Вот что я люблю по-настоящему, так это предновогоднюю (предрождественскую) атмосферу. Мне с детства нравилась деловитая подготовка к главному празднику в году. Это всегда начинается задолго, чуть ли не за месяц до праздника. Осенняя грязь сменяется чистым снежком, воздух становится суше и дышать им легче, несмотря на мороз. Учителя отвлекаются и охотнее ставят пятёрки и четвёрки. В магазинах появляются сосиски и мандарины. Смеркается намного раньше, в сумерках из радиоточки струится «Приходи-сказка», и вечный Литвинов провозглашает своё «Крибле-крабле-бумс! Есть здесь кто-нибудь?». Ах, как прекрасны, как по-диккенсовски уютны эти радиоспектакли! «Оле Лукойе» с вкрадчивым андрогином в исполнении Бабановой, до слёз прекрасный «Соловей» и жутковатый «Городок в табакерке»... Позже, перед самым Новым Годом, прозвучит архивная запись давно не существующего Клуба Знаменитых Капитанов, первая запись которого прозвучала на границе между 1945 и 1946 годами, и мужественный Названов прекрасным голосом споёт нам про «бутылку с сургучом». Лучше всего слушать эту песню, стоя у окна и глядя на снег, падающий в световом конусе уличного фонаря.
Звуковой фон предновогодних сует был чудесен. Но лучше всего были мультфильмы. Я весь год ждал, когда, наконец, придёт пора смотреть «Новогоднее путешествие», «Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя ночь» и прочие удивительности. Они мне не надоедали никогда, хотя их было не очень много и программа повторялась ежегодно с небольшими изменениями. В неизбежности появления аккуратно нарисованной и умело анимированной компании Деда Мороза, Снегурочки, мальчика Вани и Снеговика с ведром на голове было нечто эпическое, нечто от бесконечных похождений Конана Варвара и Ильи Муромца. В самом деле, подобно персонажам эпоса, эти герои невозмутимо переходили из фильма в фильм. Сменялись режиссёры, сценаристы, аниматоры, но процесс производства «новогодних» мультфильмов, запущенный в 1950-м году (на самом деле первый мультипликационный "Дед Мороз" был снят ещё в конце 30-х), исправно функционировал почти до конца десятилетия. И даже позже, уже в 70-х, «Союзмультфильм» был не прочь, тряхнув стариной, выдать на-гора что-нибудь вроде «Дед Мороз и Серый Волк».
Конечно, с точки зрения высокого искусства незамысловатые истории про Деда Мороза, в компании Снеговика мотающегося по детским праздникам, не поднимались с уровня китча даже в тех случаях, когда за сценарий брался сам Сутеев. И китчевость провоцировала на пародии, в духе абсурдистского «Дед Мороз и лето», а иногда на поиск альтернативной «рождественской сказки» - и тогда рождались маленькие шедевры шестидесятнической сентиментальности «Варежка», «Тимошкина ёлка» и «Растрёпанный воробей». Но в моих глазах многочисленные одноликие «Новогоднике приключения» оставались непревзойдённой вершиной. Потому что там был мир, целая вселенная с городами, шеренгами уличных фонарей, с Кремлём, конечно же, с бесконечными лесами и огромным небом над благоустроенной планетой людей. Вселенная новогодних мультфильмов того времени распахивалась прямо в Космос. И Космос был добр к детям.
Единственно, что меня могло бы удивлить (но не удивляло), так это культ Новогодней Ёлки в мультфильмах. Ёлка была не просто украшением праздника. Она была фетишем, чем-то, без чего Новый Год попросту не начнётся. Дети отправляли Снеговика-Почтовика в лес за ёлкой, с ёлкой на плече мальчик Ваня пересекал континенты и океаны, чтобы водрузить Новогоднюю Ёлку на Южном Полюсе в Антарктиде, где зимовал его папа. Это было в 1957 году, в год Спутника, и понятно, что десятилетием раньше папа мальчика, тогда ещё школьник, так же упорно рвался с ёлкой в руках сквозь ледяной ураган к Северному Полюсу, чтобы образовать советских полярников на дрейфующей льдине. Право, жаль, что динамический порыв советской культуры иссяк столь быстро. А то мы получили бы возможность любоваться «Новогодним путешествием-67», показывающим простого советского мальчика следующего поколения, гордо несущего украшенную тонко-звонкими шарами зелёную красавицу-ёлку в подарок марсианам. Не сбылось, увы. Но остались нежные, нелепо-уютные мультфильмы, которые можно пересматривать накануне Нового Года.
http://76-82.livejournal.com/5210195.html
В институте игрушки в 1940 г.
В 1930 г. Сергиев Посад был переименован в Загорск. В этом городе 5 мая 1932 г. был создан научно-экспериментальный институт при Музее игрушки (затем НИИ игрушки, ВНИИ игрушки). Нам сегодня это удивительно, - мы привыкли, что детские игрушки выпускают не «по науке», а по прихоти китайских производителей.
У меня есть фотография, которая позволяет нам заглянуть в лабораторию елочных игрушек при этом институте в 1940 г.
Свежие комментарии