На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 945 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Павлов
    Они нас резали у них, теперь они нас будут резать у нас.«Срочно отменить ...
  • Silver Kont
    Ну что, главишак рахмон и добрый дядя вова уже "порешали", что черножопая сволочь так и будет ехать кишлаками, а все ...«Срочно отменить ...
  • Андрей Корольков
    Мою тетку после окончания школы в 1955-1956 году в обязательном порядке через горком комсомола Балашихи отправили в с...Целинная авантюра...

Три Снегурочки

В последней четверти 19 века одним из самых популярных персонажей в русском искусстве неожиданно стала сказочная Снегурочка. Началось все в 1869 году с монументального труда А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», во втором томе которого и была помещена сказка о девочке, которую слепили из снега бездетные старик и старуха. Главную героиню в разных вариантах народной сказки и звали Снегурочкой (Снегуркой или Снежевиночкой), то есть сделанной из снега, что однозначно свидетельствует о языческих корнях этого образа. Истории о Снегурочке несколько разнились своими сюжетными поворотами, но финал всегда был трагическим: девочка или девушка, созданная из снега, погибала, растаяв под первыми лучами весеннего солнца.А в 1873 году появилась пьеса «Снегурочка» («Весенняя сказка»), также совершенно неожиданно созданная Александром Островским. Певец русского мещанства и купечества, чтимый передовой общественностью как реалист и сатирик, вдруг вдохновился сказочной историей, в которой не было и намека на мораль и обличение нравов.

Впрочем, отчасти это была заказная работа. Дело в том, что в 1873 году Малый театр, с которым Островский сотрудничал на постоянной основе, был закрыт на ремонт. Труппу перевели в соседний Большой театр, и его руководство решило осуществить некий грандиозный совместный проект, в котором были бы заняты все труппы Большого – оперная, балетная и приданная ему драматическая. Ну а штатному драматургу Малого театра предложили написать нечто в жанре спектакля-феерии.

Тут-то Островскому и попалась на глаза сказка «Девочка-Снегурочка». Пьесу он написал очень быстро, менее, чем за пару месяцев. Точно известно, что закончена она была в день рождения писателя (причем это был юбилей – 50 лет), 31 марта. Музыку к спектаклю заказали Петру Чайковскому, и он работал совместно с писателем. И 11 мая 1873 года уже состоялась премьера.Надо сказать, что особого успеха проект не имел. Общественность посчитала, что Островский изменил своему призванию, и «Снегурочка» нарушила логичную закономерность его творчества. Пьесу называли «бессодержательной» и «фантастической» (оскорбление, однако!), а Некрасов даже отказался публиковать ее текст в своих «Отечественных записках», где прежде вполне успешно сотрудничал с драматургом.

Спектакль продержался всего восемь представлений, несмотря на актерский состав самого высокого уровня (Весну-Красну, например, играла сама Мария Ермолова) и прекрасную музыку Чайковского.

Но героине было не дано раствориться в полном забвении. Менее чем через 10 лет, в 1882 году в Мариинском театре Петербурга состоялась премьера оперы Николая Римского-Корсакова с тем же названием, написанная по сюжету пьесы Островского.Сам композитор рассказывал, что познакомился с пьесой сразу после того, как она была опубликована в «Вестнике Европы» Михаила Стасюлевича, и остался в некотором недоумении: «…В первый раз "Снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным. Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления …»

Во второй раз Римский-Корсаков обратился к тексту Островского через пять лет: «…В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу».

Если судить по этому отрывку из воспоминаний композитора, которые были опубликованы под названием «Летопись моей жизни», то «Снегурочка» Островского относится к тем текстам, которые недостаточно бегло просмотреть один раз. Чтобы проникнуться поэзией сказки, следовало читать ее вдумчиво и внимательно, и быть настроенным на те тонкие лирические вибрации, которые драматург смог вложить в достаточно предсказуемый сюжет. И у Римского-Корсакова в тот момент, когда он перечитывал сказку во второй раз, что-то совпало, сошлось с его собственными мыслями и переживаниями.

Римский-Корсаков посетил Островского, получил у него разрешение использовать сюжет пьесы для либретто, и весной 1880 года приступил к работе. Сам он писал, что эта опера сочинялась исключительно легко и быстро, и, что было для него чуть ли не самым важным, окончив ее, он «…почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». Позднее он сказал: «Я вынес убеждение, что „Снегурочка“ - это мое лучшее произведение».Премьера оперы состоялась 29 января 1882 года в Мариинке и прошла (в отличии от пьесы) с огромным успехом. Александр Островский присутствовал на спектакле и Записал о нем следующее: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Так что здесь все сошлось удачно, и теперь уже музыкальная сказка стала одним из самых известных шедевров русской оперы. Основная идея произведения о прославлении могущественных сил природы, несущих людям счастье, которую не смогли как следует выразить в драматической постановке, полностью была реализована в музыке Римского-Корсакова. И теперь оказалась понятна и даже актуальна.А в 1899 году появилась картина Виктора Васнецова с тем же названием – «Снегурочка». Тема русской сказки для Васнецова – родная, логичная стихия. У него даже была своя концепция, почему именно подобные сюжеты нужны современному искусству: «В сказках, песне, былине сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим».

К тому же в 1885 году Васнецов делал эскизы декораций и костюмов для премьерной постановки «Снегурочки» в Частной опере Саввы Мамонтова в Москве. Это была очень хорошая, добротная работа, предвосхищающая блестящие театральные декорации на русские фольклорные темы, которые немного позднее будут выполнять Константин Коровин и Иван Билибин.Снова к теме Снегурочки Васнецов обращается уже в станковом полотне с тем же названием. И настроение, которое художник передает в картине уже не такое светлое и лирическое, как это было в декорациях для оперы. Зритель, стоящий перед картиной как будто оказывается в довольно мрачной и тревожной сказке. Это впечатление создается за счет контраста между светлой и хрупкой фигурой сказочной героини, помещенной в самый центр полотна, и темного заднего фона, в котором угадывается дремучий лес, за ее спиной. Центр полотна высветлен, но это мертвенно белый снег, почти физически ощущаемый холод.

На картине изображен момент начала пьесы, когда Снегурочка покидает свой лес и готовится спуститься к людям в деревню, огни которой видны на заднем плане картины. Перед ней в снегу ловушка или капкан, и это дает зрителю понять, что путь девушки не будет простым, а ее дальнейшая судьба вряд ли окажется счастливой. На заднем плане в левом углу холста угадывается чей-то силуэт, возможно это леший-хранитель леса, или же сам Дед Мороз, отец Снегурочки, который тайно провожает дочь, устремившуюся навстречу своей судьбе. Кажется, что Снегурочка чувствует его присутствие и с трудом сдерживается, чтобы не обернуться или чтобы не броситься назад, в объятия родного леса. Ее взгляд кажется тревожным и напряжённым, в положении фигуры и позе читается неуверенность.Лицо Снегурочки не несет в себе индивидуальных портретных черт, скорее это довольно обобщённый образ красивой девушки славянского типа. Возможно, художник поступил так сознательно, показывая с помощью этого приема, что Снегурочка – это все-таки не живой человек, а существо сказочное и волшебное, происходящее не из нашего мира.

В этой работе Васнецов проявил себя как превосходный колорист, создавая настоящую живописную сказку из довольно ограниченной колористической гаммы, где преобладают оттенки белого, синего и зеленого тонов. Ночь у Васнецова получилась действительно сказочной и поэтичной, вполне соответствующей духу и пьесы и оперы, поскольку художник использовал все наиболее романтичные элементы русского зимнего пейзажа – лунная ночь, звездной небо, заснеженный лес и далекие одинокие огни деревни. Также великолепно изображён и наряд главной героини – роскошная шуба и шапка, затканные золотистыми и серебряными узорами и отороченные пушистым мехом, и пестрые в пастельных тонах варежки.

Итак, тема Снежной девы – Снегурочки, оказалась неожиданно популярной и востребованной в русском искусстве. И причин этого можно найти несколько. Во-первых, гениальной оказалась опера Римского-Корсакова, а значит, это произведение никогда не выйдет из театрального репертуара, и всегда будет нуждаться в визуальном художественном воплощении.Во-вторых, Островский создал гораздо более масштабное и глубокое произведение, нежели простое переложение короткой сказки. Как и большинство наиболее талантливых текстов, «Весенняя сказка» оказалась многослойной. В ней можно увидеть и чисто психологический анализ вечных проблем счастливой и несчастной любви, и более глобальные идеи панславизма (модная идеология второй половины 19 века) и возвращения славянских народов к исконным языческим корням и тем благословенным временам, когда наши предки счастливо жили в гармонии с природой и в ладу с самими собой.

Картина дня

наверх