На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 978 подписчиков

Свежие комментарии

Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиков

С первых дней Великой Отечественной Войны было ясно, что главной целью фашистов будет нападение на столицу с воздуха и уничтожение ее главных стратегических объектов. Руководству страны нужно было любым способом уберечь от бомбардировок сконцентрированные в городе фабрики и заводы, объекты жизнеобеспечения, памятники культуры и, конечно, Кремль.


Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковБольшой театр. Маскировка в первые годы войны

Буквально в считанные дни с помощью архитекторов и художников удалось в полном смысле слова нарисовать новую Москву – в которой не было Кремля, а мосты, дома и дороги стояли совсем в других местах…

Начало войны

Единственно возможным способом минимизировать риск авиаударов по важным городским объектам была их маскировка. В первую очередь нужно было «спрятать» Кремль как основную и самую заметную мишень. Уже через четыре дня после начала войны комендант Кремля Спиридонов предложил два варианта «укрытия» Москвы и Кремля. Во-первых, нужно было снять кресты и убрать блеск с куполов кремлевских соборов, а башни, стены и другие здания замаскировать под жилые дома. Второй вариант предполагал создание макетов важных объектов в столице (в том числе, фальшивого моста через Москву-реку) и целых рисованных кварталов. Все это должно было дезориентировать немецких пилотов и затруднить нахождение объектов для бомбардировки.
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковБомбардировка Москвы

Во время первого налета, произошедшего через месяц после начала войны, город еще не успел тщательно замаскироваться, поэтому последствия были очень серьезными. Москву атаковали две сотни самолетов германских ВВС, использовав как зажигательные, так и фугасные бомбы.

«Зажигалки» стали источником сотен пожаров, поскольку большинство домов были либо деревянными, либо каменными, но с деревянными перекрытиями. Фугасные же бомбы сбрасывали на крупные объекты с целью вызвать наибольшие разрушения. Например, очень сильно пострадали железнодорожные пути в разных частях Москвы и плюс ко всему были уничтожены десятки товарных вагонов, груженых продуктами, хлопком, боеприпасами, древесиной и другим жизненно необходимым товаром. Одна из бомб разрушила театр Вахтангова – да так сильно, что здание потом даже не стали восстанавливать, а выстроили на его месте новое.
И это не говоря о том, что во время налета погибло 130 человек.
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковЗенитчики возле театра Советской Армии, очень заметного с воздуха объекта в форме звезды, лучи которой указывали в направлениях московских вокзалов

Фальшивые заводы и кварталы

В конце июля основные работы по маскировке были закончены. Возглавил проект художник-архитектор Борис Иофан. Под его руководством город просто преобразился, и с воздуха его было действительно не узнать.

Изменили свой вид городские кварталы (планировка выглядела совсем не такой, как на самом деле), а парки, которые с воздуха были наиболее заметны, выделяясь зелеными пятнами, маскировщики застроили макетами зданий и других объектов. При работе была активно использована маскировочная сетка.
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковМаскировка здания московского Манежа

Особо тщательно были «спрятаны» оборонные заводы, мосты (их выкрасили в черный цвет), нефтехранилища, водонапорные станции. Наряду с этим в разных частях города появились фальшивые предприятия с трубами, элеваторы, нефтебаза и даже фальшивый лагерь красноармейцев с палатками и фигурами бойцов. А еще были псевдоаэропорты с муляжами самолетов.

Кстати, служба маскировки, состоявшая из художников и архитекторов, получала зарплату, выделенную из городского бюджета. Краску же предоставил Наркомат химической промышленности.

Вместо Мавзолея – особняк

Кремль выглядел, как жилой квартал. Все его здания были стилизованы под более современные, купола покрыты темной краской, звезды на башнях зачехлены. На кремлевских стенах художники нарисовали окна, а зубцы укрыли фанерными листами, которые имитировали крыши домов.
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковОдна из стен Кремля, расписанная в виде жилого дома – с фальшивыми окнами

В работе принимали участие военные, художники, добровольцы из горожан, а на самых высоких объектах (например, на колокольне Ивана Великого) трудились профессиональные альпинисты.
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковРазрисовка Кремля

В то время, как тело Ильича было эвакуировано в Тюмень, сам Мавзолей расписали под старинный особняк. У здания усыпальницы появились фальшивые колонны и фальшивая крыша, а позади «усадьбы» возвышался «жилой дом».
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковМавзолей превратили в особняк

Замаскированный Кремль облетели на самолете сотрудники госбезопасности во главе с майором Шпиговым и остались довольны результатом, заметив лишь, что нужно еще больше разрисовать здания, а Александровский сад замаскировать, застроив макетами и проложив фальшивые дорожки.

Кремль был «спрятан» отлично. Согласно статистике, за годы войны Москва пережила почти полторы сотни вражеских налетов, а вот Кремль подвергся бомбежке всего восемь раз.

Маскировка не спасла, но помогла

С момента первого авианалета на Москву бомбардировки города стали регулярными и, конечно же, разрушения были. Во-первых, подобная маскировка была эффективной, если только смотреть на город с определенной высоты и под определенным углом, так что нельзя сказать, что Москва и ее объекты все до одного растворились, как невидимка, в глазах немецких пилотов. Например, согласно докладам, поступавшим от кураторов маскировочных объектов, не очень хорошо сработал план с фальшивыми аэродромами, поскольку они были слишком статичны и на них не была продумана имитация «реальной жизни».

Позже, уже осенью, бомбы попадали и в Большой театр, и в здание МГУ на Моховой, а также в здания ЦК КПСС и Третьяковской галереи. Пострадали ряд предприятий, например, завод «Серп и Молот», ГПЗ им. Кагановича, «Трехгорка».
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковАэростат воздушного заграждения у Большого театра

Однако маскировка города очень затрудняла для фашистов нахождение тех или иных объектов и, конечно, сбивала с толку, учитывая то, что налеты они совершали обычно в темное время суток. Вражеские летчики тратили драгоценные минуты на то, чтобы подлететь поближе к фальшивке и, покружив над ней, разобраться, реальный это объект или нет. И часто во время таких замешательств они встречали огонь советских зениток.
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковЗамаскированный Большой театр

Большинство же бомб пилоты сбрасывали практически наугад, а не по конкретным целям, либо по муляжам. Более того, некоторые муляжи горожане во время налетов специально подсвечивали, чтобы самолеты направлялись именно к ним. Все это очень помогало советским истребителям и зениткам.
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиковСбитый немецкий самолет в центре столицы, на площади Свердлова

В итоге за период с начала первых авианалетов по апрель 1942 года в Москве пострадало лишь 19 предприятий и чуть больше 200 зданий. В масштабах ежедневных налетов и большого города это было не так и много. Разрушений оказалось во много раз меньше, чем в том случае, если бы Москву не «разрисовали».

https://back-in-ussr.com/2020/08/kak-sovetskie-hudozhniki-i-...

Картина дня

наверх