Сегодня разговор пойдет о замке в Среднем Поволжье.
Здание по своей компоновке больше напоминает дворец. Но стены, окружающие дворцовый ансамбль, выполнены в крепостном стиле, и расположенная на территории квадратная башня в стиле неоготики, дали повод называть усадьбу именно замком.Его краснокирпичные стены с богатой отделкой из белого камня придают замку вид имбирного пряника, который хочется вертеть в руках и рассматривать со всех сторон.
Тогда зажиточный землевладелец Василий Шереметев, племянник фельдмаршала Петра І графа Шереметева, приобрел в свои владения поселок Юрино. Через полвека на этой территории развернулось активное строительство усадьбы. Заправлял им сам Василий Петрович с супругой Ольгой и сыном Петром. История замка началась в 1812 году, когда село Юрино купил богатейший помещик Нижегородской губернии, отставной генерал Василий Сергеевич Шереметев, один из боевых полководцев А.В.Суворова. После смерти своего дяди Сергея Васильевича, отстраненного за свои зверства над крестьянами от управления усадьбой, во владение Юринской вотчиной в 1860 году вступает его племянник, Василий Петрович.
Василию Шереметьеву достался не только деревянный дом с розарием. Его дядя успел построить в Юрине два кожевенных, два стекольных и два винокуренных завода, основать кирпичное, черепичное и гончарное производство.
В 1860 году Василий Петрович Шереметев, внук Василия Сергеевича, который был женат на петербургской красавице Ольге Дмитриевне Скобелевой - сестре известного русского полководца М.Д. Скобелева, решил построить замок. Это был невиданный даже для России долгострой: замок строили три поколения Шереметьевых. Семь архитекторов угождали вкусам привередливых заказчиков, пожелавших соединить в своём дворце готику, барокко, восточный и древнерусский стили.К 80-м годам 19-го века часть замка уже была возведена по проектам архитекторов: Иоганна Мюллера, Игната Штерна и Альфреда Парланда. Эта часть строения выполнена в стиле поздней неоготики.
Примерно в это же время главным архитектором проекта становится Родионов, а с 1905 г. до конца постройки – над замком работал Малиновский.Сам замок построен из красного и чёрного кирпича, на этом фоне белокаменные детали смотрятся особенно эффектно. Южный вход ведёт в Зимний сад со стеклянным куполом. Более 100 комнат замка имели свое собственное назначение. Среди них кабинет Скобелева, в котором находилась богатейшая коллекция оружия различных эпох, в том числе и именное оружие, принадлежавшее знаменитому герою Шипки, генералу М.Д.Скобелеву. Интерьер другого кабинета был исполнен в восточном стиле, напоминающем персидский. В нем сохранились цветные мраморные колонны, привезенные из Италии, на инкрустированном цветном мраморном полу - арабские росписи. Керамические решетки и мозаичные окна задерживают яркие лучи солнца, создают в помещении мягкий рассеянный свет. Есть также «Картинная галерея», «Дубовая комната» и другие. Как правило, все бывшие господские покои связывались между собой ходами-сообщениями, в которых встречаются необычные винтовые лестницы. Строительство усадьбы завершилось в 1915 г., за год до кончины Петра. Семья Шереметьевых сохранила в усадьбе уникальную подборку холодного и огнестрельного оружия, включая и личные вещи генерала Скоблева, который приходился братом Ольге Шереметевой.
Архитектурный стиль замка представляет собой эклектику нескольких стилей, среди которых: неоготика, готика, романские, древнерусские и восточные мотивы.Этот замок заслуживает дополнительного внимания еще тем, что внутри него организовано доступное для посещения музейное пространство, а крыло замка, в прошлом предназначенное для прислуги, сегодня переоборудовано в гостиницу (с сохранением большинства деталей оригинального антуража).Корпус-пристройка с гостиничными номерамиВнутреннее оформление дворца выполнено в камне и дереве, органично сочетающихся между собой. Изюминкой интерьера выступает уникальная крученая лестница, которая ведет посетителей в стены зимнего сада.Во времена Шереметьева лестница была обставлена амфорами из Древней Греции, а в амфорах росли редкие виды растений.Центр зимнего сада украшала высокая пальма, достающая до купольного свода. Характер у Василия Петровича был вспыльчивый, и жена Ольга Дмитриевна уравновешивала, умиротворяла его. У Василия Петровича была огромная коллекция пенковых трубок с тончайшими фигурами художественной работы. Он обыкновенно ходил по усадьбе с длиннейшей трубкой и, осматривая свои огромные службы, сад и оранжереи, ругался по-русски, признаваясь, что он очень любит русскую брань. Зимой, когда жил в Юрине, заходил в зимний сад и, заметив, что какая-нибудь из пальм упирается в стекло, приказывал ее рубить и пилить на дрова; затем бросал их в своем кабинете в камин и приговаривал: «Черт знает как я богат, пальмами отапливаю свой кабинет».
Центром замка служит большой бальный зал, в котором, как несложно догадаться, проводились балы и светские приёмы:Несмотря на то, что помещики редко бывали на этой земле, дворец всегда был полон народу. Здесь работали 153 человека, а знатных гостей развлекали три струнных оркестра. В каждой из сотни уютных комнат стоял своеобразный камин. Потолки, выполненные местными краснодеревщиками, были украшены уникальной резьбой, а особое внимание привлекала картинная галерея, три четверти работ в которой были подлинными.Помимо этого зала, усадьба насчитывает около 100 комнат.Так, Скобелевская комната хранит уникальные оружейные экспонаты. Дубовая комната обустроена и отделана дубовыми предметами интерьера. Дворец замышлялся не столько для жилья, сколько для размещения бесценных произведений искусств, собранных со всего света. Например, консультантом по отбору картин для Шереметьевых был известный художник Иван Айвазовский. С 1905 по 1914 год над проектом замка работал архитектор П.П.Малиновский, построивший Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге и многие здания в Нижнем Новгороде.
Вот часть еще не отреставрированных помещений.На отделочные работы в 1880 году был выписан из Италии знаменитый мастер по устройству мозаичных полов. Точеные мраморные колонны для Восточной комнаты и античные скульптуры с раскопок древней Помпеи везли морским путем до Санкт-Петербурга, там перегружали в железнодорожные вагоны и доставляли в Нижний Новгород, откуда по Волге - в Юрино.
Разумеется, как и положено в нормальном замке, здесь есть подземелья, казематы и винные погреба :) Пленников там, конечно, не держали, но хранилище вин при жизни хозяев было внушительным.
Также в комплекс замка входит массивное строение в польском стиле, служившее замку основными воротами и пристройками при них.
А со стороны реки Шереметьевы ограничились обыкновенным дощатым забором. До берега Волги от главного корпуса замка всего около 300 метров:Вокруг замка расположен уютный ландшафтный парк, где можно умиротворённо погулять.
Переломным для судьбы замка стал драматичный для семьи Шереметевых 1916 год. 14 января умирает сын Василия Дмитриевича и Ольги Дмитриевны, племянник Скобелева Пётр Васильевич Шереметев, владевший замком после смерти родителей. В том же 1916 году все наследники покинули Юрино и никогда уже больше сюда не возвращались. После революции здесь располагались санаторий, дом отдыха; в годы Великой Отечественной войны в замке размещался госпиталь и эвакуированные из Москвы родственники руководящих работников, в частности, дочь Сталина — Светлана Аллилуева. Время и длительная эксплуатация нанесли определенный ущерб замку и усадьбе.При жизни честолюбивому барину долгое время не давал покоя вопрос, не являются ли нижегородские Шереметьевы родственниками первого русского графа. В 1705 году, когда в Астрахани произошло восстание, Петр I отправил на его подавление фельдмаршала русской армии Бориса Петровича Шереметьева, а в 1706 году в благодарность за хорошую службу наградил его званием графа. В итоге оказалось, что предпоследний юринский помещик Василий Петрович обласканному Петром I графу Шереметьеву приходился внучатым племянником аж по тринадцатому колену! Однако успокоившись и на том, Василий Петрович увековечил свое родство в надписи, сделанной над входом в замок – «1706» (то есть год наречения Шереметьевых графами).
В 1990-е годы внутренние помещения замка находились в плачевном состоянии. Посетителей встречали облупленные стены совершенно пустых комнат, что производило удручающее впечатление на немногочисленных туристов. В настоящее время замок реставрируется, часть здания используется под гостиничный комплекс. Ежегодно проводятся «Скобелевские чтения» в честь прославленного полководца русской армии.
После начала реставрации посещаемость замка составляет около 20 тысяч туристов в год.Легенды и призраки Шереметевского замка
Как и положено старинному замку, Шереметевская усадьба овеяна легендами. Согласно преданию, по залам бродит призрак в образе крепостной девушки Палаши. Граф В. С. Шереметев, сникавший репутацию тирана и распутника, распоряжался личной жизнью своих крепостных. Нередко понравившуюся барину женщину прямо со свадьбы увозили в его поместье. Девушка Палаша отказала Шереметеву в праве первой брачной ночи, ударив его подсвечником по голове. За неповиновение барину Палашу заживо замуровали в подвале замка. Местные экскурсоводы рассказывают, что при реконструкции подвала действительно были обнаружены человеческие останки.Иногда из «Дубовой комнаты» к гостям спускается призрак самого В. С. Шереметева. А ещё старожилы уверяют, что графы Шереметевы спрятали в замке свои сокровища, но клад не найден до сих пор.
В настоящее время замок продолжает реставрироваться, а часть помещений замка переоборудованы под комнаты гостиничного комплекса.
Расположение замка:
Также к замку можно попасть по Волге на любом плавсредстве или на небольшом частном самолёте/вертолёте - в километре от замка на берегу Волги есть небольшой грунтовый аэродром.
https://cont.ws/@aenosurhfi/1384921
http://lifeinroad.ru/a-vyi-byivali-v-sheremetevskom-zamke-poselok-yurino-mariy-el/
http://www.egna.ru/sheremet.php
Свежие комментарии