21 декабря 2022 года исполнилось 40 лет диораме «Героическая Пресня.1905 год» автора заслуженного художника РСФСР Ефима Дешалыта (1921-1996).
Снова и снова приходят посетители музея «Пресня» на просмотр диорамы «Героическая Пресня.1905 год». Вглядываясь в талантливую реконструкцию исторических событий начала ХХ века, созданных заслуженным художником России Ефимом Дешалытом, они ищут ответы на вопросы ушедшей эпохи. Автор впервые обратился к событиям Первой российской революции (1905-1907) в 1955 году. Первая диорама имела раздвижной занавес, на створках которого были расположены четыре живописных полотна, рассказывающих о подготовке к московскому восстанию в декабре 1905. Интересно, что в это же время Борис Пастернак заканчивает работу над романом «Доктор Живаго», действие которого начинается в Москве 1905 года, а композитор Дмитрий Шостакович пишет симфонию № 11 «1905 год».
Внимание к этому периоду российской истории было обусловлено не только полувековыми юбилейными датами, но и историческим контекстом второй половины 1950-х годов, периода начавшейся оттепели и необходимостью осмыслить стремительные изменения, произошедшие со страной, людьми.
Благодаря силе своего идеологического воздействия и качества проведенной работы диорама попала даже на страницы октябрьского выпуска американского журнала LIFE в 1961 году.
Снова к теме 1905 года, Ефим Дешалыт возвращается спустя 20 лет, наработав колоссальный опыт в создании исторических, ландшафтных и природных диорам. Это важный факт для понимания значимости диорамы «Героическая Пресня. 1905 год» для художника. Из всех сюжетов, которые были воплощены художником, драматичные события Первой российской революции в Москве снова привлекают его внимание.В 1975 году разворачивается кропотливая работа по созданию новой диорамы. Воспоминания участников и очевидцев восстания, сводки гидрометцентра о погоде в эти декабрьские дни в Москве, фотографии улиц, церквей, домов, людей – всё прорабатывается самым тщательным образом. Художник детально воссоздает не только конкретные события, но выстраивает их в последовательной драматичной динамике живописного полотна, скульптурного ряда, сопровождающего текста и музыкальной партитуры, светового сопровождения сеанса.
Я беседовал с участниками революции, я ходил с ними по улицам Красной Пресни, и они мне рассказывали и показывали всё. Кроме того, я видел огромные архивы, которые мне предоставил Музей Революции.
Эмоции, которые я тогда пережил, нужно было каким-то образом передать в диораме «Героическая Красная Пресня». И сейчас я работаю над более грандиозной диорамой. Она будет самой большой после Бородинской панорамы в Москве.
Я надеюсь, что вы придёте в декабре в музей «Красная Пресня», чтобы увидеть её. Мне хочется, чтобы она была достойным памятником московскому пролетариату.
Диорама сооружена в изолированном зале музея. Это позволило мне самому разработать не только изобразительную, но и архитектурно-декоративную и конструктивную её части. Крупномасштабная баррикада с дружинниками вплотную подходит к смотровой площадке, так же, как и живопись, выполненная на сложной цилиндрической поверхности, переходящей наверху в сферическую. Таким образом, зрители оказываются внутри изобразительной структуры произведения, чувствуя себя как бы участниками происходящих событий. На первом (объёмном), втором и третьем планах изображены ожесточённые бои. Борьба тёплых и холодных тонов , света и теней, огненные языки пожарищ и чёрные вихри дымов – всё в экспрессии, в драматическом порыве.
Ефим Дешалыт о работе над диорамой «Героическая Пресня. 1905 год».
Фоном для событий служит панорама Москвы начала ХХ века: маковки куполов церквей и колоколен, заснеженный город и ставший лёд на реках Пресня и Москва. На фоне этой благостной картины мира перед зрителем вздыбилась баррикада перед Большим Пресненским мостом, на ней рабочие-дружинники ведут бой с наступающими правительственными войсками, за баррикадой – мирные жители Пресни, прячущиеся от снарядов, пуль и пожаров. Дешалыт разворачивает перед нами не только картину исторических событий, но и человеческой драмы, драмы вооруженного противостояния людей, живущих в одной стране.Эта локальная гражданская война в декабре 1905 года, развернувшаяся на улицах рабочего района одного из крупнейших городов империи, стала не только предтечей революционных событий 1917 года, но и последовавшей за ней большой гражданской войны (1917-1922).
Мы можем предположить, что Ефим Исаакович, будучи патриотом своей страны, человеком увлеченным её историей, искал ответы на вопросы, поставленные историей ХХ века перед всеми нами.
В озвучивании диорамы используется музыка И.С. Баха и Д. Шостаковича симфония №11 «1905», премьера которой состоялась в 1957. За нее композитору была присуждена Ленинская премия и реабилитацию, после того как в 1948 году его обвинили в формализме, уволили из Московской консерватории, а его музыку запретили исполнять.
Дмитрий Шостакович закончил симфонию в 1957 году, когда эпоха оттепели в СССР стала частью повседневной жизни, из ссылок возвратились друзья и близкие композитора, остававшиеся на тот момент в живых.
Очевидно, что в музыке слышится вся тревога начала ХХ века и грозных событий революции. Недаром Ефим Дешалыт включил фрагменты симфонии в музыкальную партитуру диорамы.
Любимым композитором Дмитрия Дмитриевича был Бах, чью музыку он исполнял почти ежедневно. Музыкальное вступление сеанса диорамы начинается именно с музыки Баха, отрывка из духовного сочинения.
Дмитрий Шостакович закончил симфонию в 1957 году, когда эпоха оттепели в СССР стала частью повседневной жизни, из ссылок возвратились друзья и близкие композитора, остававшиеся на тот момент в живых.В 2014–2015 гг. диорама «Героическая Пресня. 1905 год» была модернизирована. В ходе работ заменено инженерное оборудование, оцифрованы записи музыкальных сочинений и оригинального текста. Авторская версия демонстрации произведения восстановлена в том виде, в каком была задумана художником Е. И. Дешалытом.
Увидеть диораму можно по адресу:
Москва, Большой Предтеченский пер., 4.
Музей «Пресня».
Свежие комментарии