Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. Оглядываем опустевшие осенние дворы и вспоминаем исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

1. Резиночки

Как играть: Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

2. Классики

Как играть: Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

3. Бояре

Как играть: Участники этой старинной русской народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10-15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

4. Тише едешь, дальше будешь — стоп

Как играть: Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

5. Колдунчики

Как играть: Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

6. Море волнуется раз

Как играть: Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

7. Казаки-разбойники

Как играть: Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

8. 12 палочек

Как играть: Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, он бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

9. Вышибалы

Как играть: Два игрока встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков — увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

10. Я знаю 5 имен

Как играть: Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

11. Съедобное-несъедобное

Как играть: Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко — дыня — морковь — картошка» неожиданно произнести: «Утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

12. Ножички

Как играть: Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

13. Колечко-колечко

Как играть: Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

14. Вы поедете на бал?

Как играть: Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
Черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

15. Я садовником родился

Как играть: Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся (например, не отреагировал на свое имя, перепутал названия цветов), отдает фант — любую свою вещь. В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

16. Кис-мяу

Как играть: Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый — совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

http://bigpicture.ru/?p=508580

Сборник классики

Попробуй вместо очередного похода в кафе нарисовать на асфальте классики и попрыгать с подружками или молодым человеком. И лови кучу восхищенных взглядов,улыбки прохожих и отличное настроение.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли«Жмурки»
Что нужно: непрозрачный платок.
Правила: Водящему завязывают глаза,раскручивают его и разбегаются. Если вы играете на улице,лучше очертить круг,за который игроки не должны заступать. Если игроков много,то водящий должен на ощупь угадать того,кого он поймал.
А ты можешь играть в эту игру вдвоем с любимым. Если он тебя поймает,пусть придумает тебе какое-нибудь задание. Потом твоя очередь ловить и придумывать. Заодно узнаете тайные желания друг друга.

«Казаки-разбойники»
Что нужно: мелки.
Правила: Игроки делятся на две команды. Разбойники дают казакам время скрыться,а потом начинают искать по меткам-стрелкам,оставленным казаками на асфальте,стенах,перилах и т. п. Как только последняя стрелка найдена,а казаки пойманы,команды меняются ролями. Можно обманывать — ставить развилки,чтобы сбить с толку соперников.
А ты можешь играть так: пойти с друзьями в большой шопинг-центр,разделиться на команды и вместо рисования стрел оставлять на стенах стикеры с названием следующего магазина.

«Прятки»
выбрать такое место,чтобы было где прятаться.
Правила: Водящий отворачивается и произносит считалочку,а потом ищет спрятавшихся. В следующей игре водит тот,кого нашли первым. Если ведущий ленится искать,поджидая,что игрокам надоест прятаться и они сами вылезут из укрытий,то ему говорят: «Кто по городу не ходит — тот четыре раза водит».

«Олимпиада»
Что нужно: бельевая резинка,завязанная в круг.
Правила: Двое игроков,держа резинку руками или придерживая всем,чем можно,строят из нее какую-нибудь хитрую фигуру,произнося по слогам«о-лим-пи-а-да». Задача третьего — не задевая резинки,пролезть в образовавшийся проем,проползти снизу или перепрыгнуть сверху. В общем,что угодно,только обходить нельзя.

«Светофор»
(варианты названий — «Цвета», «Краски»)
Что нужно: начертить на земле две длинные линии на расстоянии 10−12 метров. Чем больше игроков,тем интереснее.
Правила: Ведущий стоит спиной к остальным и называет любой цвет. Если у игрока на одежде или обуви есть такой цвет,он спокойно проходит до другой черты,если нет — нужно пробежать так,чтобы ведущий не смог его осалить. Тот,кого осалили,становится ведущим.
А ты можешь играть так: называть не только цвета,но и фактуру ткани(шелк или хлопок) и марки одежды.
Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли«Классики»
Что нужно: мелки и бита(круглая плоская банка,заполненная песком — от крема для обуви,конфеток«Монпансье» или крема«Нивея» или круглый камешек).
Правила: «Классики» бывают по форме прямоугольными,квадратными,круглыми и в форме пирамиды. Ты можешь придумать другие фигуры. Нужно передвигать биту по клеточкам,прыгая на одной ноге. При этом запрещается наступать на линии и нельзя,чтобы на них останавливалась бита.
Чтобы было интереснее,заранее установите уровни сложности. Например,мы в детстве играли так: «однерки» — проскакать все клетки на правой ноге,«двойки» — на левой,«тройки» — до десяти и обратно,«четверки» — попеременно: в одной клетке правой,в следующей — левой ногой,«пятерки» — двумя ногами одновременно.
Тот,кто первым дошел до пятого уровня,может выбрать себе клетку — «домик», на которой он теперь может«отдыхать», т. е стоять двумя ногами. Остальные могут выбрать себе«домик» из незанятых клеточек.
«Шестерки» — нужно проскакать через одну клетку,«семерки» — нельзя улыбаться,в то время как остальные изо всех сил пытаются рассмешить. «Восьмерки» — нельзя топтаться на каждой клетке,то есть нужно подтолкнуть биту в одном прыжке,ну и так далее.
Кстати,«Классики» невероятно укрепляют мышцы ног,развивают координацию,и,в конце концов,это очень весело.

«Салки»
Что нужно: большое открытое пространство и как можно больше игроков.
Правила: С помощью считалки выбирается водящий,который должен догнать и осалить игроков. Кого догнали,тот и водит. Правила можно усложнить: например,новый водящий должен бегать,держась рукой за ту часть тела,за которую его осалили.
Или тот,кого догнали,вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». «Расколдовать» его могут другие игроки,дотронувшись до руки. Цель водящего — заколдовать всех.

«Тише едешь — дальше будешь»
Что нужно: позвать играть как можно больше народу,а то неинте¬ресно.
Правила: Ведущий встает спиной на расстоянии 10−20 метров от остальных,и пока он произносит«Тише едешь — дальше будешь. Стоп!», игроки бегут по направлению к нему,а на последнем слове замирают. Ведущий оборачивается: тот,кто все еще«бежит» или шевелится,возвращается на исходную линию,а тот,кто первым доберется до ведущего,меняется с ним местами. Фразу«Тише едешь — дальше будешь» можно обрывать на любом слоге,но «Стоп!» в конце нужно крикнуть обязательно.

«Козел»
Что нужно: мяч,стена дома.
Правила: Нужно по очереди кидать мяч об стену и перескакивать через него. Но это не все. Придумайте разные хитрые па,которые необходимо сделать,пока мяч летит до стены и обратно. Хлопнуть в ладоши один,потом два раза,повернуться в прыжке на 360 градусов,хлопнуть в ладоши под коленкой…

«Резиночки»
Что нужно: бельевая резинка длиной около 2,5 метра.
Правила: Можно играть втроем(каждый за себя), а можно — пара на пару. Двое игроков растягивают резинку,растянув ее ногами,а третий скачет. Только не просто прыгает,а выполняет четко оговоренные заранее комбинации. Сначала на самом низком уровне — на «первых»(резинка натянута по щиколотку), потом на «вторых»(по колено), на «третьих»(на уровне бедер) и «четвертых»(на талии) и так далее. В детстве мы даже на уровне шеи держали резинку и как-то умудрялись прыгать.
Кроме того,можно варьировать ширину между двумя резинками: делать«морковку», когда с одной стороны широко,а с другой — узко,либо«ниточки»(держать резинку одной ногой на «первых» и «вторых» или даже одним пальцем руки).
Если скачущий запинается или делает что-то неправильно,пары меняются местами. А когда очередь снова доходит до них,начинают с той фигуры,в которой они в прошлый раз допустили ошибку. Тем,кто держит резинку,можно вредничать и «колдовать»: «Про-па-ди! Про-па-ди!».
А ты можешь играть так: команда,которая прошла все уровни первой,идет в кино за счет проигравшей.

Лучшие игры нашего детства, которые мы потеряли

 «Третий лишний»
Что нужно: четное количество игроков.
Правила: Игроки встают в круг парами один за другим,водящий бежит за оставшимся без пары игроком. Тот должен прижаться к одной из пар,и тогда убегать придется тому,кто оказался третьим и стоит с другого края. Осаленный становится водящим.

«Картошка»
Что нужно: мяч,компания.
Правила: Нужно встать в круг и перекидывать мяч друг другу. Кто не поймал или выпустил его из рук,садится на корточки в круг — он «картошка». «Картошка» пытается перехватить летящий мяч. Если это удается,«картошкой» становится тот,кто бросил мяч.

«Съедобное-несъедобное»
Что нужно: широкая лестница.
Правила: Игроки встают на верхнюю ступеньку,водящий поочередно бросает им мяч,называя различные предметы. Если звучит«съедобное», игрок должен поймать мяч,если«несъедобное» — пропустить. Если ты съела«чебурек» и отбросила«чемодан», можешь смело делать шаг вниз. Интереснее кидать мяч в быстром темпе. Тот,кто первым доходит до земли,становится водящим.
А ты можешь играть так: найти в словаре малоизвестные прдукты,повергая игроков в замешательство.

Считалки:

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

Эни-бэни-рики-таки,
Турба-урба-сентябряки,
Эус-дэус-космадэус — Бац!

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.

Аты-баты, шли солдаты,
Aты-бaты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Aты-бaты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги,
Стали ноги вытирать —
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей!

Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-инте-рес,
Выходи на букву«эс».
А на буковке звезда,
Там не ходят поезда.
Если поезд там пойдет,
Машинист с ума сойдет!
Вот и поезд не пошел,
Машинист с ума сошел.
Он полез на потолок,
Прищемил себе пупок,
А потом и говорит:
«У меня живот болит».
А жена ему в ответ:
«У меня зеленки нет».

Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит, выходи!

http://www.cosmo.ru/lifestyle/events/sbornik-klassiki/

Для тех, кому показалось мало, можно продолжить по ссылке:

http://allwantsimg.com/sovetskie-dvorovye-igry

Картина дня

наверх