На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 990 подписчиков

Свежие комментарии

  • Балу -
    Плевать нынешняя власть хотела на проблемы, которые создают понаехавшие чурбаны... Она с ними не сталкивается... А то...Сегодня в Сирии ...
  • сергей нежельченко
    Купили, да не всех ! Есть семейные ценности, есть воспитание : не иди против совести, не угнетай, не укради и т.д., н...Сегодня в Сирии ...
  • Михаил Федоров
    Господи! Не дай России разложиться в гнилом будущем. Дай УМА людям у власти, надо быть жёстче и НЕ ПРОГИБАТЬСЯ под гн...Сегодня в Сирии ...

Не только «придворный художник»

В прошлой теме о прекрасном художнике Дмитрие Аркадьевиче Налбандяне, судя по реакции участников сайта, осталась недосказанность. Поэтому появилось желание продолжить и дополнить новыми материалами.

Русская живопись Дмитрия Налбандяна с армянским колоритом

«Первая кисть политбюро», самый обласканный властью советский художник, автор портретов Иосифа Сталина – зачастую Дмитрия Налбандяна характеризуют именно так.

Некоторые знают его портрет матери Айкануш Карапетовны, удивительно глубокую и трогательную работу. Однако все это – лишь вершина айсберга. Творчество Дмитрия Налбандяна, вдохновлявшегося Арменией наследника русской традиции живописи, гораздо более многогранно, о чем Армянскому музею Москвы и рассказала искусствовед Рузанна Лазарян.

Дмитрий Налбандян – известный художник-армянин, чье творчество связано не только с родиной его предков, но и Россией, и Грузией. Творец родился в 1906 году в Тифлисе, и колорит города во многом сказался на мироощущении живописца. Отец Дмитрия Аркадьевича стал жертвой грузинских контрреволюционеров, поэтому после его смерти тяжелый груз ответственности за семью лег на хрупкие плечи подростка, который с 12 лет работал на кирпичном заводе._01.jpgДмитрий Налбандян. Фото: avproduction.am

Примечательно, что несмотря на эти трудности, Налбандян нашел время и силы для искусства. Именно в такие удивительные моменты жизни и обнаруживается парадоксальная совместимость быта и искусства. И хотя на первый взгляд, учитывая условия, желание юноши творить могло бы показаться роскошью, для молодого художника оно стало лишь началом пути, признаком его одаренности.

Важную роль сыграло случайное знакомство Налбандяна со скульптором, заведующим отделом керамики. Он и заметил талант и заинтересованность будущего мастера портрета в искусстве и пытался всеми силами ему помочь самореализоваться. Спустя короткое время, с возникновением Грузинской Республики, Налбандяну выпала возможность получить художественное образование. Но решающую роль в его становлении сыграла учеба в Тбилисской академии художеств, где живописец творил под руководством Евгения Лансере и Егише Татевосяна. Тогда же Налбандян заинтересовался объединением передвижников. Таким образом, первый период творчества художника, унаследовавшего художественную чуткость, эстетизм и внимательность к деталям, оказался тесно связан с Грузией.Дмитрий Налбандян. Выступление Ленина перед рабочими завода АМО 28 июня 1918 года (из коллекции Музея-мастерской художника в Москве). Фото: hayazg.info

Новый этап начался в 1931 году с переездом в Москву. Именно здесь Дмитрий Налбандян стал «первой кистью политбюро», написав представителей партийной элиты – Иосифа Сталина, Сергея Кирова, Леонида Брежнева, Климента Ворошилова и многих других. Однако искусство художника гораздо сложнее, поэтичнее этих портретов.

В России началась долгая и крепкая дружба живописца с такими художниками, как Игорь Грабарь, Павел Радимов, Сергей Меркуров. Эти связи лишь усилили любовь Налбандяна к передвижничеству. Но этим он, конечно, не ограничился: портретист ежедневно посещал музеи, где тщательно изучал шедевры, в каждом из которых скрывалась тайна – техническая или художественная. Этот период также считается одним из важнейших в формировании Налбандяна как художника. Обычно он не копировал произведения – мастеру хватало зоркости и наблюдательности, чтобы с первого взгляда уловить суть, главную техническую особенность, манеру автора – такой талант в мировом искусстве встречается не часто.01.jpgДмитрий Налбандян. На даче. Фото: Галерея Леонида Шишкина

Финальный период творчества Налбандяна связан с Арменией, главным образом – с Великой Отечественной войной. И вновь жуткая трагедия не помешала мастеру писать, как и в тяжелые времена его детства. Нередко живописец выезжал на фронт, чтобы самому стать свидетелем впечатляющих зрелищ и впоследствии отразить их на своих полотнах._01.jpgАрмения с ее культурой, после Грузии и России, полностью завладела умом Налбандяна. Армянская природа, невероятная душевность и трудолюбие местных жителей, теплый и приятный климат – здесь было все, что нужно творческому человеку. Живописец сблизился с художниками Армении, его работы участвовали в выставках. Особенно Дмитрий Аркадьевич любил армянские пейзажи, где все цвета словно сливаются под теплыми, пробуждающими жизнь лучами солнца.

Налбандян всегда стремился к целостной передаче картины с одной стороны, и к «крепкой» фабуле – с другой. Тема могла быть любой – от бытовых сцен до батальных сюжетов. Особенно в творчестве живописца поражает острая детализация, словно каждая частица, каждый кусок, каждая часть холста складываются в общую картину, и, тем не менее, любопытный зритель найдет, чем восхититься в мельчайших деталях.02.jpgАрмения. Арарат. Осень, 1978.загруженное.pngДеревенский танец, 1957. Фото: regnum.ru, artinvestment.ru

Отдельно стоит выделить картины портретного жанра, герои которых представлены совершенно естественно, без притворства, словно художник намеренно избегает лицемерия, пытаясь силой искусства раскрыть внутреннюю суть, тайные черты своего натурщика. Это – высокий психологизм и внимательность ко всем переменам, «изгибам» человеческой натуры, но в конце концов герой Налбандяна перед зрителем остается открытым, словно беззащитным, потому что мастеру из раза в раз удавалось передать все то сокровенное, что так усердно прятал натурщик.

Но помимо психологизма и правдивости, портреты Налбандяна отличаются своей естественностью и душевностью, отсутствием двуличия. Лучше всего это иллюстрирует знаменитый портрет Айкануш Карапетовны, который по праву можно считать истинным воплощением материнского образа. Глядя в ее морщинистое лицо, мы едва ли может догадаться, что оно видело, какие трудности перенесла эта женщина, на которую словно легла печать времени, жизненного опыта и тяжкого труда. Синий и белый цвета в одежде героини картины контрастируют с пышными зелеными ветвями, в тени которых она сосредоточенно работает._01.jpgДмитрий Налбандян. Портрет матери, 1951. Из коллекции Национальной галереи Армении

И, наверное, одно из самых известных произведений Налбандяна – «Вернатун», где оказались все выдающиеся представители армянской культуры: художники, поэты, композиторы. В их изображении портретист вновь опирается на свой главный творческий принцип – правдивость и естественность. Непринужденные позы, спокойная приятная атмосфера, которая царит на полотне, словно переносит зрителя в иной мир – мир культуры.

Таким образом, творчество Дмитрия Налбандяна удивительным образом сочетает в себе русскую и армянскую культуры, строгие портреты и живописные пейзажи, документализм и поэтическую легкость. Вдохновлявшегося передвижниками и обучавшегося у лучших мастеров, художника можно по праву считать истинным наследником русской живописной традиции, но с армянской теплотой и сердечностью._01.jpgДмитрий Налбандян. Вернатун, 1974-1976. Фото: regnum.ru

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
https://dzen.ru/a/YcmOD-_PWkFNhwTU

Картина в деталях: «Созидание во имя мира»6113ae8e632924f6a47fb1ca-preview.jpgСозидание во имя мира Налбандян Д.А., 1981 год. Музей современной истории России

Перед вами масштабное полотно Дмитрия Налбандяна, хранящееся в Музее современной истории России. Налбандян известен своими парадными портретами в духе советской эпохи. Также он обращался к пейзажу и натюрморту. Коллеги-художники в шутку называли его «Первой кистью Политбюро». Интересно, что до живописи он работал в мультипликации, даже трудился на Одесской киностудии.

«Созидание во имя мира» — это не просто картина, а запечатленное на холсте значимое историческое событие. Какие именно детали скрывает за собой это полотно? Какие символы использовал художник, чтобы передать атмосферу и идеологию времени?

Обратите внимание на четкость кисти художника: насколько реалистично прорисованы детали, выражения лиц героев, их эмоции. Картина Налбандяна — это целая история, зашифрованная в деталях. Ключ к разгадке — внимательное изучение каждого штриха!

https://t.me/sovrhistory/4892

На картине Налбандяна, представленной в экспозиции, изображена встреча лидеров стран на XXVI съезде КПСС. Он проходил в Москве с 23 февраля по 3 марта 1981 года. На съезд прибыли делегации из ГДР, Кубы, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чили, Монголии, Афганистана, Эфиопии, Вьетнама, США, Португалии, Сирии. Съезд определил основные задачи экономики и социального развития СССР на ближайшие две пятилетки — вплоть до 1990 года.

Во время съезда Леонид Брежнев представил «Отчет Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики».

Отчет гласил:

Отстоять мир — нет сейчас более важной задачи в международном плане для нашей партии, нашего народа, да и всех народов планеты. Отстаивая мир, мы работаем не только для ныне живущих людей, не только для наших детей и внуков; мы работаем для счастья десятков будущих поколений. Если будет мир, творческая энергия народов, опираясь на достижения науки и техники, наверняка решит те проблемы, которые сейчас волнуют людей. Конечно, тогда перед нашими потомками возникнут новые, еще более высокие задачи. Что ж, такова диалектика прогресса, диалектика жизни. Не подготовка к войне, обрекающая народы на бессмысленную растрату своих материальных и духовных богатств, а упрочение мира — вот путеводная нить в завтрашний день.

https://ar.culture.ru/ru/subject/kartina-2

Если пройдёте по этой ссылке, то можете там получить информацию о КАЖДОМ изображённом на полотне человеке и даже посмотреть их документальные фото, а у некоторых даже услышать то, что они там говорили. Очень познавательно, рекомендую!

***
Добавлю также работы Дмитрия Аркадьевича в других жанрах:Деревня Лапино, около станции Перхушково. 1980.jpgДеревня Лапино, около станции Перхушково. 1980Осенний пейзаж. 1954.jpgОсенний пейзаж. 1954Стадо коров.jpgСтадо коровЦветущий сад. 1955.jpgЦветущий сад. 1955Осенний мотив.jpgОсенний мотивЗима. 1954.jpgЗима. 1954Золотая осень.jpgЗолотая осеньЦветы и кипарис.jpgЦветы и кипарисВечереет. 1975.jpgВечереет. 1975Утро. Море.jpgУтро. МореМоре. Чайки, 1978.jpgМоре. Чайки, 1978После шторма.jpgПосле шторма. 1955Гурзуф. 1955.jpgГурзуф. 1955Бахчисарай. 1964.jpgБахчисарай. 1964Финляндия. Хельсинки.jpgФинляндия. ХельсинкиГермания. Дрезден.jpgГермания. ДрезденМосква-река у Николиной горы.jpgМосква-река у Николиной горыМосква. Кремлёвский пейзаж, 1947.jpgМосква. Кремлёвский пейзаж, 1947Утро в Москве. 1971.jpgУтро в Москве. 1971Красная площадь. 1979.jpgКрасная площадь. 1979Георгиевский зал. 1947.jpgГеоргиевский зал. 1947Старый Рим.jpgСтарый РимРим. Мальчики на улице едят спагетти.jpgРим. Мальчики на улице едят спагеттиПомпеи.jpgПомпеиВ Джайпуре (из серии Поездка в Индию). 1957.jpgВ Джайпуре (из серии Поездка в Индию). 1957Индийская деревня.jpgИндийская деревняПо дороге в Джайпур.jpgПо дороге в ДжайпурБомбей. На пристани, 1978.jpgБомбей. На пристани, 1978Мальчик с тыквой (Портрет сына).jpgМальчик с тыквой (Портрет сына)Натюрморт с подносом.jpgНатюрморт с подносомСирень. 1986.jpgСирень. 1986Натюрморт с цветами и фруктами.jpgНатюрморт с цветами и фруктамиНатюрморт. 1978.jpgНатюрморт. 1978После дождя. 1979.jpgПосле дождя. 1979Раннее утро. 1981.jpgРаннее утро. 1981Цветочный натюрморт.jpgЦветочный натюрмортНатюрморт с розами и ромашками. 1974.jpgНатюрморт с розами и ромашками. 1974Солнечный день. 1980.jpgСолнечный день. 1980Натюрморт с цветами и яблоками.jpgНатюрморт с цветами и яблокамиВерба.jpgВербаМимоза. 1956.jpgМимоза. 1956Цветы. 1940-е.jpgЦветы. 1940-еНатюрморт с жасмином.jpgНатюрморт с жасминомНатюрморт. 1956.jpgНатюрморт. 1956Натюрморт....jpgНатюрморт.-.jpgНатюрморт-.-.jpgНатюрморт.=..jpgНатюрморт-.jpgНатюрморт--.jpgЕреван. 1965.jpgЕреван. 1965Ереван строится (В родном городе). 1972.jpgЕреван строится (В родном городе). 1972Старая мельница в Аштараке. 1964.jpgСтарая мельница в Аштараке. 1964Аштарак. На пастбище, 1971.jpgАштарак. На пастбище, 1971Утро чабана. Любимая песня, 1956.jpgУтро чабана. Любимая песня, 1956Песня чабана. 1956.jpgПесня чабана. 1956Возвращение с гор. 1968.jpgВозвращение с гор. 1968Портрет матери Айкануш Карапетовны. 1964.jpgПортрет матери Айкануш Карапетовны. 1964Портрет матери. 1965.jpgПортрет матери. 1965Арпеник Налбандян. 1963.jpgАрпеник Налбандян. 1963Лето. Портрет жены В.М.Налбандян, 1954.jpgЛето. Портрет жены В.М.Налбандян, 1954Портрет сборщицы винограда Галстян Астик. 1965.jpgПортрет сборщицы винограда Галстян Астик. 1965Портрет председателя колхоза Читашвили.jpgПортрет председателя колхоза ЧиташвилиПортрет колхозника. 1980.jpgПортрет колхозника. 1980За сына моего. 1971.jpgЗа сына моего. 1971

Пока остановлюсь, но в копилочке ещё остались работы замечательного художника Дмитрия Аркадьевича Налбандяна...

.

.

.

.

.

.

 

наверх