Для каждого из нас этот день наполнен слезами горя и радости, практически в каждой семье помнят и чтят своих героев. Мы гордимся теми, кто отдавал жизнь за мир и свободу нашей страны.
Теперь на нас лежит долг защищать не только Родину, но и память об этом событии, чтобы мы пронесли имена героев через века.
Мы помним, гордимся и благодарим тех, кто сделал 9 мая Великим Праздником!
8 мая 1945 года (73 года назад) был подписан окончательный акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Первый акт был подписан 7 мая в Реймсе начальником Оперативного штаба Верхновного командования германской армии, генерал-полковником Альфредом-Йодлем. Документ обязывал к прекращению сопротивления, сдаче личного состава в плен и передаче материальной части вооруженных сил противнику. Это означало фактический выход Германии из войны.
Сталин был возмущен подписанием капитуляции в Реймсе, где ведущую роль сыграли западные союзники. Он отказался признавать этот акт и потребовал вторичного подписания во взятом Красной армией Берлине.
Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан 8 мая в 22:43 по центральноевропейскому времени (в 00:43, 9 мая по московскому) в пригороде Берлина — Карлсхорте.
Париж, 8 мая 1945:
Мне повезло, я счастливчик. В начале 90-х я участвовал в парадах на 9 мая, посвященных празднованию Победы СССР в Великой Отечественной войне, будучи курсантом военного ВУЗа.
И мне повезло дважды – вместе с нами, в одном строю шли ветераны! Они проходили первыми, торжественным маршем перед трибунами принимающего парад. После прохождения ветераны также поднимались на эту трибуну.
Ветераны Великой Отечественной войны. Парад Победы. 9 мая 2014 г.
Представьте на минуту дедушек и бабушек с палочками в пиджаках с орденами и медалями, построенных в парадный расчет («парадную «коробку»). Звучат команды, старенькие сгорбившиеся люди передают свои палочки друзьям, родственникам и замирают под команду «смирно». И вот, над подразделениями проносился команда к «К торжественному маршу! На одного линейного дистанция!..»
Мы, молодые курсанты, сильные, ловкие, видим, как дедушки маршируют, чеканя шаг. 90% моих нынешних знакомых до 40 лет не способны были бы показать и половины той строевой слаженности, что демонстрировали нам ветераны.
Я до сих пор помню и горжусь.
https://ledokol-ledokol.livejournal.com/354257.html
В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге с единственной внучкой на руках: он увидел их, и сердце его разорвалось...В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение. На своем родном языке, по-аварски. И, к счастью, у этого стихотворения есть качественный перевод на русский. Его сделал Наум Гребнев, известный переводчик восточной поэзии. Он учился в Литинституте с Гамзатовым после войны и дружил с ним. Этот перевод всем вам знаком.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Стихотворение попалось на глаза Марку Бернесу, для которого война была глубоко личной темой. Он обратился к Яну Френкелю и попросил сочинить музыку для песни на эти строки. Но с музыкой у композитора дело пошло не сразу.
Тут, чтобы снять пафос, нужно рассказать о некоторых курьезных моментах. Во-первых, на обелиске в память о братьях Газдановых в качестве птиц были гуси. Расулу Гамзатову сложно было подобрать по-аварски рифму к слову «гуси», и он специально звонил в министерство культуры Северной Осетии с просьбой заменить «гусей» на «журавлей». И ему разрешили.
Во-вторых, в оригинальном тексте стихотворения и перевода было: «Мне кажется порою, что джигиты»... Это Бернес попросил заменить «джигитов», на «солдат», чтобы расширить адрес песни и придать ей общечеловеческое звучание.
И еще: в тексте, который Бернес подготовил для песни, была опущена познавательная лингвистическая строфа: «Они летят, свершают путь свой длинный, и выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным от века речь аварская сходна?»
Как бы то ни было, для композитора Яна Френкеля война тоже была личной темой. В 1941–1942 годах он учился в зенитном училище, а позднее — тяжело ранен. Через два месяца после начала работы Френкель написал вступительный вокализ и тут же позвонил Бернесу. Тот приехал, послушал и расплакался. Френкель вспоминал, что Бернес не был человеком сентиментальным, но плакал, когда его что-то по-настоящему трогало. После этого работа над записью пошла быстрее. Но не только из-за вдохновения.
Бернес был болен раком легких. После того, как он услышал музыку, он стал всех торопить. По словам Френкеля, Бернес чувствовал, что времени осталось мало, и хотел поставить точку в своей жизни именно этой песней. Он уже с трудом передвигался, но, тем не менее, 8 июля 1969 года сын отвез его в студию, где Бернес записал песню. С одного дубля.
Если вы послушаете эту песню в его исполнении, то многое почувствуете в голосе и интонациях Бернеса. Эта запись действительно стала последней в его жизни — Бернес умер через месяц, 16 августа.
Через несколько лет после появления песни «Журавли» в местах боев 1941–1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. И мне лично кажется, что образ белых журавлей снова может стать нашим общим символом памяти о всех солдатах, погибших в Великую Отечественную войну. И не только солдатах. И не только в эту войну.
В Европе и англоязычном мире есть узнаваемый имидж: мак, который символизирует и цветок, и кровавый след от пули. Это знак памяти о всех погибших во всех войнах и призыв: Never Again. За этим маком стоит своя пронзительная история и свое стихотворение. Но у нас это стихотворение и эта история неизвестны, эти маки нельзя просто «пересадить» на нашу почву.
Но у нас есть белые журавли. Которые могут служить воплощением простого человеческого лейтмотива:
«Я помню.
Я скорблю о каждом погибшем.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы война никогда не повторилась».
Памятник "Я убит подо Ржевом" - настоящее искусство
Это утверждённый проект нового памятника "Ржевский мемориала". Скульптор - А.Коробцов.
Впечатляет! Цепляет - и замысел, и исполнение. В нём одновременно что-то воздушное и монументальное, и горечь потерь и сила духа, мужество воина, уходящего в небеса, но сохранившего Родину. Здесь слиты воедино важнейшие символы Войны и Победы, засевшие уже в геноме русского человека - "солдаты, превратившиеся в белых журавлей", "павшие как часовые", и, конечно, убитый подо Ржевом воин-брат, завещающий беречь победу свято".
Да, это то самое великое искусство, служащее народу.
https://russkiy-malchik.livejournal.com/844256.html
Игорь Растеряев. Дед Агван
Экспозиция знамен гитлеровской армии. Центральный музей ВС СССР. 1967 год. В центре - штандарт полка личной охраны А. Гитлера и бронзовый орел, сбитый 2 мая 1945 года советской артиллерией с рейхсканцелярии в Берлине
На историческом московском Параде Победы 24 июля 1945 года были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все рода войск. Вслед за сводными полками фронтов, полком Военно–морского флота, за суворовцами и нахимовцами по Красной площади шли собаки со своими проводниками.
На том знаменитом параде вслед за колонной сапёров с их боевыми четвероногими товарищами шёл командир 37–го отдельного батальона разминирования, главный кинолог Советского Союза подполковник Александр Мазовер.
Подполковнику Александру Мазоверу было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь людям, стоящим на трибуне мавзолея, в том числе и Верховному Главнокомандующему Сталину. И всё потому, что полковник Мазовер вместе со своими солдатами нёс на руках раненого бойца 14–й штурмовой инженерно–сапёрной бригады – собаку по кличке Джульбарс.
Хвостатый сапёр Джульбарс принимал участие в разминировании местности на территории России, Украины, Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии.
Отменное чутьё неутомимого пса–сапёра помогло очистить от смертельных зарядов могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве. За всё время своей службы Джульбарс обнаружил 7468 мин и 150 снарядов. Вы только вдумайтесь в эти цифры – семь с половиной тысяч обезвреженных боеприпасов! Это как минимум семь с половиной тысяч чьих–то спасённых жизней!
За рекордное число обнаруженных мин и снарядов уникальный пёс был награждён медалью «За боевые заслуги». Восточно–европейская овчарка Джульбарс — единственная собака, удостоенная во время Великой Отечественной войны этой весьма почётной боевой награды.
Самое интересное в участии Джульбарса в Параде Победы заключается в том, что героического пса не просто несли на руках, а его церемонно несли на кителе самого Иосифа Виссарионовича Сталина!
Всё дело в том, что незадолго до окончания войны Джульбарс получил ранение, от которого долго не получалось оправиться, и поэтому он не мог самостоятельно идти в составе колонны школы служебных собак. Генерал–майор Григорий Медведев доложил об этом командующему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, а тот поставил в известность Сталина.
И тогда Иосиф Сталин принял решение: — Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моём кителе.
Сталинский китель без погон доставили в Центральную школу военного собаководства «Красная Звезда», и там соорудили нечто вроде лотка.
И вот, на великом Параде Победы 1945 года вслед за «коробкой» сапёров, на руках у солдат, на почётных носилках – на кителе Верховного Главнокомандующего, мимо него самого, стоящего на трибуне, торжественно пронесли доблестного четырёхлапого героя войны – раненного пса Джульбарса.
Почётный и заслуженный сапёр–ветеран, к счастью, сумел оправиться от ранений и даже стал кинозвездой – Джульбарс снялся в фильме "Белый Клык", созданном постановщиком Александром Згуриди по одноименному роману Джека Лондона.
КСТАТИ!
По официальной статистике во время Великой Отечественной войны советские СОБАКИ:
— Вытащили с поля боя 700 000 раненых;
— Нашли 4 миллиона мин и фугасов;
— Участвовали в разминировании 300 крупных городов;
— В боевой обстановке доставили 200 000 документов;
— Проложили 8 000 км телефонного провода;
— Уничтожили 300 вражеских танков;
— 150 собак участвовали в рукопашном бою пограничников с фашистами;
— А было их, четырёхлапых бойцов Красной Армии, на войне 60 ТЫСЯЧ!
Акция-сайт "Зажги свечу", присоединяемся:
Праздничная песенная подборка на нашем сайте: С ДНЁМ ПОБЕДЫ !!!
а также в соседней теме Мелодии военных лет
P.S. Огромная благодарность однокурсникам Сергею и Валентину в подготовке темы.
Свежие комментарии