На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА История школьного быта в России с 1930-х и до наших дней - 5

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Четвёртая часть

2000-еЕГЭ и порядок

Если девяностые в общей памяти закрепились как «лихие», то нулевые в России прошли под знаком «стабильности». Экономика росла, появлялся потребительский капитализм со всеми его атрибутами (от IKEA и ипотечных кредитов до «белых воротничков» и показного богатства гламурных поп-звезд), а политический режим всё больше напоминал тот, что вроде бы был оставлен в советском прошлом, но подавались эти перемены не как откат в прошлое, а как наведение порядка.

Несмотря на перегибы, действия государства в двухтысячные действительно можно описать именно такими терминами. После хаоса и безденежья, в котором оказались школы в девяностые годы, начали появляться очертания новой системы. Уже в 2001 году начали масштабную программу компьютеризации школы – к концу десятилетия около 70% российских школ будут обеспечены компьютерами с доступом в интернет. Кроме того, в конце нулевых начинают разрабатывать ФГОСы – единые государственные стандарты образования – споров вокруг их содержания пройдёт немало, а введение затянется почти на десять лет.

Ещё одна масштабная реформа, задуманная в девяностые и реализованная в нулевые – введение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Это нововведение серьёзно упрощает жизнь миллионам российских выпускников, но подвергается критике со стороны консерваторов. Другая мера, тоже не сразу завоевавшая популярность – присоединение России к «Болонскому процессу»: программы специалитета теперь заменяются на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), российским студентам становится проще поступать учиться за границу и участвовать в программах международного обмена. Противники реформ клянут министра образования Фурсенко за «потребительский» и «прозападный» подход к образованию, однако изменения остаются в силе.

В 2009 году ЕГЭ окончательно становится обязательным экзаменом. Потребность в унификации формы выпускных и вступительных экзаменов стала очевидной еще раньше, но только в 2001 году правительство начало эксперимент – в шести пилотных регионах школьники получили возможность сдать ЕГЭ и по его результатам поступить в любые вузы страны. Исключение в 2009 году сделали только для СПбГУ и МГУ (они могут вводить свои дополнительные испытания до сих пор). Эксперимент признали успешным (хотя на самом деле он был полностью провален! - Ж.Ч.) и каждый год подключали к нему новые регионы. В 2009 году сделали ЕГЭ обязательным и единственно возможным форматом выпускных экзаменов.

У экзамена с самого начала появились последовательные противники – те, кто считает, что он отупляет детей, лишает выпускные и вступительные испытания творческого начала. Вместе с тем, в последние годы ЕГЭ значительно изменился – трансформировался формат теста, стало больше заданий с открытыми ответами. Плюсы очевидны – в системе образования становится меньше коррупции, школьникам проще готовиться к экзаменам, для выпускников из провинции появляется возможность поступить в лучшие столичные вузы без дополнительных экзаменов, дорогостоящих поездок и лишних волнений.

Главные выражения нулевых: «вертикаль власти», «равноудаление олигархов», «мочить в сортире», «отмена выборов губернаторов», «борьба с экстремизмом» – всё это про возвращение государства на те позиции, которые оно потеряло в девяностые годы. Разгон НТВ, арест Ходорковского, смена редакционной политики Первого канала – всё это называют атакой власти на свободу слова.

Начало нулевых – время терактов. Если раньше они происходили где-то далеко, то теперь они пришли в Москву. Взрывы в метро, взрывы самолетов, и, конечно, «Норд-Ост» - захвачен театр на Дубровке. Еще более болезненным для страны оказался теракт в Беслане – пострадали дети.

1 сентября 2004 года во время торжественной линейки по поводу Дня Знаний, террористы захватывают школу в североосетинском Беслане. В заложниках оказывается больше тысячи человек, большинство из которых – дети. Их запирают в заминированном спортивном зале, из окон выбивают все стёкла, чтобы нельзя было усыпить террористов газом. Переговоры продолжались три дня, но безуспешно. 3 сентября в школе взорвался один из террористов, после чего начался штурм здания школы. За три дня погибли больше трёхсот человек.

Потребительская и массовая культура в нулевые переживает настоящий бум. Если главным изданием предыдущей эпохи была газета «КоммерсантЪ», то у поколения нулевых новый флагман – журнал «Афиша». В музыке царит многообразие, от Ленинграда и Земфиры до Бритни Спирс и 50 Cent, от Тату до Децла. В кино появляются первые русские блокбастеры (дорогу проложил «Ночной дозор» Бекмамбетова), но вообще кинопрокат захвачен американскими фильмами – вместе с появлением современных торговых центров появляется и традиция проводить выходные в комфортном кинотеатре с попкорном.

Впрочем, можно даже не ходить в кино. В продаже – бесчисленное количество пиратских DVD-дисков, а для тех, кто прогрессивнее, есть торренты. Доступный интернет раз и навсегда меняет привычный образ жизни – расцветают разнообразные блоговые платформы (от «Живого журнала» до «ЛиРУ»), социальные сети, форумы и гостевые книги, где появляются популярные блогеры и новые лидеры мнений. Ещё одна техническая радость, которая становится доступной всем, – мобильные телефоны. Теперь это не примета богатого «нового русского», а повседневная обыденная необходимость – причем не очень дорогая.

У «гламурных» нулевых – свои герои. Нулевые тем и примечательны, что количество героев для разной аудитории выросло, и теперь у каждого свой. Пожалуй, последним всеобщим «героем эпохи», был Сергей Бодров, пропавший без вести во время съемок на Кавказе. Субкультуры нулевых уже не агрессивные, а, скорее, рефлексивные – самая яркая из них, конечно, эмо.

Нулевые останутся в истории очень эклектичной эпохой, где многое смешалось – от нового культа власти и проправительственных молодёжных организаций до радикального современного искусства и интеллектуального книгоиздания, от бандитской эстетики в кино до телеканала 2x2.

2010-еНовые министры, сливы ЕГЭ, Крым и митинги

После хаоса девяностых и стабилизации нулевых, десятые годы стали временем нарастающей эклектики – множество разнообразных событий и трендов смешивались и перекрещивались друг с другом. Это десятилетие ещё рано (да и невозможно) подытоживать, но уже есть, на что оглянуться.

В школах расцвет олимпиад – когда ЕГЭ стал главным и единственным экзаменом, на поступление почти перестал влиять статут медалиста и отличника. Зато успешное выступление на Всероссийской олимпиаде или на олимпиаде отдельного университета может серьёзно облегчить поступление.

Несмотря на определённые успехи в развитии образования и системы ЕГЭ, почти каждый год из-за экзамена вспыхивают скандалы. В интернет утекают варианты экзаменационных заданий, которые часто выкладывают школьники с Дальнего Востока. Иногда фальсификацией результатов экзамена занимаются чиновники, причём по таким поводам редко возбуждают уголовные дела. В 2013 году были серьёзные сомнения в общероссийских результатах ЕГЭ по математике. Результаты экзамена пересматривать всё равно не стали.

Новая проблема – активная деятельность Рособрнадзора по лишению вузов аккредитации. Чаще всего, конечно, лицензии лишают учебные заведения с действительно плохим качеством образования и коррупцией. Но надзорный орган вступает в борьбу и с теми вузами, в качестве работы которых никогда никто не сомневался. Вроде Европейского университета в Санкт-Петербурге или Шанинки в Москве.

В Москве происходят свои реформы. При мэре Сергее Собянине началось массовое слияние школ и детсадов в единые холдинги (количество школ сократилось почти в два раза). По идее реформа должна была повысить качество образования. Но результаты неоднозначные: заваливать ЕГЭ школьники стали меньше, но серьёзного роста тоже не получилось.

В это же десятилетие становится понятно, что судьба у министров образования в России незавидная – народную любовь на этом посту снискать почти невозможно. Если в нулевые именем нарицательным стала фамилия министра Фурсенко, употреблялся даже термин «фурсенковщина», то в десятые появилась «ливановщина» – по фамилии министра образования Дмитрия Ливанова. Успехами работы министра, видимо, были не очень довольны, и через четыре года, в 2016 году, его на посту сменила Ольга Васильева. Спустя два года Министерство образования и науки (Минобрнауки) разделили на два: Министерство Просвещения, которое возглавила Ольга Васильева, и Министерства науки и высшего образования под руководством Михаила Котюкова.

Пока в школе происходят перемены и реформы, сами школьники не растаются со смартфоном – начинается эпоха блогеров.

Телевидение и кино отреагировали на эти перемены – произошёл взлет стриминговых онлайн-сервисов. Их развитию способствовал рост популярности сериалов. Массовое кино в это время захвачено ностальгией.

Если главной субкультурой конца нулевых были хипстеры (которые, впрочем, сами себя так не называли), то теперь наступило время нормкора – когда никаких субкультур нет, слушать и носить можно что угодно. Главный предмет одежды – кроссовки, главная музыка – рэп, главная идеология – феминизм, который захватывает умы и начинает оказывать влияние даже на мировую политику и бизнес.

Если смотреть на мир в целом, то десятые кажутся настоящей «эрой беспокойства». Десятилетие началось с «арабской весны», которая смела огромное количество режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке; где-то, как в Сирии, попытка революции привела к гражданской войне. В России тоже было неспокойно – после выборов в Государственную Думу в 2011 году на улицы вышло множество молодых людей. Школьники активнее выражают свою гражданскую позицию, об их участии в митингах начинают активно рефлексировать социологи и общество в целом.

В середине 2010-х мировая обстановка еще больше накаляется – во время Зимней Олимпиады в Сочи в Украине происходит революция, а вскоре после этого в Крыму проходит референдум – полуостров присоединяется к России. На Донбассе начинается вооруженный конфликт. Россия попадает под санкции и становится главной обсуждаемой темой на всех мировых саммитах и конференциях.

Десятые ещё не закончились – и чем закончатся, неизвестно. Так что никаких итогов здесь быть пока не может.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх