Польский президент Анджей Дуда накануне внес поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма – новая инициатива подразумевает снос памятников советским солдатам, которые освободили страну от фашистской Германии. Ответ последовал не только от России, но и от Израиля – в кнессете было принято обращение под названием "Задачи сохранения исторической памяти о Второй мировой войне", в котором говорится о подлинных героях – воинах Красной Армии.
"Резкое осуждение осквернения мемориалов жертвам Холокоста и героям Второй мировой войны – солдатам Красной армии, освобождающим Европу от фашизма, – должно быть озвучено отчетливо каждой страной мира", – говорится в документе.
Россия же начала прорабатывать варианты ответных мер Польше и намерена поднять вопрос о сносе памятников в Совбезе ООН. Однако, если обычно наша страна отвечает "симметрично", то в данном случае это сделать не получится – памятников польским солдатам в России, очевидно, не найдется. Как может ответить МИД, и почему поляки забывают историю? Об этом Накануне.RU рассказал историк, исследователь советского периода Игорь Пыхалов.
Вопрос: Почему Польша идет все дальше в своих антисоветских инициативах?
Игорь Пыхалов:Эта акция в Польше носит демонстративно антироссийский характер – и тут даже не столько антисоветский, сколько именно антироссийский. Они хотят показать свое пренебрежение и ненависть к нашей стране. Такого рода взгляды в Польше, к сожалению, распространены среди изрядной части элиты. Естественно, это не отражает мнение всего польского народа, но все-таки, не будем лукавить, значительной его части.
Вопрос: Обычно Россия отвечает симметрично, а в данном случае каким Вы видите ответ?
Игорь Пыхалов: Как мне кажется, нам не стоит отвечать симметричными мерами, мы не должны сносить памятники польской культуры или переименовывать улицы, которые названы в честь, например, Костюшко и других деятелей. Опускаться на этот уровень не следует, но следует достаточно жестко отреагировать, и даже идея о том, чтобы разорвать экономические отношения, что предлагалось в Совфеде, вполне бы, на мой взгляд, сгодилась.
Но другое дело, что нынешняя российская элита любит с Западом дружить, ездить во всякие заграничные поездки на разного рода мероприятия. Поэтому они на это вряд ли решатся. Я смотрю на взаимоотношения нашего государства с той же Европой и вижу там постоянные какие-то неадекватные заискивания, участие в работе европейских структур, которые нам пытаются навязывать свою волю. Это поведение, недостойное великой державы. Поэтому нужно отреагировать жёстко, тем более в данном случае есть какие-то экономические связи, выгодные для польской стороны. И все демонстративные антироссийские шаги, на мой взгляд, не следует оставлять без ответа, речь идет не только про такие вопиющие случаи, как в Польше с памятниками.
Нужно не бояться показать, что мы восприняли это как оскорбление и будем реагировать на это оскорбление аналогичными недружественными мерами. Не надо стесняться.
Вопрос: Тем более, что Польша нам, как говорится, обязана?
Игорь Пыхалов: История взаимоотношений нашей страны и Польши носит уже более чем тысячелетнюю историю. Это наш сосед, это наши, можно сказать, двоюродные братья, потому что они тоже славяне, хотя несколько и отличаются. А если брать несколько последних десятилетий, то мы освободили Польшу от оккупации нацистской Германии, которая осуществляла там геноцид, хотя и "вялотекущий". И в последние десятилетия СССР мы оказывали социалистической Польше довольно-таки большую материальную, техническую и прочую помощь.
Поэтому, действительно, по крайней мере, за этот период наших взаимоотношений они должны быть нам благодарны. А конкретно сейчас речь идет о сносе памятников тем людям, солдатам Красной Армии, которые освобождали Польшу от германской оккупации. Поэтому если нынешняя польская элита считает, что Польша должна быть германской колонией, то это, конечно, их мнение, но это поступок крайне неблагодарный.
Вопрос: После принятого в Польше решения Министерство обороны России рассекретило некоторые документы о том, как Красная Армия освобождала эту страну. Вы знакомились с этими архивами?
Игорь Пыхалов: Вообще процесс рассекречивания документов, связанных с Великой Отечественной войной, можно только приветствовать, потому что в научный оборот вводится множество документов, из которых можно уточнить некоторые моменты и взглянуть на все с другой стороны.
Мне в новых документах были интересны впечатления советских военнослужащих от пребывания на польской территории. Дело в том, что наша диссидентская общественность часто любила повторять, что, дескать, наши красноармейцы из "нищего, рабского СССР" приехали в Европу, увидели европейскую жизнь, восхитились этим, и это произвело неизгладимое впечатление на них, но партия начала "закручивать гайки", чтобы в народ их рассказы не ушли. То есть будто бы у нас были нищета и мрак, а в Европе сверкающие города.
А в тех же письмах красноармейцев видно, как они отмечают нищету, причём тот уровень, который в нашей стране уже был преодолен. О чём это говорит? О том, что когда Польша стала самостоятельным капиталистическим государством, то этот путь развития для них не увенчался успехом. Когда у нас пытаются представить время правления большевиков как какую-то чёрную дыру, в которую наша страна ухнула, то это, мягко говоря, не сходится с действительностью.
Вопрос: Если не опускаться до их уровня, то как можно ответить Польше? Возможно, новыми архивами?
Игорь Пыхалов: Во-первых, рассекречивать архивы нужно вне зависимости от заявлений какой-либо страны – хотя бы для того, чтобы просто знать свою историю, историю взаимоотношений нашей страны с другими странами. Но нужно отметить, что у нас есть много знаковых фигур, которые действовали на благо России, но которые в той же Польше непопулярны. Тот же Муравьёв, которого наша "интеллигенция" называла "Муравьевым-вешателем", хотя он наводил порядок во время польского восстания 1863 года.
Например, имеет смысл какую-нибудь улицу назвать в честь него – Муравьёва-Виленского. Есть и другие фигуры, которые для антирусски настроенных государств будут неприятны. Может быть, стоит больше о них говорить и оценивать их роль в истории. Было бы желание – а личности найдутся. И не нужно ничего придумывать, в нашей истории всё уже есть.
Свежие комментарии