На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Замечательное мероприятие! Какие байкальцы молодцы - организовали международный фестиваль ледового искусства. Скульпт...Фестиваль «Живи н...
  • ВЛАДИМИР ЛАПИН
    мастера...., слов нет, одни восхищения!!!!!!Фестиваль «Живи н...
  • Сергей Легков
    Я тоже бывал в Казахстане, в геодезической партии. Помню, выехал из Москвы утром – самолет, машина… Добрался до парти...Цапля на обед и к...

Надежда и физтеховский Ко'зел

История с её слов записана  мною – как запомнил.  

Моя одноклассница – золотая медалистка Лаврова Надежда в 1972 году приехала поступать в «июльский ВУЗ» МФТИ (Московский Физико-Технический Институт) (таких ВУЗов было три: МГУ, МФТИ и МИФИ (Московский инженерно-физический институт). Экзамены в них начинались 1 июля, т.е. у «провалившегося» была возможность поступать в этом же году ещё раз в обычные ВУЗы, экзамены в которых начинались 1 августа.).

Наш школьный физик Майоров Вячеслав Александрович был человек мудрый и задачи задавал «по подготовке»: кто хотел в какие-то престижные технические ВУЗы – получал домашние задания из книги «Сборник задач по физике» авторов Баканина Л.П., Белонучкин В.Е. Козел С.М., Колачевский Н.Н., Косоуров Г.И, Мазанько И.П. Почему-то мы называли этот учебник-задачник «козлом», хотя эта фамилия стояла в списке авторов третьей.

Кто не хотел особо напрягаться – «довольствовался» задачником, рекомендованным Минобразом. Лаврова, натурально, «взяла козла за рога» и к окончанию школы расправлялась с его задачами как чёрт с младенцем.

Правила поступления тогда были чёткие: медалист сдавал один профилирующий экзамен. Если получал пятёрку – всё, зачислен. Если нет – сдавай все экзамены на общих основаниях. В МФТИ профилирующим была физика устно…

Далее со слов Нади:

Билет попался не из трудных. Отвечаю, принимающий экзамен старичок  одобрительно кивает головой и в конце моего ответа доброжелательно так говорит:

 – Неплохо, девушка, неплохо. По какому учебнику готовились?

– По Козлу.

И вдруг этот дядя краснеет пятнами,  и тихо так, интеллигентно: «Во-первых, не Козёл, а Ко'зел. А во-вторых, Ко'зел – это я!» Я прям чуть под стол со стула не съехала. Ну всё, думаю, плакала моя пятёрка горючими слезами. А Ко'зел чуть отдышался и нейтрально так:

– Вы откуда приехали?

– Из Челябинска

– Ну, в Челябинске могли таких тонкостей и не знать. По билету замечаний нет, оценка отлично. Поздравляю вас студенткой МФТИ. А вот учебник Вы не очень внимательно смотрели.

Два маленьких замечания.

1. Я нашёл фото Станислава Мироновича 1973 года (Надя сдавала в 1972). Где она увидела старичка? Наверное, семнадцатилетней девушке сорокалетний красавец мог показаться старичком...

2. После того, как выслушал от Надежды эту историю, повнимательнее рассмотрел обложку, приведенную выше. Товарищи – граждане, там же всё ясно написано и даже ударение проставлено!

История имела продолжение, даже два. Прошло лет 6-7, я работал в только что оконченном институте стали и сплавов. И в качестве командировки посылают меня в этот самый физтех (МФТИ) на подборку не прошедших по конкурсу. Стою на крыльце, курю. Выходит какой-то мэн, его из вестибюля окликают: «Станислав Миронович!» Ага, думаю, вот ты какой – знаменитый Ко'зел. И когда он снова вышел – я наглости набрался, подхожу к нему и говорю:  

– Здравствуйте, Станислав Миронович! А хотите улыбнуться? Я Вам про Вас историю рассажу.

– А вы кто такой? Ага, собиратель падалицы.

Рассказал я ему вышеприведенную историю, он улыбнулся как-то грустновато: «Такие истории не раз уже были. А эту девушку я помню – она на первом курсе в сложнейшие вопросы просто вгрызалась, измором брала. Но почему я должен был на вступительном экзамене ей оценку снижать? По предмету она действительно на отлично ответила» Тут я ещё наглости набрался и попросил разрешения посидеть у него на вступительном экзамене. Разрешил.

Входит красавец-парень, золотой медалист. Берет билет, готовится и начинает отвечать. Но даже я чувствую, что до «пятака» парень явно не дотягивает. И Станислав Миронович неодобрительно так головой крутит: «Придётся вам дополнительный вопрос задать. Кошке привязали к хвосту консервную банку, С какой скоростью должна бежать кошка, чтобы не слышать грохота банки за спиной? Подумайте!» Парень, ни секунды не размышляя, бухает:

– Со скоростью больше 330 метров в секунду! 

–  Идите, четыре

– Но почему? Разве я неправильно ответил?

– Молодой человек, в этом институте мы готовим инженеров, а не теоретиков. Где вы видели кошку, которая может бежать со скоростью 1200 километров в час?

– А какой же правильный ответ?

– Скорость ноль. Кошка сидит на месте и, натурально, за её спиной ничего не гремит.

Вот с таким человеком свела меня судьба. И когда лет через десять я случайно узнал, что Станислав Миронович стал руководителем Национальной Сборной команды школьников России на Международных олимпиадах по физике – я искренне ребятам позавидовал. Этот человек наверняка научил их думать. Светлая ему память!

Картина дня

наверх