На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 970 подписчиков

Свежие комментарии

  • Зая Щак
    Такой красоты нет в мире!!!!Роскошь Питера 6
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Глеб Бобров - замечательный писатель, который подробно описал события на Украине ещё в 2008 году в своём произведении..."Это наш долг пер...
  • Николай
    А при том: ХОЗЯИН за всем присмотрит! Почему у наших заклятых "друзей" списанные самолёты стоят на определённой стоян...Заброшенные дальн...

Десять лучших отечественных сериалов из 1990‑х

Продолжим обсуждать сериалы. Вопреки стереотипам, в 1990‑е годы сериалы снимали и весьма охотно. Причём, вы будете смеяться, но качество их было даже выше нынешних лент в ротации «Первого канала» и «России».

Ещё царил советский основательный подход, гнались за идеей и качеством, а не за рейтингами и заработком, форматом и эпатажем.

Чтобы сериал смотрели сегодня, надо эксплуатировать темы секса и насилия. Анонс очередного сериала на «Первом» был нашпигован словами «переспать», «секс», «оргазм». Не важно даже, о чём это, главное — показать самое голое.

А после распада СССР на съёмки не жалели денег, на декорации, лучших актёров, сценаристов и консультантов. Мэтры сцены не сторонились телесериалов. Мы собрали для вас лучшие образцы тех лет — здесь не будет банального «Задова» или «Улиц разбитых фонарей». Нам хотелось найти то, о чём почти никто не знает, или помнят только ценители. А ведь посмотреть есть на что.

«Мы», 1989 год

Прекрасная повесть о перестройке, снятая лучшим документалистом СССР того времени. Латыш Юрис Подниекс — сын главного диктора Латвийской ССР, выпускник ВГИКа. В 1980‑е годы он главный режиссёр Рижской киностудии. Ему всегда была интересна бытовая сторона жизни, повседневность, Alltagsgeschichte. Когда западное было под запретом, в 1983–1986 годах он с Артемием Троицким на латышском ТВ вёл программу «Видеоритмы», где крутил западные клипы, которые прежде были недоступны советскому зрителю.

Пиком недолгой жизни мастера (он умер в 1992 году в 41 год), стал фильм «Мы». Эту ленту ему заказали англичане, которые хотели документальное исследование молодёжной перестроечной культуры. Но Подниекс предложил масштабный сериал о том, что происходит со страной, как перестройка уже не идёт по плану и что же будет с нами. Через три года изнурительного труда получился пятисерийный телефильм «Мы», названный в честь только что разрешенного романа-антиутопии Евгения Замятина. В Великобритании, которая оплачивала работу и где делали монтаж и озвучку, он вышел под именем «Hello, Do You Hear Us?», на американском, как «Soviets».

Наверное, эти пять серий — лучший ответ на вопрос, который задавал герой фильма «Солнечный удар»: «Как же это все случилось?», или «Как же могла развалиться наша Родина?». Наверное, и ответ ясен — в коммунизм и партию никто не верит, всё, что говорили предыдущие 70 лет, оказалось ложью. Ложью было уничтожать храмы, единый советский народ рассыпался на осколки национальной розни, партия больше не рулевой, а светлое будущее под вопросом. Перестройка разморозила проблемы, которые не решались десятилетиями, и они лавиной обрушились на нерушимый Союз.

https://vk.com/video-1150126_456239034

https://vk.com/video-44892243_456240357

https://vk.com/video-44892243_456240355

«Графиня де Монсоро», 1997 год

Что может быть лучше классики, которой мы зачитывались в школе? Дюма подарил нам мир страстей и интриг, борьбы за любовь и власть. На мой взгляд, «Монсоро» — лучшая российская экранизация французской классики. Едва ли не равная аналогам, сделанным на родине Люмьеров.

В борьбе миньонов и анжуйцев, гугенотов и католиков, короля Анри и его брата Франсуа есть красота, изящество и пафос, честь и отвага, настоящее чувство и самопожертвование. То, чего так мало в нашем мире, где казаться важнее, чем быть на самом деле, где сторисы и лайки затмили истинные образы. Так почему бы не погрузиться в мир куртуазных дам и кавалеров, сыгранных лучшими актерами театра и кино? Тем более, что снята история Франции вполне достоверно, это не сериал «Троцкий».

«Белые одежды», 1992 год

Выбор человека в условиях репрессий и тоталитарного строя — тема вечная. Как сказал пастор Нимёллер:

«Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом.… Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому».

Так что же лучше: добиться вершин и покориться кровавым приказам или пойти против, потеряв всё и даже жизнь?

Действие сериала разворачивается в конце 1940‑х годов. Идёт борьба с безродными космополитами, агентами запада и за чистоту советской науки. Лысенко при поддержке Сталина победил на сессии ВАСХНИЛ 1948 года и обрушил гонения на учёных-генетиков. Помня ежовские годы, большая часть поддерживает академика Лысенко, хотя понимают, что он в корне неправ, так спокойнее и выгоднее. Они выбирают карьеру, а не честь и истину. Но самые смелые встали в оппозицию, продолжают тайно работать по методам генетики Вавилова. Они выбрали честь, а не регалии.

Герою фильма, выбравшему путь борьбы, чудом удаётся спасти жизнь, но он увидит, как уйдут его друзья и любимые. Как жить с тем, что ты спасся, а им сломали жизнь?

https://vk.com/video-37492055_456246050

«Зал ожидания», 1998 год

Первый телефильм ОРТ и Константина Эрнста. История о том, как народ встретил богатых москвичей и подружился. Так случилось, что из-за «минирования» железной дороги поезд со столичными жителями застрял в забытом богом городке. Местные очень хотят в сказку и шикарную жизнь, им кажется, что это решит их проблемы.

Детдом хочет ремонта, милиционер — повышения, культурист — славы Арнольда Шварценеггера, девочка из драмкружка — сцены кино Мосфильма, мэр — поддержки на выборах. И только бродяга в исполнении Боярского не может забыть свою первую любовь, которая так же застряла в вагоне этого волшебного состава.

Москва и провинция — вроде мы такие разные. Люди из глубинки думают, что москвичи плещутся в роскоши и не знают бед, а столичные, что в регионах нет интернета и барбершопов. А ведь различий между нами гораздо меньше, мы одинаково любим и страдаем, миримся и ссоримся, хотим любви и злимся. И геолокация тут ни при чем.

«Досье детектива Дубровского», 1999 год

Русский комиссар Каттани, Роман Дубровский, один против всесильной мафии, поработившей страну. Он разведён, ест всякую дрянь и повёрнут на работе. Этакий Брюс Уиллис. Издательство «Пряник» и его глава нанимают Дубровского для того, чтобы защититься в суде против издательства «Папирус».

Герой 1990‑х годов, частный сыщик, на очередном расследовании неожиданно натыкается на сильнейшую преступную сеть, которая собирается захватить власть. За ней стоит всесильный магнат Иринархов, который жаждет забрать Кремль себе. С помощью друзей он заменил политиков России на двойников, «доппелей». В суперлаборатории их делает лучший хирург-пластик.

Спасаясь от погони, Дубровский побеждает зло, спасает шикарных женщин и Россию, невинно посаженных в тюрьму. Да уж, такой вот Джеймс Бонд, один против всех. Ведь в те годы на государство надежды не было, только сам, всё сам. Снято с юмором, пародиями на политиков. Смешно и задорно, забавно и абсурдно. Но, глядя на политиков в шоу Соловьёва или ещё где-то, вы не думаете, что это могут быть их теледвойники, иначе как они умудряются нести чушь по всем каналам одновременно?!

«Чехов и Ко», 1998 год

«Живой Чехов». Столетие МХАТа обязывало снять дифирамб основателю нашей драмы. Спектакль для зрителя, причём билет вам совершенно не нужен. Ну не праздник ли?

Тут никто не скажет: «Книга интереснее, да ну его, что там сняли». Как у Парфёнова в 1999 году Пушкин предстаёт в фильме живым, таким же как я или вы, человеком, так ожили герои тех рассказов, которые так смешили нас в школе.

Что может быть лучше классики, ещё когда она сделана с любовью и нескучно. Лучшие актеры России, звёзды подмосток Питера и Москвы собрались вместе, чтобы сыграть рассказы Чехова. Если Толстой только предложение одно писал на две-три страницы, то Антон Павлович мог в паре страниц отразить всю палитру русской жизни, довести до смеха или оставить лёгкую горечь напоследок.

«Аляска Кид», 1993 год

Когда Владимир Ленин был тяжело болен, прикован к постели и не мог сам уже читать, близкие читали ему вслух книги, которые он особенно любил. Одним из таких произведений, прочитанных по его просьбе, был рассказ американского писателя Джека Лондона, называвшийся «Любовь к жизни». Рассказ этот читали ему несколько вечеров, и, по воспоминаниям Надежды Крупской, он ему «понравился чрезвычайно».

Об этом русско-немецкий сериал. В этом европейском проекте сыграли самые яркие актёры двух стран. В суровых холодах Аляски раскрывается суть человека, ясно «кто друг, кто враг, кто так». Тщедушные с виду оказываются титанами, а громилы — трусами и лжецами.

Отважный журналист Белью в поисках приключений пройдёт сквозь метели, покорит горные отроги и найдёт золото и любовь. В конце — хеппи-энд. Это же Америка!

«Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи», 1995 год

Никита Сергеевич Михалков не всегда был «Бесогоном», борцом за мораль и правду «о Великой войне». Он автор великих фильмов советского и русского кино (я без сарказма): «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня», «Обломов», «Урга» — всё это он.

Кипучая натура мэтра кино не знает отдыха и сна, а в 1990‑е он был на пике карьеры — «Оскар» за «Утомлённых солнцем», признание всего мира. Его студия «ТРИ ТЭ» сделала очень много для популяризации русской культуры и истории. Начиная с 1990‑х гг. издаются книги и снимаются фильмы о нашей стране, её судьбе и изломах.

Никита Михалков «оживляет» известные картины русских художников, попутно рассказывая о их жизни, творчестве и судьбе. Вместе с ним вы отправитесь по всем тайным местам русской культуры, узнаете, что чувствовали Серов, Венецианов или Рокотов. «Сентиментальное путешествие» призвано рассказать о классике живописи, которую обычно забывают после школы, увлекательно и остроумно.

«Раскол», 1992 год

Сериал — попытка ответа на запрещённые прежде вопросы. Ленин в СССР был кем-то сродни Бога, у него была каноничная официальная биография, книжки для октябрят, пионеров и комсомольцев. Подобно Библии, тексты эти учились и не подвергались ревизии. Волны перестройки поначалу рушили мифы о его преемниках и учениках, но после добрались и до вождя пролетариата.

Главным ударом, пожалуй, стало предложение Марка Захарова похоронить Ильича в землю. КПСС не стала наказывать режиссёра и десакрализация образа Ленина пошла как лавина. Появились публикации о его жизни в эмиграции, интимных подробностях и осуждения пути, сделанного под его влиянием тогда, в 1917 году.

«Раскол» — это события 1903 года, когда Ленин расколол РСДРП. Он предстает человеком, который болен не идеей, но властью. Манипуляциями он получает то, что хочет, добивается целей любыми средствами.

«Воспоминания о Шерлоке Холмсе», 2000 год

Переделывать сериал, тем более если это «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» с Ливановым — кажется верхом безумия. Но как ни странно, у автора советской версии Масленникова это получилось. Ему хотелось связать приключения любимых героев с повестью о жизни великого сэра Артура. Всегда кажется, что писатель — это инопланетянин: как у него рождаются идеи и образы, как облекает их в слова, от которых мы не отрываемся?

Как Конан Дойл придумал Шерлока, о его трудной жизни и муках творчества, зачем ему был нужен выпивоха мистер Вуд, как его заставили воскресить Шерлока? Ответы на вопросы узнаете в этом сериале.

https://vk.com/video-174023022_456248085

Семён Извеков
https://vatnikstan.ru/archive/desyat-serialov-1990h/

Читайте также о лучших сериалах предыдущих десятилетий: 1970‑х и 1980‑х

Картина дня

наверх