На фоне современного многообразия советский ассортимент автомобилей выглядит немного бледно. Некоторым гражданам и вовсе кажется, что кроме «Запорожцев» да «Жигулей» в Стране Советов не делали, не производили и даже не разрабатывали. На самом деле это не так. Хотя советская автомобильная промышленность в силу своей молодости заметно уступала западным корифеям рынка, огромное количество интересных и перспективных разработок было и у нее.
Помимо серийных «народных» (и не очень) автомобилей и автобусов, в СССР делалось и проектировалось большое количество специальной, представительской, перспективной и экспериментальной техники.1. ЗАЗ-968МПЗапорожец-пикап.Большинство людей уверено в том, что понятия «пикап» и «отечественный автопром» уживаются не слишком хорошо. Отчасти они правы: в Советском Союзе мода на пикапы действительно не прижилась, хотя попытки разрабатывать и производить такие авто в том числе для потребительского рынка все-таки предпринимались. Куда более применение пикапы в СССР нашли себе в сегменте специальной техники. Сегодня уже мало кто помнит, но когда-то Запорожский автозавод на базе модели ЗАЗ-968М выпускал пикапы ЗАЗ-968МП. Выпуск этих машин стартовал в 1990 году и продолжался до 1994. Большинство ЗАЗ-968МП стали пожарными Запорожцами-огнеборцами.
2. ГАЗ-13СЧерная врачиха.
В 1959 году на Горьковском автомобильном заводе началось производство автомобилей представительского класса ГАЗ-13 «Чайка». Хотя бы раз эту машину на фотографиях хроники или в кино видеть должна были даже те, кто в СССР не жил. При этом не каждый знает, что на базе «Чайки» сделались, в том числе «специальные» государственные машины. Например, скорая помощь ГАЗ-13С, которую в народе из-за нехарактерного для медицинской машины черного кузова окрестили не иначе как «Черной врачихой». Выпускались такие машины ограниченным тиражом всего для трех структур: Главного управления Минздрава, Министерства обороны и Гаража особого назначения. Как не сложно догадаться, предназначались такие скорые помощи исключительно для спасения государственных служащих.
3. ЗИЛ-118 «Юность»Отличная машина была.
В 1963 году в Советском Союзе начался выпуск изящных ЗИЛ-118 «Юность». Поговаривают, что в 1960-е годы американцы даже предлагали наладить выпуск этих автобусов у себя, предлагая купить на них лицензию… В СССР же «Юность» выпускалась ограниченным тиражом в качестве правительственного автобуса. Некоторое количество этих машин также превратили в специальные скорые помощи. Ограниченно «Юность» использовалась МВД и КГБ СССР. Также на базе автобусов делали специальные машины для советских журналистов. Выпускались автобусы представительского класса вплоть до 1994 года.
4. ВАЗ-2702 «Пони»Электро-фургоны.
Еще в 1980-е годы в Советском Союзе активно экспериментировали с электрокарами. Кто знает, куда бы эти все зашло не развались общая экономика советских республик… Одним из ярчайших творений той поры стал компактный фургон ВАЗ‑2702 «Пони». Машина могла набирать скорость до 70 км/ч и в городском цикле была способна преодолеть до 70 км. К сожалению тогда, эксперимент с «Пони» был признан неудачным. Однако, если бы конструкцию продолжили развивать, быть может уже сегодня ВАЗ‑2702 или его потомки нашли себе применение в городских грузоперевозках, а также в качестве машин для различных служб быта.
5. МАЗ-2000 «Перестройка»Та самая Перестройка.
В 1988 году конструкторы Минского автомобильного завода представили автопоезд необычной конструкции с названием в пику того времени – «Перестройка». Машина была буквально нафарширована свежими решениями. При разработке МАЗ-2000 минские конструкторы запатентовали не менее 30 самобытных технических решений, некоторые из которых применяются в современных седельных тягачах по сей день. Увы, судьба 2000-го оказалась столь же горькой, как и у страны Советов. В 1990-е годы «Перестройка» была раскуплена на те самые патенты западными производителями.
6. НАМИ-ЛуАЗ «Прото»Автомобиль Прото.
Еще один советский автомобиль, разработанный российскими и украинскими конструкторами в 1980-х годах. Первая модель была представлена еще в 1984 году. Другой вариант машины с новой подвеской разработали в 1988. В движение сей малыш должен был приводиться двигателем от ЗАЗ-1102 «Таврия», благодаря чему мог разгоняться до 130 км/ч и к тому же обладал солидной проходимостью. По сути, экспериментальный НАМИ-ЛуАЗ стал одним из первых советских кроссоверов. Увы, машину так и не запустили в серию.
7. НАМИ «Охта»Серьезная машина могла бы быть.
А вот экспериментальный минивэн разработки 1989 года. Машина с фантастическим дизайном имела три ряда передвижных сидений и могла вместить 7 пассажиров. Средний ряд кресел в «Охте» мог быть превращен в столик. При этом кресла первого ряда можно было повернуть на 180 градусов. Самый перспективный, передовой и стильный автомобиль СССР несколько раз показывали с большим успехом на международных выставках. Однако, после распада Союза смелый концепт закончил свою жизнь на свалке…
Свежие комментарии