На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 939 подписчиков

Свежие комментарии

Мавзолею Ленина на Красной площади 90 лет !!!

Мавзолей Ленина на Красной площади


ВЫБОР МЕСТА
Кладбища на Красной площади были испокон веков. Традиционно в древней Москве жителей хоронили возле приходских церквей, в том числе и около церквей, ранее стоявших на Красной площади. Вдоль кремлевской стены только между Спасскими и Никольскими воротами находились пятнадцать погостов (по числу церквей). После сильного пожара в 1493 году, когда сгорели все деревянные сооружения близ Кремля — церкви, палаты, лавки и избы, — Иван III повелел для предохранения впредь Кремля от пожаров очистить место у его стены от всех построек на расстоянии 110 саженей. Но вскоре погребения на Красной площади возобновились. Так, в 1552 году царь Иван Грозный, бояре и приближенные присутствовали на похоронах юродивого Василия Блаженного на погосте церкви св. Троицы над кремлевским рвом. (Ныне на ее месте Покровский собор, или храм Василия Блаженного.) Здесь же покоятся останки юродивого Иоанна Вологодского и других. Близ Покровского собора и Спасских ворот совершались казни, а казненных хоронили здесь же, у рва.

Погребение 10 ноября 1917 года на Красной площади 238 солдат, рабочих, матросов и санитарок, павших в боях за власть Cоветов, продолжило эту традицию. Они были похоронены на Красной площади по решению Московского военно-революционного комитета. В сентябре 1918 года двести моряков прощались на Красной площади с Александром Квардаковым и Василием Погребицким, павшими в боях с англо-американскими интервентами. У кремлевской стены были похоронены красногвардейцы Петр Засухин, Дмитрий Юдичев, Иван Котов, погибшие при отражении нападения белых террористов на рабочую демонстрацию; латышские стрелки Иван Смилга и Мартын Драудынь, отличившиеся в боях против петлюровцев; польские интернационалисты Александр Гадомский и Феликс Барасевич, павшие при ликвидации банд анархистов; венгр Антон Хорак — участник подавления мятежа левых эсеров; председатель Рогожского районного Совета Николай Прямиков, милиционеры Семен Пекалов и Егор Швырков, погибшие в схватке с бандитами. Именами героев тех дней были названы московские улицы — Войтовича, Вирземника, Морозова, Сапунова, Люсиновская, Щербаковская, московского гавроша Павлика Андреева, заводы имени Войтовича, Баскакова, Эрова, комбинат имени Щербакова. Улицы Самокатная и Двинцев напоминают о революционных воинских частях. Позднее у кремлевской стены были похоронены такие деятели мировой революции как Я.Свердлов, В.Воровский, И.Арманд, Джон Рид и др.


Большую роль в истории Красной площади сыграло празднование 1 мая 1918 года. Площадь была оформлена к Первомаю очень пышно и продумано. Проект оформления создали архитекторы братья А.А. и В.А.Веснины совместно с художником Ф.Ф.Федоровским и архитектором Е.Коротковым. Проект объединял праздничное оформление кремлевской стены, братских могил, и трибуны. У Сенатской башни (т.е. на месте будущего Мавзолея) была сооружена временная деревянная трибуна, обшитая красной тканью. Это была квадратная в плане ступенчатая композиция, у подножия которой была устроена низкая вытянутая вдоль стены гостевая трибуна. Во время праздника с трибуны выступал В.И.Ленин. Работа Весниных была первой попыткой выявить композиционную роль западного фасада кремлевской стены и Сенатской башни. Эта идея в последствии доминировала во всех проектах нового ансамбля Красной площади.

7 ноября 1918 года — в первую годовщину Октябрьской революции — на Сенатской башне, в центре почетного некрополя, поместили мемориальную доску, выполненную скульптором С.Т.Коненковым. На ней было написано: «МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917. ПАВШИМ В БОРЬБЕ ЗА МИР И БРАТСТВО НАРОДОВ». На открытии выступил с речью Ленин. После речи В. И. Ленина сводный хор, состоявший в основном из молодых рабочих-студийцев Пролеткульта под руководством дирижера-педагога Г. П. Любимова (псевд.; наст. фам. и имя Караулов Модест Николаевич; 1882—1934), исполнил "Кантату" («Спите, любимые братья, в славе нетленных гробниц»). «К первой годовщине Октябрьской революции, — рассказывал С. Т Коненков, — мне было поручено сделать мемориальную доску-надгробие. Я приступил к работе. Времени было мало. В мастерской в те годы у меня бывали Клычков и Есенин. Как-то в разговоре с ними я сказал, что хорошо бы написать стихи для торжественного открытия мемориальной доски. Они живо и охотно откликнулись на мое предложение. К ним подключился и поэт Михаил Герасимов, с которым в то время Есенин был близок. Композитор Иван Николаевич Шведов (1895—1921) написал на стихи Есенина, Клычкова и Герасимова музыку. Так появилась «Кантата». В 1948 году, когда сделали проход из Кремля в Мавзолей через Сенатскую башню, мемориальная доска была снята со стены и отправлена в Ленинград, в Государственный Русский музей. В 1961 году под наблюдением С. Т. Коненкова доску отреставрировали.


Проект первомайского оформления Красной площади, разработанный братьями Весниными, предвосхитил последующие архитектурные решения. К пятой годовщине революции в 1922 году было проведено благоустройство Красной площади, и по проекту архитектора В.Маята была возведена кирпичная трибуна с белокаменными поясками, выполненная в общем с кремлевской стеной стиле, что резко отличалось от прежней трибуны Весниных. Справа от трибуны в том же 1922 году была поставлена огромная скульптурная фигура рабочего (скульптор Ф.Лехт), приветствовавшая демонстрантов поднятой вверх рукой.

В ночь с 21 на 22 января 1924 года, сразу после смерти Ленина, состоялось заседание экстренного пленума ЦК ВКП(б), наметившее мероприятия по увековечиванию памяти Ленина. Была создана комиссия под председательством Ф.Э.Дзержинского. Члену комиссии В.Д.Бонч-Бруевичу поручили организацию похорон. 23 января ЦИК СССР принял постановление о сохранении гроба с телом Ленина в склепе, доступном для посещения, и о сооружении этого склепа у кремлевской стены среди братских могил борцов революции. Склеп (который позднее стали называть Мавзолеем) было решено поместить перед могилой Я.Свердлова, на месте построенной в 1922 году трибуны В.Маята.

ПЕРВЫЙ МАВЗОЛЕЙ

Похороны Ленина были назначены на 16 часов 27 января, а в ночь на 23 января А.В.Щусев получил от правительственной комиссии задание создать проект временного склепа. Для разработки архитектурного решения Щусев пригласил Л.А.Веснина и архитектора Антипова. В своем проекте Щусев отталкивался от того, что на месте склепа с 1918 года стояла трибуна Весниных, откуда выступал вождь. 23 января Щусев выступил на заседании комиссии и предложил собравшимся набросок, который комиссия утвердила.


На строительство Мавзолея оставалось четыре дня. Стояли сильные морозы, земля промерзла на 1,5 метра. Кроме того, при копке котлована были встречены фундаменты старинных построек. В конце концов, котлован был создан при помощи направленного взрыва, выбросившего землю в сторону площади, не повредив мемориальной доски на Сенатской башне. Над заглубленным в землю примерно на 3 метра траурным залом был возведен квадратный объем, высотой также около 3 метров — деревянный каркас, обшитый тесом «в ёлочку». Венчавшая его трехступенчатая конструкция высотой менее двух метров была обшита досками горизонтально. Все было выкрашено темно-серой краской, а доски, прикрывавшие углы, — черной, что напоминало траурную рамку. Дверей в Мавзолее не было, по бокам были устроены кубические будки, внутри которых шли лестницы вниз, в траурный зал. На фасаде Щусев предполагал сделать надпись: «1924 СССР Владимиру Ильичу Ленину», но рукой Бонч-Бруевича она была заменена на просто «ЛЕНИН», что и было выполнено в виде накладки черного цвета.

В проекте склепа предполагалось, что это будет лишь основанием для вертикальной части, представлявшей собой четырехколонную конструкцию, позднее замененную на десятиколонную, но к моменту похорон вертикальной части построить не успели. После похорон Ленина было решено склепа не достраивать, а сразу же начать проектирование увеличенного и усложненного по форме второго деревянного Мавзолея.
ВТОРОЙ МАВЗОЛЕЙ
Вопрос о том, каким же должен быть Мавзолей оставался открытым — должен ли он одновременно быть и гробницей, и памятником, и трибуной? Без объявления конкурса в середине февраля 1924 года комиссия поручила Щусеву создание нового проекта. В начале марта проект был утвержден. Он объединял в себе памятник и трибуны, вертикальная композиция была изменена на горизонтальную, произошел отказ от ранее предлагавшихся декоративных элементов. Колоннада превратилась в скромную композицию верхнего яруса ступенчатой постройки.


В начале марта тело Ленина отправили на бальзамирование, а на месте первого Мавзолея началось новое строительство, которое было закончено к концу мая 1924 года. Обшивка постройки была выполнена из дуба и покрыта лаком, что придало Мавзолею светло-коричневый тон. Доски были пришиты фигурными коваными гвоздями, шляпки которых, как заклепки на броне, выступали над деревом. Тяги, двери и колонки верхнего яруса были сделаны из черного дуба, что выражало идею траура и скорби. Мавзолей был окружен шестиугольным сквером с низкой железной оградой. Однако, из-за затянувшихся работ по бальзамированию тела Ленина открытие Мавзолея состоялось только 1 августа 1924 года.
ТРЕТИЙ МАВЗОЛЕЙ
В конце 1924 года Комиссия по увековечиванию памяти Ленина сформулировала предложения, на основе которых была сделана программа открытого конкурса на строительство постоянного Мавзолея. При этом второй деревянный Мавзолей не рассматривался как основа для архитектуры нового Мавзолея. В январе 1925 года Президиум ЦИК СССР объявил открытый международный конкурс на лучший проект постоянной каменной усыпальницы. В конкурсе мог участвовать каждый. В конкурсную комиссию (ее возглавлял А.В.Луначарский) поступило 117 предложений и эскизов на ватмане, оберточной бумаге, на страницах из школьных тетрадей. Их прислали известные архитекторы, рабочие, служащие, учителя, школьники.

Но конкурс не дал удовлетворительных результатов. Поэтому решили сохранить архитектуру деревянного Мавзолея, образ которого стал уже широко известен и привычен. Опять за дело взялся А.В.Щусев. Но он не стал копировать формы второго деревянного Мавзолея— многократно менял соотношения элементов, размеры плит, оттенки камня, ритм уступов, величину самой усыпальницы и т.д. Из нескольких вариантов правительством был утвержден «гранитный проект» и Щусев приступил к детальным чертежам. Кроме того, сам Щусев и представитель правительственной комиссии инженер К.С.Наджаров объехали каменоломни Украины, Урала, Карелии, где отбирали камень для облицовки Мавзолея — гранит, лабрадорит, красный кварцит. Применение камня разных сортов неоднократно менялось по ходу строительства. В проектном варианте преобладал красный шокшинский кварцит, по техническим соображениям в значительной части замененный более темным гранитом.

Строительную площадку обнесли забором, соорудили бараки для обработки и полировки камня на месте. Мавзолей сооружал трест Мосстрой под руководством прораба И. В. Певзнера. Строительные конструкции Мавзолея состоят из монолитного железобетона с заполнением проемов кирпичом. Каменной является лишь облицовка. 48-тонный черный монолит с надписью ЛЕНИН подняли и поставили над входом с помощью четырех железнодорожных домкратов и множества обыкновенных. Гнезда для букв вырубили тверской гранитчик М.Д.Митянов и его напарник И.Тургин; они же отшлифовали буквы. Этот камень был самым большим. Другие монолиты и плиты для облицовки Мавзолея весили от 1 до 10 тонн, а черный лабрадоритовый монолит для постамента саркофага — 20 тонн.

Строительство Мавзолея закончилось в 1930 году. Но его внешний вид в то время отличался от того, что мы видим сегодня — Мавзолей имел только две боковые трибуны (так же как его деревянный предшественник). Центральная трибуна была надстроена к октябрьским праздникам 1944 года. Ее сооружение значительно изменило пропорции постройки 1930 года. При окончании строительства Мавзолея была значительно реконструирована вся Красная площадь — была произведена планировка ее поверхности так, чтобы Мавзолей оказался на самом высоком месте. Тогда же историческая булыжная мостовая была заменена на новую из черной диабазовой брусчатки.


В конце июня 1941 года москвичи, проходившие по Красной площади, увидели на месте Мавзолея двухэтажный особняк с мезонином. По совету художников и архитекторов во главе с Ф.Ф.Федоровским и Б.М.Иофаном Мавзолей был замаскирован, чтобы уберечь его от вражеских бомбежек. За три дня из 1500 м сурового полотна скроили и сшили дом, нарисовали на нем окна и двери, и затем натянули материю на трубчатый каркас, возведенный над Мавзолеем. Одновременно погасили и зачехлили звезды на кремлевских башнях; закрасили золотые главы кремлевских соборов; нарисовали на Кремлевской стене окна и двери. Броский ориентир — излучину Москвы-реки — служба маскировки Моссовета забила баржами и плотами и накрыла маскировочными сетями. Сверху район стал казаться нагромождением старых мелких построек — Кремль и Мавзолей слились с окружающими зданиями. Маскировка в известной мере дезориентировала фашистских летчиков и мешала прицельному бомбометанию. Гитлеровские пилоты так и не смогли повредить Мавзолей Ленина. Маскировку с Мавзолея сняли в ночь на 7 ноября 1941 года, накануне исторического парада защитников Москвы.



САРКОФАГ
22 февраля 1924 года правительственная комиссия по похоронам Ленина поручила ряду архитекторов с семидневный срок создать проект саркофага. Лучшим был признан проект архитектора-конструктивиста К.С.Мельникова. Саркофаг Мельникова простоял в Мавзолее до 1944 года. В качестве премии за свой проект К.С.Мельников получил в Кривоарбатском переулке участок земли под застройку, на котором и построил свой всемирно известный дом — вероятно последний частный дом в центре Москвы.

В 1945 году саркофаг был заменен на новый, созданный по проекту академика А.В.Щусева, к.т.н. Н.В.Горбачева, проф. С.О.Майзеля, конструктора Н.Д.Федотова и скульптора Б.И.Яковлева. В 1946 году создатели саркофага были удостоены за него Сталинской премии. В 1968–1972 годах был создан новый, еще более совершенный саркофаг (главный конструктор — Н.А.Мызин, автор архитектурного проекта и художественного оформления — скульптор Н.В.Томский). Внешняя форма саркофага осталось той же, что и у второго саркофага, но был создан ряд новых систем, улучшено освещение и усовершенствованы отдельные конструкции. Новый саркофаг был установлен в Мавзолее в апреле 1973 года.

МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА–СТАЛИНА
В 1953–1961 годах в Мавзолее находилось также тело И. В. Сталина, а Мавзолей назывался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». На монолите над входом в 1953 г. поверх надписи ЛЕНИН были нанесены надписи ЛЕНИНИ СТАЛИН. В 1958 году этот монолит был заменен на новую плиту с расположенными друг под другом выполненными в камне надписями ЛЕНИН и СТАЛИН. В 1961 году чудом сохранившийся прежний монолит с именем Ленина был возвращен на своё изначальное место.



ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
В 1974 году Мавзолей Ленина и захоронения у Кремлевской стены приняты на государственную охрану как памятники истории (Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 г.). В 1990 году, Мавзолей Ленина и почетный некрополь у Кремлевской стены как часть ансамбля Красной площади и Кремля включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 1995 году они отнесены к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г.).

http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=2140


Картина дня

наверх