На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Александров
    Хлеба меньше стали брать, а мяса - больше. А свининка как была по 300...330 рублей за кило, так и осталась.Вот и вскрылось, ...
  • Анфиса Иванова
    Спасибо, Игорь Шишкин!  очень умно и политически тонко обозначено место каждого участника в фашистской игре 30-40гг, ...Самый ненавистный...
  • владимир рябченко
    Электрика на 11% по закону...Вот и вскрылось, ...

Историки: Уже осенью 1941 года враг понял, что проиграет войну

Большинство предприятий эвакуировали на Урал
Большинство предприятий эвакуировали на Урал

Нашу Победу предопределила блестяще проведенная эвакуация промышленных предприятий, которой руководил Лаврентий Берия

22 июня – скорбная дата в истории нашей страны: 75 лет назад в этот день началась Великая Отечественная война. Из учебников истории мы знаем, что ее первые месяцы – страшное время: советские войска отступали, враг стремительно продвигался вглубь страны.

Но именно летом-осенью 1941 была проведена грандиозная, не имеющая аналогов операция, которая, по мнению историка и писателя Елены Прудниковой, и предопределила нашу Победу. Речь идет об эвакуации в тыл большого количества промышленных предприятий. Вот лишь одна цифра: с июля по декабрь 1941 года на восток страны перебазировали 2593 различных заводов и фабрик. Это позволило сохранить значительную часть промышленного потенциала СССР, в кратчайшие сроки наладить выпуск необходимой фронту военной продукции.

К ВТОРЖЕНИЮ ГОТОВИЛИСЬ

- Одним из самых важных направлений плана Барбаросса было как можно быстрее захватить Украину, Москву и Ленинград, где сосредоточено большинство оборонных предприятий, – говорит Елена Прудникова. – После этого немцам оставалась ждать, когда у Красной Армии закончится мобилизационный запас, и воевать ей будет нечем. Аналитики вермахта полагали, что его хватит примерно на полгода. И не ошиблись. Но к этому времени уже заработали эвакуированные заводы.

- Доводилось слышать и читать, что эвакуация проводилась чуть ли не стихийно, без заранее составленного плана…

- Это – распространенное заблуждение. Из той же области, будто Советский Союз не готовился к войне. Между тем разработка эвакуационных планов началась уже вскоре после завершения Гражданской войны. 3 августа 1923 года Совет труда и обороны СССР принял положение «О вывозе из угрожаемых неприятелем районов ценного имущества, учреждений, предприятий и людского контингента».

А через три года появился и первый план. Понятно, что за период, предшествующий Великой Отечественной войне, он претерпел существенные изменения.

В декабре 1940 года в Москве прошло совещание высшего командного состава РККА, посвященное предстоящей войне. Сразу после его завершения открылась XVIII Всесоюзная конференция ВКП (б), на которой было принято постановление «О форсировании темпов роста оборонной промышленности». Планировалось в кратчайшие сроки построить на востоке страны тысячи новых заводов. За полгода такое количество построить, конечно, невозможно. Но можно воздвигнуть корпуса, подвести пути сообщения и инженерные сети. Эти предприятия, по сути, представляли собой площадки, на которых после начала боевых действий будут размещены эвакуированные производственные мощности. Скажем, работали два цеха, выпускавшие сугубо мирную продукцию, а остальные ждали «Дня Икс».

Эшелоны с оборудованием шли на Восток...

Эшелоны с оборудованием шли на Восток...

ФАШИСТЫ НЕ ВЕРИЛИ, ЧТО ТАКОЕ ВОЗМОЖНО

- Знали ли в окружении Адольфа Гитлера о существовании этих эвакуационных планов?

- Трудно сказать. Между тем планы были разработаны до мельчайших подробностей. Вот что говорил историк Георгий Куманов: «Знаете, часто показывают в кино: эшелон с оборудованием, станками, рабочими выгружают где-то за Уралом в чистом поле, в снег. И я просто обомлел, получив в архиве огромную схему — гигантскую «простынь» — эвакуации предприятий, где с поразительной точностью учтено оборудование, эвакуируемые кадры, расписание — день в день. Размещено — не в степи, за редчайшим исключением, а на площадках смежных предприятий»!

Очевидно другое: гитлеровское командование было уверено, что противнику не удастся осуществить свои планы. И вот еще на что хочу обратить внимание. Расстановка советских войск накануне вторжения была такой, чтобы дать возможность провести эвакуацию. Неслучайно на южном направлении - а на Украине, повторю, было много важных предприятий, в первые месяцы войны дела у вермахта шли не так успешно, как на других участках.

ЕСЛИ ВЫВЕЗТИ НЕЛЬЗЯ - ВЗРЫВАТЬ!

- И вот «День Икс» наступил: война началась. Какой орган руководил эвакуацией и кто его возглавлял?

- 24 июня совместным постановлением СНК и ЦК ВКП (б) был создан Совет по эвакуации. Его возглавил Лазарь Каганович, заместителями были Алексей Косыгин (будущий глава советского правительства) и Николай Шверник (в то время первый секретарь ВЦСПС, руководитель советских профсоюзов.) Причем уже 3 июля Шверник стал председателем Совета. Считается, что именно этот деятель руководил эвакуацией. Но я придерживаюсь другого мнения..

- Кто же, по-вашему, в действительности осуществлял эту работу?

- 30 июня 1941 года был образован Государственный комитет обороны (ГКО), которому в условиях военного времени фактически принадлежала вся власть в стране. В состав ГКО входили Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Георгий Маленков, Клим Ворошилов и Лаврентий Берия. Так вот: хотя одной из задач этого органа была эвакуация промышленных предприятий и населения, ни один из членов ГКО не состоял в Совете по эвакуации, что, учитывая масштаб и значение операции - нонсенс.

Есть данные, указывающие на то, что эвакуацией руководил Лаврентий Берия. После его ликвидации в 1953 году Лаврентия Павловича стали изображать исключительно как кровожадного злодея, «палача Сталина». Документы, свидетельствующие о его вкладе в укрепление обороноспособности нашей страны, в Победу над страшным врагом большей частью либо уничтожены, либо запрятаны глубоко в архивах. Но когда речь идет о работе такого уровня, все зачистить невозможно. Известно, что накануне войны Берия не только возглавлял НКВД, но и, будучи заместителем председателя Совета народных комиссаров, курировал наркоматы лесной и нефтяной промышленности, работу речного флота, производство цветных металлов. В воспоминаниях сталинских наркомов и директоров заводов указывается, что в начале войны он контролировал мобилизацию советской промышленности (то есть ее перевод на военные рельсы). А ведь эвакуация была частью мобилизационного плана.

Кстати, в 1943 году Лаврентию Берии «за особые заслуги в области усиления производства вооружения и боеприпасов в трудных условиях военного времени» было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

- Летом и осенью 1941 года враг наступал очень стремительно, а потому эвакуировать все предприятия не удалось. Известно, что многие из них были взорваны. Например, Днепрогэс. Как шли эти процессы, кто ими руководил?

- 27 июня 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», в котором на Военные Советы фронтов возлагалась ответственность за «приведение в полную негодность путем разрушения и сожжения всего ценного имущества при невозможности его вывоза». Однако у военных советов хватало и других задач, так что на практике эта работа фактически была возложена на органы госбезопасности. Уже 1 июля нарком государственной безопасности Всеволод Меркулов подписал Директиву № 168 «О задачах органов госбезопасности в условиях военного времени». Сотрудники органов НКГБ были обязаны «до последней минуты оставаться на своих боевых местах… Эвакуироваться можно только с последними частями Красной армии, приняв предварительно необходимые меры к проверке, насколько тщательно уничтожено на занимаемой противником территории СССР народное достояние - фабрики, заводы, склады, электростанции…».

В прифронтовой зоне образовывались комиссии-«тройки», состоящие из первого секретаря райкома партии, начальника районного отдела НКГБ и представителя инженерных частей Красной Армии. Эти тройки определяли перечень предприятий, которые необходимо было вывести из строя в случае отхода наших войск. Уже на самих предприятиях создавались свои тройки в составе директора, секретаря партийного комитета и начальника секретного отдела. Формировался список исполнителей, определялся способ оповещения их о начале действий.

Сложность ситуации заключалась в том, чтобы правильно определить момент взрыва. Должна была быть полная уверенность в том, что фашисты войдут в город. Решающее слово, как правило, оставалось здесь за чекистами.

Например, на случай захвата Ленинграда существовал так называемый план «Д» - ликвидация важных предприятий. В сентябре 1941 года проверять готовность мероприятий по этому плану в город прибыл Всеволод Меркулов. Кстати, в декабре того же года, «по итогам работы» он написал пьесу «Инженер Сергеев», которая затем с огромным успехом шла на сценах страны.

- Какой же вывод?

- Вывод очень простой. Не надо говорить о «катастрофе 1941 года». Я считаю, что этот периодмы выиграли, сломав стратегические планы Гитлера и втянув Германию в войну ресурсов, которой немцы боялись еще больше, чем войны на два фронта. Кстати, любопытный факт: уже в сентябре 1941 года начальник Генерального штаба Сухопутных войск немецкой армии Франц Гальдер написал в своем дневнике: война, скорее всего, Германией будет проиграна…

ЭВАКУИРОВАЛИ 12 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК

По данным историка Юрия Горькова, из 1523 эвакуированных крупных предприятий было направлено: 226 — в Поволжье, 667 — на Урал, 244 — в Западную Сибирь, 78 — в Восточную Сибирь, 308 — в Казахстан и Среднюю Азию. Железнодорожным транспортом вывезли более десяти миллионов человек, водным путем – еще два миллиона человек.

На новых местах предприятия обычно начинали давать продукцию через полтора – два месяца.

«Этот осуществленный в гигантских масштабах перевод промышленности на Восток - одна из величайших саг истории. Причем, речь идет отнюдь не о спорадическом процессе: перевоз заводов был подготовлен заранее…» - писал американский журналист С. Сульцбергер, в июне 1942 года.

http://www.kp.ru/daily/26546.4/3561905/

Картина дня

наверх