На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 970 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юлия Евсюкова
    Жизнь и время Человеку свыше даны два бесценных дара – жизнь и время. Так как эти два дара даны бесплатно, мы расто...Зеркало и жизнь
  • Модест
    Герои не умирают, они живут в сердцах людей.«Его называли хра...
  • Вячеслав Нецветаев
    Статейка сволочная!Боролись с недруг...

Москва. Было — стало - 49

Продолжаем путешествие...

Старосадский переулок до 1922 года назывался Космодамианским. Вдали кафедральный собор Святых Петра и Павла. Чёрно-белая фотография сделана в 1957-м. Современный кадр сделан с той же точки 66 лет спустя.

В 1957 году был зачем-то разобран шпиль. На старом фото как раз идёт разбор.

Впрочем, собор к тому времени был давно закрыт. Это произошло в 1936-м. До войны там размещался кинотеатр, а затем студия «Диафильм».

Построен он в 1905 году. Его архитектор Уильям Францевич Валькотт. Попечителем в царские времена был известный Андрей Кноп.

Собор был возвращён лютеранской общине в 1992 году.Буксирно-пассажирское судно «ВЕСТОВОЙ» идёт по Москве-реке мимо Котельнической набережной. Судя по архивным записям, судно принадлежало товариществу «Вятско-Волжское пароходство». Вестовой ходил по Вятке, Каме, Оке, Волге и Москве-реке. Списан в 1960 году.

На Котельнической набережной всё очень сильно изменилось за век с лишним. Но храм Николы в Котельниках и дом Тимофея Ивановича Тутолмина стоят на своих местах. По ним была вычислена прежняя точка съёмки.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.Лефортово. Вдали Большой Екатерининский дворец. Улица, на которой он стоит, называется 1-м Краснокурсантским проездом. До революции это был 1-й проезд Кадетского Плаца.

Екатерининский дворец был заложен в 1773 году, на фундаменте резиденции Анненгоф, построенной для императрицы Анны Иоанновны. Проект разрабатывали князь Пётр Васильевич Макулов и итальянский зодчий Антонио Ринальди.

Спустя всего шесть лет от начала строительства, в 1779-м, стены и фундамент были разобраны из-за строительной ошибки, а в 1782–1783 годах здание выстроено заново. Строительством снова ведали итальянцы: Джакомо Кваренги и Франческо Кампорези. Сын императрицы Екатерины Павел Первый отдал дворец под казармы Московского гарнизонного полка. В войну с Наполеоном здание было разрушено и восстановлено лишь в 1823 году. Официально Московская императорская резиденция была перенесена в Кремль только в 1825 году. С тех пор чуть менее века дворец занимал 1-й Московский кадетский корпус.

В советские годы была продолжена военно-учебная традиция. С 1937-го здесь Военная академия механизации и моторизации РККА имени Сталина, затем Военная академия бронетанковых войск имени маршала Малиновского. Ныне — Общевойсковая академия Вооружённых сил. Поле перед дворцом было превращено в Краснокурсантский сквер.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет.Ранняя советская Москва. Улица Баумановская (так указано в адресном указателе; прежнее название Немецкая). Бывший дом Карабанова-Занковского с флигелем. Чёрно-белая фотография взята из газетной статьи 1924 года, посвящённой открытию Бауманской районной страховой кассы.

Если увеличить снимок, можно разобрать надпись: Московский губернский комитет СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (он же Мосгубкомсоцстрах). Тут же располагалась врачебно-контрольная комиссия №12, где строго рассматривали каждый страховой случай: не симулирует ли рабочий Иванов, Петров, Сидоров заболевание. Комиссией заведовал Липа Михелевич Гордон. Эти данные найдены в архивных справочниках.

Флигель дома снесён много лет назад; на этом месте теперь небольшой сквер. Кстати, оцените, как поднялся уровень современной дороги.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Дом Грибоедовых появился на Новинском бульваре ещё до большого пожара 1812 года. Пишут, что уцелел. В доме вплоть до 1834 года жила Настасья Фёдоровна — мама Александра Сергеевича Грибоедова. После её кончины дом переходил из рук в руки, не раз перестраивался.

Столетие поэта (в 1895 году) Московская городская дума намеревалась отметить установкой мемориальной доски на фасаде. Но этого не случилось. Запросы в архивы дали три разные даты рождения Александра Сергеевича. Какая из них правильная, гадать не стали.

Мемориальная доска появилась уже в советские годы — в 1924-м: мраморная, с бронзовым барельефом работы скульптора Меркурова. К 1930-м годам дом уже изменился до неузнаваемости, а в поздние советские годы пострадал от пожара. Позже был реконструирован по старым чертежам. Возможно, что его нынешний облик максимально близок к изначальному. Сегодня здесь музей.Театр Фёдора Адамовича Корша в бывшем Богословском переулке (ныне Петровский). Переулок назывался так по храму Григория Богослова, что стоял по соседству с театром.

Здание в неорусском стиле возведено в 1880-х по проекту Михаила Николаевича Чичагова. Деньги и земельный участок подарил Коршу Александр Алексеевич Бахрушин — большой поклонник театра.

Строительство обошлось в невероятные для тех времён 50 тысяч рублей. Начинка была современнейшей. Даже в Малом и Большом театрах в 1885-м не было электроосвещения, а у Корша везде горели лампочки.

30 августа 1885 года театр открылся первой постановкой. В следующем году юбилей — 140 лет. Корш придумал «утренники» — утренние спектакли, где можно было посмотреть постановку за небольшую цену.

При Советской власти это был Третий театр РСФСР, затем театр «Комедия (бывший Корш)», последнее название — Московский драматический театр. Сейчас здесь Театр наций.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей чуть больше 110 лет.Мы у сталинской высотки, что на Красных Воротах. Строительство этого огромного сооружения в конце 1940-х потребовало сноса целого квартала на Садовой-Спасской. Перед вами часть квартала. Старинный снимок взят из «Альбома зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению». Фотография подписана как бывший дом Липскерова. Перед революцией в доме размещалось отделение городской больницы.

Абрам Яковлевич Липскеров был издателем крупной московской газеты «Новости дня». Он также издавал «Русский сатирический листок», «Новости иностранной литературы», журнал «Семья». Редакция «Новостей дня» располагалась здесь. Газета закрылась в 1906 году. Липскеров скончался в 1910-м. Его дом был продан городским властям.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей около 112 лет.Каменный храм Апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе был заложен в 1705 году. Известно, что царь Пётр Алексеевич пожертвовал на строительство 2000 рублей. За три года закончен нижний храм. Но дальше работы остановились. Царь наложил запрет на кирпичное строительство. Весь кирпич должен был идти на возведение новой столицы на Неве.

Храм завершён только в 1723 году. Колокольня поставлена в 1746-м. В советские годы Петропавловский закрыли, но не разрушили, а использовали как склад. Позже он был отдан разным конторам. Например, с 1959 года тут находился Всесоюзный НИИ геофизических методов разведки. С 1992 года в храме снова идут службы.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 140 лет.Мы уже рассматривали исторический квартал на Садовой-Спасской, исчезнувший в 1940-х со строительством высотки на Красных Воротах. Сегодня посмотрим вблизи на дом Абрама Яковлевича Липскерова. Здесь располагалась московская газета «Новости дня».

Газета переехала сюда уже известным и богатым изданием. Она открылась в 1883 году. В «Новостях дня» публиковал свои первые произведения Чехов. Гиляровский вспоминал: «Сотрудникам платили по грошам и то редко наличными, но никто не уходил, — голодали, да работали. Сам Абрам Яковлевич был очень мил и симпатичен, его бедность была налицо, и всякий старался помочь ему, а он надеялся на успех и сыпал обещаниями. Газета в первые годы шла слабо, печаталось две тысячи экземпляров, объявлений платных почти не было, кредита никакого, бумагу покупали иногда на один номер, а назавтра опять выворачивайся, опять занимай деньги на бумагу...»

Со временем Липскеров разбогател, купил красивый дом на Красных Воротах. Но в 1906 году газета кончилась. Сам издатель скончался четыре года спустя.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей около 120 лет.Дача Анны Ивановны Анненковой в Сокольниках, на Потешной улице. Возведена в 1818 году по проекту Осипа Ивановича Бове. Деревянная на каменном фундаменте. Бове вдохновлялся палладианской архитектурой. Анненкова вошла в русскую историю как матушка декабриста Ивана Александровича Анненкова.

Говорят, что здесь бывал Пушкин, но это не точно. Позже дача перешла в руки суконных фабрикантов братьев Котовых. Позже дом отошёл соседней Преображенской психиатрической больнице. Но больница им не пользовалась. Дом стоял заброшенный, ветшал и был разобран ровно 100 лет назад, в 1924 году.

Теперь это место — школьная территория. На современной фотографии корпус технологического колледжа №21 для детей.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 103 года.Цветной бульвар. Июль 1901 года. Одинокий извозчик проезжает мимо красивого восьмигранного здания. Это Манеж. Он был построен в 1886 году как выставка-панорама «Штурм Плевны». За Манежем виден старый фасад цирка Альберта Вильгельмовича Саламонского.

В 1886 году в Манеже открылся цирк братьев Никитиных. Саламонскому появление талантливых конкурентов жутко не понравилось. Он выкупил Манеж и взял с одного из братьев расписку — покинуть Москву (они скоро вернулись). До самых советских годов на фасаде красовалась надпись «Манеж Саламонского».

В войну здание горело, и долго торчали на Цветном развалины. В 1958-м на основе старинного здания был построен панорамный кинотеатр «Мир». Он открылся 28 февраля 1958 года. Работает по сей день.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки.В минувшем июне исполнилось 185 лет со дня рождения Альберта Вильгельмовича Саламонского. Он вошёл в историю как основатель Московского и Рижского цирков. На фотографиях Цветной бульвар. Старое здание цирка, что построил Август Егорович Вебер по заказу Саламонского. Цирк открылся в октябре 1880 года. Саламонский не только управлял, но первые годы сам выступал перед зрителями. Он был наездником. Позже у руля встала жена Саламонского, Лина Шварц. В 1919-м цирк был национализирован и стал 1-м государственным. В 1932-м красивое здание до неузнаваемости перестроено.

Когда в 1980-х директором цирка стал Юрий Владимирович Никулин, появился проект капитальной реконструкции старого здания с увеличением площади. Проектировали в Гипротеатре. Большинство москвичей помнили фасад 1932 года, потому было решено при реконструкции его сохранить. Но не получилось. Здание было снесено полностью зимой 1986 года. Взамен появился новый корпус, в центре которого отдалённая копия старого фасада.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Советская Москва. 1947 год. Над Преображенской набережной возвышается жилой дом для рабочих Московской тонкосуконной фабрики «Освобождённый труд».

Построен до войны, в 1939-м. Архитектор Авраам Моисеевич Файфель. Изначально было два жилых корпуса, но второй, вдоль Преображенской улицы, был снесён в 1990-е. На первом этаже дома в начале 1950-х располагался отдел ЗАГС Куйбышевского района. Здесь регистрировались большинство жителей Сокольников. В 1953 году тут расписались Михаил Горбачёв и Раиса Максимовна Титаренко. Исторический дом, как ни крути.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 76 лет.Послевоенная Москва. 1948 год. Снимок фотокора ТАСС Наума Самойловича Грановского у Казанского вокзала. За 76 лет тут ничего практически не поменялось. Разве что исчезла высокая труба котельной да появились многочисленные ограждения. Теперь улицу так свободно не пересечёшь.

На правом крае чёрно-белого кадра встал спиной к объективу милиционер-регулировщик в новеньком белом кителе. Эта форма считается самой красивой у советской милиции. Она была введена в 1947 году.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Довольно редкая и старая фотография Меншиковой башни. Конец 1870-х. Снимок взят из «Альбома видов Москвы». Подписан двумя именами: И.С. Гимер и В.Н. Миланов. Мещанин Иван Самойлович Гимер купил в 1877 году фотоателье. На пару с Милановым они создали целый фотоатлас примечательных зданий Москвы.

Итак, Меншикова башня. Она же храм Архангела Гавриила на Чистых прудах. Одна из заметных московских колоколен. Одно время была выше и краше, но с годами растеряла свою пышность, впрочем, не утратила величия.

В 1700 году землю, что теперь занимает Центральный почтамт, выкупил Александр Данилович Меншиков, фаворит императора Петра Алексеевича. В то время там был большой двор. Храм Архангела Гавриила стоял впритык ко двору и стал домовой церковью Меншикова. Будущий светлейший князь храм приказал перестроить, а потом и вовсе поставить на его месте новый, высокий, чтобы со всех сторон в Москве видать было.

Строили итальянцы с 1704-го по 1707-й. Башня получилась изящной, знатной, с часами, курантами. И высокой — выше Ивана Великого. Почти 40 сажень (84 метра). После того как Александр Данилович отбыл из Москвы губернатором Петербурга, башню почти забросили. Она горела, разрушалась. В 1821 году храм был передан почтовому ведомству. С приходом Советской власти почтамт даже ходатайствовал о сносе башни. К счастью, этого не случилось. С 1941 года по сей день здесь Антиохийское подворье.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей почти полтора века.Главный зал станции «Белорусская». Чёрно-белый кадр взят из книги «Пять лет Московского метро». Станция была открыта 11 сентября 1938 года вместе с «Площадью Свердлова» (ныне «Театральная»), «Маяковской», «Динамо», «Аэропортом» и «Соколом».

Она почти не изменилась. Только пол её раньше украшал интересный узор; чуть позже он был заменён на двуцветную шахматную разметку из серого гранита и чёрного диабаза. Архитекторы Надежда Александровна Быкова и Николай Николаевич Андриканис.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей чуть более 80 лет.Продолжаем гулять по метрополитену. Станция «Сокол». Чёрно-белую фотографию сделал в 1940 году фотокор ТАСС Марк Борисович Марков-Гринерг. «Сокол» работал уже два года. Движение поездов началось здесь 11 сентября 1938-го. Станция строилась на вырост. В конце 1930-х на Ленинградском шоссе  ещё стояли одноэтажные каменные и деревянные частные дома бывшего села Всехсвятское. Это был пригород по сути.

Архитекторы братья Яковлевы — Юрий Николаевич и Константин Николаевич. Они же проектировали Смоленский метромост через Москву-реку.

Уже в 1950-е годы на «Соколе» был самый высокий пассажиропоток среди станций Московского метро, в связи с чем в 1952-53 годы были сооружены дополнительные лестничные сходы на станцию, а позже построен дополнительный выход в город.

Над перроном когда-то висели очень красивые часы.

Обе фотографии сделаны с одной точки.Зубовская площадь. Начало 1930-х. Сегодня это большая десятиполосная проезжая часть Садового кольца. Но так было не всегда. Менее века назад здесь сходились два бульвара — Смоленский и Зубовский. Между ними находилась собственно сама площадь.

В 1935 году бульвары были выкорчеваны для расширяемой проезжей части Садового кольца. Красивый дом по центру чёрно-белого кадра — это Зубовская аптека доктора Ивана Андреевича Валика. Она стояла в торце Зубовского бульвара; также попала под снос в 1935-м.

Рядом с аптекой доходный дом Константина Степановича Шекаразина. Слева в кадр лезет дом Алексея Алексеевича Кунина. Он сохранился, но был надстроен.

Обе фотографии сделаны с почти с одной точки с разницей 90 лет.Бывший Клуб Русакова Союза коммунальщиков на Стромынке теперь называется Театр — Сцена «Мельников». В честь архитектора Константина Степановича Мельникова, что проектировал это выдающееся здание. Клуб Русакова был заложен в 10-летнюю годовщину Октябрьской революции, в 1927 году. Скоро 100 лет! С 1991 года в здании работает театр Романа Виктюка. С этого июля Театр — Сцена «Мельников».

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 90 лет.Когда-то в Комиссариатском переулке стоял храм Космы и Дамиана в Нижних Садовниках. Переулок назван по зданию Кригскомиссариата, что был возведён рядом с храмом в 1779 году. На правом крае чёрно-белого снимка видна башенка Кригскомиссариата. По ней наш фотограф Владимир Иваний вычислил прежнюю точку съёмки.

Храм построен ещё в 1650-х годах почти одновременно с другим замоскворецким Космодамианским храмом, что стоял на Большой Полянке.

Стройная шатровая колокольня была поставлена в 1690-м. В советские годы храм был закрыт. Постановлением Мособлисполкома от 12 июля 1931 года передан Моссельпрому для организации столовой. Но в 1932-м церковь была снесена. В память о ней осталось название близлежащей Космодамианской набережной. На освободившемся месте в конце 1930-х возведён шестиэтажный жилой дом с магазинами военно-строительного отдела Московского военного округа.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 140 летПречистенская набережная. Дом-теремок Ивана Евменьевича Цветкова. Колоризированная открытка начала 1900-х годов. Современный кадр с той же точки, более 120 лет спустя.

Дом был возведён в 1901 году, то есть 123 года назад. Сначала художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал эскиз. По эскизу земляк Васнецова, архитектор Василий Николаевич Башкиров и Борис Николаевич Шнауберт создали проект. Башкиров и Васнецов часто работали в паре. Также ими были построены Третьяковская галерея и дом самого Васнецова.

Цветков был банкиром. Работал в Московском земельном банке. В 27 лет он попал в Голицынский музей и навсегда заболел русской живописью. В 36 лет занялся коллекционированием. Скупал графику, наброски, картины. Быстро собрал внушительную коллекцию, для которой пришлось строить отдельный дом. В 1909 году Иван Евменьевич подарил дом и свою коллекцию Москве. В 1926 году она стала базой для отдела графики Третьяковской галереи. Цветков скончался накануне Февральской революции 1917 года. Его дом служил штабом авиационного полка «Нормандия — Неман», потом здесь разместилась резиденция военного атташе Франции.Кудринская площадь (бывшая площадь Восстания). 1931 год. Перед вами дом Алексея Кондратьевича Коптева. Некогда это была целая усадьба между Большой Никитской и Поварской, возведённая после пожара 1812 года.

С сентября 1872-го по ноябрь 1873 года здесь жил Пётр Ильич Чайковский. Он снимал квартиру в три комнаты на втором этаже. Его окна выходили на Кудринскую площадь. Здесь он работал над Второй симфонией и «Снегурочкой». На чёрно-белом кадре хорошо виден белый квадрат между дальними первым и вторым окнами второго этажа. Это мемориальная доска в память о Чайковском. Новинский бульвар в советские годы также носил имя Чайковского.

В 1990-е дом был капитально перестроен, что хорошо заметно при сравнении фотографий. Теперь здесь кафе и культурный центр, а также музей «Чайковский и Москва».

Обе фотографии сделаны с одной точки. Чёрно-белый кадр сделал Александр Тимофеевич Лебедев.Новодевичий монастырь в 1920-е годы. В минувшем мае исполнилось ровно 500 лет, как была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, больше известная нам как Новый Девичий (или Новодевичий) монастырь. В мае 1524 года был заложен храм Смоленской иконы Богоматери. От этой даты идёт отсчёт истории Новодевичьего.

Спустя 400 лет, в самом начале 1920-х, монастырь был закрыт. Чудом удалось организовать в монастырских стенах музей. Это спасло Новодевичий от разрушения. На первых порах музей был посвящён царевне Софье и стрелецким бунтам. Была здесь выставка с типичным названием для первой советской эпохи: Музей раскрепощения женщины...

Обе фотографии сделаны с одной точки.Чёрно-белый кадр из художественного фильма «Новая Москва» 1938 года.  В конце того года погиб лётчик Валерий Чкалов. Улица Земляной Вал, на которой он жил, была переименована в Чкаловскую.

Перед вами два жилых дома, №21 и №23. Группа архитектора Ильи Захаровича Вайнштейна проектировала здания как парадные ворота новой московской магистрали в сторону Измайлова. Но магистраль так и не была построена: помешала война. Как напоминание между домами остался широкий магистральный зазор.

Жильё здесь предназначалось для инженерно-технических работников. Ближний дом назывался в народе «Академическим». Там селилась советская научная интеллигенция.

По легенде, оба проекта не предусматривали балконов, но на их появлении настоял Лазарь Михайлович Каганович, тогдашний всесильный нарком путей сообщения СССР.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки.1882 год. Софийская набережная.

Одна из самых красивых колоколен Москвы. Звонница храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. По храму была названа Софийская набережная.

Колокольня в неорусском стиле была возведена в 1860-х. Она немного перекликается с башнями Кремля, что стоит напротив. Проектировал её архитектор Николай Ильич Козловский (он создал, например, храм Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской).

Слева на снимках заметно, как выросла на три этажа гостиница Василия Александровича Кокорева. Она была надстроена в советские годы.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 140 лет.Этот жилой дом на углу Поварской улицы и Скарятинского переулка построил известный застройщик дореволюционной Москвы: Московское торгово-строительное акціонерное общество под управлением Якова Андреевича Рекка. Они выкупили участок земли на Поварской в 1903 году, разделили его, снесли старинную усадьбу Данила Григорьевича Волочкова (знакомый стиль) и наняли лучшего архитектора Москвы Льва Кекушева.

Лев Николаевич справился быстро. В 1904 году дом был сдан. Но застройщик не мог продать его пять лет. Лишь в 1909 году дом выкупил Иван Александрович Миндовский, наследник богатейшей русской купеческой династии. Он владел им недолго, скончался через три года. Его наследники были вынуждены бросить дом после революции.

Дом пострадал при артобстреле в октябре 1917 года, во время боёв в центре города. В спокойные советские годы сюда въехала Шведская миссия. Здесь жил шведский посол в СССР. С 1972 года дом занимает посольство Новой Зеландии.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет.Советская Москва. Собачья площадка. Конец 1950-х годов. Трёхэтажный дом посредине площади — старая поликлиника. До революции она носила имя князя Владимира Андреевича Долгорукова, генерал-губернатора Москвы.

Поликлиника образовывала стрелку двух переулков: по правую руку лежал Кречетниковский переулок, по левую — Дурновский (в советские годы Композиторская улица). При советской власти поликлиника стала туберкулёзной больницей имени Снегирёва. До закрытия в 1962 году — больница №15 Фрунзенского района. Перед ней ещё виден сквер.

Слева на втором плане чуть виден старинный дом с мезонином. Некогда принадлежал князьям Лобановым-Ростовским. Впоследствии был выкуплен Алексеем Степановичем Хомяковым, известным поэтом и славянофилом. В советские годы в доме был открыт прекрасный Музей 1840-х годов.

Всё, что вы видите на чёрно-белой фотографии, было снесено в 1962 году. На расчищенном месте был проложен проспект Калинина (теперь Новый Арбат).

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей чуть меньше 70 лет.Собачья площадка. Дом №5. Детская музыкальная школа имени Гнесиных.

Школа переехала сюда в 1900 году из Гагаринского переулка. Поначалу это было частное музыкальное училище сестёр Гнесиных: Елены, Евгении и Марии. Сразу после революции они передали своё училище Советскому государству. Тогда же училище было переименовано во 2-ю московскую государственную музыкальную школу. Позже произошло разделение на школу, техникум и институт. В 1925 году всем было присвоено имя Гнесиных.

В 1962 году школа переехала на Поварскую улицу (тогда улица Воровского) по соседству с институтом. Старинное здание было снесено вместе со всей Собачьей площадкой. Точное место установлено по старым картам. Теперь здесь Новый Арбат.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет. Автор чёрно-белого снимка — Михаил Геронтиевич Каверзнев.Завершим наши прогулки по исчезнувшей Собачьей площадке у бывшей княжеской усадьбы семьи Лобановых-Ростовских. Она возведена после Большого пожара 1812-го. Большой дом, два флигеля, сад.

Найти место, где стояла усадьба, и сейчас легко. Её граница проходила по линии Большого Николопесковского переулка. Например, правый флигель в 1917 году имел адрес: Большой Николопесковский переулок, 12. Со временем усадьба перешла в собственность поэта Алексея Степановича Хомякова. В советские годы в большом доме открылся уникальный Музей 1840-х годов, рассказывающий о быте Москвы середины XIX века.

Этот уютный уголок старого города был уничтожен в 1962 году из-за строительства проспекта Калинина.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.Советская Москва. 1950-е годы. Баррикадная улица и вид на известную высотку, что на площади Восстания (сейчас Кудринская). Через дорогу, напротив — старый детский кинотеатр «Баррикады». Он был открыт ещё до революции, в 1907 году, и назывался синематограф «Гранд Плезир» — на 110 зрителей. В первые годы Советской власти был переименован — Первый пролетарский кинотеатр. Позже здание было перестроено и сменило название.

В «Баррикадах» — единственной киношке в Москве — крутили мультфильмы. Дети той поры начинали выходные здесь, а заканчивали в зоопарке напротив или в пельменной «Вареники». Кроме того, в «Баррикадах» работал музей анимационных кукол и проходил ежегодно фестиваль детского кино. К сожалению, кинотеатра давно нет. Да и само здание изменилось до неузнаваемости.

Прямо перед камерой голова неизвестного молодого человека в тюбетейке. В ту пору этот головной убор был очень популярен в Советском Союзе.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет.На чёрно-белом кадре 1926 года запечатлено строительство Дома Госторга, теперь это известный памятник конструктивизма. Его возводили на Мясницкой улице (она же бывшая улица Кирова), но у здания был второй парадный фасад в сторону будущего Новокировского проспекта (нынешний Сахарова). Строительство Дома Госторга началось в 1925-м;  завершено спустя два года. Проектировала группа под руководством Бориса Михайловича Великовского. Теперь этот фасад почти закрыт корпусом бывшего вычислительного центра Госплана.

Обе фотографии сделаны почти с одной точки с разницей 97 лет. Чёрно-белая фотография взята из журнала «Строительство Москвы».Смоленская-Сенная площадь в 1890 году. Современный кадр сделан чуть дальше изначальной точки съёмки, чтобы вы могли оценить изменения.

Справа на чёрно-белой фотографии магазин для продажи готовых изделий при исправительном приюте для подростков братьев Рукавишниковых.

Приют располагался на Сенной с 1875 года, в бывшей усадьбе князей Несвицких. Красивый дом с классицистским фронтоном и колоннами хорошо виден на двух фотоснимках. Проектировал его Матвей Фёдорович Казаков, но это не точно.

Первым директором приюта стал в 25 лет Николай Васильевич Рукавишников. Председателем попечительного совета — Сергей Владимирович Бахрушин. Это первый приют в России, где телесные наказания были запрещены. Малолетние преступники учились и получали профессию в своих мастерских: от сапожных до столярных. Благодаря собственной системе воспитания, Рукавишниковский приют был известен за пределами России.

Разница между фотографиями чуть  более 130 лет._______

Ну, пока остановимся, продолжение следует...

Предыдущие материалы:
Серия «Было — стало», обновляемые ссылки

Картина дня

наверх