Главнокомандующий силами Юга России генерал Антон Деникин после бегства из России осел в Париже. В 1939 году он, предполагая скорую войну Германии и СССР, писал: «Нельзя — говорят одни — защищать Россию, подрывая её силы свержением власти. Нельзя — говорят другие — свергнуть советскую власть без участия внешних сил, хотя бы и преследующих захватные цели. Словом, или большевистская петля, или чужеземное иго. Я же не приемлю ни петли, ни ига. Верую и исповедую: свержение советской власти и защита России». В 1942 году он отверг предложение немцев возглавить русские части, которые вели бы борьбу против Красной Армии. Однако после окончания Второй мировой отношение Деникина к СССР стало более жёстким. Он уже не исповедовал разделение страны на большевистскую верхушку и простой народ, что видно по его письму президенту США Гарри Трумэну, написанному летом 1946 года.
Письмо Деникина хранится в Национальном архиве США в фонде адмирала Лихи. Мы публикуем отрывки из этого письма.
— Новая и особенно серьёзная опасность нарастает из-за новой игры, которую Советы затеяли с немцами и с японцами. Заигрывая с чувствами национального унижения и прибегая к обманным обещаниям, Советы готовят полчища наёмников.
(Деникин с семьёй в эмиграции)
Постоянно меняя форму и интенсивность своих действий, прибегая к помощи пропаганды, локальных вооружённых конфликтов, беспорядков, забастовок и восстаний, Сталин идёт по пути большевизации мира. Вопрос только во времени. Обстоятельства могут ускорить или в конечном итоге задержать надвигающуюся бурю. И, очевидно, всё будет зависеть от степени разложения народов пропагандой большевиков и их провокационной политикой.
— Следует помнить, что если только Советы смогут использовать атомную бомбу в соответствующих масштабах, обладание этим оружием приведёт к немедленному и откровенно антигуманному действию со стороны СССР. Нападение будет произведено без объявления причины, без предупреждения, без внимания к возможностям или призывам к умиротворению со стороны западных демократий, и даже несмотря на полную капитуляцию перед советскими требованиями.
— Так как будущее предвещает неизбежную борьбу между демократическими миролюбивыми странами и Советами, каковы бы ни были формы борьбы, необходимо немедленно предпринять шаги, которые гарантируют наиболее благоприятные условия в ходе предстоящего конфликта. Следующие меры должны быть приняты без промедления:
а.Тесное сотрудничество, особенно между англоговорящими державами. Не поддаваться на провокации Советов, которые раздувают и используют к своей выгоде раздор. Задача первостепенной важности — защитить Францию и Испанию от коммунизации.
б.Отказ от предоставления СССР любых кредитов (американских или английских), пока не будут получены абсолютные гарантии прекращения всякой военной, политической и пропагандистской агрессии. Вряд ли приходится ожидать, однако, эффективных гарантий, поскольку большевистский «план восстановления» СССР известен: все ресурсы России будут направлены на пушки, самолёты и атомные бомбы в соответствии с новым пятилетним планом, недавно провозглашённым Сталиным. С другой стороны, продовольствие и припасы, требующиеся для обеспечения народа, предполагается получить у западных демократий, у тех самых стран, против которых запасается оружие.
в.Немедленно прекратить нынешнюю оппортунистическую политику в отношении Советов. Умиротворение не предотвратит конфликт и только приведёт к большей дерзости со стороны Советов и их вассалов — зарубежных коммунистических партий. Более того, умиротворение помогает укрепить коммунистическое влияние в глазах одурманенных народных масс и ослабляет престиж демократических правительств.
— Если случится так, что война будет вестись против России с целью расчленения и балканизации страны (Украина, Кавказ и т.д.) и с перспективой отделения русских территорий (балтийские земли, западнорусские провинции), то в этом случае русский народ снова воспримет войну как борьбу за защиту своего Отечества. Самое важное — не забыть уроки недавней войны. До тех пор пока война развёртывалась под знаменем интернационализма, результаты в виде бесславной финской кампании и катастрофы Красной Армии на пути к Москве были налицо. Но когда впоследствии война превратилась в смертельную борьбу за защиту Отечества, результатом стало поражение Германии.
— Ввиду огромной потенциальной силы России и неуязвимости её бесконечных пространств интервенция Запада кончится так же, как все другие предыдущие вторжения: польское, шведское, наполеоновское и, наконец, гитлеровское. Даже если удастся добиться временного успеха вначале, этот успех будет означать не конец борьбы, а только начало бесконечных войн.
— Если будет ясно, что борьба идёт не против России и её суверенитета, если неприкосновенность исторических границ России будет торжественно провозглашена и если права России, неотъемлемые от жизненных интересов страны, будут торжественно гарантированы, вполне возможно, что большевистские структуры потерпят крах в результате народного восстания или государственного переворота.
— Нельзя игнорировать тот факт, что Россия всегда испытывала определённое недоверие к русской политике западных держав, особенно Англии. В настоящее время это недоверие раздувается интенсивной большевистской пропагандой, что находит отклик не только в пробольшевистских, но и в антибольшевистских русских кругах. Необходимо, чтобы это недоверие было рассеяно как словами, так и делами. Необходимые действия нужно предпринять теперь, особенно если дело дойдёт до прямого разрыва. В этом случае надлежит:
а.Не делать никаких обещаний за счёт России, которые могли бы поощрить захват русской земли соседями.
б.В случае оккупации российской территории немедленно установить русское самоуправление и при первой возможности поощрить создание на русских землях временной центральной правительственной власти, сформированной из граждан России с возможным участием особо отобранных эмигрантов.
в.Ни при каких условиях ни одному из соседей России не должно быть позволено участвовать в военной администрации в оккупированных провинциях России. Временное военное правительство должно быть сформировано исключительно под эгидой незаинтересованных и благосклонных великих держав.
Наиболее желательным для России и наиболее выгодным для мира способом урегулирования кризиса был бы внутренний переворот в СССР. Неустанно защищая свою самодержавную власть, Сталин ликвидировал или обезвредил всех возможных конкурентов, не позволив никому добиться общепризнанной популярности, и посредством до смешного льстивой прессы и множества приближённых поощрил собственный культ. По этой причине падение главной опоры большевистской иерархии приведёт к разрушению и гибели всей структуры. Искусственно инспирированный «культ» не переживёт этого. Он будет быстро заменён подозрением и ненавистью. Зная чувства людей, можно с уверенностью утверждать, что государственный переворот в России приведёт к фундаментальным переменам в режиме, а не к одним лишь персональным перестановкам.
Трезвые и здравые рассуждения должны убедить государственных деятелей антибольшевистской коалиции, даже тех, кто может быть враждебным к России, что история свидетельствует о невозможности её покорения или порабощения. Также любая попытка извлечь выгоды из временной слабости России, вызванной внутренними беспорядками, была бы актом безрассудства, а для многих стран — самоубийственной политикой. Подобный курс может на годы ввергнуть Европу в кровопролитие и посеять хаос во всём мире.
Напротив, дружественное отношение со стороны западных держав к России и её народу в этот критический момент истории на годы предопределит будущую ориентацию политики России и заложит не только материальные, но и моральные основания для будущих соглашений беспрецедентной силы и длительности.— Только присутствие освобождённой от большевистского ига, сильной, миролюбивой и дружественной к западным демократиям России в семье цивилизованных наций сможет восстановить равновесие в мире, сможет рассеять сохраняющийся призрак «жёлтой опасности», ослабить мировой экономический кризис, положить конец распространению коммунистической чумы и принести в мир благословение реального мира.
Свежие комментарии