На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена Смирнова
    мое поколение помнит почти все военные песни, спасибо за напоминание!История создания ...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Никто их не оберегает и не лелеит, на них тупо зарабатывают, а вот почему они такие залы собирают, это вопрос к нашим...Лаврентию Павлови...
  • валерии темников
    Мой пассаж  словами Лермонтова в отношении ....."БОГАТЫРИ!  Не вы!  именно и относится к нашим олигархам и либерастне...Лаврентию Павлови...

ЗИЛ - осталась только легенда СССР

Завод ЗИЛ – известнейший автогигант столицы. Возникший как первый автомобильный завод еще в дореволюционной России, он превратился в лидера автопрома в советское время. Автомобили этой марки неизменно составляли список Гаража особого назначения. Сотрудники ЗИЛа – отдельная категория жителей столицы со своим жильем, детскими садами, поликлиниками, санаториями. Своим университетом, Домом культуры и даже своей футбольной командой. Настоящий город в городе, уже ставший легендой.Симонов монастырь, 1910 год, г. Москва. В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место. После установления советской власти в 1920 году был упразднен. В 1923 году в монастыре был учрежден музей, просуществовавший до 1930 года. В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесенных построек в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

Источники: Союз фотохудожников России.

Завод был построен на территории, известной несколькими объектами: Симонову и Даниловскому монастырям и Тюфелевой роще. В начале XX века там появились несколько заводов, в том числе первый автомобильный завод в России.Эмблема АМО, 1929 год, г. Москва. Из серии «Завод АМО» (т.е. «Автомобильного московского общества», ныне АМО ЗИЛ).

Источники: МАММ / МДФ

Завод сменил несколько названий: АМО, 1-й ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. Носил имена итальянского анархиста Пьетро Ферреро, Иосифа Сталина, директора завода Ивана Лихачева.Готовые грузовики, 1929 год, г. Москва. Из серии «Завод АМО» (т.е. «Автомобильного московского общества», ныне АМО ЗИЛ).

Источники: МАММ / МДФ

В 1924 году первые десять грузовиков АМО-Ф-15, выкрашенных в красный цвет, проехали по Красной площади. Дальше был испытательный пробег, после которого начался их серийный выпуск.Приезд Максима Горького на автомобильный завод, 1928 год, г. Москва

Источники: МАММ / МДФ

В 1926 году директором завода стал Иван Лихачев. Бывший слесарь и матрос, он занял должность в 30 лет. При нем начался массовый выпуск автомобилей, и завод превратился в настоящий автогигант.Заводской пейзаж зимой, 15 января 1960, г. Москва

Источники: Архив Валентина Хухлаева

«Мы пришили к пуговице пальто» – так Лихачев описал результаты первой реконструкции завода. В цехах установили новейшее американское оборудование, которое позволило повысить годовой выпуск автомобилей практически в 8 раз.Максим Горький и директор 1-ого Государственного автомобильного завода Иван Лихачев с фотокорреспондентами, 1928 год. Выставка «Фотографы» с этой фотографией.

Источники: МАММ / МДФ

В Америке Лихачев встретился с создателем автомобильной империи Генри Фордом и получил от него приглашение на работу. «Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми». После смерти Лихачева завод назовут его именем.ЗИС-101, 1936 - 1941, г. Москва. Выставка «На посту» с этой фотографией.

Источники: МАММ / МДФ

ЗИС-101. Первая легковая машина завода представительского класса. На ней перемещались партийная элита, работники дипломатической службы, деятели культуры. Такие автомобили были у актрисы Любови Орловой, писателя Алексея Толстого.Легковой автомобиль ЗИС-110, 1954 - 1956, г. Москва. Авторство снимка приписывается Е. И. Баженову.

Источники: МАММ / МДФ

ЗИС‑110. К его разработке приступили еще во время войны. Хорошая шумоизоляция, радиоприемник, часы, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха – все это было в новинку для советского автопрома. Несколько экземпляров были сделаны с бронированными стеклами. Один из них предназнался Сталину.Душ перед выпуском, 22 марта 1959, г. Москва. ЗИЛ-111. Выставка «Валентин Хухлаев. Энциклопедия репортажа» с этой фотографией.

Источники: Архив Валентина ХухлаеваПробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу, 23 марта 1959, г. Москва. Водитель машины Николай Иванович Николаев.

Источники: Архив Валентина Хухлаева

Автомобили ЗИЛ, наравне с иностранными марками, составляли парк Гаража особого назначения и были закреплены за членами Политбюро и их семьями.На сборочном конвейере ЗИЛ-157, 18 октября 1959, г. Mосква

Источники: Архив Валентина ХухлаеваВодитель-испытатель ЗИЛ, 25 августа 1968, Московская обл.

Источники: Архив Валентина ХухлаеваХолодильники ЗИЛ на зкспорт, 10 декабря 1961, г. Москва

Источники: Архив Валентина Хухлаева

На заводе производили не только автомобили: под маркой «ЗИЛ» выпускались автобусы, холодильники, велосипеды.Студенты ВТУЗ ЗИЛ на занятиях, 20 марта 1963, г. Москва. Для подготовки собственных высококвалифицированных кадров при заводе создано Высшее техническое училище.

Источники: Архив Валентина Хухлаева

При ЗИЛе существовал завод-ВТУЗ. Студенты сочетали учебу с работой на производстве. В 1980-е он переименован в Московский автомобилестроительный институт – МАСИ, а в 1990-е – в Московский государственный индустриальный университет – МГИУ.Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам, 20 марта 1963, г. Москва. Для подготовки собственных высоко квалифицированных кадров при заводе создано Высшее техническое училище.

Источники: Архив Валентина ХухлаеваДворец культуры ЗИЛ, апрель - май 1955, г. Москва

Источники: Архив Валентина Хухлаева

Конструктивистское здание ДК «ЗИЛ» построено в 1930-е годы по проекту братьев Весниных. Свободная планировка, панорамные окна, строгие геометрические формы характеризуют признанный памятник московского авангарда. На крыше спланирован раздвижной купол обсерватории.Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции, декабрь 1937, г. Москва. Дворец культуры ЗИЛ – памятник архитектуры конструктивизма, спроектированный братьями Весниными. Построен в в 1930-1937 годах.

Источники: Собрание А. ЛаврентьеваУ проходной завода имени Лихачева, 21 марта 1962, г. Москва

Источники: Архив Валентина Хухлаева

Каждый день, сверяясь с часами на проходной, тысячи сотрудников спешили на работу. Большинство автозаводцев пользовались открытой в 1943 году станцией метро «Завод имени Сталина». В 1956-м ее переименуют в «Автозаводскую».У проходной завода имени Лихачева, 21 марта 1962, г. Москва

Источники: Архив Валентина Хухлаева

У проходной можно было сесть на специальный местный автобус и доехать до своего производственного корпуса.Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу, 23 марта 1959, г. Москва. Водитель машины Николай Иванович Николаев.

Источники: Архив Валентина Хухлаева

ЗИЛ – целый город в городе со своей инфраструктурой. На территории находились магазины, столовые, кафе. Сотрудники и их семьи пользовались специальными поликлиниками, больницами, детскими садами и санаториями.В техническом кабинете завода, 15 мая 1965, г. Москва

Источники: Архив Валентина Хухлаева

На заводе выходили несколько газет. Первая, издававшаяся с 1922 года «Вагранка», вывешивалась в каждом цехе и в коммунальных домах.Работники ЗИЛа на митинге, 30 апреля 1976, г. Москва

Источники: МАММ / МДФЗавод ЗИЛ, 1967 год, г. Москва. Антиамериканский митинг против Вьетнамской войны.

Источники: МАММ / МДФНаладка автоматической линии 1л96 обработки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130, 18 марта 1963, г. Москва. На заводе завершается полное переоснащения и отладка оборудования для серийного выпуска V-образных восьмицилиндровых двигателей для автомобиля серии ЗИЛ-130.

Источники: Архив Валентина Хухлаева

Завод смог пережить кризис 1990-х, но производство автомобилей сократилось.Отгрузка автомобилей потребителям, 5 февраля 1974, г. Москва. На железнодорожной площадке автозавода.

Источники: Архив Валентина Хухлаева

Последний грузовой автомобиль был выпущен в 2016 году и продан в трамвайный парк Казани.Сменная бригада слесарей-сборщиков карданных валов, 22 декабря 1978, г. Москва. При Объединении «ЗИЛ» создан специальный завод по изготовлению карданных валов.

Источники: Архив Валентина Хухлаева

В 2000-х часть зданий огромного комплекса была снесена. В настоящее время на территории производственной зоны «ЗИЛ» ведется масштабная реорганизация. В планах – строительство жилого микрорайона, делового центра, парка, спортивного кластера.

https://m.russiainphoto.ru/exhibitions/622/

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх