Несколько лет назад интернет обошла фотография Кексгольмского полка, снятая в 1903 году неизвестным фотографом. На фото запечатлено более 1000 человек. Размер фотографии – огромен, и каждое лицо можно разглядеть…
История этой фотографии обросла мифами и легендами. Несколько лет назад она попала на страницы интернета.
Фотография Кексгольмского полка была подарена Музею истории фотографии Калининским (ныне Тверским) областным фотоклубом в 1986 г., которому тогда исполнилось 25 лет. В клубе фотография появилась неожиданно, и это настоящая детективная история, о чем расскажу ниже.
К сожалению, неизвестно ни кто его автор ни где фотография была снята. Известно только, что Кексгольмский полк дислоцировался в Варшаве, а год съемки — 1903-й. Подпись под фотографией сообщает, что:
«Лейб-Гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк основан в 1710 г. Императором Петром I. Со дня основания полк участвовал в 20 войнах, провел на них 50 лет и побывал в Швеции, Персии, Турции, Германии, Дании, Англии, Португалии, Греции, Австрии, Швейцарии, Румынии и Болгарии. В морских походах был в Атлантическом океане, в Балтийском, Немецком, Средиземном, Черном, Мраморном и Каспийском морях.
Русскую землю исходил вдоль и поперек до границ с Азией. За свою службу имеет знаки отличия: 2 серебряные трубы «за взятие в 1760 г. Германия» (здесь опечатка в оригинале. Имелся в виду г. Берлин. — Прим. ред.), гренадерское звание за отличия в 1812 г.; знаки на шапки «за отличие» за сражение при гор. Ареи в 1814 г.; двойные петлицы на мундиры в 1815 г.; переведен в Гвардейский корпус в 1831 г.; ленты на знамена за 100-летнюю службу в 1838 г.; 4 Георгиевских знамени за войну 1878 г.; наименование Лейб-Гвардией и Андреевские звезды на шапки в 1894 г. От своих шефов полк имеет награды: от Императора Австрийского Франца 1-го портрет за дела против польских мятежников в 1832 г., от Императора Австрийского Франца-Иосифа в 1860 г. портрет и музыкантский оркестр, в 1873 г. портрет во вест рост, в 1888 г. ленты на знамена, в 1898 г. портрет… /нечитаемо/ …в офицерское собрание подарок из серебра и медали, и в 1899 г. еще 100 офицерских и 40 солдатских медалей, как принадлежность мундира полка на вечные времена».
...Перед вами самый большой групповой снимок начала ХХ века. 1903 год! Вы только задумайтесь: каждое лицо можно рассмотреть, фотография до мелочей точна. Это вам не цифровой фотоаппарат с автоматическим «зумом», это воистину рука гения. Фотограф, сделавший этот кадр — настоящий профи. Стоит повторить, что на дворе 1903 год! На снимке уместился в полном составе лейб-гвардии Кексгольмский полк! Негатив – 110х60 см – нормальный размер! Фотоаппарат был специально построен для этого снимка, и объектив, диаметром около 1 метра, – тоже.
Разглядывая солдат и офицеров на этой фотографии, погружаешься в иной мир. За каждым лицом стоит своя история, свои радости и беды. Более тысячи человек — 25 рядов, около 50 человек в каждом. Наверняка, многие из них воевали в Белой армии, а затем уехали из страны. Полковое объединение в эмиграции — «Общество офицеров л.-гв. Кексгольмского полка» располагалось в Югославии, в Сараево. В 1951 г. в нем состояло 22 человека. Общество выпустило два номера журнала «Кексгольмская быль».
Изучать фотографию Кексгольмского полка можно бесконечно. Наверняка она хранит еще много секретов. Ну, пускай не секретов, а деталей и подробностей, важных для военных историков. Но интересно, думал ли автор этого снимка о том, как сложится судьба его творения? Предполагал ли он, что спустя сто с лишним лет тысячи зрителей будут восхищаться его мастерством? Что, господа фотографы, тут есть над чем задуматься…Фрагмент фотографииФрагмент фотографииФрагмент фотографииФрагмент фотографииНажмите на фото для получения большего размера
Чем дольше живет фотография, тем больше возникает историй и мифов о ней. Это касается не только запечатленных персон или событий, но и людей, которые хранили этот снимок на протяжении многих лет.
В книгу Пожарской фотография полка попала из архива Союза фотохудожников России, а точнее, прямо со стены его офиса. Союз фотохудожников является наследником знаменитой коллекции Евсея Самойловича Бялого. Друзьями и коллегами Бялого были известные русские фотографы: Моисей Соломонович Наппельбаум, Александр Данилович Гринберг, Александр Владимирович Хлебников и многие другие, а сам он работал в «Фотографии №1» на улице Горького (Тверской), почти напротив Московского Кремля.
Служащие разных лет.
Фрагмент главной фотографии
Снимок размером 42х94 см оформлен в паспарту и заключен в раму. Все говорит о том, что фотография была напечатана контактным способом со стеклянного негатива. Очень вероятно, что камера, способная работать с негативами такого формата, была создана фотографом самостоятельно или по специальному заказу. Такова известная нам история этого снимка.
Идея перешагнуть плоскость отпечатка и наполнить фотографию чувствами и характерами возникла у режиссера-документалиста Бориса Лизнева. К тому моменту Лизнев уже создал несколько картин на основе фотографий: о деревне — «Вологодские, тамбовские, тверские» и о генерале М.Д. Скобелеве — «Скобелевский марш». Но фильм «Полк, смирно!» стал первым, где основой послужила одна единственная фотография.
В фильме использованы фрагменты писем и дневниковых записей офицеров и солдат того времени. По экрану проплывают лица, одно за другим, а голоса за кадром создают новую историю фотографии полка. Это не просто история — авторы писем служили в разных подразделениях русской армии и в разное время. Скорее, это эпическое произведение, демонстрация духа русского солдата, который, всегда оставаясь в душе крестьянином, был готов отдать жизнь за родную землю.
Свежие комментарии