На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 945 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Павлов
    Они нас резали у них, теперь они нас будут резать у нас.«Срочно отменить ...
  • Silver Kont
    Ну что, главишак рахмон и добрый дядя вова уже "порешали", что черножопая сволочь так и будет ехать кишлаками, а все ...«Срочно отменить ...
  • Андрей Корольков
    Мою тетку после окончания школы в 1955-1956 году в обязательном порядке через горком комсомола Балашихи отправили в с...Целинная авантюра...

Боже, Царя храни!?

17 апреля 1912 года власти расстреляли мирных рабочих на Ленских приисках

Ленские события, последовавшие за ней стачки, ярко и открыто продемонстрировали кризис царской власти, а также революционный подъем и настроения, ставшие очевидные к 1917 году.

Акции компании, которой и принадлежали прииски, торговались и в Лондоне, Париже, и Санкт-Петербурге. Директором распорядителем был барон Альфред Гинцбург. Тем не менее, к 1912 году во главе компании сформировалось несколько влиятельных групп акционеров, которые, очевидно, в первую очередь были заинтересованы в высокой выручке. Но тратиться на работников, естественно, им не хотелось.

Вербовали новых работников по все территории Российской империи. Зарплата составляла около 30-45 рублей в месяц, в целом, вдвое выше, чем у рабочих в столицах. Женский же труд оплачивался невероятно низко – примерно рубль в день, и то не всегда. Сверхурочные работы были совершенно нормальным явлением. К тому же, они были совершенно неоплачиваемые – все зависело от того, найдешь ты золотой самородок или нет. В случае удачи действительно можно было подзаработать, и многие этой возможностью пользовались. Незадолго до забастовки как раз старательские работы были запрещены, также были предприняты дополнительные меры, ограничивающие возможность поиска самородков на рабочих местах. Были проблемы и с рабочим днем. Официально он должен был составлять 11 часов, на деле же доходил и до 16 часов. Условия работы тоже являлись весьма тяжелыми: шахты находились в условиях вечной мерзлоты, механизация была на низком уровне – был высок процент ручного труда, места работы были не оборудованы, постоянно случались ушибы и переломы. Шахты плохо освещались – из-за экономии начальства. Жилые бараки переполнены, мест для жилья катастрофически не хватало. Недовольство рабочих постепенно нарастало. Условия труда все больше ухудшались, к тому же были запрещены способы дополнительного заработка. В конце концов, значительно снизилась зарплата, которую частично начали выдавать в виде талонов, активно удерживались штрафы за несущественные нарушения.

Например, имеется Жалоба рабочего-подростка Л. Ермолина в управление прииска Утесистого о низкой оплате его труда от 10 марта 1912 г:

«Я, выше наименованный малолеток, исполняя должность кочегара парового банного отопления и должность банщика одновременно и каждодневно с периодом (Так в тексте. Следует читать "ежедневно с переходом") недельной смены из деных * в ночные, а также при ночной смене, мне приходилось работать 24 часа, так как, отстоя ночную смену при паровом отоплении, днем должен был исполнять обязанности банщика, а как-то в уборке бани и подвозке дров как для бани, так и для котла. Исполняя эти обязанности в течение 3 месяцев, а именно август, сентябрь и ноябрь, довольствовался жалованием 75 коп. Хотя я и заявил местной администрации об увеличении платы, но не только получить добавочные, даже администрацией пропущены 4 рабочих моих дня, которых я и не мог выхлопотать. 
Малолеток Ермолин»

Терпение рабочих лопнуло после так называемой «истории с мясом». В чем он точно заключался неизвестно – мемуары дают разные версии. Одна говорит о том, что рабочему выдали протухшее мясо, другая гласит, что инспекция рабочих обнаружила в котле конскую ногу. В общем и целом, рабочим выдали мясо непригодное для употребления в пищу. Забастовка вспыхнула 13 марта на Андреевском прииске, позднее присоединились и рабочие других. К середине марта бастовало уже 6 тысяч человек.

Рабочие требовали: улучшить жилищные условия и качество питания, увеличить заработную плату, запретить увольнения в зимнее время, отменить штрафы, остановить использование женского труда, установить 8-часовой рабочий день. То есть ничего запредельного рабочие не требовали.

16 апреля были арестованы руководители забастовки, на следующий же день состоялось шествие более двух тысяч человек рабочих Ленских приисков в знак протеста против ареста. Шествие было мирным. Но власти решили открыть огонь по рабочим. Во время этого расстрела погибло около 270 человек. Ранено 250. Тем не менее, стачка продолжалась до августа, а после нее более 80 процентов рабочих покинуло прииски.

Иосиф Сталин в большевистской газете «Звезда» от 19 апреля 1912 года писал: «Всё имеет конец — настал конец и терпению страны. Ленские выстрелы разбили лёд молчания, и — тронулась река народного движения. Тронулась!.. Всё, что было злого и пагубного в современном режиме, всё, чем болела многострадальная Россия, — всё это собралось в одном факте, в событиях на Лене».

Специальная комиссия потом изучила материалы дела и признала, что условия труда на приисках были несовместимыми с человеческим достоинством.

Позднее Керенский вспоминал: «В результате открытого расследования монопольное положение компании было ликвидировано, а её администрация полностью реорганизована. Трущобы, в которых жили рабочие и их семьи, разрушили, а на их месте построили новые дома. Была повышена зарплата и значительно улучшены условия труда».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх