На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 978 подписчиков

Свежие комментарии

Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме Берлина

Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаПленные немецкий генерал Вейдлинг и офицеры его штаба

«Уже в течение нескольких дней я непрерывно участвовал в больших боях и знал только одно, что через несколько дней должна произойти окончательная катастрофа, если в последний час не произойдет чуда», — говорил генерал артиллерии Гельмут Вейдлинг на допросах.


Чуда не произошло: население ютилось в бомбоубежищах, войска, как в клетке, метались в городе, вокруг которого все плотнее сжималось кольцо наступавших советских сил. 2 мая Вейдлинг, командовавший обороной Берлина, капитулировал.Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаКомандующий обороной Гельмут Вейдлинг подписывает приказ о капитуляции Берлина

На следующий день он рассказывал советским следователям о последних днях обороны.Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме Берлина23 апреля Гитлеру донесли, что командир 56-го танкового корпуса Вейдлинг перенес свой штаб и находится уже западнее Берлина, хотя должен его оборонять. На основании этого слуха Гитлер приказал расстрелять генерала. Но тот приехал прямо в бункер, где пряталось высшее руководство нацистского Рейха, и доложил, что его штаб находится почти на передовой. Тогда Гитлер передумал расстреливать Вейдлинга, а 24 апреля назначил его командующим обороной Берлина. «Лучше бы Гитлер оставил в силе приказ о моем расстреле», — сказал Вейдлинг, узнав эту новость. Но назначение принял.

Оказалось, на Гитлера произвела впечатление смелость не бежавшего с передовой генерала. У него ведь уже не оставалось практически ни одного стоящего командира для обороны города, которую он планировал превратить в немецкий вариант битвы за Москву: разгромить советскую армию в оборонительном сражении и перейти в контрнаступление. Гитлер упорствовал до последнего: «Если Берлин попадет в руки противника, то война будет проиграна». Конечно, безумные планы фюрера не мог бы реализовать и самый лучший полководец.Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаБерлинские ополченцы.

Гитлер хотел превратить оборону Берлина в битву за Москву. День за днем силы немецкой обороны, склеенные из остатков разбитых и потрепанных частей, из ополченцев и подростков гитлерюгенда, отступали и сдавались. Каждый день Вейдлинг докладывал Гитлеру об обстановке. 30 апреля, когда даже Гитлеру стало понятно, что борьба бесперспективна, он убил свою любимую собаку, а затем он и его жена Ева Гитлер (Браун) покончили с собой. Узнав об этом, утром 2 мая генерал Вейдлинг сдался в плен русским, подписал акт о капитуляции и приказал оставшимся немецким войскам в Берлине прекратить сопротивление. Битва за Берлин закончилась. 3 мая 1945 г. Вейдлинг уже давал показания советским следователям при Разведштабе 1-го Белорусского фронта.
Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаГенерал артиллерии вермахта Гельмут Вейдлинг выходит из бункера во время капитуляции гарнизона Берлина. 2 мая 1945 года.

Вейдлинг, как и многие офицеры, жаловался на деградацию немецкого командования в ходе войны, вызванную стремлением Гитлера лично контролировать действия всех войск: «Я должен отметить, что русские за время войны далеко шагнули вперед в тактическом смысле, наше же командование шагнуло назад. Наши генералы «парализованы» в своих действиях, командир корпуса, командующий армии и частично командующий группы армий не обладали никакой самостоятельностью в своих действиях. Командующий армии не имеет права перебрасывать по своему усмотрению батальон с одного участка на другой без санкции Гитлера. Такая система руководства войсками неоднократно приводила к гибели целых соединений. О командирах дивизий и корпусов не приходится и говорить, они вообще были лишены возможности действовать соответственно обстановке, проявить инициативу, всё должно делаться по предначертанию сверху, а эти предначертания часто не соответствовали положению на фронте».
Вейдлинг показал, что хотя в Берлине имелось продовольствия и боеприпасов на 30 дней, не удавалось их нормально доставлять, и расположенные на окраинах склады были захвачены советскими войсками. Через 4 дня после назначения командующим обороной у войск Вейдлинга не было уже практически ничего для сопротивления.Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаВ конце апреля 1945 г. Гитлер заявлял, что под Берлином можно победить

Вопрос: Каковы были приказы Гитлера в вопросе обороны Берлина? Осветите создавшееся положение в Берлине к моменту вашей капитуляции.

Ответ: Будучи назначен командующим обороны Берлина, я получил приказ от Гитлера оборонять Берлин до последнего человека. Для меня было ясно с первого же момента, что оборонять Берлин с надеждой на успех нет никакой возможности. С каждым днем положение оборонявшихся ухудшалось, русские сжимали кольцо вокруг нас все больше и больше, с каждым днем приближаясь все ближе к центру города. Я ежедневно докладывал вечером Гитлеру обстановку и положение.
К 29 апреля положение с боеприпасами и продовольствием стало очень тяжелое, в особенности с боеприпасами. Я понял, что дальнейшее сопротивление, с военной точки зрения, безумно и преступно. 29 апреля вечером после полуторачасового доклада моего Гитлеру, в котором я подчеркнул, что нет никакой возможности продолжать сопротивление, что все надежды на снабжение с воздуха рухнули, Гитлер со мной согласился и заявил мне, что он отдал специальное распоряжение о переброске самолетами боеприпасов, и что если 30 апреля положение с доставкой воздушным путем боеприпасов и продовольствия не улучшится, он даст санкцию на оставление Берлина, на попытку войск прорваться".Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаПосле церемонии подписания акта о капитуляции Берлинского гарнизона. Слева направо: неизвестный генерал, генерал-артц Эмиль Врубель, генерал артилерии Гельмут Вейдлинг, генерал-лейтенант Курт Войташ, полковник Ганс Рефиор. 2 мая 1945 г.Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаОстатки 11-й дивизии СС вместе с примкнувшими к ней войсками были уничтожены в ходе попытки прорыва из осажденного Берлина в ночь с 1 на 2 мая 1945 года. Маршрут прорыва начинался у Вайдендамского моста и пролегал далее на северо-запад по Фридрихштрассе. Запечатленные на фото техника и погибшие солдаты были уничтожены в 170 метрах от моста.Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаЭто была последняя встреча Вейдлинга и Гитлера. На следующий день тот покончил с собой и предоставил генералу свободу действий, которой тот сразу воспользовался: «Я отдал приказ частям, кто может и хочет, пусть пробиваются, остальным сложить оружие.»Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме Берлина13-летний немецкий "солдат" захваченный в плен 14-й танковой дивизией армии США в окрестностях деревни Обердорф 29 апреля 1945 года среди группы детей в возрасте 13-17 лет.

«1 мая в 21.00 я собрал работников штаба 56-го ТК и работников штаба обороны Берлина с целью решить, будет ли штаб пробиваться или сдаваться русским. Я заявил, что дальнейшее сопротивление бесполезно, что прорываться из котла, означает при успехе попасть из «котла» в «котел». Меня все работники штаба поддержали, и в ночь на 2 мая я послал полковника фон Дуфинга парламентером к русским с предложением о прекращении немецкими войсками сопротивления. […] Хотя я и был командующим обороны Берлина, положение в Берлине было таково, что после принятия мною решения, я почувствовал себя в безопасности только у русских».Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаРассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаСоветские солдаты уходят от захваченного в бою Рейхстага. 3 мая 1945 года.Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаЧтобы сдать Берлин, его комендант ждал самоубийства Гитлера

В дальнейшем генерал Гельмут Вейдлинг был уличен советским следствием и сознался в военных преступлениях, совершенных под его командованием на территории СССР. Он был приговорен к 25 годам тюрьмы.Рассказ последнего немецкого коменданта о штурме БерлинаСкончался в 1955 г. во Владимирском централе и там же похоронен.

Генералы и офицеры вермахта рассказывают. Документы из следственных дел немецких военнопленных. 1944−1951. М.: МФД, 2009

Картина дня

наверх