Какой-нибудь ОБТ М1 «Абрамс» и ОБТ Т-72 стоя рядом выглядят примерно также, как поставленные рядышком «средний» Т-34 и «средний» PzKpfw V «Пантера». Советская школа старалась делать свои танки как можно легче, мельче, быстрее, проще и дешевле. И конечно же нужно было сделать так, чтобы этих машин было много. Очень много. Было в послевоенном советском танкостроении 4 машины-вехи.
1. Т-64: «первый блин комом»
Танк Т-64 был уже полноценным «основным боевым» и надо сказать, что он был ужасен. Во всяком случае, если сравнивать с другими советскими машинами. У танка были плюсы: неплохая комбинированная броня (для своего времени), гладкоствольная 125-мм пушка, хорошая для своего времени система прицеливания, революционная подвеска и новая гусеничная система. Однако, были и драматические минусы: плохо работающий впервые примененный автомат заряжания, опасно расположенная боевая укладка снарядов, оппозитный дизельный двигатель, множество мелких недоработок.
2. Т-72: «дешево и сердито»
Можно долго рассказывать о том, почему Т-72 – это все еще очень хороший танк. Надежный дизель, новая ходовая часть, новый улучшенный автомат заряжания, огромная скорострельность (до 10 выстрелов в минуту), улучшенная 125-мм пушка. А самое главное, Т-72 обладал огромным модернизационным потенциалом, благодаря чему используется по сей день. При этом танк был дешев и прост в эксплуатации. За что его и любят по сей день. Это настоящий новый Т-34 времен «холодной войны».
3. Т-80: «а вместе мотора, дадим тебе пламенную турбину!»
Вспомнить Т-80 нужно уже хотя бы потому, что это был первый серийный танк СССР с газотурбинным двигателем. Хотя установки ГДТ-1000Т имеют свои недостатки, в целом Т-80 вышел не таким прихотливым, как многие о нем думают. При этом танки с ГДТ в целом тише, лучше работают при низких температурах, компактнее танков с дизелями. Главное, что инженеры наглядно показали, что ОБТ с газотурбинной установкой – это реальность! Интересно, что знаменитый американский «Абрамс» изначально израбатывался как машина под ГДТ установку. Однако у заокеанских партнеров, что-то пошло не так…
4. Т-90: «все лучшее танкистам»
Танк Т-90 был разработан уже к середине 1990-х годов, когда Советский Союз прекратил свое существование. Тем не менее, делали машину все еще советские конструкторы, да и закладывался проект в конце 1980-х. На сегодняшний день именно 90-ый является апофеозом конструкторской мысли отечественных танкостроителей. Машина вобрала в себя все лучшее из Т-72 и Т-80. По сравнению с ними боевые характеристики Т-90 возросли в 1.5-2 раза. Лучше него на сегодняшний день только Т-14 «Армата», который является принципиально новой вехой в танкостроении. Но это уже совсем другая история.
Свежие комментарии