На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Алексеенко
    Но проблема состоит в том, что Таджикистан, впрочем, так же как Казахстан, Армения и прочие постсоветские страны нахо...Таджикистан после...
  • Silver Kont
    Точики решили показать зубы? А если русские с ноги по этим зубам заедут?... Задержание российского гражданина без осн...Таджикистан после...
  • галина
    Может настала пора ницонализировать не только рыбную промышленность, но и недра. Сколько можно красть народное достоя...Россия возвращает...

Памяти первого советского ледокола

Памяти первого советского ледокола (ФОТО) | Русская веснаЭтот ледокол — первый в мире атомный — символ достижений отечественного атомного ледокольного судостроения. С ним связано много интересного и удивительного.

Начать с того, что с момента закладки столь крупного и технически сложного (особенно для своего времени!) судна до спуска на воду прошло немногим более года.

Его заложили летом 1956-го на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде, а уже 5 декабря 1957-го спустили на воду.

3 декабря 1959 года «Ленин» был сдан Министерству морского флота, стал нести вахту в составе Мурманского морского пароходства. Отечественные корабелы вошли в элиту мировой отрасли.

Сердце судна — ядерная энергетическая установка — монтировалась в 1958–1959 годах.

Более 500 предприятий Советского Союза создали для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. Например, судовые турбины выпускал знаменитый Кировский завод, главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический, гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».

Памяти первого советского ледокола (ФОТО)
К спуску на воду ледокол готовили рабочие судостроительного завода имени А. Марти в Ленинграде

За 30 лет службы «Ленин» прошёл более 650 тысяч морских миль, провёл 3740 судов, стал надёжной обсерваторией и испытательным полигоном, где оттачивали ядерные технологии, готовили кадры, накапливали знания о круглогодичных высокоширотных экспедициях.

Ледокол вызывал интерес всюду. В ходе строительства и испытаний на его борту побывало множество делегаций и представителей разных государств, в том числе премьер-министр Великобритании Г.  Макмиллан, вице-президент США Р. Никсон, ряд министров КНР.

Строительство «Ленина» связано с именем бывшего министра судостроительной промышленности СССР Бориса Евстафьевича Бутомы. Герой Социалистического Труда, он возглавлял отрасль 23 года. Отвечал за реализацию таких проектов, как первая в стране атомная подводная лодка проекта 627 и первая в мире ракетная подлодка проекта B611.

При нём построены суда «космической флотилии», участвовавшие в космических программах Советского Союза, а флот СССР стал океанским, судостроительная отрасль вошла в число мировых лидеров.

Минувшим летом по инициативе Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) была открыта мемориальная доска в его честь на доме в Москве по адресу: ул. Поварская, 31/29, где Бутома жил в последние годы.

С момента, когда ледокол «Ленин» стал нести службу, прошло 62 года. Многое изменилось, но Россия по-прежнему крупнейшая ледокольная держава. Сумеем ли удержать почётное звание? Что для этого необходимо? Отвечает генеральный директор ОСК Алексей Львович Рахманов.

Памяти первого советского ледокола (ФОТО)

— На мировом рынке судостроения жёсткая конкуренция ощутима в сегменте готовых продуктов с высокой добавленной стоимостью. Именно тут у ОСК сильные позиции: это ледокольный флот, обслуживание нефтегазодобычи на шельфе, освоение арктической зоны.

ОСК обеспечивает потребности наших компаний в ледоколах, транспортных, научно-исследовательских, аварийно-спасательных и вспомогательных судах, в морской технике для освоения Арктики.

Мы располагаем самым мощным ледокольным флотом и единственным в мире атомным ледокольным, лидируем в освоении высоких широт.

Однако нельзя почивать на лаврах, необходимо постоянное развитие. Не грех и учиться, даже у конкурентов. Примером использования передовых технологий, в частности СПГ как моторного топлива, может служить Норвегия. Нам тоже следует идти по пути улучшения экологичности судов.

Иногда наш главный конкурент — собственная нерасторопность. Например, лишь геополитическая ситуация подтолкнула к тому, чтобы искать внутренних поставщиков и самим производить ключевые детали. Если бы не санкции, мы вряд ли бы стали создавать производство морских газотурбинных агрегатов, которые до этого покупали на Украине.

Что касается соперничества с внешними игроками, то ни одну из «арктических» стран не следует сбрасывать со счетов. Труд наших предшественников, тех конструкторов, инженеров, рабочих, которые создавали ледокол «Ленин», является для нас непреходящим примером.

https://rusvesna.su/news/1638911063

Атомный ледокол “Ленин”

Этот корабль стал частью флота СССР третьего декабря 1959 года. Этот день и стали считать днем рождения гражданского атомного флота. Атомный ледокол “Ленин” заложили в Ленинграде на Адмиралтейском заводе тремя годами ранее, в 1956 году. Уже через год, 5 декабря его торжественно спустили на воду, и начали его достройку на плаву. В сентябре 1959 произошли ходовые испытания, которые были успешно завершены, и 3.12.1959 на корабле был поднят флаг СССР, ознаменовав начало новой вехи в гражданском судостроении СССР.

Этот корабль имеет особые возможности, решающим образом открывая новые перспективы в освоении Арктики, и, что, очень важно – в увеличении сроков навигации по Северному морскому пути – кратчайшей морской дороге из Европы в Азию. Благодаря атомной энергии, этот ледокол преодолевал льды толщиной до 2,5 метра. Длина судна составляет 134 м, ширина 27,6 м, водоизмещение 16000 т. Этот корабль по мощности в два раза больше американского судна «Глетчер», которое считалось крупнейшим в мире.

Проект разрабатывали в ЦКБ-15 (сейчас – «Айсберг») с 1953 по 1955 годы под названием проект № 92 по решению Совета министров СССР, принятого 20 ноября 1953 года. Главным конструктором проекта выступил В. И. Неганов. Судно строили многие специалисты по всему Союзу. Так, судовые турбины изготовлены на Кировском заводе, главные турбогенераторы — на Харьковском электромеханическом заводе. Гребные электродвигатели были изготовлены на ленинградском заводе «Электросила». Над проектом этого корабля работали ученые-ядерщики под руководством А.П. Александрова. Кроме того, в конструкции корабля реализованы сложные задачи по созданию энергетической установки, создания корпуса с необычайной прочностью, и решение автоматизации управления ядерной установкой. Корабль принес огромную пользу за свои 30 лет работы, пройдя более 654 тысяч морских мили и проведя через льды 3741 корабль. Этот первый в мире атомоход был списан по банальной причине – старости, в 1989 году. Его полностью обезопасили, законсервировали, и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Но, что интересно, судно до сих пор числится в оперативном резерве на случай боевых действий, в качестве судна берегового охранения. Этот корабль был действительно инновационным для своего времени, кратко рассмотрим основные его технические решения. Самое важное – ядерная установка, использующая в качестве замедлителя и теплоносителя воду, вырабатывала постоянный ток. От него уже приводились в движение три особо прочных гребных винта. При всем размахе, корабль был достаточно экономен. За сутки он использовал около 45 граммов урана, позволяя находиться в пути очень долго. При этом, мощность реакторов составляла 32,4 мегаватта, что составляет около 44000 л.с. Силовая установка позволяла развить скорость до 18 узлов на чистой воде (33,3 км/ч). Корабль был безопасен – ядерная установка надежно экранирована. Корабль имеет совершенно уникальный корпус, действительно делающий его уникально проходимым во льдах. Была установлена, кроме всего прочего, специальная система, которая позволяла раскачивать судно при помощи перекачивания воды из балластных цистерн, не допуская застревания во льдах.

Атомоход, кроме всего прочего имел вертолетную площадку в кормовой части. Стоит более детально остановиться на отделке судна. При более детальном осмотре, понимаешь, что это судно – целый плавучий город, с цехами, каютами, и всем необходимым для очень длительного плавания.

Это – кают-компания, в этом зале побывало множество знаменитых гостей, среди которых, Александра Пахмутова, Фидель Кастро.

А это – парадная лестница, весьма роскошная, особенно для советского корабля.

Поражает размерами и оснасткой рубка – огромное помещение, начиненная по последнему тогдашнему слову советской техники.

Управление гребными винтами осуществлялось при помощи этих реверсов.

Машинное отделение тоже очень большое, вид сверху захватывает масштабами. Кстати, первоначальная трехреакторная установка была впоследствии заменена на двухреакторную. Как оказывается, на одной загрузке топлива, атомоход может работать от 4 до 7 лет, и в атомоход сразу загружают около 1 тонны урана. При чем, новый уран не опасен, очень радиоактивно только отработанное топливо.

Судовые телефоны явно отличаются от современных мобильных по размерам и функциональности. Таких на корабле великое множество.

Корабль имеет свой цех, где можно сделать практически любую деталь.

Свою операционную, рентгеновский кабинет, лабораторию.

Каюты разные – для персонала различного ранга. Но в целом, понятно, что созданы условия для долгих плаваний. И при такой активной функциональной нагрузке, на корабле столько роскоши и удобства. 

https://m.fishki.net/1212021-atomnyj-ledokol-lenin.html

Картина дня

наверх