Во второй половине августа 1942 года фашисты решили провести операцию под кодовым названием «Вундерланд» (Страна чудес). Цель операции сделать невозможным проход конвоев союзников Северным морским путём и в разрушении советской портовой инфраструктуры.
Основной военной мощью операции был тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» (нем.
Admiral Scheer). Водоизмещение крейсера — 15 180 т, длина 186 м, ширина 21,34 м, Экипаж 1150 человек. Основное вооружение составляли шесть 283-мм орудий SK L/52 C28, размещенные в двух бронированных башнях — одна в носу, одна в корме. Помимо основного вооружения имелись орудия меньшего калибра, зенитные установки, торпедные аппараты и даже запускаемый при помощи катапульты самолёт разведчик Arado Ar 196.Тяжёлый крейсер Адмирал Шеер. Архивное фото из открытых источников.
21 августа на «Шеер» поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении каравана. Согласно донесению, в него входило 9 пароходов и двухтрубный ледокол. Суда находились всего в 100 километрах от крейсера. Это были корабли 3-го арктического конвоя — восемь сухогрузов и два танкера, шедших из Архангельска на Дальний Восток и в США. Охраны караван не имел и мог стать легкой добычей немцев. Быстро двигаться крейсеру мешали плотный поток льда и туман, видимость не превышала 100 метров. 24 августа вблизи острова Русский «Шеер» и вовсе попал в ледяной затор. Но «Шееру» удалось вырваться из ледяного плена, и 25 августа было намечено войти в пролив Вилькицкого для атаки конвоя.
Пролив Вилькицкого расположен между полуостровом Таймыр и Северной Землей — соединяет Карское море с морем Лаптевых. Выслеживание конвоя осуществлялось при помощи гидросамолета, но во время очередного вылета самолёт потерпел аварию и затонул. Лишившись основного средства разведки, Меендсен-Болькен потерял надежду найти конвой и для исключения повреждения крейсера льдами повернул на юго-запад.
Самолёт разведчик Arado Ar 196. Архивное фото из открытых источников.
Движение на запад для «Aдмирала Шеера» оказалось легче, так как ледовая обстановка улучшилась. Около полудня 25 августа в 10—15 милях был замечен советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков», совершавший рейс из Диксона на Северную Землю с грузом горючего, провианта и материалов для обеспечения полярных станций. На борту находились гражданский и военный экипаж, а также пассажиры — строители и персонал полярных станций, всего около 100 человек.
«Александр Сибиряков» не получал предупреждения о вражеских кораблях, и встреча с боевым кораблём оказалась для него неожиданной.
Немцы, зная, что их появления никто не ждет, надеялись ввести противника в заблуждение и получить разведывательные сведения. «Aдмирал Шеер» поднял американский флаг и направился к ледоколу. Сигнальным прожектором было передано сообщение на русском языке: «Кто вы? Куда вы направляетесь? Подойдите ближе».
На «Сибирякове» не сразу поняли, что перед ними вражеский крейсер, — на это потребовалось около получаса. Главной ошибкой выдавшей немцев было то, что прожектором название корабля просигналили «Тускалуза». А по радиоканалу корабль представлялся как «Сисиама». Корабль под американским флагом с японским названием не мог не насторожить в военное время.
К сожалению, спастись «Сибирякову» не удалось. Корабль был атакован немцами, но затопили пароход моряки «Сибирякова», для исключения попадания разведданных в руки немцев . В плен попали 22 из 104 человек, находившихся на борту ледокола. Несмотря на радиопомехи выставленные «Адмиралом Шеером», «Сибирякову» удалось, сообщить в порт Диксон о вражеском корабле.
Гибель Ледокола "Сибиряков". Архивное фото из открытых источников.
Меендсен-Болькен капитан на «Адмирале Шеере» принял решение перейти к выполнению запасной задачи — атаковать один из советских портов. В качестве такового был выбран порт Диксон, поскольку данные радиоперехвата переговоров затопленного «Сибирякова» указывали, что именно в Диксоне находится командный центр, где можно было захватить ценные сведения. С этой целью планировалась внезапная атака с высадкой десанта численностью 180 человек. Предполагалось, что гарнизон Диксона составляет около 60 человек вооруженных стрелковым оружием. Десанту предписывалось захватить документацию, нескольких пленных из числа руководителей порта, все остальное население Диксона истребить, все портовые сооружения сжечь.
Порт Диксон. Архивное фото из открытых источников.
Немцы не знали, что на Диксоне ещё с 1-ой мировой войны были установлены три батареи: 152 мм–№ 569, 130 мм–№ 226 и 45-мм № 246. Но к великому сожалению командование решило, в связи с пассивностью противника, в Карском море снять и перевезти на Новую Землю эти батареи, где немецкие корабли стали появляться все чаще. 2 батареи были уже демонтированы и частично погружены на баржу. Два 152-мм орудия, составлявшие батарею № 569, не успели погрузить. Эта заминка и оказалась решающей. Благодаря инициативе командира батареи, лейтенанта Николая Михайловича Корнякова, они были установлены у причала и снабжены боеприпасами. Личный состав батареи был доукомплектован добровольцами из работающих в порту грузчиков. Для отражения атаки пехоты были наскоро сколочены отряды ополченцев, располагавшие несколькими пушками, пулеметами, ручными гранатами, пистолетами-пулеметами и винтовками Мосина. Женщин и детей эвакуировали в тундру.
27 августа в 1 час 5 минут часовой заметил темный силуэт германского корабля. «Адмирал Шеер» шел медленно, опасаясь подводных камней. Крейсер обошел часть острова Старый Диксон и остановился в проливе Вега, у входа в гавань. В это время в эфир ушло сообщение о появлении корабля противника, в порту объявили боевую тревогу. Навстречу немцам направился ледокольный пароход «Дежнёв» СКР-19, тот который должен был увезти артиллерийские орудия с Диксона на Новую Землю. Моряки рассчитывали не допустить прорыва «Шеера» в бухту и в случае необходимости затопить свой корабль, перерезав крейсеру подходы к портовым сооружениям Диксона.
Ледокольный пароход «Дежнёв» СКР-19. Изображение из открытых источников.
На «Адмирале Шеере» заметили СКР-19 и «Революционер». На этот раз немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. Ответ не заставил себя ждать — заработали 76-миллиметровые пушки СКР-19. Кораблем руководил старший помощник капитана старший лейтенант Сергей Кротов. Под его командованием СКР-19, умело маневрируя, выставив дымовую завесу, двинулся поперек курса крейсера в бухту Самолетная, где он мог бы выйти из-под огня тяжелых орудий. Но далеко сторожевик уйти не смог — немцы в течение 10 минут сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль 150-миллиметровыми снарядами. В корпусе СКР-19 образовались две большие пробоины, погибли семеро моряков, еще 20 получили ранения. Корабль сумел выбраться из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт в мелком месте. Тем самым СКР-19 вышел из сражения. За время боя его артиллеристы выпустили по врагу 35 снарядов, но нанести заметных повреждений врагу не смогли.
Ледокольный пароход «Дежнёв» СКР-19. Изображение из открытых источников.
Около 1:50 «Адмирал Шеер» перенес огонь на «Революционера». Пароход, несмотря на дымовую завесу, получил два прямых попадания. На палубе вспыхнул пожар, были разрушены каюты, штурманская и рулевые рубки. Судно так и не снялось с якоря, а значит, не могло уйти в спасительную Самолетную бухту.
В этот момент открыла огонь наспех установленная береговая батарея № 569. Николай Корняков открыл огонь из 152-мм орудий. Прямых попаданий зарегистрировано не было, но немцы классифицировали их как 130-мм корабельные орудия. Фонтаны морской воды поднялись в воздух слишком близко, некоторые на расстоянии полукилометра от крейсера. Фашисты решили, что для продолжения перестрелки риск слишком велик. Из-за затонувшего самолёта-разведчика они не знали, сколько орудий русские имеют в своём распоряжении и где они находятся. Вследствие этого от высадки десанта пришлось отказаться. Если бы «Адмирал Шеер» двигался в направлении портовой гавани и дальше, артиллеристы имели бы шансы нанести противнику существенный урон. Взвесив все за и против, капитан Меендсен-Болькен приказал прекратить огонь и отойти назад, около двух часов ночи «Шеер» исчез за полуостровом Наковальня. Всего крейсер выпустил по советским судам 78 снарядов.
Артилерийский расчёт. 152-мм орудия в Диксоне. Архивное фото из открытых источников.
Немцы посчитали советскую базу на Диксоне разгромленной. Мачты радиоцентра были уничтожены, горели хранилища дизельного топлива, электроподстанция, разрушены были и многие жилые дома. Посчитав задачу выполненной, тяжелый корабль ушел на северо-запад. Однако от десанта на «Шеере» отказались. Более того, немцам не удалось потопить ни одного судна, а СКР-19 и «Революционер» ремонтировались всего несколько дней. Через пару суток заработала и радиостанция Диксона.
Оборона Диксона. Диорама Таймырский краеведческий музей. Дудинка.
Остается отдать должное подвигу батареи № 569 старшего лейтенанта Н.М. Корнякова — именно их героические действия вынудили немцев отступить. Стоит учесть, что команда была плохо обучена, не было связи и даже дальномера. Фактически артиллеристы били по врагу на глаз, методом недолёт-перелёт. Да ещё и с импровизированного основания для орудий. Сошники орудий первоначально установили на деревянном причале, чтобы орудие не откатывалось при выстреле назад, уперли в рельсы узкоколейки проложенной там же. После первого выстрела орудие отбросило назад, при этом Корнякова чуть не убило, а сошники забились под рельсы. На освобождение орудия потребовалось бы много времени и огонь начали вести из второго, уперев его станины сначала в кучу угля (с аналогичным результатом), а затем в гусеничный трактор. Проявленная смекалка помогла, из орудия стало возможно вести прицельную стрельбу. «Адмирал Шеер» вынужден был отказаться от выброски десанта, а Диксон был спасен от разрушения. Операция «Вундерланд» потерпела провал 27 августа 1944 года.
Предыдущая тема:
Свежие комментарии