Фантастический – значит сверхъестественный, неосуществимый.
Многое из того, что совершил лётчик Гаврилов, считалось неосуществимым. В 2007 г. он первый в истории совершил на винтокрылой машине межконтинентальный перелёт и посадил вертолёт на Южном полюсе.«Впервые в истории освоения Антарктиды российские вертолеты Ми-8 достигли Южного полюса и совершили посадку в самой южной точке планеты. Своим перелетом вы вновь продемонстрировали всему миру надежность отечественной авиационной техники и высокую профессиональную подготовку российских летчиков, а главное, доказали, что Россия по праву считается великой полярной державой» - это слова из телеграммы Президента России.
Он же впервые приземлился на вертолёте на вершине Эльбруса. «На вершине почти нет воздуха. Вот представьте: плывёте вы в воде, потом оказываетесь на суше. Плыть без воды не можете. Вот и Ми-8 без воздуха нечего «грести» лопастями». Тем не менее лётчик-испытатель Гаврилов машину на вершине самой высокой горы Европы посадил. Вместе с пассажиром – тогдашним главой ФСБ Николаем Патрушевым. Это были антитеррористические учения, призванные показать, что террористы, которые любят скрываться в горах, не уйдут от возмездия даже на вершине Эльбруса.
9 лет на войне
Почти все его полёты были с риском для жизни. Сразу после окончания училища молодой лейтенант Гаврилов оказался на войне в Афганистане, где с небольшими перерывами провёл 9 лет. «Эту войну неслучайно называют «вертолётной». Дорог там либо не было, либо они были заминированы, поэтому доставка грузов большей частью шла по воздуху, – рассказывает Николай Фёдорович. – Военные удары, эвакуация раненых и другие манёвры также выполнялись в небе. Потом американцы снабдили душманов стингерами – это грозное оружие против вертолётов. Мы стали выходить на предельно малые высоты, чтобы их миновать, но в этом случае становились доступны стрелковому оружию».
Это фото Гаврилова попало на обложку советского журнала. Фото: Из личного архива
В Афганистане вертолётчики погибали чаще других. Оглядываясь назад, Гаврилов сам удивляется – совершив более 3000 боевых вылетов, он даже не был ранен. Жёны боевых товарищей это заметили. И перед командировками спрашивали: «А Гаврилов с вами летит?» Если да, то успокаивались.
Основными задачами вертолётчиков были прикрытие наших бойцов с воздуха и эвакуация раненых. «В бою сбили вертолёт моего начальника штаба Петра Корнева. Увидел, как в синем небе стоял чёрный столб дыма. Я был в другой стороне ущелья, загружался миномётами, пришлось быстренько закончить загрузку и устремиться к месту трагедии. Вертолёт развалился на части. Внутри фюзеляжа два солдата погибли, кабину экипажа оторвало, бросило в ущелье. Но все члены экипажа оказались живы. Штурман и бортмеханик несли раненого командира. Приземлился на горную тропу, по которой они двигались. Уже были видны преследовавшие их душманы. Погрузились в машину. Несмотря на обстрел, смогли уйти».
Тайники памяти Гаврилова хранят множество историй афганской поры. «Сбили один из наших вертолётов. Экипаж эвакуировали, а подбитый вертолёт остался в горах. Наш экипаж вылетел в район бедствия. Видим из кабины, как бандиты спускаются к машине. Приходит решение сесть рядом с подбитым вертолётом и попробовать его завести. Получилось. Тогда один из коллег с моим бортинженером на этом «раненом» вертолёте взлетают и уводят машину. Я остался их прикрывать. Когда бандиты приблизились, ввёл обороты, напустил пыли и в этом облаке взлетел догонять своих».
Ночной вылет
Афганский опыт Гаврилова очень пригодится во время событий на Кавказе. В 1999–2010 гг. Николай Фёдорович проходил службу в авиации ФСБ России, обеспечивал работу антитеррористических групп «Альфа» и «Вымпел». За это время полковник Гаврилов совершил десятки боевых вылетов, среди которых было 14 полётов в горячие точки вместе с Президентом России Владимиром Путиным.
В 2002 г. полковнику Николаю Гаврилову за мужество и героизм, проявленные при выполнении спецзадания, было присвоено звание Героя Российской Федерации. Подробности операции засекречены. Речь идёт об уничтожении десятков главарей террористических бандформирований, собравшихся в горах на специальное совещание. Вылет вертолётов (их было два, машина Гаврилова была ведущей), как и сама спецоперация, проходил ночью. Лётчики шли на задание с документами на чужое имя. В плен попадать было нельзя. «Маэстро» – таков позывной Гаврилова – вместе с товарищами и на этот раз выполнили задачу. Не только уничтожили главарей террористов, но и разбомбили подземные хранилища с запасами горючего, перекрыв бандитам энергетический «кислород».В Афганистан Николай попал молодым лейтенантом после окончания с красным дипломом училища. Фото: Из личного архива
Гаврилов не устаёт восхищаться вертолётами: «Эта машина может где угодно приземлиться, вертикально взлететь, сдать назад, поворачиваться, сесть на крышу. Может спасти, может нанести удар». А ведь когда-то юный Николай переживал, что пошёл учиться на пилота вертолёта, а не самолёта. Дело в том, что ближайшее к его малой родине лётное училище располагалось в Сызрани и учили там на вертолётчиков. Родился Николай в селе Янгличи Канашского района Чувашии. На выбор профессии повлиял пример другого уроженца Чувашии – лётчика-космонавта № 3 Андрияна Николаева. «О Николаеве в Чувашии знал каждый мальчишка. Я понимал, что лётчик должен хорошо учиться и быть прекрасно подготовленным физически. В лесу устроил несколько дистанций – от 100 м до 1 км. Раздобыл секундомер. Устраивал забеги, повышал результаты. А дома был турник».
День у сельского мальчишки Гаврилова был расписан по минутам. Кроме занятий спортом и учёбы, никто не снимал с него забот по хозяйству. Он был старшим среди 5 детей. Ухаживал за животными, полол огород. Отец лётчика умер рано – когда Николай был курсантом. И он стал старшим мужчиной в семье. Мама ушла несколько лет назад. Родители похоронены вместе. Николай Фёдорович сделал им памятник собственными руками. На малой родине бывает часто. Здесь для него самая вкусная еда – вода из колодца и домашний чёрный хлеб. Во дворе родной школы стоит вертолёт – списанную технику Герой России Гаврилов превращает в памятники. Там же, в школе, организован музей боевой славы. И теперь уже с Гаврилова местные мальчишки берут пример – поступают в лётное училище. Растёт новая смена тех, кто будет спасать людей, покорять полюса, защищать страну.
Перелет на Антарктический материк - завершающий, пятый - осуществляли с южного побережья Чили. Были в составе экспедиции и самолеты. Но Гаврилов, как командир одного из экипажей (и всей авиагруппы), и его коллеги летели парой на Ми-8 через пролив Дрейка. Дальность перелета - 1.300 км, а предельная дальность полета Ми-8 - 1.600 км. На вопрос журналиста "Красной звезды":
- А если бы встречный ветер, осадки, не говоря уже о возможности урагана?.. Для чего такой риск?
- Антарктиду первым открыл в январе 1820 года наш российский исследователь Фаддей Беллинсгаузен, - объясняет генерал. - В 2009-м заканчивается срок действия 50-летнего международного договора о демилитаризации и неразделимости этого материка. Но там же разведаны большие запасы полезных ископаемых... Как сложится с новым договором, никто не знает. У нас из имевшихся там полярных станций осталось только две. Вот и требовалось подтвердить законные права и приоритет России. А то, что мы туда еще и на вертолетах прилетели, - это дополнительный аргумент наших возможностей.
20 декабря - День спецслужб России. А еще есть и собственный день рождения -14 августа. В этот день в 1923 году был подписан приказ о формировании авиазвеньев для войск ГПУ. Долгие годы это была авиация пограничников, и только с 2005 года она официально утвердилась как авиация ФСБ, то есть обеспечивающая все структуры Федеральной службы безопасности России.
Вот начальником ее управления сегодня и является Герой России генерал-лейтенант Николай Федорович Гаврилов....Вот Ка-226 на длинном, метров под 80 тросе несет по небу Государственный флаг России. Размеры флага 60 на 33 метра! Вы только представьте себе парусность этого полотнища! А полет ведь над городом.
- Это отнюдь не лихачество! - объясняет генерал Гаврилов. - Каждый из наших экипажей должен уметь и быть готовым посадить вертолет не только на крышу, но и во двор между домами. И еще неизвестно, какой груз придется доставлять или забирать. Поэтому тренировки экипажей идут постоянно и не для цирка. Если лопасти у Ка-226 в диаметре 15 метров, то значит, площадка для посадки-взлета ему подойдет 25 на 25. А если нет проводов, то при достаточных навыках машину можно и на меньшую посадить. И наши пилоты этому постоянно учатся. На границе, кстати, тоже приходится садиться на пятачки, порой даже на «одной ноге», и взлетать с нее же.
Ситуации, когда на пятачок городских улиц надо срочно доставить робот-разминер или, наоборот, незамедлительно эвакуировать раненого, не потеряв его в уличных пробках, случаются, к сожалению, нередко. Есть и задачи по разведке, высадке и эвакуации боевых групп - много чего уникального приходится делать подчиненным генерала Гаврилова. Потому и должны они тренироваться в воздухе по максимуму.
...Вот Ми-26 возносит и устанавливает золотые купола на соборе в Петропавловске-Камчатском. Работа ювелирная: купола весят до 13 тонн, а посадить каждый из пяти надо на основание с точностью до сантиметра, как обруч на бочку!Завершается установка маковок собора и вовсе цирковым номером: в 15-сантиметровое отверстие на главном куполе командир вертолета майор Сергей Высотин снайперски вставляет трубу – основание креста, который сам весит под три тонны!..
Потом подобная операция производится по установке 3-метрового бронзового памятника Николаю Чудотворцу на острове Танфильева. Лицом он обращен в сторону Японии: там, через 8 км пролива, стоит Башня тоски размером чуть ли не с Останкинскую. Глядя с нее на Курильские острова, некоторые японцы ностальгируют по «утраченной родине». Теперь привычный для них пейзаж дополнен демаркирующим границу монументом, и за спиной у Николая Чудотворца - вся Россия.
Подобные памятники и соборы авиаторы ФСБ установили уже у многих пограничных пунктов: это своего рода духовное укрепление наших границ.
- Ну а на Эльбрусом-то зачем летали? Благотворительная миссия? - как известно, вертолеты ФСБ доставили на высоту стоянки перед восхождением на пик палатки и продукты для экспедиции детдомовских ребят во главе с православным священником. Восхождение стало для ребят праздником души и запомниться на всю жизнь.
- Ну конечно же и ребят порадовать хотели, - нехотя раскрывает военную тайну Николай Федорович. - Но, кроме этого, тогда на Эльбрусе проводилось летно-тактическое учение, мы доставили туда на Ми-8 спецназ.
Как выяснилось из других источников, учение проводилось масштабное: с различных аэродромов России в заданное время стартовали самолеты и вертолеты авиации ФСБ с группами спецподразделений, которые в назначенное время прибыли в условленные места Северного Кавказа.
- Ну а для чего все же на самые большие вершины взлетать?
- Чем выше мы можем подниматься, тем легче нам летать у земли, - смеется генерал.
«Летать у земли» - это мягко сказано. На эльбрусской фотографии кроха-вертолет каким-то чудом держится на краешке заснеженного плато. Кажется, вот рванет шквал ветра - и непременно сбросит «вертушку» в пропасть...
На диске есть и запись фотографии палаточного лагеря неподалеку от Ведено с посадкой вертолета между палаток. Дата на снимке напоминает о тяжелых боях с бандформированиями, которые происходили в те времена в этом районе. За палатками виднеется зеленая горная гряда. Справа - вершина повыше, на ней вблизи от расположения боевиков находилась группа наведения спецназа. И под вечер от нее поступил сигнал: выручайте, можем не продержаться... А как выручать, если на горы уже начал ложиться густой вечерний туман?
Гаврилов решил вылететь за группой сам. Вспомнив местность, уточнив маршрут по карте, он решил заходить к месту нахождения спецназовцев со стороны соседней вершины. Когда долетел до нее, увидел под собой еле заметную тропу, ведущую в сторону группы. Он посадил вертолет на тропу и по земле прорулил полтора километра, пока навстречу не выбежали разведчики, на ходу забираясь в салон...Такие истории в авиации называют байками. Не потому, что истории эти придуманы, а потому, что над ними можно посмеяться, когда смертельная опасность позади. Воевавшие люди говорят, что бог войны любит веселых и дерзких.
И еще говорят, что Бог любит офицеров и генералов, которые больше думают и заботятся о вооружении, чем о даче и новой иномарке в личном гараже. Это я уже из кулуарных разговоров с подчиненными генерала Гаврилова уяснил.
- Мы каждый выделенный нам бюджетный рубль действительно до копейки тратим по назначению: обновляем авиатехнику и оборудование, закупаем более совершенные системы наведения, защиты и вооружения, - соглашается с общим мнением генерал.
Знаете поразительную цифру: в Управлении авиации ФСБ (а техники у них полтора десятка типов и марок) на каждые шесть бортов приходится по одному Герою России, не считая кавалеров с наградами статусом пониже.
Сегодня авиацию ФСБ возглавляет Герой России генерал-лейтенант Николай Гаврилов. Он заслужил самые престижные в авиации отличия: военный летчик-снайпер, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный военный летчик Российской Федерации.
И еще он - «Маэстро». Получен этот неофициальный титул от боевых товарищей, таких же летчиков-афганцев и коллег-испытателей по ЛИИ имени М.М. Громова, от героев-асов чеченских кампаний и других конфликтов, в которых человек обнажает свою суть и предстает тем, кто он есть на самом деле. В этом титуле признание в летчике-генерале Гаврилове и неких черт характера, роднящих его с любимым героем фильма «В бой идут одни «старики».
Свежие комментарии