Антисоветчики любят утверждать, что якобы Иосиф Сталин был агентом царского охранного отделения. Казалось бы, полный абсурд. Но, тем не менее, до сих пор есть много людей, которые в это верят.
Как вообще появился данный миф? Данный сюжет был обнародован Александром Орловым, невозвращенцем, в 1956 году. Он писал: «Это сообщение является самым сенсационным и, конечно же, тщательно охраняемым секретом в чудовищной карьере Иосифа Джугашвили, вошедшего в историю под именем Сталина. Эта тайна терзала душу Сталина и обрекала на смерть любого, кого подозревали в проникновении в нее».
Орлов утверждал, что в 1936 году, во время его лечения в Париже, он, через начальника Украинского НКВД, выяснил как помощник Ягоды обнаружил тайные документы о принадлежности Сталина к царскому правительству. Дальше эта «тайна» якобы дошла до Тухачевского и спровоцировала возникновение «заговора генералов». После этого столь заветные и чудесные документы о «царском происхождении» Сталина случайно исчезли.
Но обнаружилось иное доказательство – так называемое «письмо Еремина». Уличающее письмо обнародовала дочь писателя Льва Толстого Александра в том же 1956 году. Опубликован он был в журнале «Лайф» вместе со статьей Исаака Дон Левина – американского журналиста антикоммуниста. Позднее он издал книгу «Величайший секрет Сталина», где еще раз доказывал тезис о работе Сталина на царя. Письмо якобы было вывезено российскими эмигрантами, долго находилось в Китае, а потом попало в руки Левину.
Письмо представляет собой секретное донесение заведующего Особым отделом Департамента полиции МВД А.М. Еремина начальнику Енисейского Охранного отделения А.Ф. Железнякову.
Вот его текст:
«12 июля 1913 года. Совершенно секретно. Начальнику Енисейского охранного отделения А. Ф. Железнякову. Милостивый Государь! Алексей Федорович! Административно-высланный в Туруханский край Иосиф Виссарионович Джугашвили-Сталин, будучи арестован в 1906 году, дал начальнику Тифлисского губернского жандармского управления ценные агентурные сведения. В 1908 году начальник Бакинского Охранного отделения получает от Сталина ряд сведений, а затем, по прибытии Сталина в Петербург, Сталин становится агентом Петербургского Охранного отделения. Работа Сталина отличалась точностью, но была отрывочная. После избрания Сталина в Центральный комитет партии в г. Праге Сталин, по возвращению в Петербург, стал в явную оппозицию правительству и совершенно прекратил связь с Охраной. Сообщаю, Милостивый Государь, об изложенном на предмет личных соображений при ведении Вами розыскной работы. Примите уверения в совершенном к Вам почтении. Еремин».
В России это письмо было опубликовано в 1989 году историками Артюновым и Волковым. Тогда же и начала распространяться идея о предательстве Сталина. Аргументы сторонников этой версии пополнились: Сталин несчетное количество раз сбегал из ссылки, а в условиях Сибири сделать это без поддержки властей невозможно.
Письмо это, на самом деле, на «документальной арене» появилось задолго до 1956 года. Группа эмигрантов из Прибалтики пыталась продать его в японскую и немецкую разведку, румынам, французам. Но купили только американцы в 50-ые годы. Что уже ставит огромный знак вопроса над подлинностью документа.
Генерал Спиридонович, подтвердивший Левину подлинность письма, и его показания также вызывают многочисленные вопросы. В тексте подтверждения можно легко обнаружить, что говорил он скорее о себе, о своей жизни. Человеком он был уже пожилым, 80-летним. И «подтверждая» реальность письма, он говорил: «И своими недоговорками, и всей своей «конспирацией» оно пропитано тем специальным розыскным «агентурным» духом, который чувствуется в нем и заставляет ему верить. Это трудно объяснить. Но я это чувствую, я ему верю». Также он апеллировал к тому, что шрифт печатной машинки похож на тот, что использовался Российской империей в период Первой мировой. А это дело, мягко говоря, весьма шаткое.
Еще в пятидесятые вопрос о подлинности данной бумаги стоял весьма остро. Западные исследователи еще до публикации письма в России доказали абсолютную подложность документа. Отечественные историки тоже весьма яростно включились в вопрос доказательства подделки.
Точку в научной дискуссии поставили статьи российских историков-архивистов З.И. Перегудовой и Б.В. Каптелова. Они прекрасно знали документы департамента императорской полиции, пользовались источниками разного рода: не только весьма спорными воспоминаниями, но и архивными документами. Также особое внимание они обратили и на внешний вид письма Еремина.
Они отметили целый ряд ошибок: в 1913 году был Енисейский розыскной пункт, а не Енисейское охранное отделение; его заведующим был не Алексей Федорович Железняков, а Владимир Федорович; к тому же был он не заведующим, а заместителем; не соответствуют реалиям угловой штамп документа, штамп входящей документации, исходящий номер; доказана поддельность подписи А.М. Еремина, начальника Особого отдела, который к тому же незадолго до отправки «письма» стал начальником финляндского жандармского управления.
Центральный государственный архив, который и занимался расследованием этого вопроса, дал весьма развернутый комментарий по поводу:
«Такого архивного фонда в ЦГАОР СССР никогда не было и нет. Следовательно, найти вышеуказанное письмо полковника Еремина в несуществовавшем и несуществующем архивном фонде невозможно.Просмотр и изучение архивных дел фонда Департамента полиции, которое возглавлял полковник Еремин, показало, что воспроизведенного в статье его письма не было и нет. Каких-либо изъятий в листах дела не обнаружено».
К тому же, нашли и возможного автора подделки. Это В.Н Руссиянов, бывший ромистр, эмигрант. Доказан был и факт того, что никакие документы Иосиф Виссаринович не уничтожал, чтобы «следы замести». Историк, директор Государственного архива РФ С. Мироненко отметил, что в России любые документы регистрируются, находятся в огромном количестве копий. Изъять такие документы так, чтобы они пропали навсегда и надолго, было бы очень и очень проблематично, скорее всего, нереализуемо.
Еще в 1990-ые годы было доказано, что «письмо Еремина» - лишь фальсификация и не носит под собой никакой исторической основы.
Свежие комментарии