На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Дегтярев
    Приключения Электроника! Там Басов вообще великолепен, так сыграть главаря гангстеров, да ему бы любой поверил!)))Зигзаги судьбы Вл...
  • Модест
    Что-то говорит мне, что Андропов, Бакатин, Козырев птенцы гнезда моссадова. Как кукушата выкатили золотое яичко Союза...Любим тебя, ФСБ!
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Воистину так!Любим тебя, ФСБ!

Солдатский труд

Солдатский труд

Семён Экштут (доктор философских наук)

Четверть века тому назад мысль об издании такого альбома безоговорочно была бы воспринята как святотатство. Судите сами. Авторы альбома собрали под одной обложкой работы советских и зарубежных военных фотокорреспондентов, запечатлевших трагические события величайшей из всех войн в истории человечества.

Для нас - это была Великая Отечественная война, для наших врагов - Восточный или советско-германский фронт, ставший главным театром военных действий Второй мировой войны. Работники РГАКФД, в хранилищах которого отложилось более 150 тысяч снимков по истории Второй мировой войны, отобрали 517 единиц хранения. При этом, был соблюдён паритет при публикации снимков советских и иностранных корреспондентов, выполнявших свой профессиональный долг по разную сторону фронта. Проведённая работа позволила получить неожиданный результат.

Уже на обложке альбома мы видим гениальную фотографию И. Озерского "Солдатский труд", а рядом с ней - работу немецкого фотографа Кинчера "Немецкие горные стрелки перетаскивают 75-мм лёгкое пехотное орудие по бездорожью". И эти две фотографии задают тон всему альбому.

Война ж совсем не фейерверк,
А просто - трудная работа,
Когда -
       черна от пота -
                              вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!
        И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промёрзших ног
Наворачивается на чоботы
Весом хлеба в месячный паёк.

Поразительно, но эти стихотворные строки Михаила Кульчицкого, погибшего в январе 1943-го под Сталинградом, могут быть использованы в качестве подрисуночной подписи как под одной, так и под другой фотографией.

И мысль об этом не воспринимается как поругание или оскорбление Великой Победы.

Внимательно рассматривая страницы альбома, я перечитывал параллельно выпущенный в годы "оттепели" синий том "Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне". Перечитывал и находил всё новые и новые стихотворные строчки, которые сопрягались с фотографиями. События 1941-1945 годов получили отличное от хрестоматийного визуальное представление. Нам показали войну "с изнанки" - из окопа, окружения, зоны оккупации, в лицах её участников и свидетелей, в изнурительной будничности, растянувшейся на годы. И с той и с другой стороны солдатский труд предстаёт в своей бытовой повседневности как тяжёлая работа. Работа без отдыха.

Портянки сохнут над трубой,
Вся в инее стена…
И, к печке прислоняясь спиной,
Спит стоя старшина.

Эти строки написал ленинградец Борис Костров, добровольцем ушедший на войну 24 июня 1941 года, 11 марта 1945-го получивший тяжёлое ранение при штурме Крейцбурга в Восточной Пруссии и спустя три дня скончавшийся от полученных ран. И стихи погибшего на войне поэта с их красноречивыми прозаическими деталями находят зрительное подтверждение в альбоме.

 

Паритетность неуклонно соблюдается составителями альбома. Схожие сюжеты даны глазами советских и немецких фотографов: например, на странице 128 мы видим фото Л. Доренского, запечатлевшего советских санитаров, которые выносят раненого с поля боя. А ниже - такой же снимок Гетце "Немецкие санитары выносят раненого с поля боя".

Перелистываем страницу и видим выразительный разворот, выстроенный по такому же принципу: советские и немецкие связисты прокладывают линию связи через водный рубеж. На странице 138 кавалер ордена Красного Знамени гвардии старший лейтенант В. П. Моисеев на наблюдательном пункте батареи, а на соседней странице - немецкий наблюдательный пункт, где кавалер Рыцарского креста внимательно смотрит в стереотрубу.

На странице 238 опубликована датированная 1941-м фотография Коха "Немецкие офицеры конвоируют пленного советского генерала". Хорошо различимы петлицы генерал-лейтенанта и награды - два ордена Красного Знамени. Можно предположить, что немецкий фотокорреспондент стал свидетелем пленения командарма Ивана Николаевича Музыченко. 3 августа во время Киевской оборонительной операции его армия была окружена под Уманью, а получивший ранение в ногу Музыченко взят в плен. В плену генерал вёл себя мужественно - и после освобождения и прохождения спецпроверки был возвращён на действительную службу в ряды Красной армии.

А на странице 172 мы видим фотографию Г. Липскерова, датированную февралём 1943-го "Генерал-фельдмаршал Ф. фон Паулюс и немецкие офицеры, взятые в плен под Сталинградом".

В альбоме нет ни хрестоматийного глянца, ни растиражированных фотографий.

Многие снимки вызывают шок, например, украинские девушки в национальных костюмах и с лентами на голове радостно встречают немецкие войска (С. 52).

Или запоминающаяся с первого же взгляда фотография Демау "Немецкий солдат и русский крестьянин сеют хлеб" (С. 263). Ошеломляющее сходство сделанных в 1943-м фотографий: солдатского обеда воинов Красной армии на Калининском фронте и похода на обед воинов вермахта в районе Великих Лук (С. 207).

 

Отличия во фронтовых буднях не очень существенны, хотя и весьма выразительны: в то время как в советских газетах практически отсутствовали иллюстрации, за исключением портретов вождей и героев, в немецких малотиражных изданиях печатали не только картинки, но и кроссворды. На странице 217 мы видим фотографию Редера "Группа немецких зенитчиков читает газету на боевых позициях". На последней полосе немецкой малотиражки небольшого формата в правом нижнем углу хорошо виден кроссворд, абсолютно недопустимый в советской армейской прессе.

И хотя в этом капитальном издании есть несколько нуждающихся в исправлении досадных неточностей в подрисуночных подписях (не всегда правильно указаны воинские звания или образцы боевой техники, не идентифицированы некоторые известные военачальники), можно утверждать, что проект удался. В итоге читатели получили замечательный альбом, а наше визуальное представление о войне на земле, на море и в воздухе стало более глубоким и многомерным.

В материале использованы фотографии из книги "В объективе война 1941–1945". Фотографии советских и иностранных корреспондентов из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов/ Министерство культуры РФ, Федеральное архивное агентство, Российский государственный архив кинофотодокументов / Отв. сост. Е. Е. Колоскова. СПб.: Лики России, 2009. - 352 с., ил. Тир. 1000 экз.

http://www.rg.ru/2015/02/21/rodina-voina.html

наверх