Организация так называемых Хиви была одной из многочисленных разновидностей служб и частей, набранных на оккупированных территориях Советского Союза для работ в пользу немецкой армии.
Первоначально организация Хиви была спонтанной и чаще всего носила характер инициативы местных жителей. Постепенно она стала упорядочиваться и принимать единую структуру.
Была начата вербовка среди многочисленных пленных и жителей оккупированных территорий.
Каждый Хиви получал стандартный солдатский паек, а после завершения испытательного срока еще и денежное вознаграждение. В результате, от советских граждан, желающих помогать Вермахту, попросту не было отбоя.
Вначале хиви продолжали носить советскую военную форму, но без советских знаков различия. Постепенно их обмундировывали в немецкую форму, но с особыми «восточными» знаками различия. Иногда о принадлежности хиви к вермахту говорила лишь нарукавная повязка с надписью «Im Dienst der Deutschen Wehrmacht». Женский вспомогательный персонал вермахта имел повязки с надписью «Deutsche Wehrmacht».
Хиви использовались на вспомогательных должностях: кашеваров, санитаров, водителей и так далее. Это позволяло использовать немецкие кадры исключительно в боевых подразделениях. Дело дошло до того, что согласно расписанию штатов от 1943 года, каждая пехотная дивизия имела в своей структуре до 2000 таких добровольных помощников, что составляло почти 15% от общей численности дивизии.
По мере ухудшения обстановки на фронте Хиви стали привлекаться также для участия в боях против Красной Армии. Причем сражались они довольно стойко, так как знали, что в случае пленения никакие законы на них распространяться не будут.
Наиболее широко подразделения Хиви использовались в борьбе с партизанами, для чего они сводились в отдельные роты и батальоны. Обмундирование было немецкого образца с элементами стандартной советской формы и трофейным вооружением. Такие части получили название «Восточные».
Именно части, составленные из советских граждан, обычно отличались безумной жестокостью к местному населению, заподозренному в помощи партизанам. Применялись подобные части и на передовой, но отсутствие тяжелого вооружения и должной подготовки обычно приводило к печальным последствиям.
Сложно поверить, но по официальным данным количество Хиви в Вермахте под конец войны составляло, по самым приблизительным подсчетам около 600 тысяч человек. Эта цифра сопоставима с числом войск в пяти (!) полностью укомплектованных советских армиях.
Общая численность советских граждан и русских эмигрантов, прошедших через состав вермахта, войск СС, полиции и военизированных формирований за 1941-45 годы составляла по некоторым сведениям до 1,2 млн человек (в том числе славян — до 700 тыс., представителей трёх народов Прибалтики — до 300 тыс., представителей тюркских, кавказских и других малых народов — до 200 тыс.)
Следует также пояснить, что значительная часть этих лиц стали гражданами Советского Союза лишь в 1939—1940 годах. Это некоторые прибалтийские народы и жители районов западной Белоруссии и Украины.
Свежие комментарии