На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

Москва. Путешествия во времени - 2

Первая часть

Продолжим...

Давайте останемся на Смоленской площади, но перенесемся в 1913-й год, чтобы взглянуть на Смоленский рынок, который функционировал на площади, вид на фото в сторону Нового Арбата и Новоарбатского тоннеля. 3-й дом слева наверху это 2-й дом слева внизу с надстроенными 2-мя этажами.

После пожара 1812-го года на этом месте срыли Земляной вал и на образовавшейся площади возник толкучий рынок, который просуществовал до 1928-го года, когда советская власть его ликвидировала, построив неподалеку многоэтажный универмаг, где расположился легендарный Торгсин (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами), ныне гастроном Смоленский.

Не меняем дислокацию и переносимся в 1947-й год, где на верхнем фото склейки из архива журнала LIFE открывается шикарный вид из не менее шикарного ЗИС-110, первого послевоенного советского автомобиля представительского класса.

До открытия Новоарбатского тоннеля в 1961-м году остаётся 14 лет. Левая сторона за исключением первого дома вся сохранилась, правой стороне повезло меньше, полностью снесена до Нового Арбата.

На глаза попались две уникальных фотографии Камергерского переулка начала прошлого века, где можно увидеть в формате "до и после" здание, в которое в 1902-м году переехал МХТ. Летом того же года здание было подвергнуто радикальной перестройке, чтобы соответствовать требованиям театра, по сути дела сохранился лишь фасад, правда, тоже не без изменений.

Нижнее на склейке фото уникально тем, что над правым подъездом театра под козырьком еще не установлен горельеф "Пловец", отражающий творческие поиски театра.

Ранее я рассказывал о судьбе Смоленского рынка на одноименной площади. Молодая советская республика его упразднила в 1928-м году и построила рядом универмаг, где в 1931-м году открылся Торгсин (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами).

Суть работы объединения заключалась в следующем, иностранцы и советские граждане, имевшие ценности (драгметаллы, камни, антиквариат, валюту) могли обменять их на продукты и потребтовары. Государство занижало в свою пользу стоимость принимаемых ценностей, но у граждан страны, где жилось очень го́лодно и наблюдался абсолютный дефицит всего, другого выбора не было.

За 5 лет существования конкретно этого Торгсина москвичами было сдано только золота около 100 тонн. Именно его описывал Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита".

Давайте завернем за угол Торгсина на Смоленской в сторону Арбата и перенесемся в 1938-й год. Уже как четыре года на Арбате функционирует вторая по счету троллейбусная линия в Москве, которая пролегала от Арбатской площади до Дорогомиловской заставы. Арбат является правительственной трассой, по ней проезжает т. Сталин на ближнюю дачу в Кунцево и обратно в Кремль.

Обратите внимание на любопытную деталь в виде наружной рекламы гуталина Lux на торце здания, где сегодня располагается McDonald's. Черный кот до боли напоминает кота Феликса, героя диснеевских мультфильмов, впервые появившийся на экране в 1919-м году.

Перед вами еще одно фото 1935-го года, на котором запечатлен первый отечественный троллейбус ЛК, индекс расшифровывается, как Лазарь Каганович. Поначалу планировали закупить немецкие троллейбусы для Москвы, но из-за нехватки валюты решили создавать собственный проект.

Прародитель отечественных троллейбусов имел деревянный каркас с обшивкой из металла, посадочных мест 37, двери открывались вручную, передняя водителем, а задняя кондуктором, максимальная скорость 50 км/ч. К сожалению, ни один троллейбус этой модели до наших дней не дожил.

Продолжая рассказ о московских театрах и не меняя нашей дислокации на Арбате давайте посмотрим как выглядел в конце 30-х годов один из старейших столичных театров им. Вахтангова.

Это основательнейшим образом перестроенный особняк, в который 23 августа 1941-го года во время авианалёта попала немецкая бомба, в результате чего здание сильно пострадало и впоследствии было разобрано. Привычное нам современное здание на Арбате было построено в 1947 году.

На склейке видны результаты авианалета, который произошел в ночь с 23 на 24 августа 1941-года. В результате взрыва авиабомбы пострадали сотрудники театра, которые дежурили на крыше для тушения зажигательных бомб. Среди погибших оказался и ведущий актёр театра Василий Куза. По свидетельствам очевидцев реквизиты и декорации разбросало по соседним переулкам.

Затем театр был эвакуирован в Омск и вернулся в Москву только летом 1943-го года, где работал в помещении ТЮЗа на нынешней Тверской улице, 23. Собственный дом театр вновь обрел в 1947-м году.

Я уже рассказывал о появлении первых троллейбусов на улицах столицы и заимствованиях с туманного альбиона. На верхнем фото склейки 1939-го года, сделанном на Пушкинской площади. Опыт использования троллейбусов признали успешным и решили увеличить вместительность используя 2-й этажный вариант. Заказали в Англии экземпляр для копирования и внедрения в производство.

Было выпущено 10 таких машин, высота потолков на обоих этажах не превышала 1.80 м, специально для них пришлось поднимать троллейбусную контактную сеть, одна дверь существенно замедляла погрузку-разгрузку. Проект свернули, но машины ушли на покой только в 1953-м году.

11 ноября исполнилось 40 лет с момента первого выхода на экраны мини-сериала "Место встречи изменить нельзя". Думаю, многие из нас обращали внимание на симпатичный особняк в стиле модерн, построенный в 1908-м году, при съезде с внешней стороны Садового кольца на Олимпийский проспект.

Но кто из нас знал, что именно он принимал участие в съемках в качестве отделения милиции, куда Жеглов приводит карманника Кирпича? Задача усложняется тем, что особняк полностью в кадр сериала не попал, только входная группа.

Публикации на тему развития столичного общественного транспорта натолкнули меня на поиски первого регулярного вида общественного транспорта Москвы. Результаты на верхнем фото склейки 1900-го года, перед вами конка, двухэтажный экипаж на конной тяге, функционировал с 1872-го года.

Первые вагоны были закуплены в Англии, на открытой верхней палубе разрешалось ездить мужчинам и курить, в часы пик вагоны ходили через 6-8 минут, средняя скорость составляла 8-10 км/ч, а на подъемах и сложных участках к вагону дополнительно пристёгивали четверку дежуривших лошадей, как видно на фото.

Возле ст. метрополитена "Добрынинская" на Коровьем валу, 3 располагается здание бывшего кинотеатра "Буревестник" в стиле сталинского ампира. На верхнем фото склейки 1936-го года мы можем увидеть его предшественника, это тоже кинотеатр, открытый в 1914-м году и ставший на тот момент крупнейшим в городе с 670 зрительскими местами, отсюда и название "Великан".

К сожалению, в 1941-м году в него попала авиабомба и только в 1957-м году на этом месте появился наш современник. 
Кстати, на ступеньках этого кинотеатра снималась сцена из "Места встречи", где Шарапов идет в кино под присмотром Промокашки.

Хочу заметить, что слева от бывшего к/т "Буревестник"находится не менее интересное сооружение, ныне известное, как универмаг "Добрынинский". Думаю, многим сложно будет поверить, но универмаг в этом году отметил 90 лет с момента окончания строительства (1929-й год). На верхнем фото склейки, датированное началом 1941-го года, перед нами во всей красе предстает один из первых универмагов Москвы, выполненный в духе конструктивизма.

Фасад украшен множеством оконных проемов в пол, под крышей справа виднеется окно-иллюминатор, а левая часть фасада подчеркнута вертикальным витражом, за которым находится лестничная клетка. В начале нулевых фасад облицевали панелями.

Не меняем дислокацию и перенесёмся в конец 20-х годов прошлого столетия, чтобы увидеть, что из себя представляла Серпуховская площадь в те годы. Уютный сквер с фонтаном и достаточно интенсивное трамвайное движение.

Площадь названа по начинавшейся отсюда дороге в сторону Серпухова, в эту точку сходились также многие дороги южной России. Именно поэтому здесь же стояла возведенная к конце 18-го века триумфальная арка, знаменовавшая победу России над турками.

Получается мини-сериал о Серпуховской площади и её окрестностях. Хочу поделиться любопытным, на мой взгляд, примером советской агитации в виде рекламной конструкции, установленной на этой площади. На фото 1932-го года наглядная демонстрация роста заработной платы учеников ФЗУ (фабрично-заводское ученичество).

Подобным образом государство привлекало молодежь для подготовки квалифицированных рабочих кадров. Однако с 1933-го года правительственным постановлением окончившим школу ФЗУ было запрещено переходить в учебные заведения (техникумы и вузы), что закрывало дальнейшие перспективы роста.

Давайте оставим Серпуховскую площадь за спиной и двинемся в сторону Павелецкого вокзала по Валовой улице. На склейке верхняя фотография вековой давности, перед нами зима 1914-го года, опознать местность можно только благодаря возвышающемуся навершию брэндмауэра дома, находящегося справа на нижнем фото.

Обратите внимание на чистоту тротуаров и функционирующую двухпутную трамвайную линию, вид общественного транспорта, который в тот момент стал основным в столице полностью вытеснивший конку.

В 2016-м году закончились работы по сносу на территории Кремля 14-го административного корпуса, построенного в 1932-34-х годах на месте Чудова монастыря и малого Николаевского дворца. На цветной открытке самого начала прошлого века виден прекрасный ансамбль Ивановской (Царской) площади, на которой громко зачитывались указы самодержцев, что и послужило возникновению фразеологизма "Орать во всю Ивановскую".

Слева направо: Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец (примечателен тем, что в нем родился будущий император Александр II) и церковь Святой Екатерины работы знаменитого Росси.

Далее об Ивановской (Царской) площади и архитектурном ансамбле, который находился там до 1929-го года. Правительство большевиков для строительства 14-го административного корпуса приняло решение расчистить площадь. Однако недружественные намерения относительно сооружений на площади проявлялись большевиками изначально.

На фото ноября 1917-го года видны разрушения Чудова монастыря и малого Николаевского дворца, нанесенные артобстрелом Кремля, имевшем место во время октябрьских событий, когда в Кремле держал оборону белогвардейский гарнизон.

После демонтажа снесённого в 2016-м году здания 14-го административного корпуса на территории Московского Кремля приступили к раскопкам, в ходе которых были обнаружены массы артефактов, исследованы культурные слои. А вот изучение кухонных остатков позволило определить примерную мясную диету москвича с XII по конец XVII века.

Оказалось, что основой мясного стола у жителей Московского Кремля, несомненно, была говядина, к ней в заметно меньших объемах прибавлялась свинина, изредка – баранина и козлятина. Также любопытен тот факт, что мясо лося и кабана было статусным для владельцев богатой усадьбы, а пирожки с зайчатиной ели в основном небогатые люди.

На одной из фотографий Ивановской площади Кремля (см. выше) запечатлен малый Николаевский дворец, где появился на свет будущий Александр II. После его убийства народовольцами в Петербурге московские власти приняли решение увековечить память рядом с местом рождения.

На верхнем фото склейки начала прошлого века с противоположной Кремлю стороны Москва-реки пойман ракурс, где мы видим и величественный монумент и дворец одновременно.

Нижнее фото демонстрирует момент торжественного открытия 16 августа 1898-го года памятника царю-освободителю, отменившему крепостное право в России, только это не спасло монумент от уничтожения.

Из рубрики "Москва - город контрастов". Выше на фото величественный монумент Александру II в Кремле был запечатлен со стороны Софийской набережной таким образом, что он не является центром композиции. Окажись он в центре, то в кадр могла бы попасть деревянная постройка у подножия стены с верхнего фото сегодняшней склейки, датированное самым началом прошлого века.

О предназначении сооружения можно только догадываться, возможно, что-то служебное с личным подсобным хозяйством.

Предлагаю прогуляться по Кремлевской набережной в сторону Большого Каменного моста и Храма Христа Спасителя. На снимке весьма высокого качества 1903-го года можно в деталях разглядеть вымощенную булыжником набережную и её окрестности. Обратите внимание на Водовзводную башню Кремля в центре, заново восстановленную после взрыва при отступлении Наполеона из Москвы.

В отличие от других образующих башен на навершии отсутствует двуглавый орел. В этой связи башня стала последней, на которую водрузили звезду в 1937-м году диаметром 3 метра, которая, кстати, является самой маленькой из 5-ти установленных.

Вы смогли разглядеть двуглавого орла на Боровицкой башне. Всего их было четыре, и долетели они до 1935-го года. Сегодня хочу продемонстрировать уникальные фотографии однодневной (!) экспозиции в ЦПКиО им. Горького только что демонтированных орлов уже без позолоты с Боровицкой и Никольской башен. Рядом представили публике и звезды, которые приходили на смену.

Однако этому несовершенному варианту, как оказалось впоследствии, пришлось провести на вершине лишь 2 года, после чего их заменили на привычные нам рубиновые с подсветкой.

В качестве финала мини-сериала о первых четырех Кремлевских звездах взгляните на склейку, звезды отличались друг от друга художественным оформлением. Серп и молот были отделаны драгоценными уральскими камнями не хуже Сваровски, чтобы ярко светиться в свете прожекторов. Однако, разработчики не учли воздействий окружающей среды и спустя 2 года звезды потускнели, также выяснилось, что их размеры слишком велики и визуально подавляют архитектуру Кремля.

Приняли решение о замене, а звезду со Спасской башни перенесли на шпиль столичного Северного речного вокзала. Любопытный факт: звезды крутятся вокруг своей оси под воздействием ветра, нынешние рубиновые встают в лоб против ветра, а прежние выполняли роль флюгера.

Кто из нас не слышал о трамвайном маршруте "А" или Аннушке, как его окрестили москвичи? На фото запечатлен 1911-й год, когда маршрут был запущен в столице. Он был кольцевым и проходил по набережным и Бульварному кольцу. Маршрут так поименован не из-за своей первичности, а потому что вторым названием Бульварного было "Кольцо А".

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что именно этот трамвай убил Берлиоза из "Мастера и Маргариты", однако трамвайных путей на Бронной улице, где случилось печальное проишествие в произведении Булгакова, в действительности никогда не существовало.

По следам недоживших до наших дней вестибюлей московского метрополитена. На склейке перед вами фото 1937-го года, где виден вход на станцию "Ул. Коминтерна" (по тогдашнему названию нынешней ул. Воздвиженка). Проектировался, как временный, однако простоял на этом месте с момента открытия в 1935-м году более 11 лет.

Причинами послужили, конечно, война и долгострой комплекса Государственной библиотеки им. Ленина, растянувшийся на без малого 30 лет. Снесен в 1946-м году после открытия вестибюля ст. "Библиотека им. Ленина" в здании библиотеки.

Удивительно, но факт, I-я международная автомобильная выставка в России имела место в 1907-м году и имела оглушительный успех. На следующий год в рамках мероприятия организаторы устроили гонку Петербург-Москва, в которой принимали гонщики и авто со всего мира.

На точно датированном фото 19 мая 1908-го года рядом с Манежем, где проходила выставка в Москве, победитель Виктор Эмери, француз, выступавший на спортивном Бенц, мощностью 150 л.с., обутый в Michelin, стартовавший в 02 часа ночи и прошедший трассу за 08 ч. 33 м. 48 с. со средней скоростью 80 км/ч. П-прогресс.

Давайте обратим внимание на задний план последнего фото, на котором видна связка Кутафья башня-Троицкий мост-Троицкая башня с воротами. На склейке фото начала 1910-хх годов, на котором наблюдается весьма оживленное двустороннее движение в Кремль и обратно, нестесняемое, судя по всему, пропускным режимом и досмотрами.

Именно этим маршрутом войска Наполеона вошли в Кремль, а затем спустя некоторое время его спешно покинули. Через эти же ворота выходило шествиями духовенство, встречая воинство из походов. Любопытный факт, что самая высокая (Троицкая) и самая низкая (Кутафья) из башен Кремля являются ближайшими соседками.

В свое время наткнулся на изображение московского Манежа 1901-го года со склейки и обратил внимание на полуротонду по правому боковому фасаду, которую лично не наблюдал ни до пожара в 2004-м году, ни после перестройки Манежа. Оказывается, что примерно на точке фотографа находилась церковь святителя Николая в Сапожках, которая была разобрана после строительства Манежа в 1817-м году и пристроена в виде придомовой церкви к нему в 1838-м году. Спустя почти век в 1930-м году разрушена, т.к. по официальной версии полуциркульный выступ мешал прокладке трамвайных путей.

Площадь на фото не имеет официального названия, являясь в настоящем частью ул. Воздвиженка, а историческое название Сапожковская площадь встречается только в архивах столичного БТИ.

Название же происходит от храма святителя Николая в Сапожках, который запечатлён на картине Воробьева М.Н. 1817-го года. Точнее, от храмовой иконы где свт. Николай был изображен в одеянии, из-под которого выглядывал носок его сапожка. Была разобрана в 1838-м году по распоряжению Николая I, а кирпич было предписано использовать в строительстве придомовой церкви Манежа.

Помните детскую игру на внимательность "Найди Х отличий"? Накануне вынужден был в неё сыграть, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что малые ворота в Александровский сад со стороны Манежа с фотографии 1903-го года утеряны, а ниже на склейке новодел, восстановленный при строительстве торгово-развлекательного комплекса на Манежной площади.

Себя выдаёт кладка в средней части правого опорного столба, рисунок металлического орнамента по периметру и позолоченная "вишенка на торте". Оригинал 1822-го года работы мастера московского ампира Шестакова Ф.М., к сожалению, до наших дней не дотянул.

Предлагаю перенестись в 1933-й год и взглянуть на то, как выглядела самая обыкновенная автозаправка на Манежной площади, у самых стен Кремля. Принцип, конечно, за 85 лет практически не изменился, помещение для персонала и оплаты, ну разве что, цистерны все-таки закапывают в целях безопасности.

Слева полным ходом идет строительство станции "Охотный ряд", но особое внимание обращает на себя красавец с переднего плана. Внимательный подписчик увидит фигурку животного на капоте. Но нет, это не Ягуар. Это фирменная гончая Линкольна, просуществует до начала 40-х. Кстати, Линкольн выпускал с 1939-го по 1989-й год лимузины для президентов США.

Ракурс фото из 1950-го года выхватывает Манежную площадь практически целиком, позволяя насладиться её размахом и перспективой. Но редкость данного изображения для меня состоит в вывеске "КАФЕ" под самой крышей гостиницы "Москва". Согласитесь, неожиданное место для рекламы общепита уровня кафе пусть даже это кафе "Огни Москвы".

Надпись появилась в послевоенные годы и провисела под куполом до конца 50-х. Четыре буквы К-А-Ф-Е и четыре арочных проема, совпадение? Да, совпадение, но очень удачное.

На склейке перед вами открытка 1945-го года с видом на здание Совета Министров и гостиницу "Москва" из Александровского сада. Вид вполне себе рядовой, а внимание необходимо обратить на обелиск в левом нижнем углу открытки. Это любопытный пример круговорота памятников в природе.

Первоначально, открытый в 1914-м году, он был посвящен 300-летию дома Романовых с упоминанием всех монархов династии. В 1918-м году, несмотря на кампанию по сносу царских памятников, Ленин предложил его доработать посредством замены имен самодержцев на имена 19-ти революционеров. В 1966-м году был перенесен к Итальянскому гроту, где и был восстановлен в первоначальном облике к 400-летию Романовых в 2013-м году.

Фото со склейки позволит нам увидеть то, как выглядел Александровский сад в 1958-м году. А ракурс и перспектива помогут разобраться где именно изначально в 1914-м году был установлен обелиск, посвященный 300-летию Романовых. Кстати, через 2 года мы будем отмечать 200-летие Кремлёвских садов, именно так во множественном числе именовали Александровский сад после открытия в 1821-м году.

Разбитые после пожара Москвы и в честь ознаменования победы над Наполеоном на месте русла реки Неглинной, убранной в подземный коллектор, сады стали излюбленным местом для прогулок москвичей. Александровским его стали называть c 1856-го года в честь устроителя Александра I.

Глядя на фото предвоенной зимы 1941-го года из настоящего, нам прежде всего трудно поверить, что подобного рода зимние развлечения для детворы были вот так запросто доступны в Александровском саду у самых стен Кремля.

Но еще сложнее поверить и представить, что ожидает их всех, включая и неизвестного солдата, чьи останки обнаружат на 41-м км Лениградского шоссе под Зеленоградом осенью 1966-го года, после чего будет принято решение захоронить их в мемориальном комплексе, торжественно открытым на этом месте 8-го мая 1967-го года в рамках кампании по увековечиванию памяти павших в Великой Отечественной войне.

Продолжая разговор об уютности и популярности среди москвичей Александровского сада, взгляните на фото 1920-го года с детишками в песочнице у Итальянского грота. Долгое время думал, что грот являет собой несколько странное парковое украшение, пока не изучил историю его возникновения в 1821-м году.

Первоначальное название грота "Руины" символизирует возрождение столицы из пепла после пожара 1812-го года. Для сооружения и оформления использовались обгоревшие обломки домов и каменные пушечные ядра. Обратите внимание, что на фото 1920-го года отсутствуют смотрящие друг на друга фланковые львы и наращённые для них постаменты, вся эта "красота" появится в середине прошлого века по невыясненной причине.

Хочу поделиться редкой удачей в виде зеркальных фото 1936-го года, в центре которых появляющаяся на свет Манежная площадь. До 1931-го года всё пространство площади от будущей гостиницы "Москва" до Манежа занимал квартал, остатки которого ждут скорого сноса в 1938-м году.

Верхнее фото со склейки любопытно еще и тем, что правое крыло гостиницы еще не возведено. Наверняка многие обращали внимание на асимметрию между левым и правым крылом. Объясняется это тем, что главным фасадом гостиницы при проектировании задумывался тот, что выходит на ул. Охотный ряд. Появление же такой огромной площади в тот момент то ли не входило в планы, то ли не учитывалось.

Всё же порой удивляешься до какой степени неузнаваемости, поменялся ландшафт в центральной, куда уж более исторической части столицы. На верхнем фото склейки 1927-го года, местоположение которого помогают опознать гостиница "Националь" и здания МГУ на Моховой ул., в центре кадра Храм Параскевы Пятницы в Охотном ряду.

Каменный, внушительных размеров храм простоял на этом месте без малого 250 лет, уже при советской власти за несколько лет до сноса был отреставрирован, тем не менее снесён в 1928-м году для строительства на этом месте здания Совета труда и обороны, затем Госплана СССР и Государственной Думы РФ. Что в свою очередь являлось частью нереализованного плана прокладки проспекта к Дворцу Советов и далее на юго-запад.

Продолжая рубрику "Найди Х отличий", предлагаю взглянуть на Угловую Арсенальную башню (УАБ) Кремля с верхнего фото склейки 1938-го года. Точнее на форму бойниц, которым в 1950-м году вернули изначальные размеры. Оказывается в начале 18-го века по распоряжению Петра I бойницы были расширены для размещения артиллерии перед угрозой нападения шведских войск на Москву.

Вообще УАБ на удивление богата любопытными фактами, на протяжении 300 лет её именовали Собакиной по близлежащим дворам бояр Собакиных. Толщина стен нижнего пояса достигает 4 (!) метров. В башне находился родник для снабжения крепости водой, который бьёт до сих пор и является единственным из имевшихся в Кремле.

В декабре 2018-го исполнилось 125 лет со дня торжественного открытия в 1893-м году Верхних торговых рядов (ВТР), современного ГУМа. Верхнее фото со склейки, на котором уже полным ходом идёт строительство обширных подвальных помещений ВТР, датируется 1891-м годом. Согласитесь, качество фото поразительное, учитывая его почтенный возраст.

Интересно оно так же и тем, что на заднем плане мы наблюдаем снос предшественника ВТР, который был построен после столичного пожара в 1812-м году. Наш современник, выстроенный за 2.5 года, являл собой образец научно-технического прогресса. Располагал собственной электростанцией, освещавшей ВТР и Красную площадь, водопроводом, а в одном из 3-х больших залов в 1897-м году был устроен кинотеатр.

В 30-е годы прошлого столетия абсолютно предметно обсуждался снос бывших Верхних торговых рядов, нынешний ГУМ с 1921-го года и строительство на его месте здания Наркомата тяжелой промышленности, созданного в те годы на фоне ускоряющейся индустриализации СССР. В объявленном конкурсе 1934-го года участвовало 12 архитектурных мастерских, на склейке перед вами лишь один из разнообразных проектов, у которых была общая характеристика - колоссальные размеры.

В 1936-м году решили сменить место постройки на участок нынешнего парка "Зарядье". Но в конечном итоге проект был отменен в связи со скоропостижной кончиной главы Наркомата т. Орджоникидзе, и как следствие, с утратой административного ресурса этого учреждения.

Видя впервые нереализованные столичные проекты 30-х годов прошлого века буквальным образом открываешь рот от удивления, настолько они поражают воображение и сегодня. На склейке выше проект 1934-го года Центрального дома Аэрофлота, который планировали возвести на противоположной Белорусскому вокзалу стороне нынешней Тверской.

Место выбрано не случайно, будущий Ленинградский проспект тогда еще называли проспектом Авиации, т.к. он вел к лётному полю на Ходынке. Завершившаяся успехом в том же году спасательная операция экипажа ледокола "Челюскин" нашла своё отражение в семи скульптурных фигурах лётчиков-героев над входной группой.

От проекта в силу ряда причин и обстоятельств решено было отказаться, но в итоге идея не пропала зря и спустя почти полвека в 1981-м году была воплощёна, хотя и со множеством изменений, в виде здания Дома правительства России, в просторечии "Белого дома", автором оригинала Д.Н. Чечулиным.

Завершая своеобразный мини-сериал о нереализованных проектах 30-х годов прошлого столетия, хочу продемонстрировать как могла бы выглядеть Пушкинская площадь со штаб-квартирой ТАСС на углу с современной Тверской. Сложись судьба этого проекта 1936-го года в виде помпезной 20-этажной высотки удачнее, то центральный информационный орган СССР обрел бы собственный дом лет на 40 раньше.

Помимо прочего столичный генплан реконструкции подразумевал расширение бульварного кольца за счет уничтожения зеленых насаждений и продление его в Замоскворечье. Думаю многие согласятся, что горожанам крупно повезло, т.к. нереализация генплана в полной мере помогла не дать исчезнуть связи между названием и предназначением, как это произошло с бульварами на Садовом кольце.

___________________________

Пока, думаю, достаточно...

https://t.me/Moscow_Time_Machine

Картина дня

наверх