На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 978 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Хорошилов
    Почему-то про это не пишут, А ведь это, мне кажется, надо. Чтобы видеть, чем прадеды дышат, Наша жизнь, тем трудам и ...СССР на стройке, ...
  • Николай
    Слава Богу, что это звание, за всю историю России, имеют самые достойные! Зато сейчас генералов, как собак не резанны...Как присваивали з...
  • igor kim
    Первое, что сейчас должна сделать Россия для своего спасения - это избавится от мигрантов.Тюркский мир

Цензура на телевидении первой половины 1990-х

1990-е принято называть «лихими». Но не всем жилось плохо. Одними из тех, кто тогда делал стремительные карьеры, сидел на «золотых цепях», получал огромные по тем временам зарплаты, равные стоимости жилого дома, – были журналисты. Уровень жизни телезвёзд был очень высоким, поэтому для них это было золотое время.

Ведь они были королями эфира, а теперь многим остаётся лишь вспоминать те мгновения славы.

В устах звёзд ОРТ, НТВ или РТР девяностых главной заслугой Ельцина была «неподцензурность вещания». Мол, вмешательства в эфир не было никогда, шутили, ругали и говорили о том, что сегодня представить на ТВ сложно. Ельцин терпел укусы программы «Куклы», нападки НТВ. Это как мантра повторяется во всех либеральных СМИ.

Святые 1990-е от Басилашвили:

Так уж устроен человек, что критическое мышление он включает нечасто. Проще подчас следовать заученным паттернам и схемам, особенно когда они повторяются ежедневно. Если 1990-е – ну, значит, прессу любили и не зажимали, значит, были за свободу, не то, что сейчас, «в эпоху агитпропа». Но если дерзнуть и проверить данный тезис по всем канонам научной мысли, при первом исследовании тезиса выходит, что он сыпется как песок в часах. Вряд ли советские люди по щелчку резко стали либералами и стали относиться к прессе так, как британцы или шведы, так не бывает.

VATNIKSTAN решил разобраться в вопросе цензуры на российском телевидении первой половины 1990-х годов. Мы не смеем утверждать, что это только ельцинская цензура, этим занимались разные люди. Не на радость критикам Ельцина, коих множество, но ради правды исторической. Более того, мы попытаемся показать вам записи тех запрещённых передач.

Ельцин и журналисты:

Больше всего досталось ток-шоу «Красный Квадрат». Взглядовец Александр Любимов в 1992 году решил создать политическое ток-шоу с открытыми разговорами обо всём, что волнует. Оно было очень злободневным, предоставлялось слово всем участникам конфликта.

Однако, что было можно в перестройку, терпеть не желали в новой России. Сторонники Ельцина и Верховного Совета давили на журналистов без зазрения совести. Все они всё-таки были родом из Страны Советов и воспитывались не в Гарвардах, а в высших партшколах.

Дудаева не пущать!

Намеченная на 14 ноября 1992 телепередача "Красный квадрат" не вышла в эфир из-за обострения ситуации в Чечне.

В программу пригласили по телемосту президента Ичкерии Дудаева, дабы обсудить угрозу сепаратизма Чечни с ним и гостями в студии. Однако перед эфиром ведущему огласили приказ главы компании «Останкино». Вячеслав Брагин потребовал поставить старый выпуск взамен нового.

Официально в документе была отмечена вот какая причина: «техническая сложность осуществления телемоста с Чечней в связи с обострением политической обстановки на Северном Кавказе». Многими журналистами это опровергалось – опальный генерал был готов выступить на всю страну, но этого не желал Ельцин.

Как выяснилось позже, настоящей причиной стало письмо, подписанное секретарем Совета Безопасности Юрием Скоковым на имя Брагина. По мнению силовиков, нужно было остановить эскалацию конфликта на Кавказе и не обсуждать нарастающий чеченский кризис в СМИ. Как мы знаем, им это не удалось. Вопрос об эфире программы оставался открытым до конца недели, Любимов пытался решить этот вопрос. Однако пришлось подчиниться, выпуск так и не вышел, лёг на полку.

А вот это тот самый выпуск:

Григория на Руслана заменили

Вечером 18 марта 1993 из эфира первого канала «Останкино» снова сняли «Квадрат». В эфир вышло интервью с председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым. На удивление, здесь надавил не Ельцин, а Верховный Совет.

Намеченная на 18 марта программа была последней из цикла передач с Явлинским о федерализме в РФ. В эфир пригласили также молодого губернатора Бориса Немцова. Но не суждено было им, молодым интеллектуалам, блистать в прайм-тайм.Ведущий «Красного квадрата» Александр Любимов

За 10 минут до старта программы руководитель Дирекции телепрограмм «Останкино» Осколков неожиданно сообщил Любимову, что «Красный квадрат» не выйдет в эфир.

А вот почему: утром 18 марта в «Останкино» доставили кассету с интервью Хасбулатова. На носу был референдум «Да-да-нет-да», спикер хотел ещё раз обратиться к народу по Первому каналу и призвать поддержать парламент в его борьбе. Близкие к спикеру люди «настоятельно порекомендовали» включить интервью в сетку вещания текущего дня в «любое смотрибельное» время.

И поэтому было решено снять ток-шоу. Скорее всего, не зная, чья же возьмет в этой баталии, руководство «Останкино» решило уважить просьбу противников Ельцина. Надо, правда отметить, что через пару дней выпуск таки вышел!

Борис и Григорий в лучшие годы:

Цензура накануне расстрела Верховного Совета

Сентябрь 1993 года был уже тревожным. Понимая, что на Конституционном Совещании ему не выиграть по-честному, Ельцин решается на насильственное решение вопроса будущего устройства России. 21 сентября страна узнает об указе №1400, по которому распускается Верховный Совет. На следующий день парламент и Конституционный Суд отвергают это решение, требуя незамедлительной отставки Ельцина. Начинается блокада Белого дома.

Такой шаг озлобил враждующие стороны. В этой ситуации программа «Красный квадрат» героически решается примирить в эфире заклятых друзей. Был приглашён и глава администрации президента России Сергей Филатов, и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Выпуск был благополучно отснят без скандалов и драк. Но навлечь на себя гнев царя Бориса начальство не желало.

По словам руководителя программы Дмитрия Кончаловского, накануне выхода 25 сентября «Красного квадрата» руководитель «Останкино» Брагин заявил, что снимает выпуск с эфира. Причиной тому персона Зорькина, уже ставшего врагом президента. Однако к вечеру начальство пообещало, что программа будет снята только с московского эфира, но показана в восточных регионах России.

Кончаловский заявил, что телекомпания «ВиД» подаёт в суд на руководство ТРК «Останкино» и лично на Вячеслава Брагина за цензуру. 28 сентября в Доме журналистов коллектив программы продемонстрировал этот выпуск. А в начале октября уже горел парламент. Этот бунт и стал последним для «Квадрата». Программу уже вёл не Любимов, коллективу «Красного квадрата» дали выпустить ещё пару эпизодов на социальные темы. Но в 1994 году программа больше не выходила.

Запись оказалась недоступна, поэтому вот вам выступление Зорькина:


«Янаев никому не интересен»

Вице-президент СССР, лидер ГКЧП Янаев вошел в историю как заговорщик-неудачник с трясущимися руками и малопонятной речью. Он стал символом бессилия умирающей империи перед натиском демократов, ведь у нас любят сильных политиков. С 1991 по 1993 год он находился в тюрьме, не зная, будет ли он казнён или помилован (смертную казнь отменят позже). В это тяжёлое время, в мае 1992-го, к нему в «Матросскую Тишину» и приехал журналист Караулов, чтобы дать слово опальному политику, донести его позицию до общества, снять клеймо. Но, видимо, руководство испугалось гнева Кремля.

10 июля 1992 года радиостанция «Маяк» неожиданно сообщила, что руководство РТР запретило показ передачи с Янаевым по той причине, что «исповедь бывшего вице-президента не заинтересует телезрителей». Понятно, что причина была иной, Геннадий Иванович мог поведать публике неугодную Ельцину правду.

В часовом интервью Янаев рассказал о сути ГКЧП, который, по его словам, лишь хотел вернуть закон, но никак не устроить сталинские репрессии. Демонизированный лидер путчистов предстает интеллигентом. И это когда коммунисты ещё были сильны, опасность реванша была так велика!

Янаев озвучил также неприятные факты, что идея ГКЧП разрабатывалась по поручению Горбачёва ещё в апреле 1991 г., а Ельцин знал об этом. Так в чём же вина, его подставили!

Как сообщили тогда «Коммерсанту», генеральный директор ВГТРК Попцов пошёл на запрет, поскольку передача была слабой и «после всплеска активности коммунистов демократам не стоит выкладывать карты в руки правым такими передачами». Иными словами, получить от демократического начальства никто не хотел.

А интервью было отменным!


Невзоров за 600 секунд

Гениальный репортёр, человек, перевернувший профессию журналиста, Александр Невзоров был рупором демократов. В своих «Секундах» он нещадно громил партию и Горбачёва, превознося Ельцина и Собчака. Его талант таранил и убеждал всех в непогрешимости новых либералов. Рейтинг программы был даже занесён в книгу рекордов Гиннесса.Александр Невзоров

Подобострастное интервью с патриархом Алексием:

Но неожиданно друг новой власти перекрасился во врага, из демократа стал коммунистом. В выпусках «Секунд» выражалась активная поддержка ГКЧП, также вильнюсскому ОМОНу. Герой былых дней Ельцин теперь - враг и фашист, симпатии на стороне Совета. Больше всего на орехи получали Анатолий Собчак и его жена Нарусова. Однако программу терпели, несмотря ни на что.

Хотя нервы у леди Собчак сдавали:

3 марта 1993 года программа не вышла в эфир. Вместо него вышла другая передача под маркой «600 секунд» без блистательного Невзорова. Статист в эфире показал репортаж о митинге в поддержку Ельцина. Сотрудники программ сообщили, что за час до эфира студии были блокированы милицией с формулировкой «Я не знаю, надо пропуск».

Как это было из уст самого Глебыча:

Это вызвало негодование поклонников Невзорова и его движения «Наши». На волне протеста спасовали и мэрия, и прокуратура, давить до конца не стали и даже вернули в эфир. После двух недель запрета команда Александра вернулась на ТВ и продолжила бичевать власти.

Окончательно же конец пришёл им в сентябре 1993 года, когда закономерно популярный репортёр встал на сторону своих друзей из Совета против Ельцина.

Его передача стала единственной на телевидении, где открыто поддерживались враги президента, единственной, которая полноценно освещала ситуацию в осаждённом доме и давала слово парламенту. Однако было ясно, что такой напор повлечёт закрытие программы навсегда. Времена изменились.

Пылкие выпуски стали уникальным материалом истории, но директор ЛенТВ Куркова закрыла передачу. Все закончилось благополучно для Невзорова, он избрался в Думу в декабре. Даже «Секунды» потом вернулись на ОРТ в 1995 году. Но это было уже не то.

Автор: Семён Извеков
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх