На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • владимир рябченко
    следует заметить, что толерантностью страдают родившиеся обиженными...Мои мысли
  • владимир рябченко
    Какая тяжёлая жизнь... голодали, нищенская зарплата... а ведь никто в шахту не полез... а справедливости ради Ивашов ...За экраном
  • Светлана Митленко
    Спасибо, Татьяна. К величайшему сожалению, автор этих портретов, художник Вадим Окладников тоже ушел. Можно сказать: ...Замечательные раб...

Москва. Было — стало - 4

Первая часть Вторая часть Третья часть

Правильный ответ прошлого поста:

1926-й. Теперь объяснение.

Во-первых, это улица Мясницкая. Трамвай по ней, кажется, начал ходить в 1907 году. Во-вторых, все вывески выполнены уже в новой орфографии, которая была введена в 1918 году. Например, слева на вывеске видно слово «Лаборатория». Если бы это был 1916 год, тогда была бы «Лабораторiя». Справа вывеска над магазином провозглашает имя владельца «С.Ю. Расин». Если бы это был 1916 год, было бы «С.Ю. Расинъ».
Ну а в 1936 году уже никаких частных магазинов и никаких имен владельцев не было. Как не было и улицы Мясницкой, она превратилась в улицу Кирова.
Так что это 1926 год, самый разгар НЭПа — новой экономической политики, объявленной Лениным после Гражданской войны, разрухи и военного коммунизма.

Продолжим путешествие.

Триумфальная арка в честь победы русского народа над Наполеоном изначально стояла на Тверской заставе. Фотографировать это место с прежнего ракурса невозможно из-за непрерывного потока машин, потому воспользуемся «Яндекс.Панорамами».

Триумфальные ворота возводили в 1829−1834 годах по проекту Осипа Ивановича Бове. В 1936 году, во время так называемой сталинской реконструкции Москвы, ворота были разобраны. Правда, с намерением собрать их снова перед Белорусским вокзалом, но вмешалась война. Железобетонную копию арки воздвигли уже при Брежневе, в 1966−1968 годах, по проекту Владимира Яковлевича Либсона.

От старинной улицы остался только дом купца Шерупенкова (вон он слева). Когда-то здесь размещалось Миусское городское начальное училище, где бывал Антон Павлович Чехов. В училище преподавал его брат, которого он навещал.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 120 лет.Посмотрим на величественную Триумфальную арку с другой стороны улицы.

Триумфальную арку возвели в 1814 году, почти сразу после того, как генерал-губернатор Москвы Федор Васильевич Ростопчин узнал от императора Александра Павловича о заключенном мире.

Место тоже выбрали особенное — у Тверских ворот встречали государя на въезде в Москву.

Первый облик Триумфальной арки был воплощен в дереве. Каменную арку возводили уже при брате Александра I, Николае Павловиче.

На верхней фотографии Тверская застава украшена к коронационным торжествам царя Николая Александровича и царицы Александры Федоровны. Эти места можно теперь узнать с трудом: от прежнего пейзажа остался дом купца Шерупенкова справа — с остроконечной башенкой.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей больше 120 лет. Еще один взгляд на Триумфальную арку у Тверской заставы, и во что превратилось это же место спустя 120 лет.

Триумфальные ворота разбирали в 1936-м с намерением восстановить их у Брестского вокзала (сейчас Белорусский). Это почти единственный случай, когда памятник сносили с сохранением декора и архитектурных деталей. Правда, на это сохранение потом наплевали. Например, чугунные колонны пошли на переплавку.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Никак невозможно пройти мимо места, где когда-то стояла Триумфальная арка. Ее разобрали в 1936 году. В том же 1936 году совархитектор Михаил Исаакович Синявский начал строительство на углу 1-й Тверской-Ямской (к тому времени она уже называлась улицей Горького) огромного Дома специалистов. Когда-то давно на углу этого дома, на первом этаже, была известная булочная.

Трамвай на электрической тяге, что проходит под аркой, был запущен первым в Москве в 1899 году. Трамвайные пути сохранились до сих пор, только перенесены значительно правее — это хорошо заметно на нижнем снимке.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей что-то около 110 лет.

Первая Мещанская улица сейчас называется проспектом Мира. До 1930-х годов здесь стояла красивая церковь Андриана и Наталии, освященная, как говорят, по имени царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной — матери Петра Первого.

Деревянная церковь изветшала, была разобрана, на ее месте возвели каменный Петропавловский храм с приделами во имя мучеников Наталии и Андриана. На фасаде самой церкви была надпись, что построена она по указу Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи.

При царе Александре III храм расписал наш великий иконописец Виктор Доримедонтович Фартусов. После 1917 года церковь была разграблена, в 1920-е годы закрыта, а в 1936 году уничтожена. Говорят, что на этом месте хотели построить жилой дом. Тем более что рядом соварх Дмитрий Булгаков возвел дом Наркомата связи. Но не случилось, на месте храма до сих пор пустырь.

Обе фотографии сделаны с одной точки. На верхней карточке церковь незадолго до разрушения.Калужская площадь, названная по Калужским воротам Земляного города. При первых Романовых площадь потеряла военное значение и стала торговой, пребывая таковой вплоть до начала Первой мировой войны.

При императоре Александре III в 1882 году у Калужских ворот, на улице Большая Якиманка, архитектор Петр Петрович Буренин возводит красивейший храм Казанской Божией Матери в популярном тогда неовизантийском стиле. Строительство было посвящено окончанию Русско-турецкой войны.

Красные закрыли храм в 1920-е годы, но не стали взрывать, как это делали обычно, а превратили его в музей, а потом в кинотеатр. Правда, купола снесли и колокольню разобрали наполовину. Уже при Брежневе церковь снесли. В 1972 году в Москву приезжал президент США Ричард Никсон, и было решено снести на его маршруте все старые строения.

Обе фотографии сделаны с одной точки. Знаменитая Хитровская площадь, описанная великим Гиляровским. С разницей в 106 лет. Малая Сухаревская площадь примерно 110 лет назад и Сухарева башня. В последние годы часто звучит предложение восстановить башню. С учётом автомобильного движения, сомневаюсь, что сие возможно. Если только поменять конструкцию, но это будет уже не восстановление.

Башню построил известный московский зодчий, строитель кремлевского Арсенала Михаил Иванович Чоглоков в 1690-е. В начале 1700-х на третьем ярусе поселилась школа математических и навигацких наук, где учились (трудно в это поверить) 500 человек. На самом верхнем этаже Яков Брюс открыл первую в России астрономическую обсерваторию. За 200 лет в башне поменялось много разных контор и учреждений, от архива и часовни до резервуара с водой и канцелярии Первого Мещанского попечительства о бедных. Башня прожила недолго при советской власти; несмотря на то что она была признана памятником, в 1934 году ее снесли. После уничтожения Сухаревскую площадь переименовали в Колхозную. Мы часто бывали у Сухаревской башни, но каждый раз надо обращать внимание на то, что ускользало ранее. Например, каким было Садовое кольцо до расширения 1930-х годов. Под это расширение отдали четную сторону улицы — снесли всю застройку вплоть до Панкратьевского переулка.

Старые соседи Сухаревской башни на нечетной стороне — трехэтажный дом купца 1-й гильдии Павла Семеновича Малютина и Шереметьевская больница — до сих пор стоят на своих местах, в чем легко убедиться, сравнив два снимка. В Шереметьевской больнице сейчас Институт неотложной помощи имени Склифосовского.

После уничтожения Сухаревской башни, площадь называлась Большой Колхозной. Историческое название вернули уже в 1990-х годах.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей что-то около 110 лет. Мы на 1-й Тверской-Ямской. Здесь на углу с Васильевской улицей до 1935 года стоял прекрасный храм Василия Кесарийского.

В 1816 году на месте прежнего, деревянного еще храма, сильно поврежденного французами, решено было построить новую каменную церковь. Работы шли долго и завершились неудачно; в 1845 году церковь разобрали и решили строить заново. Император Николай Павлович, который вмешивался практически во все вопросы, лично утвердил новый проект. Архитектор Николай Ильич Козловский построил для храма прекрасную колокольню.

В 1883 году его перестроил Дмитрий Алексеевич Гущин. Это была самая большая приходская церковь в Москве, способная вместить 5000 человек.

После Октябрьской революции 1917 года церковь еще какое-то время жила, но в 1922 году ее разграбили, а в 1934-м закрыли и уничтожили. На месте храма в 1939 году был построен Дом чекистов. В память о церкви осталось только название улицы Васильевской.Знаменитый дом-коммуна на пересечении улицы Орджоникидзе и 2-го Донского проезда. Если вас занесет в район площади Гагарина, обязательно сходите посмотреть на яркий образец конструктивизма — бывшее общежитие текстильного института, проект архитектора Ивана Сергеевича Николаева, возведенное в 1929−1930-х годах. Это было новое применение архитектуры как социальной технологии. Общежитие даже называли машиной для жилья, ибо планировка его была заточена под строгий распорядок дня студентов. Роль личных комнат тут играли «кабины для сна».

На верхнем снимке видно, что спальный корпус возводили на стальной раме. Бедный Николаев даже ждал ареста, когда на него ополчились за то, что он нерационально использует сталь. Конструктивистские дома порой строились из дерьма и палок, а тут сталь. Общежитие немного перестроили в 1960-е. Недавно его отреставрировали. Сейчас он принадлежит институту стали и сплавов.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 90 лет.Всегда было интересно, что было на углу Большой Бронной и Тверской до того, как в 1940-е Михаил Петрович Парусников и Геннадий Баданов построили здесь восьмиэтажный дом, где жили заслуженные люди и советская элита второго порядка.

Оказалось, что на этом месте стоял вполне себе симпатичный магазин в стиле модерн с большими витринами.

Верхняя карточка сделана явно в 1930-е годы. Архитектор Гирш Беркович Бархин уже построил здание редакции газеты «Известия». Оно видно на втором плане. Но, кажется, еще не поменялась красная линия Тверской улицы.

Обе фотографии сделаны с одной точки.5 декабря 1931 года в Москве двумя взрывами был уничтожен один из главных символов старой Россiи — храм Христа Спасителя.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 88 лет.Пречистенка. Здание с куполом справа известно тем, что в 1865 году здесь жил квартирантом великий русский живописец Иван Николаевич Крамской. Он расписывал купол строящегося храма Христа Спасителя, и жилье выбрал неподалеку от места работы. Вместе с Крамским работали Николай Андреевич Кошелев и Богдан Богданович Вениг.

Справа видна церковь Сошествия Святого Духа. Она уже закрыта и ждет сноса. Одну из старых московских церквей уничтожили в 1934 году из-за строительства станции метро «Дворец Советов». К тому моменту она уже три года была закрыта, кресты сброшены, купола снесены.

Дворец Советов так и не построили, хотя из-за него снесли самый большой собор России — храм Христа Спасителя; а станция со временем стала «Кропоткинской». Вход на станцию — как раз на месте церкви.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей что-то около 90 лет.Январь 1924 года — похороны Ленина. Очередь в Колонный зал Дома союзов, так было переименовано Благородное собрание.

На верхнем фото, впрочем, больше интересен храм, что стоит на втором плане. Это церковь Параскевы Пятницы. Каменный храм на этом месте выстроил еще князь Василий Голицын в 1680-х годах. С тех пор Параскеву не единожды перестраивали — в последний раз в 1876 году по проекту Николая Николаевича Васильева.

Через два года после похорон Ленина церковь отреставрировали, а уже в 1928 году её решили уничтожить. Несмотря на заступничество историков и хранителей старины (среди них был Игорь Эммануилович Грабарь), храм был сломан. Теперь тут какой-то из подъездов Госдумы.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей чуть меньше 100 лет. Трудно сказать, что обе фотографии сделаны с одной точки, потому что восстановленный храм Христа Спасителя был построен на стилобате.

На обеих фотографиях изображен северный фасад храма. Верхняя карточка — идет подготовка к уничтожению. Рабочие выносят все, что можно использовать в качестве строительных материалов. Храмовые ценности были разграблены ранее.

На карточках очень хорошо видно, какие различия в деталях между снесенным и реконструируемым храмом. Реставрацией это можно назвать с большой натяжкой. Один из первых высотных домов Москвы 1910-х годов. Тучерезъ в Оружейномъ переулке, как его называли иногда, был спроектирован Эрнстом-Рихардом Карловичем Нирнзее. Иногда краеведы называют его «вторым домом Нирнзее», возведенным для Алексея Владимировича Лобозева — крупнѣйшаго московскаго домовладельца.

В основе дома Лобозева — старая постройка, которую еще в 1903 году переделывал известный Николай Дмитриевич Струков. В 1980-х дом пережил варварский капремонт, после которого потерял свои интерьеры и даже лепнину фасада.

Теперь рядом с первым тучерезом стоит стеклянная высотка Посохина. В какой-то степени преемственность.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей что-то около 90 лет.Расскажу историю о необычном доме на Большой Садовой.

При сравнении двух фотографий, которые сделаны с одной точки, как будто бы видно, что после сталинской перестройки Садовая изменилась неузнаваемо и ничего, что было на верхней карточке, не осталось. Но при изучении дома № 3 выяснилось, что пятиэтажную постройку в стиле модернъ (она видна на верхнем фото справа) разрушать не стали, а встроили в новый дом. Хорошо заметно, что старинное здание как бы выбивается из длинного сталинского фасада. Взгляните на второй этаж: форма четырех больших полуарочных окон повторяется на двух фото. Это одна и та же постройка.

Дом в стиле модерн принадлежал до 1917 года роду Титовых, братьям Василию и Андрею и отцу, Игнатию Титовичу, купцу второй гильдии, что торговал мануфактурным товаром. Это удивительный дом. Заходишь в подъезд и вместо сталинки видишь богатое старинное парадное доходного дома последних лет Имперiи.

Разница между фотографиями ровно 110 лет.В России прошлого неприятный ныне акроним ОМОН имел совсем другой смысл и ассоциации.

На верхнем снимке — театр Шарля Омона, возведенный Модестом Александровичем Дурновым в 1900 году на Триумфальной площади. Тогда, 120 лет назад, это строение воспринималось публикой ну как в Москве сегодняшней принимают дома в стиле капиталистического романтизма. Творение Дурнова кажется нагромождением фасадов, и неизвестно, до чего бы довела фантазия архитектора, если бы городской голова Владимир Михайлович Голицын не наложил запрет на некоторые излишества. Говорят, что Дурново желал оформить вход в театр в виде пасти дракона.

Зал театра вмещал 1000 человек. После 1917 года, в двадцатые, тут поселился гостеатр Мейерхольда. Всеволод Эмильевич начал строить новое здание, которое завершили уже в 1940 году как концертный зал филармонии.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет.Одно из красивейших зданий старой Москвы, к сожалению, потерянное. Городская бесплатная читальня имени Ивана Сергеевича Тургенева.

Ее построил в 1880-х в конце Сретенского бульвара Дмитрий Николаевич Чичагов по заказу основательницы читальни Варвары Алексеевны Морозовой. Кроме расходов на строительство библиотеки Морозова пожертвовала 10 тысяч рублей — невероятные по тем временем деньги. Пять тысяч пошли на приобретение книг, еще пять тысяч сформировали фонд, на проценты от которого читальня приобретала газеты, журналы и книги. При этом Морозова обязалась оплатить содержание читальни в первые пять лет.

Здание снесли в 1972 году по указанию 1-го секретаря МГК КПСС Виктора Гришина. Тогда начинали строить Новокировский проспект (ныне Сахарова), и, по мнению Гришина, библиотека диссонировала бы с новой архитектурой. От прежнего пейзажа остался только склон дороги.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет. Трубную площадь когда-то занимал рынок, образовавшийся после того, как московские власти убрали речку Неглинку под землю, заковав в трубу.

Сама Трубная площадь названа, конечно, не по этой трубе, а по отверстию в крепостной стене Белого города, через которое протекала Неглинка, или по деревянной трубе в основании моста, который стоял над речкой.

При императоре Николае Павловиче на Трубу перевели всю торговлю с Охотного ряда, начиная с цветов и заканчивая животными. Птичий рынок просуществовал вплоть до 1924 года.

Справа стоит трехэтажный дом с надписью «Мануфактурный магазинъ Чернятина». До Чернятина, который торговал стройматериалами, тут был известный трактир «Крымъ». При Брежневе дом снесли, а на его месте построили Дом политпросвещения, его тоже снесли в нулевые.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей что-то около 120 лет. Этот домик в самом центре Москвы мог бы стать музеем, но от него предпочли избавиться. Садово-Самотечная улица.

Деревянный одноэтажный дом известен тем, что здесь жил великий иконописец и реставратор, придворный художник императора Николая II Василий Павлович Гурьянов. Наберите в «Яндексе» два слова: «иконы Гурьянова», и вам откроются сотни красивейших работ, принадлежащих ему и его ученикам.

Непонятно, каким образом дом, где жил и умер в 1920 году Гурьянов, пережил и сталинскую реконструкцию города, и хрущевскую десятилетку, когда старую Москву официально признали рухлядью, недостойной сохранения.

Верхнюю фотографию сделал голландский турист Aad van der Drift в 1984 году. Нижнее фото с того же ракурса сделано мною в начале декабря 2019 года.

Дом Гурьянова был снесен при раннем Лужкове. Снесли просто так — четверть века на этом месте пустырь.Комичных памятников Ленину за семь десятков было достаточно. Это один из первых, на Самотечной площади. Он стоял с 1920-х до начала 1930-х.

На самом деле это была временная инсталляция — один из первых образцов советского монументального искусства. Статуя играла второстепенную роль. Она несколько терялась на фоне массивного авангардного пьедестала.

В середине 1930-х инсталляцию разобрали, и на Самотечной появилась доска почета колхозников Московской области. Вдали виден обезглавленный Троицкий храм (здесь сейчас подворье Троице-Сергиевой лавры).

В 1967 году здесь была построена Самотечная эстакада. Так что точка съемки несколько сдвинута от оригинальной. Спасские казармы на Садово-Спасской. В тот момент, когда Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе по поручению Московского Императорского Археологического общества делал верхний снимок, Спасские казармы были местом дислокации Второго гренадерского Ростовского полка. В начале Первой мировой войны в казармах расквартировался 192-й пехотный запасный полк.

Казармы использовали по назначению вплоть до войны с Гитлером, а после сюда заселили гражданские учреждения. В 1967 году рядом возвели серые 14-этажки общежитий военной академии.

Вдали видно конструктивистское здание Наркомата земледелия (мы о нем еще поговорим) и шпиль высотки на Красных воротах.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей что-то около 105 лет. В начале 1-й Тверской-Ямской выделяется доходный дом Федора Венедиктовича Езерского с волнообразным аттиком (на современном снимке дом синего цвета). Этот аттик сильно помог мне найти прежнюю точку съемки и совместить две фотографии.

Дом построил, а вернее, перестроил в 1903 году знаменитый поклонник модернизма — архитектор Клавдий Леонидович Розенкампф.

Простое сравнение современной и старинной фотографий показывает, что дом Езерского потерял весь свой богатый модерновый декор. Это произошло в 1920-х годах, а так называемая реконструкция 1990-х и вовсе изменила облик дома.

Сам господин Езерский был очень яркой фигурой — изобретатель русской бухгалтерии, он буквально проповедовал свою форму счетоводства. При приближении старинной фотографии на доме Езерского можно разглядеть вывеску с хорошо читаемым словом КУРСЫ — это все бухгалтерия Езерского.

Если приглядеться, то вдали можно увидеть Триумфальную арку.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 120 лет.Смоленский вокзал на Тверской заставе был начат строительством в апреле 1869 года. Закончили как раз к открытию Московско-Смоленской железной дороги, которое прошло 19 сентября 1870-го. Через год дорогу дотянули до Бреста, и Смоленский вокзал стал Брестским.

Перед коронацией последнего русского царя архитектор Кекушев построил на вокзале императорский павильон для встречи Николая Александровича и Александры Федоровны.

В ноябре 1871 года в связи с продлением железной дороги от Смоленска до Бреста вокзал переименовали в Брестский. В 1907 году деревянный царский павильон разобрали и вокзал расширили по проекту Струкова. Он закончил расширение в год столетия победы над Наполеоном, потому Брестский вокзал и Московско-Брестская дорога (по этому направлению гнали мерзких французиков) были переименованы в честь императора Александра I. После этого вокзал еще два раза менял имя, пока, уже при советской власти, не стал Белорусским.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 130 лет.На карте Суворина 1901 года эта улица еще называется Долгоруковской (в честь генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова).

В советские времена ей дали имя Каляева — террориста, что убил бомбой московского губернатора великого князя Сергея Александровича. В 1992 году улице снова вернули историческое имя, но другое. То, что было еще в XIX веке: Новослободская.

Два примечательных дома на снимке были сфотографированы в 1930-е годы. Справа доходный дом 1906 года постройки, возведенный в стиле модерн. В советские времена здесь располагался известный на всю Москву комиссионный магазин.

Слева тот же доходный дом с магазинами. Он вроде бы сохранился, но был полностью перестроен и надстроен на один этаж. Когда-то здесь размещались гастроном и ателье. Сейчас дом стал частью капромовского зеленого чудовища — бизнес-центра «Сафа», построенного в 2002 году.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей почти 90 лет. Никольский храм на Долгоруковской улице с удивительной и очень печальной судьбой. Если бы его снесли, было бы понятно, но его перестроили до неузнаваемости, а потом отдали Госкомитету СССР по кинематографии и туда в 1945 году вселилась студия Союзмультфильма. Не самая плохая часть советской истории стала неотъемлемой частью этой церкви. Потому вернуть ей первоначальный облик никак нельзя — корпус сталинской архитектуры внесен в реестр памятников.

Церковь в Новой слободе стояла с седых времен. Еще деревянная, она попала на великую картину Сурикова «Боярыня Морозова» — купол храма был прорисован в перспективе картины. Уцелевшая шатровая колокольня была возведена в 1900-х архитекторами Воскресенским и Курдюковым.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет. Угол Оружейного переулка и Пименовской улицы. Последние 90 лет Пименовская носит название Краснопролетарская — так была переименована известная типография Ивана Николаевича Кушнерева, которая стояла здесь неподалеку.

Если присмотреться к зданию трактира, то на втором этаже заметна большая пробоина от пушечного снаряда — последствия столкновений в революцию 1905 года. Артиллерия применялась властью при подавлении бунта. На Пименовской в декабре 1905 года были ранены около 20 человек.

Вывески на здании тоже забавные. Трактиръ М.Н.Сорокина безъ права продажи крѣпкихъ напитков.

На вывеске ОБУВЬ нарисован выразительный сапог, чтобы могли понимать неграмотные, которых в ту пору в Москве было много. Как и сейчас, впрочем.

Обе фотографии сделаны с одной точки в декабре с разницей 114 лет. Жаль, что снега в нашем веке так мало. Одно из самых драматичных изменений в Москве за последний век — отсутствие снега зимой.

Это 1-я Тверская-Ямская в конце 1890-х, но не позже 1903 года. Дата вычисляется по двум зданиям.

Первое — магазин братьев Видоновых. На вывеске даже читается часть фамилии «...ДОНОВА». Это были торговцы обувью и владельцы обувного производства — Михаил, Сергей и Иван Михайловичи. К началу века бизнесом занимался, кажется, только один из них.

В 1907 году архитектор Адольф Эрнестович Эрихсон перестроил магазин Видоновых во дворец в стиле модерн. В советские времена дворец перестроили в унылую коробку для министерства оборонной промышленности СССР (сейчас здесь министерство экономразвития).

Второе здание — дом Федора Венедиктовича Езерского, он стоит вдалеке на противоположной стороне улицы, но хорошо виден.

Обе фотографии сделаны с одной точки. Московская духовная семинария располагалась во дворце 1870-х годов постройки, принадлежащем некогда Ивану Андреевичу Остерману, который оставил его в наследство внуку своей сестры Александру Андреевичу Толстому — своих детей у него не было.

Толстой наследство в 1830-х годах продал московским властям, которые передали дворец под нужды семинарии. Пострадавшее в Великом пожаре 1812 года здание немного модернизировали по проекту Аполлона Щедрина, а много лет спустя пристроили общежитие для нужд епархии.

При советской власти семинарию закрыли, а в общежитие одно время заселяли делегатов Всероссийского съезда Советов (был такой орган власти). Отсюда и пошло нынешнее название улицы: Делегатская; до того она называлась Божедомкой — смысл народного названия этого места, думаю, понятен и сегодня.

Последние 40 лет во дворце — Всероссийский музей декоративного искусства.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 120 лет. У Сретенских ворот. Верхняя фотография сделана в 1896 году в дни коронации Николая Александровича и Александры Федоровны. Площадь украшена красивой праздничной аркой с императорским вензелем.

Если присмотреться, то слева на первом плане виден флагшток с национальным бело-сине-красным стягом и шестиконечной звездой. В старой Россiи этот символ использовался часто как праздничный знак; узнаваемой эмблемой Израиля и иудаизма он стал много позже.

На двух фотографиях слева над домами виден крест Успенской церкви. К счастью, она сохранилась. А вот стоящая вдали церковь Спаса Преображения в Пушкарях (она хорошо видна на верхнем снимке) была взорвана в 1935 году, на этом месте теперь школа.

Обе фотографии сделаны с одной точки. Бывшие корпуса хлебозавода № 5 имени Никиты Хрущева. Предприятие больше известно как завод имени Зотова, но в середине 1930-х, когда будущий ниспровергатель Сталина занял должность партийного руководителя Москвы, его имя ненадолго присвоили заводу.

Памятник конструктивизма и самый передовой завод-автомат был возведен в 1931−1932 годах по проекту архитектора Никольского и инженера Марсакова, который вооружил предприятие кольцевым конвейером (автоматом), да так, что стоимость строительства упала на треть.

Хлеб здесь выпекали больше 70 лет. Потом участок земли выкупил небезызвестный Алишер Усманов с партнером под элитное строительство и поставил впритык к корпусам завода ЖК-монстр «Пресня-сити» — три 44-этажные башни, чем убил памятник. Никогда район Пресни не знал таких высот. Впрочем, оцените сами, как вам такое соседство с памятником.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей что-то около 80 лет.В 1925 году братья Веснины — Александр, Виктор, Леонид — разрабатывают свой первый конструктивистский проект в Москве — универмаг Мосторга на Пресненской заставе. Удивительная их судьба в архитектуре — десятки неосуществленных проектов.

В 1920-е годы наступает ревущая эпоха конструктивизма и, по-видимому, начало эры Весниных. Универмаг Мосторга получился новаторским архитектурным и инженерным решением. Почти в каждом каталоге сообщается: чтобы сделать витрину незамерзающей, Веснины придумали сложную систему вентиляционных шахт.

Узнаваемая надпись на фасаде была уничтожена в 1940-е с переименованием универмага в Краснопресненский. В 2002 году здание приобрела компания Benetton, после чего вернулись и старая надпись на фасад, и первоначальный вид (были заделаны окна, что пробили на аттике), но интерьеры магазина пропали.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 92 года. Посмотрим, как изменилась Красная Пресня.

Верхняя карточка сделана, вероятнее всего, весной 1942 года. Противотанковые ежи появились в Москве в конце 1941 года, а подтаявшие сугробы намекают на то, что это уже весна.

Универмаг Мосторгауже переименован в Краснопресненский показательный универсальный магазин. Рядом с ним стоит церковь Чуда Михаила Архангела с остроконечной крышей. В 1920-е годы церковь закрыли, снесли главку с крестом и перестроили в жилье. Там теперь, кажется, йога-центр.

Более всего жалко исчезнувший зимой снег и жилой дом с башенкой (он стоит справа). Его снесли в 1970-е. На этом месте стоит капромовское чудовище, в котором поселился «Макдоналдс».

Обе фотографии сделаны с одной точки. Улицу Первую Мещанскую сейчас называют проспектом Мира.

Верхний снимок, вероятнее всего, сделан в 1918 году.

По Мещанской гонит ветеран Первой мировой — броневик «Гарфорд», или «Путилов-Гарфорд», производимый в Питере на базе грузовика от американской Garford Motor Truck Company.

Позади бронеавтомобиля красивейший дворец Кузнецовых. Он сохранился, но очень изменился за последние 100 лет.

Обе фотографии сделаны с одной точки. А вот и дом Кузнецовых. Вернее, что осталось от богатейшей некогда усадьбы.

Этот особняк принадлежал Надежде Викуловне, жене Матвея Сидоровича Кузнецова — московского промышленника, владельца «Товарищества производства фарфоровыхъ и фаянсовыхъ издѣлій».

В 1870-е годы архитектор Федор Осипович Шехтель перестроил старую усадьбу, а спустя годы возвел в правой ее части особняк-флигель в том виде, как он изображен на верхней фотографии.

После 1917 года усадьбу национализировали, Кузнецовы эмигрировали. Особняк Надежды Викуловны переделали в коммунальное жилье, а в 1930-е годы надстроили на два этажа, уничтожив для этого фронтон и остроконечную готическую крышу.

В 1950-х при строительстве вестибюля станции метро «Ботанический сад» (сейчас «Проспект Мира») большая усадьба Кузнецовых сгинула под ковшами бульдозеров. Сохранились только флигели.

Теперь в доме Кузнецовой, кажется, детский центр.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 120 лет.

___________

Ну, пока остановимся, продолжение следует...

https://t.me/ecoyase

Картина дня

наверх