Ледокольный пароход был заложен 23 ноября 1908 года по заказу Великобритании. Юность он провел у берегов Ньюфаундленда, будучи промысловым судном на добыче тюленей. Тогда будущего героя знали под именем «Беллавенчур». За 1910 год командой Беллавенчура было добыто более 30000 тюленей.
И так бы продолжал свой мирный путь британский ледокольный пароход, если бы в 1915 году, вместе с однотипным ледоколом «Бонавенчур», его не выкупила Российская Империя для зимних рейсов в Белом море. С 1916 года наш герой носит имя исследователя Александра Сибирякова, под которым ледокол и вошел в историю.
Работал себе "Александр Сибиряков" снабженцем и работал — в Первую мировую, а затем дальше. По весне вспоминал юность, выступая в качестве зверобойного судна.
До тех пор, пока в июле 1932 года капитан В.Воронин, академик О.Шмидт и его заместитель В.Визе не отправились на Александре Сибирякове из Архангельска в научную экспедицию. Шли они мимо Северной Земли аккурат в Чукотское море, которое оказалось крайне недружелюбным. Из-за сложных погодных условий "Александр Сибиряков" утратил часть гребного вала с винтом. Как быть без хода? Полярники не растерялись, сумев соорудить самодельные паруса, к 1 октября вывели пароход на чистую воду к северной части Берингова пролива. Там буксир до Петропаловска-Камчатского.
Ура! Пароход и команда остались живы. Пароходу присвоили орден Трудового Красного Знамени и звание первопроходца — это был первый в истории сквозной переход по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово.
Однако, на этом беды и приключения героического Александра Сибирякова не закончились. В 1936 году ледокол выбросило на подводную скалу, эвакуировали его далеко не сразу и буквально по кускам. Тем не менее, мастера завода «Красная Кузница» уже к 1939 году смогли воскресить пароход, вернув его в строй в качестве снабженца.
Перед Второй Мировой войной капитану ледокола А. Качараве было присвоено воинское звание лейтенант. А на корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон».
Гибель героический дедушку-ледокол настигла в 25 августа 1942 года. Выполняя рейс на Северную Землю с целью снабдить наших полярников необходим скарбом, "Александр Сибиряков" напоролся на тяжелый нацистский крейсер «Адмирал Шеер», который рыскал по Карскому морю в поисках караванов союзников. Кроме того, немецкий крейсер поднял флаг США, надеясь ввести команду ледокола в заблуждение. Однако, радиосвязь докладывала, что никаких союзников в данный момент рядом быть не может.
Скромный снабженец, вооруженный двумя 76-мм зенитными орудиями, конечно, не мог тягаться с испепеляющей мощью арийской артиллерии крейсера. Тем не менее, «Александр Сибиряков» принял отчаянную попытку уклониться и дойти до ближайшего острова, чтобы спрятать припасы и людей. Не вышло — немцы навязали бой. "Александр Сибиряков" героически отстреливался, бой длился 42 минуты, после ледокол стал идти ко дну.
Команда эвакуировалась на двух шлюпках. Одну из них потопили, другую — захватили нацисты. Некоторые из моряков, не желая сдаваться, прыгали в ледяную воду. Кочегару Вавилову удалось добраться до ближайшего острова, откуда его эвакуировали только через 32 дня. 13 человек из команды, пройдя ад и пламя немецких лагерей, выжили и были освобождены.
Такова героическая судьба парохода-ледокола "Александр Сибиряков".
Бой ледокола «Александр Сибиряков» с крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года.
П. П. Павлинов, 1945 год.
Свежие комментарии