На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 936 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Сергей!История создания ...
  • сергей нежельченко
    Спасибо за прекрасный материал, за историю, за память !История создания ...
  • Светлана Митленко
    В Питере все-таки меньше уничтожено, чем в Москве. И кстати именно в Питере по большей части уничтожено как раз при С...Парадные города н...

Оболганный Лысенко

Эта статья попалась мне на глаза в «Справочнике Федерального собрания Российской Федерации» лет 10 назад. Что я знал о Трофиме Денисовиче до этого? Коротенькода роман Дудинцева «Белые одежды»

Предлагаю материал вашему вниманию, чтобы стало понятно: не только Л.П.Берия был оболган. Лысенко досталось не меньше…

Авторы:

В.К.Гинс, доктор биологических наук, профессор.

П.Ф.Кононков, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.

Едва ли ни с момента зарождения биологии, ее развитие сопровождалось глубокими мировоззренческими столкновениями в обществе, что нередко затрудняло нормальное поступательное развитие этой научной дисциплины и не давало возможности правильно оценить истинность тех или иных натурфилософских взглядов и их пользу для человечества.

В 1900 году одновременно и независимо сразу тремя исследователями были переоткрыты законы наследственности Г. Менделя (открытые еще в 1865 году), которые и положили начало генетике как важнейшей ветви биологии. Исследования указали на существование материальных носителей наследственности, механизмов ее хранения и передачи в потомство. Ими оказались хромосомы ядра клетки.

Т. Морган и А. Вейсман стали основателями хромосомной теории наследственности (ХТН), которую А. Вейсман опубликовал в 1905 году, а Т. Морган дополнил в 1909году. Основу ХТН составляла идея о непрерывности зародышевой плазмы и ее независимости от сомы (тела нейрона). Иначе говоря, все признаки организма заложены в хромосомном наборе ядра половой клетки (зародышевой плазме). Они передаются в неизменном виде в следующее поколение, а внешняя среда (условия жизни) на передачу наследственности не влияет; при этом благоприобретенные организмом признаки принципиально не могут наследоваться. Именно в таком виде ХТН формулировалась в первой половине ХХ века.

Две школы Российских генетиков.

История возникновения различных биологических (генетических) школ в России уходит своими корнями в дореволюционные времена, когда первые работы А.Вейсмана, попав в Россию, нашли себе сторонников. Этому способствовало то обстоятельство, что русская интеллигенция за несколько столетий обросла в Европе устойчивыми связями в научных и культурных кругах.

Кроме того, многие сторонники Вейсмана проходили в западных лабораториях стажировку. С другой стороны, в г. Тамбове проводил свои исследования И.В. Мичурин, вся практическая работа которого опровергала многие выводы А. Вейсмана. Поэтому в первой четверти ХХ века в России отчетливо проявились две школы:

1. Школа формальных генетиков (позднее – вейсманистов-морганистов), представителями которых были Н. Вавилов, Т. Меллер, Н. Кольцов, А. Серебровский (30-е годы) и затем Н. Дубинин, И. Шмальгаузен, А.Жебрак, П. Жуковский, И.Рапопорт (40-е годы).

2. Школа мичуринцев, которую представляли Вильямс, И. Мичурин, Т. Лысенко, П. Лукьяненко, В.Пустовойт, Д.Долгушин, Н.Нуждин и их ученики.

Основные позиции сторон выглядели так.

Формальная генетика

1. Наследственность передается в поколения с помощью непрерывной и неизменяемой зародышевой плазмы (совокупности ген), находящейся в ядре исключительно зародышевой (половой) клетки. Соматические клетки, то есть клетки тела, наследственности не передают.

2. Зародышевая плазма может изменяться только в результате мутации под воздействием различных мутагенных факторов. Эти изменения могут носить только случайный непредсказуемый характер. следовательно, какой-то определенной (направленной) изменчивости быть не может.

3. Признаки, приобретенные живым организмом в ходе развития (в онтогенезе), не могут передаваться по наследству.

4. Внешняя среда (условия жизни организма) направленного влияния на наследственность не оказывает.

Мичуринская генетика

1. Наследственность передается в поколения не только зародышевой (половой), но и соматической клеткой, не только хромосомами, но и цитоплазмой. Иначе говоря, в передаче наследственности участвует все тело организма, а не только хромосомы половой клетки.

2. Зародышевая плазма может изменяться не только под воздействием мутагенов, но и при направленном воздействии внешней среды. А значит, изменчивость может быть направленной, то есть вполне предсказуемой (адекватной).

3. Благоприобретенные в ходе развития признаки могут наследоваться в поколениях.

4. Измененные условия внешней среды могут изменять процесс построения тела, в том числе и построение хромосом и вообще зачатковых (половых) клеток.

__________________

Позиции сторон были диаметрально противоположны. И это привело к жесткой борьбе. Государство как единственный заказчик всех биологических исследований было серьезно обеспокоено эффективностью использования выделенных на науку средств. Организованная в 1929 году сельскохозяйственная академия (ВАСХНИЛ) должна была координировать и развивать исследования в области повышения урожайности и создания новых сортов зерновых и овощей. Однако ее работа в первой половине 30-х годов, при президенте ВАСХНИЛ Н. Вавилове, оказалась неудовлетворительной. Основная его практическая работа, коллекция семян из разных регионов мира, была очень затратной (200 экспедиций в 65 стран), а пользу могла принести лишь в неопределенном будущем. К тому же при нем генетика получила приоритетное финансирование на исследование законов Менделя, тогда как, например, К. А. Тимирязев в своей классификации форм наследования законы Менделя рассматривал как частный случай в общей системе законов о наследственности.

Требовавшиеся тогда для сельского хозяйства СССР срочное выведение новых отечественных сортов и разработка новых агротехнических приемов для повышения урожайности руководство ВАСХНИЛ обеспечить не сумело, и в июне 1935 года Н. Вавилов был освобожден от должности президента. Бывший в ту пору наркомом земледелия И. Бенедиктов прямо сказал:

«Работы Вавилова и его последователей каких-либо практических результатов не обещали даже в обозримом будущем, не говоря уже о тогдашнем настоящем».

Кроме этого, постулаты формальной генетики не только противоречили основным законам диалектики, но и послужили научным фундаментом откровенно расистским идеям так называемой «евгеники». Эти идеи поддерживали старейший русский генетик, основатель института экспериментальной биологии, Н. Кольцов; заведующий кафедрой генетики в МГУ А. Серебровский и работавший тогда в институте генетики АН СССР Г. Меллер. В основе евгеники лежали исследования Давенпорта и др., которые «убедительно подтверждали», что умственное отставание или задатки преступности – это «заболевание ума или мозга, передающееся с той же регулярностью и с тем же постоянством, что и цвет глаз или волос». И если согласно формальной генетике никакое воздействие внешней среды не исправляет генов преступности или физических недостатков, то, чтобы оградить население от действия «плохих генов», необходимо прекратить их распространение среди «неиспорченной» расы. При этом евгеники ссылались на то, что подобные мероприятия внедрялись и в других странах: в 12 штатах США была введена стерилизация, и верховный суд признал ее конституционной. В Германии также была проведена массовая стерилизация.

С другой стороны, тот же нарком И. Бенедиктов отмечал:

«Научные исследования, проводившиеся Лысенко и его сторонниками, были четко нацелены на реальную отдачу и в ряде случаев уже приносили осязаемый практический эффект. Я имею в виду как повышение урожайности, так и внедрение новых, более перспективных сельскохозяйственных культур».

Реальная практическая отдача мичуринцев (новые высокопродуктивные сорта пшеницы, ржи, проса, технология яровизации, вегетативной гибридизации, чеканки хлопчатника, теория стадийного развития и др.), их безусловный авторитет в колхозах, с одной стороны, и бесплодная практическая деятельность с сомнительными теоретическими изысками вейсманистов, с другой, убедили И. Сталина в правоте мичуринцев. Т.Д. Лысенко стал академиком УАН (1934 год), ВАСХНИЛ (1935 год), был награжден орденом Ленина (1935 год). Тем не менее «генетическая истина» была слишком важна для перспективы сельского хозяйства, и для окончательного ее выяснения И. Сталин предложил провести, как и в других науках, биологические дискуссии.

Проходили они во второй половине 1930-х годов между группой Т. Д. Лысенко, получившей название «мичуринцев», и «формальными генетиками» («вейсманистами»). Дискуссии проходили на четвертой сессии ВАСХНИЛ 19–27 декабря 1936 года, главной темой которой были «спорные вопросы генетики и селекции»; на конференции 7–14 октября 1939 года, организованной редакцией журнала «под знаменем марксизма»; отражались в научной, публицистической и партийной печати. Дискуссии проходили при активном участии представителей государства, являвшихся в конечном счете арбитрами в определении дальнейшего направления развития биологических наук.

Основным научным вопросом, обсуждавшимся в дискуссиях 1930-х годов между мичуринцами и вейсманистами, был вопрос о причинах изменчивости живых организмов: является ли она результатом случайных мутаций и последующего отбора под влиянием внешней среды или возникает как результат адаптивного отклика организма на изменения внешней среды. Вейсманисты, следуя взглядам своего учителя, категорически отрицали влияние внешней среды на аппарат наследственности, представляя ее лишь как фактор отбора. Морган и его последователи вдобавок непродуктивно ориентировали селекционеров на пассивное ожидание случайных ненаправленных «мутаций» в надежде, что какая-то из них окажется полезной и даст нужное изменение признака.

Мичуринцы, напротив, утверждали, что отклик организма на определенные изменения внешней среды может сказаться и на генетическом аппарате, быть закрепленным в нем и переданным по наследству. Из мичуринского подхода следовало, что развитием наследственности растений можно управлять, производить в нее направленные изменения.

Сталинское руководство СССР в 1935–1940 годах поддержало мичуринцев, потому что они обещали дать и реально давали относительно быстрое – не через десятки лет – улучшение ситуации в сельском хозяйстве. Естественно поэтому, что Т.Д. Лысенко по решению политического руководства страны возглавил учреждение, ведавшее сельскохозяйственной наукой и практикой. С 1938 года он стал президентом ВАСХНИЛ. в 1940 году Т.Д. Лысенко возглавил и институт генетики АН СССР, которым руководил до 1965 года.

Однако формальные генетики, несмотря на аресты своих сторонников, продолжали нападки на Т. Лысенко вплоть до начала Великой Отечественной войны, которая заглушила на время все споры. Кого-то из сторон срочно отправили в Сибирь обеспечивать воюющую страну хлебом (Т. Лысенко), кто-то с оружием в руках ушел на фронт защищать Родину, кто-то остался в тылу изучать мушек-дрозофил (Н. Дубинин). Сразу после войны борьба возобновилась с еще большим накалом.

Атаку против Лысенко начал генетик-вейсманист и ответственный партийный деятель А. Жебрак. С конца 1944 до середины 1946 года он направлял письма в правительство (Маленкову и Молотову), встречался с Молотовым, настаивая на реорганизации управления биологическими науками и удалении из них мичуринцев. В начале 1946 года, после того как была опубликована очередная работа Т. Моргана, в которой последний немного скорректировал жесткую позицию Вейсмана и уже частично признавал наследственную изменчивость, появилась статья П. Жуковского «Дарвинизм в кривом зеркале» с критикой взглядов Т.Д. Лысенко на проблемы наследственности.

В феврале 1947 года на пленуме ЦК ВКП(б) заведующий отделом науки Ю. Жданов выступил с резкой критикой академика Трофима Денисовича Лысенко как ученого и как президента ВАСХНИЛ. Во втором номере за 1947 год журнала «Вопросы философии» была опубликована статья академика И. Шмальгаузена «Представления о целом в современной биологии» с критикой мичуринского направления в биологии. 16 апреля 1947 года деятельность Т.Д. Лысенко и ВАСХНИЛ критиковалась на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б). Теоретические взгляды Т.Д. Лысенко критиковались на конференциях по генетике, организованных в МГУ в марте и ноябре 1947 года. 29 ноября 1947 года в «Литературной газете» была опубликована статья Шмальгаузена и др. с острой критикой Т.Д. Лысенко. В феврале 1948 года в МГУ прошла большая конференция по «проблемам дарвинизма», на которой выступило 40 докладчиков из разных городов и организаций. Многочисленные выступающие, среди которых были академики, доктора наук, профессора, доказывали, что Т.Д. Лысенко не является дарвинистом. Участникам этой конференции прислал приветствие зав. отделом науки ЦК ВКП(б) Ю.А. Жданов. Более того, позднее в Политехническом музее Москвы Ю.А. Жданов провел совещание с партактивом Советского Союза и выступил с докладом, в котором вновь подверг резкой критике личность Т. Лысенко. Для морганистов (так теперь стали называть вейсманистов) это послужило сигналом для массированной дискредитации Т.Д. Лысенко и как ученого, и как президента ВАСХНИЛ. Сразу после этого на имя И. Сталина стали поступать письма от ученых формальной генетики с требованием отстранения Т.Д. Лысенко от должности президента ВАСХНИЛ. Одно из этих писем, например академика ВАСХНИЛ П.Н. Константинова к И. В. Сталину от 16 июля 1948 года, было опубликовано в журнале «Сельскохозяйственная биология» в №3 за 2003 год.

Продолжение следует...

Предыдущий материал на сайте о Т.Д. Лысенко: Вавилов и Лысенко, тайное становится явным

Картина дня

наверх