В эпоху Перестройки и Гласности проблема наркомании стала одной из горячих и сенсационных тем для обсуждения, всплывшей в СМИ и поп-культуре наряду с проституцией, дедовщиной, бомжами и прочими проблемами советского общества, и тут же обросла многими мифами и легендами для непросвещенных людей. Если СМИ старались освещать эту тему осторожно, то более свободная в интерпретации поп-культура эксплуатировала многие мифы вперемешку с реальными фактами куда успешнее донося свое видение проблемы до зрителя. На примере нескольких советских художественных фильмов о наркомании покажем, как это было, а также обратим внимание на характерные особенности каждой ленты.
Игла (1988)
Несомненно, самый известный и один из первых образцов советского фильма про наркоманию, основная доля успеха которого заключалась даже не столько в поднятии самой темы, сколько в эксплуатации героически-романтического образа персонажа Виктора Цоя и в не совсем обычной для советского зрителя артхаусной подаче.
Этот самый герой, Моро, приезжает к другу напомнить о долге и заодно увидеться с подругой, но вскоре узнает, что она стала наркоманкой. Сначала пытается отвлечь подругу с помощью прогулок по высохшему Аральскому морю, потом осознает, что корень зла — один из главных поставщиков наркотиков Артур (в исполнении другой рок-знаменитости, Петра Мамонова) и связанные с ним криминальные структуры, которым Моро объявляет неравный бой.
Опиаты в картине еще не «уличные», это не героин, а советский морфин в ампулах, который можно нелегально достать через врачей, собственно Артур — хирург, а наркоманка Дина — медсестра. Все это недалеко от истины, поэтому наркомания в фильме не выглядит, как нечто из ряда вон выходящее, без всякого пафоса показано, что это уже обыденная часть позднесоветского общества. Конечно, впечатлительному зрителю в первую очередь запомнилась сцена ломки и печальный конец, как ни странно совпадающий с другим творением про борьбу с наркомафией — итальянским сериалом «Спрут», который показывали у нас в те же годы.
Трагедия в стиле рок (1988)
Драма Саввы Кулиша (режиссера «Мертвого сезона») о студенте юрфака Вите, беззаботно живущим с отцом — подозрительно богатым инженером, бабушкой и сводной сестрой. Но всю идиллию рушит арест отца — его обвиняют в хищении деталей с драгоценными металлами, что доводит сына до паники и психоза прямо в зале суда. Его вразумить пытается некий Кассиус, который втирается в доверие, помогает расслабиться и снять стресс — сначала с помощью медитации, потом с раскуривания травки.
Вскоре «средства расслабления» усиливаются, а сеансы превращаются в оргии и мистические ритуалы апокалиптического культа. Но в итоге окончательно погрязший в наркомании Витя выясняет, что все намного прозаичнее и он стал инструментом обычной мафии, которая знает о его отце больше, чем он сам.
Хотя фильм многими знакомыми с этой темой считается полным бредом, особенно в плане стадий зависимости и последствий, однако сцены оргий поставлены впечатляюще, говорят, что в них снимались настоящие наркоманы. Не исключено также влияние Курёхина, автора музыки к этому фильму (кстати, в сцене на дискотеке мелькали и такие звёзды рока, как Гаркуша и Сукачёв).
Из минусов - затянутое начало, которое любителям экшна, а не разглагольствований на тему смены поколений и молодёжи, советуем перемотать на 40 минут.
Дорога в ад (1988)
Криминальная драма о наркомафии, подсаживающей подростков на иглу в кооперативном кафе под неприметным названием «Красный мак» и планирующей международную операцию по транзиту груза с наркотиками в Чехословакию. А также пытаются подсадить на иглу лаборантку Катю, чтобы использовать в своих целях. А милиция тем временем, с помощью той же Кати, начинает охоту на наркодельцов.
В отличии от множества других фильмов той эпохи, у этого, на удивление, есть хэппи-энд. И вообще, несмотря на тематику, фильм очень позитивный в политическом плане — вера в Перестройку в нем звучит в самых разных диалогах. Начиная от обсуждения Шаха — влиятельного председателя колхоза, депутата и, по совместительству, крышу наркомафии, со словами в стиле «ну, уже не те застойные времена, теперь и не таких шишек сажаем» до советского химика на полном серьезе уверяющего немецкого предпринимателя, что «Перестройка - это всё же путь к коммунизму».
Есть и много любопытных и наивных эпизодов вроде начала, знакомящего неподготовленного зрителя с проблемой или сцены допроса проституток, собранных из кафе «Красный мак».
Под небом голубым (1989)
Драма по сценарию В. Мережко о парочке наркоманов, отношения которых давно свелись к поиску денег на очередную дозу. Алёша живет с безвольным отцом, полностью потерявшим контроль над сыном и унижающимся перед ним, отец Лены — высокомерный представитель элиты, отрёкшийся от своей дочери. Над ними всё реальнее нависает угроза расправы из-за долгов наркодилеру Русасу.
Довольно унылое кино, изобилующее видами обшарпанных и разгромленных квартир и общей нищеты. Наркоманы в квартире Лёши, превращенной в притон, больше напоминают обычных театральных актёров (они даже угрожают Лёше распевая арии).
Дрянь (1990)
Опять знакомый сюжет возвращающегося парня (на этот раз с Афгана), заставшего близкого человека (сестру) погрязшего в наркомании и объявляющего войну наркомафии. Только в отличии от "Иглы" сюжет развивается проще, грубее и с большим количеством экшна. И атмосфера мрачнее, то-ли от смертей близких главного героя, то-ли от фоновой музыки и качества съемки.
Из комментариев:
Смотрел в детстве и забыл. Когда пересмотрел год назад, то завязку воспринял уже иначе. Сидят ребята, отдыхают, все у них хорошо. Тут прибежал дуболом из горячей точки, всех выгнал, стафф выкинул (он денег стоит, между прочим), а помогло не очень. И стоило ли огород городить?
Мускал (1990)
Тему наркомании в советском кино не мог не затронуть среднеазиатский кинематограф — именно этот регион считался в СССР главным рассадником (в буквальном смысле) дурманящего зелья, а само потребление его здесь приобретало эпичные масштабы.
Среднюю Азию в нашей подборке представляет туркменская криминальная драма о капитане милиции Санджаре, который пытается расследовать дело о наркотраффике из Туркменской ССР по всему союзу и найти всю цепочку его фигурантов. Но на пути у честного и принципиального милиционера встаёт не только мафия, но и коррумпированные коллеги и начальство. Паралельно идёт сюжетная линия об археологе-наркомане, его подруге и ветеране-афганце, втянутых в перевозку мака из Львова в Ашхабад (да-да! не наоборот!).
Фильм довольно трешовый, зато переполненный топорнейшими штампами перестроечного криминального кино, касающимися тем наркомании, мафии, Афгана, порой доходя до карикатурности (например, сцена аудиенции у главаря мафии Пахана или пафосные речи афганца об интернациональном долге). Всё омрачает только нищета туркменских сёл и финальная безысходность, в отличии, например, от вышеупомянутой «Дороги в ад».
Опиум / Апиын (1991)
Ещё один, более колоритный представитель Средней Азии, на этот раз Казахстана. Фильм о переправке опиума в буханках хлеба из казахского села в Ташкент на конях, в которой участвуют главный наркоделец Муса; его сын-наркоман Халил, конокрад, предоставивший коней и сын пожилого невольного подельника (фактически раба) Мусы. Несмотря на все меры предосторожности, Муса всё-таки подозревает измену среди попутчиков (не беспочвенно), но даже провал трафика не будет главной финальной трагедией для преступника.
Главное отличие фильма от остальных представителей списка — необычно юный возраст наркомана Халила — раннеподростковый, отчего в шоке даже его сверстники. Его отец, Муса, тоже выделяется среди прочих советских злодеев — хотя чаще проявляется его жестокий и тиранический нрав, но всё же к своему делу относится как к вынужденой мере в мире, в котором правят деньги, даже обещает понимающей семье, что это будет последний раз.
Из любопытных и забавных моментов можно выделить обилие восточного колорита, абсолютно превалирующее над признаками перестроечной эпохи, а также драка на 1 часу просмотра, достойная турецких боевиков 70-ых.
Посмотреть можно, пройдя на источник темы |
Авария — дочь мента (1989)
Фильм не про наркотики, но про трудных подростков, и авторы посчитали нужным включить в нее довольно нелепую сцену массовой гибели токсикоманов: они зачем-то всей толпой натянули на головы пакеты с клеем, а трезвый ситтер должен был якобы вовремя их снять, но почему-то сбежал, а у ментов зародилась версия умышленного убийства.
Свежие комментарии