Вопреки желанию худсовета, Литус утвердил на главную роль непрофессиональную эстонскую актрису Терье Луйк, прежде блеснувшую в ленте «Озорные повороты». Когда большая часть фильма с ней уже была отснята, стало ясно — комедии не получается. Дирекция киностудии потребовала снять актрису с роли с формулировкой: «Слишком интеллигентна, холодна и интроверт». Не удержался в кресле и молодой режиссёр: работу над картиной перепоручили опытному Алексею Мишурину. После неудачи Терье Луйк продолжать карьеру актрисы не стала: окончила педагогический институт, работала учителем в Москве, а затем поступила на заочное отделение ЛГИТМИКа и была режиссёром на Центральном телевидении. В 90-е годы актриса вернулась в Эстонию и преподавала русский язык в гимназии. Сегодня она живёт в деревне под Таллином и занимается сельским хозяйством.
Из-за всех перипетий съёмки «Королевы бензоколонки» были заморожены и возобновились лишь спустя год — уже с Надеждой Румянцевой в главной роли.На тот момент актрисе исполнилось 32 года, хотя её героине по сценарию было всего 17 лет. Сама Румянцева к такой разнице между реальным и экранным возрастом давно привыкла и без труда перевоплотилась в молодую заправщицу. На площадке актриса вновь встретилась с Юрием Беловым и Алексеем Кожевниковым, с которыми вместе снималась ещё в «Неподдающихся».По задумке режиссёра фильм должны были снимать на территории действующей заправки в украинском городе Пирятине на трассе Киев — Харьков. Однако это оказалось невозможно — кинооборудование не отвечало требованиям пожарной безопасности. Тогда специально для съёмок неподалёку выстроили бутафорскую копию бензоколонки. Киношная заправка получилась настолько правдоподобной, что на неё то и дело заезжали машины.
Интересные факты о кинофильме «Королева бензоколонки»
Постановщиком фильма в лучших традициях музыкальных комедий Голливуда (одна только сцена ночного катания Румянцевой на роликах чего стоит!) был фронтовик, командир зенитной батареи Николай Литус, потерявший на войне руку, но не чувство юмора — на его счету еще и «Дачная поездка сержанта Цыбули».
Несмотря на то, что фильм официально критиковали за «безыдейность и легковесность», его в прокате посмотрело 54 миллиона зрителей, и сценарист Павел Лубенский, редчайший случай в отечественной практике, получил денежную надбавку 350 рублей за массовость. Бонус — всенародная любимица Надежда Румянцева через год вышла замуж за торгпреда и надолго уехала за границу, а по возвращении перешла на возрастные роли.
Водитель кинотрейлера, создавший ДТП на трассе, в ответ на замечание Людмилы «Добрыйвечер» парирует: «Каждый стиляга еще указывать будет».
Фамилия главной героини Добрыйвечер, возможно взята у украинского боксера 20-х годов, о нём вспоминал актёр Б. Сичкин в книге «Я из Одессы! Здрасте!»:
«Я не пропускал соревнования по боксу. Был боксёр по фамилии Добрый Вечер. Когда объявляли его фамилию, зал со смехом отвечал: «Здрасьте». У Доброго Вечера была необычайная стойка, руки внизу, никакой защиты, весь открыт, танцевал по рингу, маневрировал, и в него трудно было попасть. Хорошо защищался и хорошо контратаковал. Работал хорошо. Все его знали и любили как боксёра.»
Фильм начинается с небольшой экскурсии по Киеву из окна автобуса «Киев — Ялта». Маршрут движения проходит по Крещатику, камера задерживается на Прорезной улице, гостинице «Москва» на Площади Калинина, по улицам с цветущими каштанами, Днепровской набережной, мимо строительства новых микрорайонов, парка им. Пушкина (в кадре прогуливающиеся мамаши с колясками на фоне памятника Александру Сергеевичу).
Поскольку основное место действия разворачивается возле АЗС, в фильме постоянно фигурируют множество автомобилей 50-60-х гг 0,о них ниже). Персонажи фильма Славка и Медведь ездят на опытных машинах: автобусе ЛАЗ-Украина-1 (1961) и БелАЗ-540 (1962), а в эпизоде с иностранцами есть даже настоящий Cadillac Series 62.
Эпизод с пчёлами снимался на центральной площади города Белая Церковь. В сентябре 2010 года в честь этого события на здании, напротив которого велась съёмка, была установлена мемориальная табличка с изображением исполнительницы главной роли — Надежды Румянцевой.
Из второстепенных персонажей по колориту запомнился батюшка на мотоцикле.
https://w ww.youtube.com/watch?v=GMjEC2MX8wA
Он крут даже по канонам теперешнего времени. К тому же, сюжет снят без всяких каскадёров.
Петух на заправке никак не хотел кукарекать по команде режиссёра, поэтому дрессировщикам пришлось его напоить. Сделав пару глотков из блюдца с самогоном, он так раскричался, что его ещё долго не могли успокоить.
Эпизод с яблоком, который Румянцева протягивает Белову при первом знакомстве, а тот обещает его засушить на память, списан, что называется, с натуры. Во время перерыва к Румянцевой, которая находилась в образе, подъехал шофер на «Москвиче» и потребовал поскорее заправить его авто, в одном из интервью рассказывает дочь сценариста «Королевы…» Петра Лубенского — Анна.Однажды на съёмочную площадку въехал грузовик, водитель которого резко потребовал его заправить. Румянцева, Сова и Винник решили разыграть настойчивого «клиента»: грязный грузовик отказались заправлять, а самого мужчину пригрозили оштрафовать за грубость. Автомобилист не на шутку разозлился и даже обозвал Румянцеву. Вскоре актёры сжалились над ним и признались, что на заправке снимается кино. Узнав об этом, водитель попросил у исполнительницы главной роли автограф, но вместо этого Румянцева подарила ему апельсин, который собиралась съесть сама. Впоследствии этот случай вошёл в фильм.
Актриса, собиравшаяся перекусить апельсином, с обидой в голосе заметила, что никакая она не заправщица, а молодому человеку не мешало бы почаще смотреть кино. Сперва водитель раскричался, обозвал горе-заправщицу «фитюлькой» и даже потребовал Книгу жалоб, но когда узнал в замарашке уже популярную тогда Румянцеву, извинился и попросил автограф.Та самая пирятинская заправка с водонапорной башней, где происходит действие фильма, сохранилась и по сей день: только её внешний вид немного модернизировался. А на центральной площади города Белая Церковь, где снимался эпизод с осами, сегодня установлена мемориальная табличка с изображением Надежды Румянцевой.
При всей комедийности сюжета лента режиссеров Алексея Мишурина и Николая Литуса стала и своеобразной киновитриной советской автомобильной техники - в кадре мы видим практически все образцы выпускаемых в СССР автомобилей на 1962 год, так же в кадре изредка попадаются машины, построенные в странах восточной Европы. Да и не в каждом фильме на экране крупным планом показывают экспериментальные машины. А здесь - имеется. Почти действующие лица. Вот о них тоже надо рассказать. Также по мере рассказа будут вводится поясняющие фотографии.
Кинокомедия была снята на киностудии имени А. Довженко, вышла в прокат в 1963 году. В главной роли - Надежда Румянцева.
Сразу надо отметить, что фильм попал на огромные перемены в автомобильной жизни Советского Союза. Во-первых в 1961 году были слиты в единую структуру ОРУД и ГАИ (какое-то время данная структура так и называлась - ОРУД-ГАИ МВД), а в 1959 году была произведена смена формата государственных регистрационных знаков. До 1959 года - это были таблички с черными буквами на желтом фоне, а с 1959 года - номера приняли формат, сохранившийся до 1982 года - черный фон, белые символы, 4 цифры и три буквы. Поэтому машин с черными номерами в фильме крайне мало. В 1982 году была проведена последняя в СССР реформа госномеров, формат которых продержался в различных странах - бывших республиках СССР до 1993 года (ЕМНИП - Россия стала последней, кто сменил формат номеров).
Давайте заглянем в Киев, благодаря этому фильму. Мы на улице Хрещатик начала 60-х. В центре кадра ЛАЗ-697 «Турист», выполняющий рейс по маршруту Киев - Ялта. Поток вполне типичен для начала 60-х - троллейбус с бортовым номером 067 - МТБ-82, в остальном ГАЗовские джипы (на заднем плане виднеется тент характерной формы - скорей всего это ГАЗ-67Б - уж очень форма своеобразная у него), впереди - ГАЗ-69, за ним МЗМА М-407 "Москвич", либо 402, но с установленным под капот 407-м мотором. Дело в том, что М-402 был переходной моделью - с сохранением силового агрегата от послевоенного 401-ого москвича. Позже с развертыванием выпуска М-407 существовала даже инструкция по переоборудованию М-402 на новый верхнеклапанный мотор. В этой инструкции был даже раздел по замене фальшрадиаторной решетки (она у 407-ого Москвича иная). Это наверное единственный случай в отечественном автомобилестроении, когда заводом предусматривался полноценный "апгрейд" до новой модели.
Киев был третьим городом (после Москвы и Ленинграда), где были введены ограничения на прописку. Поток столичный - практически сплошь Волги. В массе своей второй серии (М-21И) - машина третьей серии (с индексом "Р" и радиаторной решеткой "китовый ус" сменит ее в 1965 году)
отлично отреставрированная ГАЗ-М-21И Волга с двухцветной окраской - скорей всего это уже работа реставраторов, Волга крайне редко получала такую окраску на внутреннем рынке
Слева в потоке видна бежевая иномарка. Что за машина - сказать не берусь, единственное - силует выдает. Вообще легковые машины производства соцстран в СССР закупались для организаций (тем более машина явно для перевозки малых грузов). К остановке (в левой части кадра) подходит опять же троллейбус МТБ-82, а за ним автобус, в целом похожий на ПАЗ-651/652 и вдали виден еще один троллейбус. Возможно это мытищинский МТБЭС, но возможно - что уже киевская машина серии "Киев" (в Киеве построили немало троллейбусов, причем с использованием как отечественного опыта, так и зарубежного - в СССР весьма активно поставлялись чехословацкие машины Skoda 9Tr). Троллейбусы киевской постройки кроме всего отличались весьма интересным обликом, по сравнению с серийной продукцией завода им. Урицкого.
продолжаем двигаться по центру Киева
гостиница "Москва" (сейчас она называется "Украiна"). В свое время, я когда была в годичной командировке по работе в Киеве, частенько проживала в ней. Но больше месяца жить в одной гостинице не разрешалось, при ходилось перебираться в другую.
Движемся на выезд из украинской столицыМаршрут выводит нас на набережную - Парковый мост (он пешеходный), построен по проекту Е. О. Патона в 1910 году.Очень динамичный кадр с теплоходом "Ракета" - скорей всего это уже судно феодосийской постройки (строительство "Ракет" было передано с Сормовского завода в Горьком на Феодосийский завод "Море" в 1959 году)Вот и новые районы Киева - сплошь хрущевки, только строятся...Проезжаем мимо парка имени А. С. Пушкина, он находится неподалеку от киностудии им. А. Довженко, кстатиСейчас занесет Славку (актер Юрий Белов). Здесь он едет на серийном ЛАЗ-967 "Турист"Людмила Добрыйвечер (Надежда Румянцева) на роликах едет по осевой. Если присмотреться к автобусу - то это серийный "Турист" первой промышленной серии, с таким оформлением передней части кузова машины выпускались с 1960 по 1961 год. За автобусом идет ГАЗ-М-21 Волга первой серии (видно по форме фальшрадиаторной решетки)"Турист"...
...и все та же салатовая Волга первой серииПопался, голубчик. Старший лейтенант милиции Подорожный (Павел Винник) на мотоцикле. Скорей всего - это или Днепр К-750, или ИМЗ "Урал" М-72 - обе машины ведут свое происхождение от лицензии на BMW R-72, закупленной в Германии еще до войны. Но какой точно это мотоцикл - сказать не берусь. Днепры намного позже стали отличаться от своих ирбитских коллег формой бензобака.Получив прокол (Вижу, куда занесло...) и подобрав Людмилу, едем дальше. По встречке - ÖAF F745G, весьма редкая машина. Автомобили производства капстран встречались у нас не часто, причем наиболее массовые закупки приходились зачастую на немецкие или шведские предприятия. А тут австриец. И ...чехословацкая Skoda-LIAZ 706RTch - от более поздних чехословацких седельников ее отличает характерная поперечина на фальшрадиаторной решеткеИз-за Шкоды с грунтовки на дорогу выплывает вот это чудо - киномеханик Тарас (Алексей Кожевников) на весьма уерзанной кинопередвижке на базе УАЗ-450. В отличии от более поздних "буханок" - эта машина еще на базе 69-ого козлика, с нижнеклапанным мотором. Но машина "второй серии", то есть уже полноценного серийного выпуска. Самые главное внешнее отличие от первых "буханок" - двери водителя и пассажира уже на передних петлях.
И раз зашла речь о Тарасе - пробежимся по нему, и тому, что он возит. Здесь он появляется с афишей (на борту своего рыдвана) индийского фильма "Бродяга", вышедшего на индийские экраны в 1951 году, режиссер и исполнитель главной роли - Радж Капур
Видна "морда" еще одной Шкоды, на сей раз бортовой. Машина все той же 706-й серии.
Первое появление Тараса на бензоколонке... и обратите внимание, как "кровавый советский режим" давил самостийность Украины - все афиши на передвижке между прочим на украинском языке, а не на русском. Именно в таком виде он получает от Людмилы весьма капитальный втык.
Очень быстро преобразившись и приведя себя и машину в порядок, он уже появляется тут с узбекским фильмом - вышедшая в 1958 году на студии "Узбекфильм" кинокомедия "Очарован тобой" режиссера Юлдаша Агзамова.
Причем УАЗик то у Тараса полноприводный (была и моноприводная версия для народного хозяйства)
А вот и нестыковка - здесь явно видно - катушка для кинопленки узкая, под 16-мм пленку...
а вот у него в руках 35-мм кинопленка. Хотя машина таже. Но и афиша другая - фильм "Битва в пути" - вышел на экраны в 1961 году, режиссер Владимир Басов
Ну и финальная метаморфоза Тараса - за отличные успехи в работе он получает новую машину, с широкоэкранным проектором, на базе автобуса ПАЗ-651. Это первая версия ПАЗика, еще на базе агрегатов от ГАЗ-51.
Вот тут есть интересный момент - на борту афиша фильма на украинском. "Я зустрiв дiвчину" - это фильм 1957 года "Я встретил девушку", вышедший на Сталинобадской киностудии в 1957 году. Режиссер - Рафаил Пельштейн. Фильм стал первой цветной кинолентой, снятой на этой киностудии (позднее она называлась "Таджикфильм"). Сам фильм ныне не очень известен, а вот песня, написанная специально для этой киноленты дивет и звучит до сих пор. Да, это "Я встретил девушку - полумесяцем бровь, на щечке родинка, а в глазах любовь...".
Далее на борту афиша киножурнала "Фитиль", фильма "Анафема" (1960 год, реж. Сергей Гипиус, короткометражный). Есть еще какие-то фильмы и агитплакаты (данная машина считалась уже не просто кинопередвижкой, а автоклубом), но увы - плохо видно.Но вернемся в основную хронологию. Поездка заканчивается, Людмила, поругавшись со Славкой, выходит. Интересный киоск, надо отметить.Образцы рекламы в СССРВот на этом автопоезде Людмила прибывает на свое рабочее место - МАЗ двухсотой серии (с ярославским двухтактным дизелем), в качестве груза - гусеничный бульдозер, скорей всего ДТ-75Та самая бензоколонка. Кстати она вполне реальна. И башня водонапорная есть. А момент тут вот какой. Если присмотреться, то несколько не логичен выезд МАЗа-200 с прилегающей территории. Но справа от расположенной на переднем плане диспетчерской АЗС выглядывает... именно. Что бы не затаскивать на территорию заправки (и не блокировать ее работу) весьма не безопасные в пожарном отношении приборы, реквизиторы просто построили псевдоАЗС, которая стала точной копией настоящей. И как пишут - нередко водители путались, заезжали заправляться на декорацию и невольно попадали в кадр.Но если создашь пробку...
Создала так создала. Здесь опять в кадре виден австрияк ÖAF F745GБензовоз на шасси ЗиЛ-164, справа - портальный погрузчик, скорей всего болгарский Balkancar. Уж очень много их было поставлено в СССР, а на заднем плане видны машины, свободно и без очереди заправляющиеся на настоящей АЗСА вот и Медведь приехал (кстати, очень точно фамилия подобралась у данного персонажа. Актер - Владимир Белокуров)
С Медведем связана еще одна нестыковка. Как видно, шофер первого класса А. Е. Медведь ездит на карьерном самосвале БелАЗ-540, на момент съемки фильма - машина более чем свежая. Здесь мы видим предсерийную машину. Но белазы то всегда дизельные были. Поэтому "по канистре на брата" раздать в сцене, где Людмила отправляет всех налево он просто не мог. Серийно БелАЗ-540 начали выпускать через несколько лет - с 1965 года
Здесь мы видим даже более интересную машину. Этот автобус серийно никогда не выпускался - ЛАЗ Украина-1. Вообще 60-е и 70-е годы в советском автопроме прославились тем, что заводы сплошняком разрабатывали и строили в опытных экземплярах очень достойные машины. А вот то, что доходило до серийного производства, было нередко рядовым и унылым. Обидно, ведь могли же!
ЛАЗ Украина-1 был построен в 1961 году (хотя как мы видим - номерной знак почему то еще старого, до 1959 года, образца). Машина сильно отличалась от серийной продукции завода. Например, двигатель от ЗиЛ-130 (завод только переходил на серийное оснащение такими моторами) агрегатировался с автоматической коробкой. Да и по комфорту это была весьма серьезная машина. Чуть ниже несколько фотографий этого автобуса. Обратите внимание - как решено индивидуальное освещение на пассажирских местах.В часы досуга...МАЗ-200 был весьма распространен в качестве тяжеловоза. Тут даже виден зубр на боковине капота, позднее его убрали.ЗиЛ-157 везет явный негабарит. «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон» - далеко не полный перечень его прозвищЗиС-150, за ним ЗиЛ-164, потом ГАЗ-51Опять МАЗ-200, теперь в качестве контейнеровоза и с двумя прицепамиСледующие проездом интуристы на Cadillac Series 62 de Ville 1956 годаГАЗ-51 заготовителейМинский МТЗ-5 скорей всего...
аналогичный аппарат в музее на Соколовой горе, г. СаратовВот что Славка, что Тарас... шутники блин. Славку буксирует бензовоз на шасси ЗиЛ-164финальный кадр со схемой трассы Киев - Ялта
https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/kino/kak-snimali-film-...
https://www.stena.ee/blog/film_online/film-koroleva-benzokol...
https://fishki.net/4079567-koroleva-benzokolonki-kto-snimalsja-vmesto-rumjancevoj-pochemu-pomenjali-rezhissyora-i-chto-sluchilosy-s-benzokolonkoj.html
Свежие комментарии