На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Спасибо за интересный материал.Первая выставка п...
  • Светлана Митленко
    Ну и зачем врать?Осеннее золото Мо...
  • Сергей Карабухин
    ..Легче прикинуться идиотом-дурачком, чтоб только не нести ответственность за совершённые преступления перед человече...Как Гитлер поручи...

Москва. Было — стало - 50

Продолжаем путешествие...
___

Храм Зачатия святой праведной Анны стоял в крайнем углу Зарядья. Потому так и назывался: «что в Углу». Этот угол сейчас очерчивают Москворецкая набережная и Никитский (ныне Китайгородский) проезд. Чёрно-белая фотография сделана из Мокринского переулка в 1940 году.

Храм был построен ещё в XV веке.

Деревянный, затем каменный. Неоднократно горел и восстанавливался, а также пристраивался — в XIX веке встала колокольня. К нашему времени древняя церковь буквально растворилась в поздних напластованиях.

В 1929 году Анна была закрыта и  приспособлена под советские конторы. В 1954 году началась реставрация под руководством Леона-Андре Давида. Он работал по методу Петра Дмитриевича Барановского: разбор всех поздних пристроек и раскрытие памятника до первозданного облика. Древний французский колокол со снесённой звонницы был отправлен по соседству — в Покровский храм, что на Красной площади. Службы в церкви были возобновлены в 1990-е годы. Но сейчас, кажется, храм закрыт.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Покровка у перекрёстка с бывшим Машковым переулком (ныне улица Чаплыгина). 1914 год. Самое интересное на старинной фотографии — вывески. До революции лучшим названием для коммерческого предприятия считалось собственное имя. Потому мы видим: АПТЕКА Е.А.КРЕВЕРА, Чайная и колониальная торговля Гущина, Обувь А.Лягин, Парикмахер Кулесенин и так далее.

Дом на самом углу перекрёстка справа принадлежал некогда Покровской общине сестёр милосердия. Он сдавался под лавки и магазины. На доходы от аренды таких домов Покровская община содержала сиротские дома и богадельни. В конце 1990-х дом на углу Чаплыгина и Покровки был разобран. Частично уцелела только фасадная стена до первого этажа. Взамен построено совершенно новое здание с мансардой и претензией на историчность.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет. Старинная фотография: Эмиль Готье-Дюфайе.В ночь на 22 июля 1941 года случилась первая бомбардировка немецкой авиацией. На улице Чайковского (ныне Новинский бульвар) сильно пострадал бывший дом князя Николая Сергеевича Гагарина. Один из красивейших частных домов послепожарной Москвы. В него попала фугасная бомба, он сгорел полностью.

Богатую усадьбу с садом, флигелями, надворными постройками построил Осип Иванович Бове в 1816 году. В то время князь Гагарин женился на внучке Екатерины II Марии Алексеевне Бобринской. Их дети и внуки владели домом вплоть до революции. С началом Первой мировой здесь разместился бельевой склад Всероссийского земского союза. В августе 1914 года дом-склад посетили император Николай II с цесаревичем Алексеем. В советские годы здесь работала Книжная палата.

В конце 1940-х на месте сгоревшей усадьбы был заложен известный дом №18 по проекту двух известных архитекторов Михаила Васильевича Посохина и Ашота Ашотовича Мндоянца.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Советская Москва. Весна 1959 года. Бауманский районный Дом пионеров — бывшая Московская хлебная биржа на Гавриковой площади (ныне Спартаковская). Здание возведено в 1911 году по проекту Капитолия Абрамовича Дулина.

В первые советские годы биржа была закрыта за ненадобностью. В 1935 году здесь открылся детский Дом культуры; после войны он стал Домом пионеров. Над его главным входом красуется надпись: ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ НАРОД - СТРОИТЕЛЬ КОММУНИЗМА!

В 1950-е в Доме пионеров открылся детский ансамбль народного танца «Дружба», организованный Ольгой Васильевной Оберг. Москвичи, чьё детство выпало на ту пору, до сих пор вспоминают её и Ирину Николаевну Миленину. С 1990-х бывшую биржу и дом пионеров занимает театр «Модерн».

Обе фотографии сделаны с одной точки.Советская Москва. Кинотеатр «Киргизия» на Зеленом проспекте. Весна 1976 года. Он открылся в апреле 1972-го. На первом сеансе был показан фильм «Русское поле» с Нонной Мордюковой в главной роли.

Кинотеатр прослужил 46 лет, был закрыт и снесён в 2018 году. Как были закрыты и снесены почти все советские кинотеатры в Москве. На месте «Киргизии» застройщик — ADG Group поставил стандартный ТРЦ с кинозалами.

Обе фотографии сделаны с одной точки.История такая. Молодой Арсений Абрамович Морозов, которому тогда было едва за 20, путешествовал по Европе. В Португалии он увидел дворец Palácio da Pena и захотел построить что-то подобное в Москве, на участке, подаренном ему мамой, на Воздвиженке. Проект он заказал другу — Виктору Александровичу Мазырину, с которым и путешествовал. За три года Мазырин сотворил небольшое чудо. Дом был закончен в 1899 году.

Матушка Варвара Алексеевна не оценила. «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь об этом знает вся Москва!» — так, кажется, она сказала, когда увидела дом сына. Москвичи тоже не оценили. «Глупый ненужный дворец какого-то глупого и ненужного человека», — так написал Лев Николаевич Толстой.

Дом за 120-летнюю жизнь успел побывать штаб-квартирой анархистов, театром Пролеткульта и посольством нескольких стран. Сейчас здесь Дом приёмов Правительства.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.25 июля 1980 года скончался Владимир Семёнович Высоцкий. Это проспект Мира, бывшая 1-я Мещанская. На верхней фотографии трёхэтажный дом №126; тот самый, из «Баллады о детстве».

Но родился, и жил я, и выжил —
Дом на Первой Мещанской, в конце

Сюда Высоцкого привезли из роддома в 1938 году. Здесь он жил до 1946 года. Высоцкие жили на третьем этаже. В начале 1950-х дом был разобран. Его поглотил помпезный валун сталинской эпохи — восьмиэтажный дом (проспект Мира, 76). От старого дома остался только этот пристрой во дворе. Мама Высоцкого получила квартиру в этом новом доме.

Там за стеной, за стеночкою, за перегородочкой
Соседушка с соседушкою баловались водочкой.
Все жили вровень, скромно так: система коридорная,
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная

Обе фотографии сделаны с одной точки.Малый Ржевский переулок в сторону Поварской улицы. 1914 год. Слева собственный дом архитектора Сергея Иустиновича Соловьёва. Самая известная и красивейшая его постройка. Строился в 1901–1902 годах. Сразу же был признан выдающимся приобретением архитектурной Москвы.

После кончины Соловьёва в 1912-м дом был заложен, а затем выкуплен художником Павлом Яковлевичем Павлиновым. В 1921-м — национализирован, «уплотнён». С середины 1920-х здесь постпредство Грузии. Из-за этого Малый Ржевский в 1960-м был переименован в улицу Палиашвили. После распада СССР тут грузинское посольство. До сих пор дом связан с Грузией. Сейчас здесь «Секция интересов Грузии» при посольстве Швейцарии.

Дом Соловьёва поклонники Булгакова иногда называют «Домом Маргариты». По одной из версий, здесь жила героиня романа.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки. Чёрно-белая фотография Эмилия Владимировича Готье-Дюфайе.Слева на чёрно-белом кадре храм Святителя Николая Мирликийского Никольско-Рогожской старообрядческой общины на Малой Андроньевской улице. Справа тот же храм, но перестроенный до неузнаваемости в советские годы.

Закладка храма состоялась в мае 1910 года при большом стечении богомольного народа. Проектировал Илья Евграфович Бондаренко. Он гениально объединил модерн со стилизованными древнерусскими традициями храмового зодчества.

Через два года, в декабре 1912-го, храм был закончен и освящён. В советские годы он был закрыт; использовался как рабочий клуб фабрики №4 треста Москвошвей. В 1960-х — клуб производственного швейного объединения «Пионер».

Купола были снесены, колокольня сломана и превращена в пристройку. Западный фасад был разнесён полностью и перестроен. Алтарный фасад чуть сохранился. Теперь здесь Российская академия предпринимательства.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Климентовский переулок. Дом Салиха Юсуповича Ерзина. 1912 год. Основатель Восточного торгового дома «Салих Ерзин и сыновья» был одним из богатейших московских купцов. Вошёл в историю как меценат, оплативший строительство Московской соборной мечети.

В 1903 году Ерзин выкупил дом в Климентовском у наследников Петра Ионовича Губонина, бывшего крепостного, выбившегося в дворянское сословие. Губонин был известным в XIX веке промышленником и предпринимателем, занимался строительством железных дорог.

После революции дом и состояние Ерзиных были национализированы. Сын Ерзина Садык Салихович до конца жизни работал сторожем в театре Вахтангова на Арбате. В 1945 году в доме разместилось Центральное справочное бюро о перемещённых лицах. Известная организация по розыску советских граждан, пропавших в годы войны. Теперь здесь один из городских вузов.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.Рижская площадь. Июль 1957 года. На конечной остановке у Рижского вокзала стоят редкие трамвайные вагоны модели М-38 (5-й маршрут). Тот самый «голубой вагон» из песенки Эдуарда Успенского. Опытные образцы не имели наименования и обкатывались  под этим прозвищем.

М-38 начали выпускать в 1938 году на Мытищинском вагоностроительном. Всего с завода вышли 60 трамваев. На фото вагон под номером 1064 — последний. Война сорвала производство. В голубой цвет их перестали красить в 1940-м. Они гоняли по Москве вплоть до начала 1970-х. Последний М-38 был списан в утиль в 1971 году.

Трамвайное движение у Рижского вокзала было открыто в 1936 году. Закрыто в 1995-м. Городские власти обещают восстановить маршрут.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Чёрно-белый кадр сделал фотограф ТАСС Эммануил Евзерихин для газеты «Вечерняя Москва». Фото было опубликовано в номере от 10 мая с подписью: «Ночью на станции метро "Охотный Ряд". Мраморщик Д. Г. Соколов за шлифовкой мраморных стен».

Станция «Охотный Ряд» была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди. Архитекторы Дмитрий Николаевич Чечулин и Юрий Александрович Ревковский. Одна из немногих станций, где было отделение телеграфа — пассажиры могли отправить телеграмму.

Ранее по оси центрального зала были размещены высокие и массивные торшеры. К сожалению, они были демонтированы, так как мешали людскому потоку.

В 1955 году станция сменила название: стала имени Кагановича. После 1957 года снова «Охотный Ряд». В 1961 году была ещё раз переименована в «Проспект Маркса». С 1990-го снова «Охотный Ряд».

Обе фотографии сделаны почти с одной точки.Императорский Российский исторический музей имени Александра III. Чёрно-белая фотография сделана летом 1897 года. В июле того года, 21-го числа, в Москве скончался большой архитектор и выдающийся скульптор Владимир Осипович Шервуд. Он автор этого знаменитого на всю Россию здания.

Сегодня это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей кажется образцом утончённой русской архитектуры, хотя современники в 1880-х смотрели на него скептически.

Под строительство музея на Красной площади была снесена 170-летняя постройка эпохи Петра Великого — Главная аптека. На момент строительства музея Шервуду было 42 года. К окончанию работ в 1882 году он был приглашён проектировать памятник гренадерам — героям Плевны.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей более 125 лет. Автор чёрно-белого снимка Антон Стаксберг.Малая Ордынка. 1913 год. Первый в России Дом учителя, или Дом Товарищества Учительского института. Был заложен в 1910 году и завершён через два года. Проектировал архитектор Иван Иванович Кондаков. В России был расцвет модерна. Здание по сей день выглядит как современное. Деньги на его строительство собрали меценаты, а мебель и библиотека куплены на деньги от продажи благотворительных открыток с изображениями произведений мирового искусства.

В советские годы здесь размещался райвоенкомат Москворецкого района Москвы. Два арочных входа под эркером. Многостворчатые двери вели в клуб 1-й Образцовой типографии имени Жданова. После переезда райвоенкомата здесь разместилось ПТУ №28 (готовили электромонтажников). Теперь вместо клуба Театр на Малой Ордынке (бывший Театр Луны).

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет.Удивительным образом сохранившееся без изменений место старой Москвы. Перед вами дом коменданта при продовольственном пункте на станции Угрешская окружной железной дороги. Известно,что чёрно-белый кадр сделан 26 июля 1947 года, то есть 77 лет назад.

Движение по окружной было открыто летом 1908 года. Это была одна из современных и благоустроенных железных дорог России. Станция Угрешская включала в себя казармы, столовую, туалеты, больничный пункт.

Все станционные постройки МОЖД  выполнены в одном стиле. Ими занимался архитектор Александр Никанорович Померанцев с командой инженеров. В 1917 году линия МОЖД стала границей Москвы. При Советской власти на Угрешской был организован Московский городской сборный пункт. Отсюда призывники уходили в армию. Территория была огорожена железобетонным забором. Наверное, потому внутри ничего не меняется уже много десятков лет.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Советская Москва. 1933 год. Тверская (уже переименована в улицу Горького). Прямо по курсу Малый Палашевский переулок. Оба здания на чёрно-белом кадре не исчезли, но были сильно перестроены.

Шестиэтажный жилой дом, что справа, возводился долго; помешала война. Строительство началось в 1940-м, а было завершено только в 1949-м. Архитекторы Михаил Павлович Парусников и Геннадий Петрович Баданов встроили старое красивое трёхэтажное здание в своей проект. Когда-то на первом этаже тут было кафе «Лира».

Слева дом, который в XIX веке занимали номера «Тверь», где, по преданию, останавливался Лев Николаевич Толстой. Вход в Малый Палашевский переулок теперь украшает арка. Она напоминает о незавершённом проекте Парусникова и Баданова. Их дом должен был продолжаться через эту арку вплоть до угла с Тверским бульваром. Проект не был завершён из-за войны.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 90 лет.Петровское-Разумовское. 1888 год. Конечная остановка парового трамвая (в народе — паровичок) у Петровской земледельческой академии. Линия паровичка была открыта двумя годами ранее, в июле 1886-го. Вагоны шли  от Бутырской заставы до Петровско-Разумовского с интервалом два часа, поездка длилась не более получаса.

Справа влезает в кадр деревянный павильон конечной остановки. Он сохранялся до советских лет. Позже в нём разместилась парикмахерская. К сожалению, павильон был разобран. Храм Апостолов Петра и Павла — бывший некогда домовой церковью усадьбы Нарышкиных, а затем Разумовских — был снесён весной 1934 года.

Теперь улица называется Тимирязевской, ранее носила имя  Академической.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 135 лет.Станция метро «Ботанический сад» в 1950-е. Она была открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Архитекторы Владимир Георгиевич Гельфрейх и Михаил Адольфович Минкус (автор высотки МИДа на Смоленской площади).

На чёрно-белой фотографии виден ещё целый западный торец главного зала. Его украшал барельеф Сталина. В 1958 году барельеф был снят, стена разобрана. В 1959 году через торец был открыт переход на «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии. В 1966 году станция была переименована в «Проспект Мира». Сохранность почти идеальная. Одна из красивейших станций московского метро.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет.В этом году исполняется 220 лет, как над долиной Яузы начал действовать Ростокинский акведук — часть старинного Мытищинского водопровода, проложенного по указу императрицы Екатерины Алексеевны.  Единственный сохранившийся акведук из пяти построенных в 1780-х. Одно время — самый длинный мост в Российской Империи: более 350 метров.

Акведук был открыт осенью 1804 года; использовался по прямому назначению почти 100 лет (до 1902 года), после чего ещё шесть десятилетий служил как опора для водопроводной магистрали. Мытищинская вода питала Москву до 1962 года. Затем акведук ещё 40 лет был опорой для теплотрассы. Сейчас это пешеходный мост в парке «Ростокинский акведук».

Чёрно-белая фотография сделана в 1890 году. Перед вами окрестности села Ростокино и рек Яузы и Горянки.Воронцово Поле. Дом купеческой семьи Капцовых был построен Чичаговым в конце 1880-х годах на основе старинного здания ещё допожарной Москвы.

Сергей Алексеевич Капцов был причислен к купечеству по первой гильдии, занимался торговлей шёлковыми товарами. Его сын Александр Сергеевич увлёкся автомобилями и в 1913 году открыл в Москве представительство Opel. В доме на Воронцовом был склад и мастерская. Здесь же Капцов-младший организовал первый (или один из первых) в Москве таксомоторных парков. Можно было позвонить по указанному номеру и заказать автомобиль.

После революции в доме работала Объединенная школа и курсы местного транспорта (ОШКУМТ) – обучали шофёров. С 1944 года — НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний. В 1970 году дом принимал участие в съёмках фильма «12 стульев» Леонида Гайдая. Здесь снимали сцены в Музее мебельного искусства. Сейчас тут НИИ общественного здоровья имени Семашко.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около века.Матросская набережная (ныне Русаковская). На чёрно-белом снимке 1913 года жилой дом для сотрудников Новосокольнического трамвайного парка. Москвичам он больше известен как трамвайное депо имени Русакова. Парк был заложен в 1910 году, а открылся в октябре 1912-го. По традиции тех лет служащие жили прямо на месте своей работы. Для них был построен жилой дом с магазином на первом этаже.

До 1930-х депо каждую весну подтапливали воды Яузы. Это прекратилось лишь со строительством набережной. Депо Русакова было самым большим трамвайным предприятием СССР. Перед началом войны здесь обслуживались 430 пассажирских вагонов для 20 трамвайных маршрутов. Сейчас это трамвайная площадка №5.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.Послевоенная Москва. 1940-е годы. Комсомольская площадь. Ярославский и Ленинградский вокзалы. Чёрно-белая фотография богата на мелкие детали, потому её оригинал будет в комментариях.

В центре кадра старый павильон станции метро «Комсомольская». Он был разобран в 1950 году. На правом крае хорошо видна милицейская круглая будка, так называемый стакан, в котором сидит постовой в белом кителе. Такая форма была введена для милиции в 1947 году.

Вдоль площади идут трамваи БФ. На одном хорошо читается маршрут 32 и бортовой номер 836. Благодаря историкам транспорта мы знаем, что трамвай гонял по Москве с 1926 года по 1965-й, а затем был передан в Краснодар, где утилизирован в 1969 году.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 75 лет. Чёрно-белая фотография сделана Георгием Васильевичем Корабельниковым.Бахметьевский автобусный гараж, улица Образцова.

Здание проектировал Константин Степанович Мельников. Инженером выступил Владимир Григорьевич Шухов. Строительство закончено в 1927-м. Гараж был открыт для стоянки автобусов 1 ноября того же года. Первое время здесь размещался самый крупный автобусный парк в Москве. В годы Великой Отечественной в гараже работали автомастерские — ремонтировалась фронтовая техника, включая знаменитые машины БМ («Катюши»).

В 1990 году (год столетия Мельникова) гараж был внесён в реестр памятников. В 1999-м автобусный парк переехал. Ныне здесь Российский еврейский музей толерантности.

На чёрно-белом снимке гараж сразу после окончания строительства в 1927 году.Ленинградское шоссе (ныне проспект). 1955 год. Дом для сотрудников Метростроя строился одновременно со станцией «Аэропорт». Вестибюль был встроен в жилое здание. Первая очередь была закончена с открытием станции в сентябре 1938 года. Вдали виден второй дом-близнец, в нём второй вестибюль «Аэропорта».

Проектировал здание Самуил Миронович Кравец. Строительство второй очереди задержала война. Уже в середине 1950-х Кравец вместе с Иннокентием Дмитриевичем Мельчаковым (автором знаменитых главных ворот ВДНХ) достроили и надстроили дом на два этажа, а также соединили оба здания центральным корпусом.

Обе фотографии сделаны с одной точки. Автор чёрно-белого снимка Семён Осипович Фридлянд.Станция «Красные ворота» незадолго до открытия метрополитена. Чёрно-белый кадр из журнала «Строительство Москвы» № 2-3 за 1935 год.

Под фотоснимком указано, что автор проекта оформления станции академик архитектуры Иван Александрович Фомин, третья проектная мастерская Моссовета. Начальник строительства Илларион Давидович Гоцеридзе. Очень скоро Гоцеридзе станет начальником Метростроя, во время войны будет руководить Железнодорожными войсками, станет заместителем наркома путей сообщения СССР.

Станция была открыта в составе первой очереди 15 мая 1935 года (проектное название «Красноворотская»). С 29 мая 1962 года до 25 августа 1986-го станция называлась «Лермонтовская».

В 1952 году на «Красных воротах» был установлен первый в метро турникет. Также первые экспериментальные турникеты были установлены на «Красных воротах» ещё до открытия метро в 1935 году, но тогда по ряду причин в серию они не пошли. Станция хорошо сохранилась. Только сильно потемнела.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Вид с Берсеневской набережной на храм Христа Спасителя. Датировка чёрно-белой фотографии определяется по некоторым деталям. Например, по Пречистенской набережной идёт трамвай. Движение здесь было открыто осенью 1911 года. На дальнем плане виден силуэт Музея изящных искусств. Строительство этого здания завершено в 1912 году. В мае 1912 года у храма Христа Спасителя был установлен памятник императору Александру III. На старинной фотографии памятник ещё не виден. Скорее всего, это начало 1912 года. На правом крае старинной фотографии храм Похвалы Пресвятой Богородицы.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 111 лет.8 августа 1924 года открылся первый автобусный маршрут: от Тверской заставы до Каланчёвской площади (ныне Комсомольская). Сегодня ровно 100 лет. На первых порах московские власти закупили автобусы английского производства Leyland. Но очень скоро было налажено производство на заводе АМО.

На чёрно-белом снимке 1937 года автобус ЗиС-8 у станции метро «Курская». Маршрут №9. Он шёл от Курского до Киевского вокзала. Автобусы ЗиС-8 выпускались с 1934-го по 1936 год в Москве. Считается, что на таком автобусе после войны ездили оперативники МУРа из группы Глеба Жеглова. Помните «Фердинанд» из «Место встречи изменить нельзя»? В фильме на самом деле использовалась похожая копия этого автобуса.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Новокировский проспект (нынешний проспект Академика Сахарова), подобно Новому Арбату, прорубался через старинную застройку. Проспект должен был разгрузить Мясницкую улицу, которая с 1932 года называлась улицей Кирова. Потому будущей магистрали было дано рабочее название Новокировский. Хотя официально такое имя проспекта и не было утверждено.

На чёрно-белом снимке хорошо видна старинная застройка, выходящая на Садовую-Спасскую. Виден даже небольшой ларёк с вывеской, то ли «Табак», то ли «Лапша». В 1970-е всё было снесено...

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей почти 90 лет.Знаменитый гараж «Интуриста» в этом году справляет юбилей — 90 лет. Он был заложен на Сущёвском Валу в 1932 году, а закончен строительством в 1934-м. Занимались проектом два архитектора: Константин Степанович Мельников и Валерий Иванович Курочкин. К началу 1930-х Мельников уже построил Бахметьевский гараж, гараж Москоммунхоза и считался непревзойдённым специалистом по этому типу зданий.

В основу «Интуриста» лёг типовой проект на 300 автомобилей. Мельников оформлял фасады. В 1937 году гараж был передан на баланс Главного управления госбезопасности НКВД СССР. Сегодня здесь автотранспортная служба ФСБ. В 1990-м — год столетия со дня рождения Мельникова — гараж был внесён в реестр памятников архитектуры.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около полувека.В 1928 году в рабочем посёлке Богородское открылся первый универсальный магазин Сокольнического общества потребителей. В историю Москвы он вошёл как универмаг №7 на 1-й Богатырской улице (ныне Краснобогатырская). Бывшее село Богородское вошло в состав Москвы в 1902 году, а после революции некоторое время пребывало в статусе рабочего посёлка.

Архитектор Лев Борисович Великовский создал типичный образец конструктивизма. Универмаг обслуживал рабочих завода «Красный богатырь», который стоял как раз напротив. В народе его так и называли: «Богатырь»; из-за чего москвичи и гости столицы по ошибке приезжали сюда за одеждой  большого размера.

Внутри была круговая мраморная лестница с широкими деревянными лакированными перилами. На первом этаже — гастроном. На втором — одежда, обувь, галантерея, культтовары и хозтовары. Слева от входа — фабрика-кухня (поздние советские годы — гастроном №19). Реконструкция здания в 2000-е безвозвратно убила исторический облик.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 93 года.Немногие знают, что в 1918 году у входа в Александровский сад был установлен памятник Ивану Каляеву. На деревянном постаменте фигура по пояс: встающий сквозь набегающие волны человек. На одной стороне постамента было имя: Иван Платонович Каляев. На другой — надпись о заслугах: уничтожил великого князя Сергея Романова. В феврале 1905 года Каляев убил московского генерал-губернатора Сергея Александровича. Покушение состоялось в Кремле. Каляев бросил в великокняжескую карету мощную бомбу и сразу же был схвачен. Позже осуждён и повешен.

В 1918 году Ленин предложил установить в столице 50 памятников «великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства». В список вошли, например, Спартак, Тиберий Гракх, Брут, цареубийца Халтурин, иконописец Рублёв, Степан Разин, Пушкин, Толстой, Маркс, Ломоносов. Денег не было. Хватило только на дешёвый гипс и деревянный пьедестал. Каляева ваял скульптор  Борис Владимирович Лавров. По соседству встал гипсовый памятник Робеспьеру, но он развалился через три дня. Каляев продержался чуть дольше.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 105 лет.Кинотеатр «Гавана» на Шереметьевской улице. Чёрно-белая фотография сделана в 1989 году. Сам кинотеатр был открыт в 1981-м. В «Гаване» было два зала. В 2011 году власти передали здание КВН в честь 50-летия клуба. «Гавана» была капитально перестроена и лишилась своего жёсткого модернистского облика. Теперь это Московский молодёжный центр «Планета КВН».

Иногда встречается информация, что здание было построено на месте старого кладбища. Это не совсем точно. Лазаревский погост заканчивался примерно на том месте, где стоял кинотеатр.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 34 года.Вид на строящуюся гостиницу «Украина» со стороны Рочдельской улицы. 1952 год. Впереди будущая улица Николаева. Она появится на картах Москвы спустя пять лет, в 1957 году. «Украина» была открыта также в 1957 году.

Слева жилой дом Мострамвайтреста. Сдан в 1940 году, а в 1951-м пристроен её одним корпусом. В этом уголке Москвы почти ничего не изменилось.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 71 год.Краснопрудная улица. 1905 год. Старый квартал, место которого более 40 лет занимает универмаг «Московский» архитектора Александра Рочегова. Универмаг был открыт 5 ноября 1983 года, а проектировать его начали ещё в 1960-х.

На старинном снимке угловой дом Кононовой (так указано в справочнике тех лет). Более всего интересны вывески: Трактир, Торговля мелочным товаром Петра Тимофеевича Апоркова, Булочная А.И. Титов.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 118 лет.Угол Лесного и Нижнего Лесного переулка (ныне Соймоновский проезд и Курсовой переулок). Чёрно-белая фотография взята из статьи в журнале «Зодчество» от 1908 года. Современный кадр почти с той же точки 115 лет спустя.

Знаменитый дом Петра Николаевича Перцова и его жены Зинаиды Алексеевны. Один из первых московских жилых комплексов с прекрасными видами из окон. Доходный дом предназначался под сдачу людям творческим; сами Перцовы жили здесь же, в огромной квартире с видом на Пречистенскую набережную. В подвале дома размещалось знаменитое кабаре «Летучая мышь».

Перед строительством Перцов объявил архитектурный конкурс. Главное условие: дом должен отвечать духу и преданиям Москвы, но быть современным. Победил проект Сергея Васильевича Малютина, художника, живописца и оформителя. Дорабатывал эскизы Малютина архитектор Николай Константинович Жуков. Вёл строительство и завершил его в 1907 году Борис Николаевич Шнауберт, опытный инженер.

Перцов родился в Казани, был племянником казанского писателя Эраста Перцова и работал крупным железнодорожным строителем. После революции дом был национализирован. Перцовы были вынуждены покинуть его в 1922 году. Бывший хозяин был арестован и год провёл в заключении. В квартире Перцовых поселился Лев Троцкий. Ну и по соседству ещё немало троцкистов. Последние 50 лет дом на балансе МИДа.Мы в Коньково. У храма Святой Троицы. Чёрно-белая фотография сделана в 1970-е. Храм до закрытия в 1930-е годы был освящён во имя Сергия Радонежского. По нему же называлась деревенька Сергиевское-Коньково. Рядышком сельцо Коньково-Троицкое. За ними — первая почтовая станция Тёплые Станы. Ещё в XIX веке обе деревни были объединены, а в 1960 году Коньково вошло в состав Москвы.

Храм был построен ещё до войны с Наполеоном. Говорят, что на его кирпичной кладке можно найти следы от французских пуль. Перед Великой Отечественной войной Сергиевский храм был закрыт: сбиты купол, кресты, разобрана звонница. После войны он использовался Институтом физики Земли Академии наук СССР как лаборатория для опытов.

К 1970-м храм представлял собой практически развалины. В конце 1980-х началось восстановление, но повторно освятили его во имя Святой Троицы. По слухам, перепутали с храмом, что некогда стоял в селе Коньково-Троицкое.

Недалеко бьёт чудотворный источник, найденный ещё Сергием Радонежским. На заднем плане дома №116, к. 3, и №114, к. 2, по Профсоюзной улице.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей чуть меньше полувека.Малый Татарский переулок в 1936 году. Дом справа был возведён в 1914 году архитектором Владимиром Краузе для бакинского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева. Хозяин разместил в доме мусульманскую школу, библиотеку-читальню, даже скульптурную мастерскую. В доме собирались члены Московского мусульманского благотворительного общества. В 1917 году здесь проходил даже Всероссийский съезд мусульман. Позже разместился татарский дом просвещения, который включал в себя детдом, школу №27 имени Нариманова, центральный клуб имени Ямашева (это был театр), центральную библиотеку тюркских народов. Сейчас здесь Татарский культурный центр.

На втором плане современной фотографии — многоэтажный дом, где в 1972 году снимались эпизоды фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Квартира Шурика находилась именно здесь.

Обе фотографии сделаны с одной точки._______

Ну, пока остановимся, продолжение следует...

https://t.me/ecoyase

Предыдущие материалы:

Серия «Было — стало», обновляемые ссылки

Картина дня

наверх