестокость присуща только ограниченным людям.

Через пару недель Шолохов был на приеме у Сталина. Писатель попросил помощи вождя в устройстве новой районной школы. Сталин набросал записку наркому и протянул писателю.

Писатель принялся рассыпаться в благодарностях, но Сталин мягко прервал его:

- Не стоит тратить время на благодарности, товарищ Шолохов. Знаете, у ограниченных людей время тоже очень ограничено!

2. В 1939 году товарищу Сталину докладывал будущий адмирал, заместитель наркома ВМФ Иван Исаков. Речь шла о строительстве военно-морской базы в мало освоенном районе побережья Белого моря.

Вернувшийся из поездки на объект военный был возмущен самоуправством местных строителей. Дорога к базе едва держалась на болотистых грунтах. Местами грунтовка превращалась в хворостяную гать. Хуже того, под грузовую узкоколейку даже не была отсыпана гравийная насыпь. Шпалы были уложены прямо на грунт, дорогу вело, составам приходилось еле-еле ползти, чтобы не сойти на отдельных участках с рельсов.

Исаков в красках описал вождю ужасающую ситуацию на объекте и в сердцах призвал строго наказать "вредителей":

- Нужно немедленно установить виновных за такую организацию подвоза, товарищ Сталин!

Вождь поухмылялся в усы и с хитрецой сообщил:

- Вредители это да, серьезно, товарищ Исаков. Вынужден признаться: вредитель - это я. Ваш предшественник на объекте докладывал, что другого выхода для срочного подвоза материалов нет. Было принято решение тянуть рельсы как есть. Давайте вместе думать как из этого сделать нормальную дорогу. А вредителей мы всегда расстрелять успеем!

Почему Сталин мирного машиниста за Отвагу наградилНесколько рассказов о Сталине 8Медалью "За отвагу" награждали солдат за проявленную храбрость в боях. Только однажды личным решением товарища Сталина она была вручена сугубо мирному человеку. Механик-железнодорожник Егор Петрович Подворнов за всю жизнь не убил ни одного фрица. Тем не менее, свою награду он получил лично из рук Верховного.

Егор Петрович работал машинистом на грузовом составе, кидал в топку уголь, возил на стареньком паровозе "Щуке" топливо и припасы для фронта. В начале 1943 года его состав работал в Белгородской области.

Тогда шли тяжелые бои с немцами у станции Прохоровка. Наши бойцы никак не могли взять рубеж. Между нашими окопами и станцией шла полоса выжженной земли, пробиться через нее под огнем было невозможно.

Командир принимает решение двигаться к станции под прикрытием грузовых платформ. Подворнов, его помощник и паровозная бригада вызвались добровольцами.

Ранним утром состав медленно двинулся к станции, пехота передвигалась рядом, пригнувшись. Как только вышли на открытое место немцы обрушили на поезд огневой шквал. Поезд продолжал с остановками упорно ползти вперед.

Продвижение к станции продолжалось почти целый день. Шесть раз паровозной бригаде приходилось под огнем закапывать воронки на путях и укладывать по новой рельсы взамен искореженных разрывами.

После очередного немецкого попадания взорвались пары в пустой цистерне из-под топлива. Её как игрушечную сорвало с путей и отбросило с диким грохотом на посадки. Машинисту пришлось подручными средствами скреплять разорванные муфты и подцеплять остальные вагоны.

Во второй половине дня над станцией развернулся воздушный бой - три немецких штурмовика против двойки наших истребителей Ла-5. В ходе боя один штурмовик был сбит и с дымом упал где-то за лесом. Остальные вышли из боя.

Уже перед самой станцией поезд накрыла германская дальнобойная артиллерия. Снаряды ложились прямо на перрон, немцы решили не щадить ни своих, ни чужих. Один из снарядов попадает прямо в паровоз. Из тендера взвивается непроницаемое угольное облако, во все стороны летят осколки и куски угля.

Когда после окончания боя за станцию бойцы подошли к искореженному тендеру они не ожидали увидеть там ничего живого. К их изумлению, из горы угля, накрывшей паровоз, раздались голоса. Машинист Подворнов и помощник Юрий были контужены, засыпаны углем, но живы. Опрокинувшийся тендер и уголь спасли их от взрывной волны. Правда и одежда, и лица, и все остальное было у них радикально черного цвета.

Награждая мирного машиниста за отвагу, товарищ Сталин сказал:

- Глупость, но еще с царских времен, товарищ Подворнов, не люблю поезда. Поезд - для меня связан с ссылкой, разлукой, голодом. Даже сейчас что-то такое осталось. Но вот на Вашем поезде я прокачусь с удовольствием. Побольше бы нам таких машинистов!

Две шутки Сталина: чай под бомбами и суровый комендантНесколько рассказов о Сталине 81. Седьмого ноября 1942 года в Кремле отмечалась очередная годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции. Поднимая тост, генерал Г.Н. Орёл рассказал о случайностях войны. Он вспомнил как по счастливому стечению обстоятельств избежал неминуемой гибели.

Шли ночные бомбардировки наших позиций гитлеровскими авиаторами. Когда в небе повисли "люстры" осветительных снарядов, личный состав как и положено попрятался в укрытиях. Сам генерал прыгнул в узкую щель. Начался налет и с неба посыпались бомбы.

Его командир, будущий знаменитый маршал Победы Константин Рокоссовский в это время работал с картами в помещении, оборудованном под столовую, и прятаться не стал. Обычно в это время Рокоссовский уже уходил в штабную избу, а тут как будто предчувствие. Решил задержаться в столовой, потому и остался жив.

В тот налет немцами полностью был уничтожен дом со штабом, убит часовой, тяжело ранены часовой и адъютант, укрывшиеся окопе. Щель, в которой пережидал генерал Орёл, была полностью засыпана - тяжелый авиаснаряд угодил прямо в нее. Выжить в ней не смог бы никто.

И тут в столовую заходит целехонький Орёл. Оказывается, он передумал сидеть в укрытии и вошел в дом буквально за минуту до падения бомбы в щель. Так, по воле случая спаслись оба генерала.

Сталин выпил за спасение военноначальников и спросил Орла:

- Товарищ генерал, а как Вы решили уйти из укрытия, бомбили же вовсю?!

- Если честно, товарищ Сталин, - генерал слегка смущенно пожал плечами, - уж больно тесно там было, холод, грязь. Как в склепе каком, как будто закопали уже. Плюнул и пошел, как-то чаю горячего захотелось невмочь. Уж если убьют, так лучше в тепле.

Сталин посмеялся вместе с генералами и сказал:

- Недисциплинированные у меня какие-то военные пошли. Команда "воздух", а они вдвоем чаи в столовой распивают. Знаю я ваши чаи, с трофейным коньячком небось. А, товарищи красные командиры?

Уже серьезнее Сталин закончил:

- Везение-везением, но Вы, товарищи, в следующий раз команду все-таки выполняйте. Помните, сейчас Ваши жизни не Вам принадлежат. Возьмете Берлин - тогда пожалуйста, хоть в омут с головой. А сейчас Вы стране, народу живыми нужны!

2. На том же приеме командующий фронтом Георгий Жуков обратил внимание на новенькие, привинченные к стене таблички "Курить воспрещено!". На прямой шутливый вопрос Сталину что случилось, Верховный шутливо сказал:

- Да вот, видите, товарищ Жуков, я тут человек маленький. Назначили нового коменданта в Кремль, и он лютует. Говорит, мол, исторические ценности, какая-то лепнина царя Гороха, дымить нельзя.

- И что, нам тоже нельзя в зале курить, товарищ Сталин?

- Нельзя, товарищ генерал, ничего сделать не могу, - Сталин хитро развел руками.

- А Вы, товарищ Сталин, сами ведь курите. - Жуков кивнул на трубку вождя.

- Что поделать, я старый революционер. Всегда привык против течения идти. А Вы - военный, Вам положено начальство уважать. Так что терпите. - Сталин улыбнулся и снова задымил трубкой.

Почему Сталин не эсер и сколько должен получать директорНесколько рассказов о Сталине 81. В 1942 году продолжалась эвакуация крупных заводов за Урал. В первую очередь перевозились оборонные предприятия, чтобы они не страдали от немецких бомбёжек. На одном из танковых заводов запуск после переезда никак не клеился. Выйти на плановые показатели выпуска не удавалось.

Маршал Тимошенко предложил послать туда на усиление директором одного толкового зама наркома. Предложение было грамотное. Вдруг Сталин задал, казалось бы, не имеющий отношения к делу вопрос:

- А какой, товарищи, оклад у директора завода?

- Две тысячи, товарищ Сталин.

- А сейчас у него, как у замнаркома сколько?

- Три с половиной тысячи.

Сталин задумался. Подымив трубкой он уточнил:

- Работник же он - хороший, толковый, так?

- Так точно, товарищ Сталин.

- Мы его пошлем завод на ровном месте поднимать, да еще зарплату в два раза срежем? Так выходит, товарищи?

Тимошенко сурово заметил на это:

- Он коммунист. Поедет туда, куда направит партия. Не посмеет ослушаться.

- Мы тут, товарищи, кажется все не эсеры, - холодно сказал Верховный.

Сталин предложил поступить так. Направить замнаркома на завод, а семье оставить его регулярное жалование в старом, повышенном размере. Вождь сказал:

- Можно конечно рассуждать и так. Если ты коммунист, то куда ни пошлют - кричи "ура" и в бой. Это правильно. Для самого коммуниста. Но партия тоже должна заботиться о своих членах. Откуда Вы взяли, товарищи, что в атаку на голом энтузиазме идут? Задача коммуниста - и труд, и подвиг совершать не ради денег. Наша задача - чтобы эти подвиги были вознаграждены достойно!

2. Похожую историю вспоминал командующий Авиацией дальнего действия маршал Голованов. Когда встал вопрос организации полка дальних бомбардировщиков Сталин задал вопрос сколько же получает командир полка.

Оказалось, шеф-пилот Аэрофлота Голованов на своей текущей работе получал в два с лишним раза больше полковника. И даже чуть больше присутствовавшего тут же наркома. Как же быть?

Летчик Голованов сказал, что за деньгами не гонится, сколько назначат, столько и будет получать. Главное - создать для страны стратегическую авиацию!

Сталину ответ будущего командира полка понравился. Тем не менее, он уговорил генералов несколько прижать свою гордость и сохранить свежеиспеченному военному жалование на высоком уровне гражданского шеф-пилота.

Три премьеры товарища СталинаНесколько рассказов о Сталине 8Советское руководство всегда уделяло большое внимание культурным событиям. Именно в ранние советские годы страна переживает настоящий бум: постановки в театрах, кинофильмы, гигантские тиражи произведений русской классики. Лучшие произведения всегда внимательно изучались и оценивались первыми лицами страны. Многим из них путевку в жизнь давал сам Верховный.

1. Готовилась новая постановка Большого театра по классической опере Глинки "Жизнь за царя". Революционный режиссер превращает ее в "Ивана Сусанина". Комиссия наркомата культуры в замешательстве. Финальная хоровая песнь "Славься, русский народ" явно подстраивается под церковные гимны. Да и вообще, как-то... Председатель комиссии Большаков принимает решение - снять финал, пустить оперу без последней сцены.

Товарищ Сталин выслушал доводы комиссии и неторопливо проговорил:

- Я думаю, верно будет поступить иначе. Хор Глинки оставить, а вот товарища Большакова - и вправду, снять!

2. Во время визита Мао Цзэдуна в Союз товарищ Сталин представил ему актера кино Бориса Андреева. Незадолго до этого Андреев крайне успешно снялся в картине "Падение Берлина". Сталин похлопал актера по плечу и сказал председателю Мао:

- Это, артист товарищ Андреев. Мы с ним на пару Берлин брали!

3. На Сталинскую премию был выдвинут композитор Голубев. Ходили слухи, что ему покровительствовал сам Жданов. Симфония, за которую оформлялось представление была откровенно слабой, но Жданова откровенно боялись и все голосовали положительно.

Когда списки премии попали на стол Сталину, он поинтересовался:

- По товарищу Голубеву, все кроме одного "за". Кто был против?

- Композитор Шостакович, товарищ Сталин

- Товарищ Шостакович разбирается в этом лучше нас, - кивнул Сталин и вымарал фамилию Голубева из списка.

По всей видимости, вождю было известно об "особых обстоятельствах", связанных со Ждановым, а покровительства и кумовства он не терпел ни в каких делах.

https://zen.yandex.ru/media/mem/stalin-i-zavalennyi-v-metro-...

https://zen.yandex.ru/media/mem/kak-stalin-priznal-sebia-ogr...

https://zen.yandex.ru/media/mem/pochemu-stalin-mirnogo-mashi...

https://zen.yandex.ru/media/mem/dve-shutki-stalina-chai-pod-...

https://zen.yandex.ru/media/mem/pochemu-stalin-ne-eser-i-sko...

https://zen.yandex.ru/media/mem/tri-premery-tovarisca-stalin...

Картина дня

наверх