В первый же день Великой Отечественной войны, в первые ее часы, советские летчики совершили несколько воздушных таранов, продемонстрировав асам люфтваффе, что без колебаний готовы рискнуть своей жизнью ради защиты Родины. Советскими документами подтверждается 4 воздушных тарана, которые были совершены в воскресенье 22 июня 1941 года. Это были тараны, выполненные летчиками-истребителями: командиром звена 46-го ИАП старшим лейтенантом И. И. Ивановым,Старший лейтенант Иван Иванович Иванов и лётчики его звена в утреннем вылете 22 июня: лейтенант Тимофей Иванович Кондранин (погиб 05.07.1941) и лейтенант Иван Васильевич Юрьев (погиб 07.09.1942)
В то же время наибольший интерес представляет таран, который был выполнен Дмитрием Васильевичем Кокоревым, примерно в 5:15 утра по московскому времени (4:15 по берлинскому). Информация о данном таране подтверждается не только документами из архива 124-го ИАП, но и немецкими данными о потерях, а также сохранившимися воспоминаниями экипажа сбитого немецкого самолета. Этот воздушный бой произошел в районе аэродрома Высоко-Мазовецк, на котором базировались все боеспособные подразделения 124-го истребительного авиаполка.
Стоит отметить, что к моменту начала войны Дмитрий Кокорев был уже достаточно опытным летчиком. Дмитрий Васильевич Кокорев родился в 1918 году в деревне Юрьево, расположенной в Питилинском районе Рязанской области. После окончания обучения в школе он некоторое время работал механизатором в колхозе, а затем слесарем на заводе. Одновременно с рабочей деятельностью он проходил обучение в аэроклубе. С 1937 года Кокорев служил в рядах РККА. В январе 1938 года он поступил в Пермскую авиашколу, которую закончил через 1,5 года в июле 1939 года. После этого он получил назначение в 41-й ИАП из состава 66-й ИАБр ВВС Белорусского особого военного округа (Западным особым военным округом он стал называться после 11 июля 1940 года). Практически год, вплоть до июня 1940 года Дмитрий Кокорев познавал все тонкости летного мастерства, находясь в составе одного из самых лучших кадровых авиаполков во всем округе. После прохождения обучения на курсах командиров звеньев Кокорев был переведен на должность командира звена не так давно сформированного 124-го ИАП, сообщает Михаил Тимин — один из современных исследователей истории советских ВВС в годы Великой Отечественной войны.
Как и большое количество других советских авиачастей, сформированных перед войной в 1940 году, 124-й ИАП не смог вовремя получить положенного ему по штату количества боевых самолетов, поэтому развернуть надлежащую учебно-боевую подготовку командованию данной части не удалось. Всего за 1940 год личный состав 124-го полка успел налетать 1938 часов 20 минут, что в среднем составляло 20-25 часов налета на каждого пилота, естественно, это не отвечало даже минимальным требованиям, отмечает Михаил Тимин. В таких условиях большая часть молодых летчиков истребительного авиаполка не смогла в 1940 году приступить к выполнению непосредственно боевой подготовки, они не проводили ни воздушных боев, ни воздушных стрельб, ни полетов на бомбометание.
Начальник штаба 41-го ИАП И. И. Волков ставит задачу младшему лейтенанту Кокореву. Белосток, зима 1939-40 гг. фото: warspot.ru
Весна 1941 года принесла полку перемены. В апреле 1941 года авиаполк был выведен из состава 11-й ИАД и переброшен с аэродрома Минск (Мачулищи) на аэродром в Белостоке, где был включен в состав 9-й САД. Почти одновременно с самим перебазированием, личный состав истребительного авиаполка начал перевооружение на новейшие истребители МиГ-1 и МиГ-3. Все это привело к тому, что, как и в 1940 году, развернуть полноценную учебу летчиков весной 1941 года опять не удалось. По данным на 1 июня 1941 года пилоты 124-го ИАП успели налетать всего 667 часов 32 минуты, из которых всего 60 часов 50 минут (195 полетов) было выполнено на новых истребителях «МиГ», то есть меньше 10 часов налета на каждого из 82 летчиков полка. Еще хуже была ситуация с боевой подготовкой пилотов: за 5 месяцев 1941 года они успели совершить всего 10 стрельб по наземным целям (в январе), а по конусу в воздухе не провели ни одной стрельбы.
14 мая 1941 года в катастрофе, совершая облет истребителя МиГ-3, погиб один из опытнейших летчиков полка капитан Г. А. Тихонов командир 4-й эскадрильи, который к тому моменту имел налет более 1700 часов. Ситуацию вскоре усугубило и то, что в первых числах июня полк вынужден был передать 25 своих истребителей И-16 во вновь формируемый 184-й ИАП, после передачи в части в качестве переходного истребителя для освоения «МиГов» осталось всего 4 самолета И-16. После этого боевую подготовку нужно было проводить исключительно на самолетах МиГ-3. К началу Великой Отечественной войны 124-й ИАП, по сути, представлял собой учебную, а не боевую часть, командный состав которой занимался освоением новейших истребителей для того, чтобы в будущем выстроить процесс переобучения всего остального летного состава части, а также развернуть полноценную учебно-боевую подготовку.
Стоит отметить, что всего по состоянию на 1 июня 1941 года в пяти западных военных округах насчитывалось 4727 истребителей, в том числе 77 МиГ-1 (исправных машин 55) и 845 МиГ-3 (исправных машин — 786). При этом подготовленных пилотов на МиГ-3 было меньше, чем самолетов. МиГ-3 был неплохим самолетом, но по своему амплуа — это был высотный истребитель-перехватчик. Своих лучших характеристик по показателям маневренности он достигал на высоте более 6 тысяч метров, а максимальную скорость в 640 км/ч развивал на высоте 7 тысяч метров. В то же время уже с началом Великой Отечественной войны стало понятно, что основные воздушные бои происходят на средних и малых высотах, на которых МиГ-3 уже не мог похвастаться ни своей скоростью, ни маневренностью, что стало одной из причин больших потерь данных самолетов в воздушных боях лета-осени 1941 года.
Пилоты истребителей МиГ-3 в ожидании приказа на взлет
Усугубляло ситуацию то, что новейшие истребители МиГ-1 и МиГ-3 обладали массой «детских болезней» (как и любые новые самолеты), машины были перетяжеленны, а также обладали большой нагрузкой на органы управления, что значительно тормозило процесс освоение самолетов личным составом. В июне 1941 года к уже известным трудностям с техническим состоянием истребителей добавились серьезные проблемы с состоянием их вооружения. При попытке проведения учебных стрельб было установлено, что большая часть синхронных пулеметов на истребителях МиГ-3 банально отказывает, а сами синхронизаторы выходят из строя, что ведет в свою очередь к прострелу лопастей винта. При проведенном 4 июня 1941 года осмотре вооружения на 50 истребителях полка был выявлен производственный дефект синхронизатора. В результате выездная бригада завода № 1 совместно с техническим состав истребительного авиаполка лихорадочно занимались переделкой синхронизаторов и пристрелкой пулеметов «МиГов».МиГ-3 из состава 124-го ИАП, оставленный из-за технической неисправности на аэродроме Высоко-Мазовецк, июнь 1941 года.
На 22 июня 1941 года полк, в котором служил Дмитрий Кокорев, располагался на двух аэродромах — Высоко-Мазовецк и Ломжа. При этом именно в Высоко-Мазовецке были дислоцированы все боеготовые подразделения авиаполка, которые уже были перевооружены на истребители МиГ-3. Всего в части насчитывалось 82 летчика, 63 из которых успели выпустить на МиГ-3. Как и большинство советских частей ВВС, расположенных на территории приграничных округов, 124-й полк был поднят по боевой тревоге примерно в 2 часа ночи 22 июня и был приведен в полную боевую готовность согласно поступившей Директиве № 1, но из-за противоречий, которые имелись в тексте директивы, как и в большинстве других авиационных частей и соединений, командование полка не отважилось на решительные действия, предпочитая выжидать. Примерно в 04:20 на аэродром Высоко-Мазовецк был совершен первый налет бомбардировщиков противника. Согласно сохранившимся документам полка, всего в этом налете (скорее всего, их было сразу два: в 04:20 и 04:55) принимали участие 16 бомбардировщиков Ю-88 и 14 двухмоторных истребителей Ме-110. Однако, не имея достаточного опыта в опознании авиационной техники противника, советские летчики ошиблись — налет выполняли бомбардировщики Dо 17Z из KG 2 и истребители Bf 109Е из II./JG 27.МиГ-3 из состава 124-го ИАП, уничтоженные при авианалётах и брошенные на аэродроме Высоко-Мазовецк, июнь 1941 года
После первых сброшенных бомб советские самолеты начали подниматься в воздух. Всего с 04:30 до 05:10 несколькими группами взлетели 28 истребителей МиГ-3 из состава 124-го ИАП. Подчиняясь приказу командования полка, советским летчикам можно было открыть огонь по немецким самолетам лишь в ответ на огонь со стороны противника, перелетать границу летчикам также запрещалось. В то же время немецкие бомбардировщики первыми открывать огонь по советским истребителям не торопились, пользуясь близостью границы, они предпочитали ретироваться на сопредельную территорию, поэтому первые взлетевшие группы истребителей 124-го ИАП не вели воздушных боев. По всей видимости, только после повторного налета на аэродром, который произошел в 04:55, часть пилотов полка уже без разрешения со стороны командования части приняла решение сбивать немецкие самолеты.
До наших дней сохранились воспоминания о бое фельдфебеля Ханс Ковнацки. Вот что вспоминал радист Dо 17Z-2 (W.Nr. 3603 «U5+DA») фельдфебель Ханс Ковнацки (Fw. Hans Kownatzki):
«Мы стартовали 22 июня, это был боевой вылет на атаку советского аэродрома. Около 04:15 примерно в 24 км юго-восточнее Ломжи, вблизи от Замбрува, мы были атакованы вражескими истребителями. В ходе воздушного боя мы втроём отстреливаемся от истребителей противника, причём я получаю два лёгких касательных ранения головы. Вскоре после этого нас сбивают. Наша машина входит в штопор. Обер-лейтенант Петерс и я выпрыгиваем из кабины и на парашютах опускаемся на землю, прямо на пшеничное поле. Здесь нас находит польское гражданское лицо, которое рассказывает нам, что оба наших приятеля, обер-фельдфебель Штокманн и унтер-офицер Шумахер (Uffz. Hans Schumacher, воздушный стрелок – прим. авт.), сгорели в самолёте. Я получил контузию. Старший лейтенант Петерс, вероятно, сломал левый коленный сустав, и я оказал ему первую помощь посредством двух палок, завязанных на ноге…»Реконструкция внешнего вида бомбардировщика Do 17Z-2 с предыдущей фотографии (художник Алексей Валяев-Зайцев)
Судя по воспоминаниям немецкого радиста из состава экипажа сбитого бомбардировщика Dо 17Z-2, Дмитрию Кокореву явно не хватало стрелковой подготовки. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что он не стрелял уже несколько месяцев. Кокорев совершил три захода на бомбардировщик врага и лишь в последней атаке, расстреляв все патроны, действительно попал по кабине немецкого самолета. Возможно, летчик и стрелок бомбардировщика во время атаки были тяжело ранены или вовсе убиты. Исходя из имеющейся информации, Дмитрий Кокорев расстрелял все имеющиеся на борту самолета патроны за 3 проведенных атаки, однако он был не готов отпускать врага назад, совершив успешный воздушный таран и вернувшись на аэродром вылета.По сохранившимся немецким данным можно уверенно говорить о том, что остальные советские пилоты не поддержали Кокорева, который погнался за уходившими от них «Дорнье». Возможно, эти более обстрелянные летчики понимали, что за первым налетом на аэродром последует еще один и не решились оставить его без прикрытия с воздуха. В результате оставшаяся на месте 9-ка «МиГов» сумела помешать очередной атаке группы немецких самолетов провести прицельное бомбометание. В этой атаке на аэродром участвовали истребители Bf 109E из состава 4./JG 27, которые записали на свой счет один сбитый в воздушном бою истребитель «МиГ-3».
Принимая во внимание эти обстоятельства, с очень большой долей вероятности можно говорить о том, что именно по этой причине Дмитрий Кокорев не был представлен к награде, отмечает Михаил Тимин. Бросившись в погоню за бомбардировщиком, он покинул свою группу и ушел от прикрываемого объекта. По всей видимости, поступок молодого 22-летнего пилота был расценен ведущим группы как минимум как проявление мальчишества. Наказывать человека, который совершил успешный воздушный таран, не стали, но и не поощрять за это не захотели.МиГ-3 «Белая 1» из состава 4-й эскадрильи 124-го ИАП, аэродром Высоко-Мазовецк, июнь 1941 года
Несмотря на все эти соображения, несомненно, героическое поведение молодого лётчика (Дмитрию Кокореву было всего 22 года), совершившего таран в первом своём воздушном бою, было отражением его бескомпромиссной жизненной позиции, которую он недвусмысленно выразил в письме жене:
«Дорогая Катюша! 21-го получил от тебя последнее письмо, и ответа дать не пришлось… Когда я слушаю последние известия по радио, у меня от злости дрожат все мускулы и слёзы капают из глаз. Но недолго извергам этим гулять по нашим полям. Нет и не будет вовек силы, которая могла бы победить Красную армию. Ты помнишь наш спор о твердости характера? Кто кому должен уступить? И помнишь мои слова: «Я никогда никому не уступлю»… Так и вышло, а что именно – потом узнаешь… Дело произошло 22 июня на рассвете. Вот об этом и всё».
http://warspot.ru/3414-dmitriy-kokorev-geroy-22-iyunya-1941-...
http://airaces.narod.ru/all13/kokorev.htm
http://www.ermak.in.ua/html/taran.html
http://www.airpages.ru/ru/mig3bp.shtml
Свежие комментарии