1. Танк космической эры
Берём новейшую и самую мощную гладкоствольную пушку, автомат заряжания, комбинированную броню. Получился… Т-64. Танк с очень спорной репутацией.
Как его можно улучшить? Если включить послезнание, нужно дать конструкторам чуть больше возможностей для манёвра. Скажем, при проектировании увеличить максимальный вес танка. Поставить не 36 тонн, а хотя бы 40 (в 60-е эта цифра казалась логичной для упрощения транспортировки машины).Как ни странно, так думали и на Западе. Т-64 казался им слишком лёгким — значит, русские где-то прячут его более тяжёлую версию.
Справка. Создатель Т-64 Морозов мечтал о предельном танке минимального веса и с радостью ухватился за 36 тонн. Ради этой цифры подрезали проекты уральцев и ленинградцев. Вот только уже первые нормальные Т-64А ушли к 38 тоннам и продолжали тяжелеть.
Глядишь, если сразу потребовать машину потяжелее, и ходовая часть — одна из «болевых точек» реального Т-64 — будет надёжнее. Может, и компоновка получится разумнее. Ещё один часто предлагаемый вариант (хоть лично я и против) — вообще выводить линию ОБТ сразу из тяжёлых танков, как сделали американцы.Для последних советских тяжёлых танков разрабатывались и комбинированная броня, и 140-мм гладкоствольное орудие.
Мнение. Идея сразу снять весовое ограничение для перспективного ОБТ, конечно, смотрится интересно. Но на практике это, вероятнее всего, вызовет негативный результат. Цифру в 36 тонн взяли не с потолка, она основывалась на реальных возможностях Советской армии — для машин потяжелее не хватало транспортных платформ, тягачей, не был оптимизирован инженерный парк.
В результате плавного утяжеления ОБТ всё это со скрипом, но появилось. Без ограничения сырая и тяжёлая машина попала бы в неподготовленную среду. И освоение Т-64 на этом фоне показалось бы простым и безоблачным. Не говоря о том, что более тяжёлая машина, особенно сделанная из тяжёлого танка, была бы в разы дороже, чем и так недешёвый Т‑64.
2. БТР с братской помощью
Над американским БТР М113 любят издеваться. И в общем-то, заслуженно. Однако эта машина уже была закрытой сверху — в отличие от «сверстников» БТР-152 и ранних БТР-60. И имела надёжный вход-выход, чем советская линейка БТР-60-70-80 похвастаться, увы, не могла. Залезть и вылезти из них — это просто цирковой номер.
Справка. Причина такого решения ещё более абсурдна. Изначально у БТР-60П крыши не было, и солдаты вылезали из машины по старинке, через верх. Но вскоре до военных дошло, что в условиях ядерной войны открытый БТР — это как-то не очень, и крыша у БТР-60 появилась. Ну а люки переделывать не стали — это же такими изменениями можно и план по производству сорвать!
Это было одной из причин, по которой многие десятки лет советская, а потом и российская пехота ездила снаружи, на броне боевых машин.
Тогда к чему «транспортёру» приставка «броне-»?
А что, если умерить гордость и воспользоваться опытом товарищей по социалистическому лагерю? В Чехословакии с помощью Польши сделали по мотивам БТР-60 весьма удачный ОТ-64 SKOT. Появился он одновременно с ещё открытым БТР‑60П.ОТ-64 на выставке трофеев из Сирии в парке «Патриот». Фото автора
Вместо спарки бензиновых движков — берём один дизель. Выигранный вес ушёл на броню. И самое главное — десантное отделение с огромными дверями в корме.Это целые ворота — вместо узеньких лючков в бортах
Итог — ОТ-64 отлично шёл на экспорт. Бронетранспортёр имел бы и хороший потенциал по модернизации. Да, современной колёсной БМП из него не выйдет, но довести советский ОТ-64 до уровня БТР-82 не проблема. Вместо мучений — долгая счастливая служба на десятки лет.OT-64 Cobra
3. БМП с «отбойным молотком»
Но вот её вооружение… Ракетомёт хорошо смотрелся бы в фантастике Стругацких. А в реальности эффективная дальность безоткатного орудия «Гром» оказалась маловата. Плюс первые годы осколочных гранат к нему не было вообще, не говоря о причудах баллистики.
А стрельба из «Грома» по танкам так и осталась невостребованной.
Конечно, в 60-е автора идеи «урезать противотанковую мощь боевых машин» предложили бы расстрелять. Но недавно в Ираке на БМП-1 поставили «половинку» от знаменитой зенитки ЗУ-23-2.Что-то похожее в начале 80-х построили и болгары, которым не выдали лицензию на производство 2А42, а свою БМП-2 хотелось.
Пушка лёгкая, скорострельная… Фактически, получаем БМП-2 лет на пятнадцать раньше.
Мнение. Идея кажется хорошей, за одним важным но — пушка от ЗУ-23 не выдерживает никакой критики. Она уступает даже пресловутой 2А42, которую заслуженно считают худшей в своём классе. Если, конечно, взять четыре ствола, то, может, прок и будет, но с одним орудием уж проще оставить крупнокалиберный пулемёт — хотя бы боекомплект будет нормальный.
Критика «Грома» точно так же абсолютно необоснованна. Как показывает практика современных конфликтов, возможность забросить фугас регулярно оказывается полезнее красивой стрельбы из автопушки. В СССР это прекрасно понимали и создали БМП-3 — в чём-то далёкое развитие идей БМП-1. Если же реализовать высказанную выше идею — то мы получим абсолютно бесполезную машину в серии.
4. Нужная ненужная самоходка
Ирония судьбы — нужную машину разработали ещё в конце 40-х, а её базу уже приняли на вооружение. Но тут появились ракеты «всех сортов и расцветок» — и стало не до САУ.
Справка. СУ-152Г даже успели принять на вооружение, но освоение машины сильно затянулось из-за проблем с шасси. Да и военные не очень приветствовали самоходку, не считая её чем-то необходимым для советской армии. В итоге в 1955 году все попытки довести машину до ума прекратили.Знакомьтесь — СУ-152Г. «Г» — от 152-мм гаубицы
Полуоткрытая установка давала бы навесной огонь на большой дистанции. На деле, только после учений 1965 года стало ясно, что нужны новые самоходки. Было потеряно десять лет. И добавить крышу было бы проще, чем разрабатывать машину «с нуля». Да и экипаж не так угорал бы от пороховых газов. К тому же реальная САУ 70-х, «Гиацинт» — по прозвищу «Геноцид» — тоже не отличалась могучей бронёй.
Справка. Самоходная артиллерия важна, но вот СУ-152Г — это анахронизм. По сути, повторение идей поздних немецких «ваффентрагеров». Открытая рубка особенно хорошо подходит для ведения действий в условиях возможного применения ядерного оружия. В итоге всё равно в 70-х всё бы пришлось делать снова? Так, может, и хорошо, что сэкономили на бесполезной и проходной машине?
5. Штурмовик атомной войны
«Полноценный» поршневой или турбовинтовой штурмовик тогда всенепременно зарезали бы. На фоне двух-, а то и трёхмаховых реактивных конкурентов винтовой самолёт — например, Ту-91 — не смотрелся.
А вот боевой Ан-2 — крайне надёжный и дешёвый — пригодился бы бедным странам, строящим социализм по всему миру. Глядишь, из опыта его применения сделали бы всякие полезные выводы. Да и для противопартизанских действий машина была отличной, хоть СССР и отрицал сам факт того, что война коммунистов-социалистов с партизанами возможна.
Справка. Расцвет интереса к концепции COIN (война против инсургентов. — Прим. ред.) связан лишь с одним событием — война во Вьетнаме. Если оглянуться назад, в прошлое, более подходящих самолётов — ветеранов Второй мировой хватает. Позже ПВО уйдёт вперёд и, например, в Афганистане такой штурмовик из Ан-2 станет великолепной мишенью.
Свежие комментарии