На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Алексеенко
    Но проблема состоит в том, что Таджикистан, впрочем, так же как Казахстан, Армения и прочие постсоветские страны нахо...Таджикистан после...
  • Silver Kont
    Точики решили показать зубы? А если русские с ноги по этим зубам заедут?... Задержание российского гражданина без осн...Таджикистан после...
  • галина
    Может настала пора ницонализировать не только рыбную промышленность, но и недра. Сколько можно красть народное достоя...Россия возвращает...

Советская мультипликация. Иван Иванов-Вано

Один из основателей советской мультипликации, главное вдохновение которого — русская народная культура и сказки. Его работы высоко ценили как дети, так и Уолт Дисней. В перерывах он играл в баскетбол и готовил. Про жизнь и творчество Ивана Петровича Иванова-Вано читайте в нашей статье.

Детство

Иван Петрович Иванов родился в семье калужских крестьян 8 февраля 1900 года, дом располагался на Манежной площади. Отец работал сапожником, к детям относился строго и вскоре ушёл от них и жены. Все заботы взяла на себя мать будущего мультипликатора. Она зарабатывала на жизнь, стирая и чиня бельё купеческих семей, а маленький Иван ходил по домам вместе с ней, на кухнях знакомясь с поваренными книгами. Готовить в будущем он будет много и вкусно.

Мама была неграмотной и набожной, даже во взрослом возрасте мультипликатор мог наизусть цитировать богослужения. Несмотря на это, в семье увлекались искусством: «Вано» — как называла его мама, это прозвище он позднее добавит к своей фамилии — был младшим из четырёх выживших детей. Рисовать Иван Петрович начал рано, создавая декорации для кукольного театра.

Учиться мальчик пошёл в церковно-приходскую школу, куда его определили по социальному положению. Он делал успехи в русском языке, истории и Законе Божьем.

Шаги к мультипликации

В 14 лет Иван переезжает к старшей сестре Евдокии. Она была замужем за художником Константином Спасским — преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Туда, на младшее отделение, и поступил Иванов-Вано. В это же время он начинает увлекаться балетом, на который его водила сестра.

В 1918 году училище преобразовали во Вторые государственные свободные художественные мастерские. Через два года они стали частью ВХУТЕМАСа — высших художественно-технических мастерских, славящихся индивидуальностью и практичностью создаваемых в них работ. Иванов-Вано закончил учёбу в 1923 году и имел обширные познания в области искусства, о чём не раз позднее говорили его коллеги.Иван Петрович Иванов-Вано

Параллельно он активно занимался спортом: увлекался боксом, играл в теннис, футбол, хоккей с мячом, участвовал в составе сборной в международном матче по баскетболу с командой «Баски» в 1926 году. Азарт соревнований отразится в мультфильме «Каток» 1927 года.

После окончания ВХУТЕМАСа Иван Петрович мечтал работать в книжной графике и журнальной иллюстрации. Всё изменило предложение друга художника Владимира Сутеева, и в 1924 году Иванов-Вано пришёл в Государственный техникум кинематографии — сейчас ВГИК. На экзамене нужно было нарисовать мальчика, разделить фигуру на части, сделать из полученного марионетку, скрепить подвижные суставы тонкими проволоками и произвести съёмку. О полученном результате Иванов-Вано в книге «Кадр за кадром» пишет:

«А когда наконец увидел своего мальчишку на экране, то чуть не задохнулся от радости…Это было похоже на чудо. Трудно передать охватившее меня чувство. Тут и радость от осознания, что собственными руками создал почти живое существо, тут и странное чувство отчуждения — существо зажило на экране уже своей независимой жизнью… Думаю, это неповторимое чувство и определило мою судьбу, навсегда связав с мультипликацией».

Художника приняли в мастерскую.

Книга Ивана-Петровича Иванова-Вано «Кадр за кадром». Издательство «Искусство». 1980 год

Первые работы

Мастерская состояла из художников ВХУТЕМАСа, они начали с ленты «Китай в огне», поддерживающей китайскую революцию. Это первый советский полнометражный мультфильм, поэтому в нём много ошибок, например, зритель видит пальцы художников, а движения героев примитивны. Выпущенный в 1925 году, он стал первым шагом для многих будущих мультипликаторов. Следующим появляется документальный фильм «Механика головного мозга», для которого Иван Петрович подготовил мультипликационные вставки.

Кадр из мультфильма «Китай в огне». Студии Совкино и ГТК. 1925 год

Мастерская при ВГИКе просуществовала чуть больше года, в 1927 году художник присоединился к советско-германской киностудии «Межрабпом-Русь» — крупнейшей в СССР. Директор студии Моисей Алейников планировал, что мастерская мультипликации будет рекламировать игровые фильмы и создавать учебные ролики. Этим и занялись художники, творя в пространстве пропаганды.

Первой самостоятельной работой Ивана Петровича стала картина «Стекольно-фарфоровая промышленность». О студии Иванов-Вано рассказывал:

«За тонкими фанерными стенками нашей мастерской гремела жизнь. Немые фильмы снимались с неимоверным шумом. Время от времени в нашу тихую обитель заглядывал актёры и статисты снимающихся фильмов. Усатые городовые, экзотично разодетые „марсиане“, декольтированные „дамы света“, затаив дыхание, с любопытством наблюдали за нашей странной работой. Всё происходящее казалось им чёрной магией, неведомым колдовством. А мы, как волшебники, сердито щурились из-под софитов. Может быть, поэтому все на студии относились к нам с особым почтением».

В конце 1926 года в «Межрабпом-Руси» произошёл пожар и мультипликаторы остались без помещения. Они переехали в конюшню: одну половину переделали под студию, в другой — стояли лошади, работу сопровождало их ржанье. Лошади же стали героями первого игрового мультфильма студии — «Похождение Мюнхгаузена».

Кадр из мультфильма «Похождения Мюнхгаузена». Студия «Межрабпомфильм». 1929 год

В 1927 году художники кинофабрики добились возможности сделать мультфильм для детей. Им стал «Сенька-африканец», совмещавший в себе анимацию и натурную съёмку. Сценарий к нему написан по сказке Корнея Чуковского «Крокодил». Юные зрители приняли его с восторгом. Картина — дебют детской советской мультипликации, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.Кадр из мультфильма «Сенька-африканец». Студия «Межрабпом-Русь». 1927 год

В 1930‑е годы в кинематографе начинается новая эра: приходит звук. Мультипликацию он также не обошёл стороной. Первая звуковая работа Иванова-Вано — «Блэк энд Уайт», выполненная в плакатно-сатирической форме по одноимённому стихотворению Владимира Маяковского.

Кинокритик Лариса Малюкова в статье «Одушевлять и воспитывать» отмечает талант и темперамент художников, одухотворявших идеи коммунизма. Например, в одном из кадров зритель примеряет на себя роль раба, уворачиваясь от направленного в камеру кулака.

Именно после этой картины Иванов-Вано стал задумываться о создании мультфильма на основе русской сатирической сказки, впоследствии ленты по сказкам станут его визитной карточкой. Он поделился замыслами со сценаристом Александром Курсом, и в 1934 году вышел мультфильм «Царь Дурандай». Эту работу показывал своим сотрудникам Уолт Дисней. Она создавалась без популярного тогда на студии «Дисней» целлулоида, полностью на бумаге.

Кадр из мультфильма «Царь Дурандай». Студия «Межрабпомфильм». 1934 год

Иванов-Вано был приверженцем национальной традиции в мультипликации, поэтому о появившемся в то время «копировании» техник американских коллег отзывался так:

«…подражание идеям и графическим формам американской мультипликации означало идейный и художественный тупик для мультипликации советской. Находясь под гипнозом Диснея, критики совершенно забыли, что традиции американской мультипликации шли от комиксов — журнальных развлекательных серийных рисунков, не имеющих ничего общего с нашим искусством, с традициями нашего фольклора».

Союзмультфильм

Образованная в 1936 году студия «Союзмультфильм» объединила все основные мультипликационные коллективы Москвы, в том числе преобразованный из «Межрабпом-Русь» «Межрабпомфильм». Художников не хватало, поэтому организовали краткосрочные курсы подготовки. Прошедших конкурс в основном обучали по пособиям Уолта Диснея.

Первый мультфильм, созданный в «Союзмультфильме» Ивановым-Вано — «Котофей Котофеевич» 1937 года. В основе сценария — русская народная сказка, но картина сделана в традициях американской анимации, о чём с сожалением позднее будет писать режиссёр. Подражание заметно и в некоторых следующих мультфильмах — «Три мушкетёра», «Лгунишка».Кадр из мультфильма «Котофей Котофеевич». Студия «Союзмультфильм». 1937 год

В 1938 году Иванова-Вано уволили со студии за шестиминутное опоздание, расстроенный режиссёр возвращался домой на трамвае и повстречал Льва Кулешова. Ранее они уже делали совместный фильм «Сорок сердец» про электростанции. Кулешов, тогда преподаватель ВГИКа, пригласил его организовать мастерскую художников мультипликационного фильма. Иван Петрович согласился, начал преподавать, а факультет существует и сейчас. В «Союзмультфильме» его вскоре восстановили.

В 1939 году на экранах появляется «Мойдодыр», Иван Петрович делился:

«Фильм примечателен для меня тем, что здесь наконец с прямым подражанием Диснею было покончено. В картине был понятный нам мальчик со своим характером, да и крокодил был уже не диснеевский, а знакомый, близкий к иллюстрациям Лебедева и Конашевича».

Успех ленты придал уверенности другим мультипликаторам, они стали использовать традиции русской и советской графики, книжной детской иллюстрации.

Кадр из мультфильма «Мойдодыр». Студия «Союзмультфильм». 1939 год

Во время войны Иванов-Вано работал и преподавал в Алма-Ате, особое внимание уделяя развитию образного мышления, фантазии, чувства юмора у студентов и характерного движения в их анимации. Иван Петрович рисовал акварелью в холодных аудиториях с будущими мастерами советской анимации и иллюстраторами: Анатолием Сазоновым, Евгением Мигуновым, Львом Мильчиным, Сюзанной Белковской. Он считал, что:

«Искусство мультипликации не нуждается в копировании действительности. Художник-мультипликатор, как и любой художник, должен знать жизнь, должен изучать её, уметь отбирать в ней самое типическое и облекать его в художественную форму, преувеличивая характерные явления для создания ярких и выразительных образов».

К своим ученикам Иванов-Вано прислушивался, приглашал работать, к их творчеству относился серьёзно. Когда он в 1971 году вместе с Юрием Норштейном делал мультфильм «Сеча при Керженце», и директор студии отказался внести Норштейна в титры, Иванов-Вано пошёл в Министерство. Министру он разбил палкой стекло, которое лежало на столе, и добился своего.

Вернулся Иван Петрович в Москву в 1943 году.

Конёк-горбунок

Идея создать полнометражный мультфильм по сказке Петра Ершова появилась у режиссёра ещё в Алма-Ате, но шанс представился только в 1945 году. Иван Петрович приступал к работе с волнением, неудача закрыла бы возможность создания полнометражных рисованных фильмов на долгие годы как для него, так и для коллег.

Обстановка на студии была благоприятной для производства «Конька-горбунка»: талантливые мультипликаторы и опытные драматурги приступили к работе над лентой. Главным художником назначили студента Иванова-Вано — Льва Мильчина, с которым тот ещё не раз поработает. Стилистическое решение нашли в народной игрушке, архитектуре, лубке, росписи. На построение композиции кадра повлияла традиция древнерусской миниатюры. Раскрывающую характеры героев музыку написал композитор Виктор Оранский.За монтажом «Конька-горбунка». 1947 год

Производство 57-минутного фильма завершилось в 1947 году. После выхода его хвалили, режиссёр же отмечал, что удача фильма — не случайность, а результат двух лет кропотливой работы. Картину также показывал работникам студии Уолт Дисней. В 1975 году Иванов-Вано сделает второй вариант мультфильма, так как негативы оригинала плохо сохранились.Кадр из мультфильма «Конёк-горбунок». Студия «Союзмультфильм». 1975 год

Мультфильмы-сказки

Следующим рисованным фильмом Ивана Петровича стали «Гуси-лебеди» по одноимённой русской народной сказке, полюбившейся режиссёру особым колоритом крестьянской жизни и идеей дружбы. Влияние на изобразительное решение фильма оказало пребывание в доме отдыха «Щелыково» — бывшем имении Александра Островского. Зрителя завораживает лес, поля, речка.

Знакомые Иванова-Вано называли знатоком русской природы. Его дочь Галина в интервью рассказывала, как они вместе ложились на землю, смотрели на облака и делились тем, что в них видели. С мультипликаторами Иван Петрович часто выезжал на рыбалку, ходил за грибами, а стол его всегда был заставлен соленьями.Кадр из мультфильма «Гуси-лебеди». Студия «Союзмультфильм». 1949 год

По произведению Александра Пушкина выйдет в 1951 году «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В детстве Иван Петрович уже ставил её в собственном театре «на лежанке русской печки». В 1984‑м — «Сказка о царе Салтане».В 1955 году — «Храбрый заяц» по произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка, в 1957‑м — «В некотором царстве», вдохновившись русской народной сказкой «По щучьему веленью», в 1959 году — «Приключения Буратино» с героями, знакомыми по тексту Алексея Толстого.

Обращался Иванов-Вано и к пьесам. Например, в 1952 году он сделал «Снегурочку» по произведению Александра Островского с музыкой Николая Римского-Корсакова. Ленту критиковали, упираясь в невозможность передать философские идеи автора в мультипликационной форме. В 1956 году по мотивам одноимённой работы Самуила Маршака появились «Двенадцать месяцев».Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». Студия «Союзмультфильм». 1956 год

Все эти мультфильмы во многом отражают народный колорит, представления о морали, чего так хотел добиться Иван Петрович.

О своей работе режиссёр позже напишет:

«Поистине, мы были одержимы нашим искусством. Подобно древним мореплавателям, мы устремлялись в рискованное путешествия, чтобы открыть новые земли и материки, отправлялись в дальние плавания на кораблях нашей фантазии, чтобы расширить горизонты искусства, и очень часто нашей путеводной звездой была одна интуиция».

Кукольная анимация

Иванова-Вано вспоминают как человека, относившегося к работе эмоционально и дотошно. Нередко у него случались крупные ссоры с коллегами и руководством. После одной из них Ивана Петровича перевели на студию кукольной мультипликации. Под его руководством увидели свет такие мультфильмы, как «Летающий пролетарий», «Времена года», «Поди туда, не знаю куда». Как человек, любящий всё новое, режиссёр при их создании экспериментировал, обращаясь к ранее не используемым им техникам и жанрам.

Кадр из мультфильма «Поди туда, не знаю куда». Студия «Союзмультфильм». 1966 год

В 77 лет Иванов-Вано понимал мультипликацию как искусство, затрагивающее политические, этические, моральные и социальные вопросы современности. Потому от художника необходима полная отдача, а также наличие у него активной гражданской и философской позиции и передового мировоззрения.

Работал режиссёр до глубокой старости и умер 25 марта 1987 года.Иван Петрович Иванов-Вано за работой

Предыдущие материалы:

Советская мультипликация. Фёдор Хитрук
Советская мультипликация. Анатолий Савченко
Советская мультипликация. Вячеслав Котёночкин

Картина дня

наверх