На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 940 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Обидно то, что забросили такое место. А ведь могли бы отреставрировать и вновь открыть санаторий.Ветшающие сокровища
  • Валерий Светлый
    В Знаменке я успел поотдыхать, будучи в ЛенавтотрансеВетшающие сокровища
  • Игорь Василевский
    И то и другое. Руководство станции, украинцы, кстати, в нарушение всех инструкций, затеяло эксперимент, грозящий ката...Чернобыльская ава...

Екатеринбург, было - стало - 2

Первая часть
Продолжаем путешествие...

______________
Дворец культуры Верх-Исетского завода — типовая постройка в стиле сталинского неоклассицизма. Он был открыт в 1957 году, по сути, на самом излете своей архитектурной эпохи. После 1957 года такие постройки в СССР были объявлены вне закона.
Несмотря на то что в основе ДК лежит типовой проект, архитектор Владимир Владимирович Емельянов внес в него свои коррективы. Говорят, что над внутренним убранством трудились ленинградские скульпторы, лепили с натуры заводских рабочих. Жаль, что эти статуи не сохранились — рассыпались от времени.
Лепнину делал Виктор Петрович Елисеев, свердловский художник-реставратор. В 1991 году Дворец был признан памятником регионального значения. Сегодня ДК ВИЗ — архитектурная и культурная жемчужина микрорайона, да и города тоже.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Не нужно вглядываться в фотографии, чтобы заметить, как различаются две церкви. А ведь это один и тот же собор — Успения Пресвятой Богородицы, главный приход Верх-Исетского завода. Деревянная церквушка здесь появилась еще в 1760-х, а менее чем через столетие, 17 марта 1838 года, был освящен новый каменный храм, возведенный по проекту Михаила Павловича Малахова.
После 1917 года собор продолжал действовать — это была самая крупная православная община. В 1930 году председатель Свердловского горсовета Анна Бычкова подписала решение об уничтожении екатеринбургских церквей с формулировкой: «для получения строительного материала».
В тот же год Успенский был закрыт, наполовину разрушен и переоборудован в кухню, потом в Дом культуры. С 1940-х годов здесь десятилетия находился хлебозавод. С 2009 года церковь возрождается. Отстроены колокольня, портики с колоннадой, весной этого года установили оригинальный главный купол и шпиль колокольни собора.
Дом Ивана Михайловича Федорова на Дубровинской улице, ныне Чернышевского, при выходе на Хлебную площадь. Некогда богатый особняк, возведенный в 1880-х годах. При главном доме были железная лавка, пивная и постоялый двор с баней. Ничего этого не сохранилось.
В советские времена дом разбили на клетушки и заселили беднотой. Его поставили на госохрану в 1991 году, но сегодня он выглядит как трущоба. Со двора дом подпирает стоянка, с торца — коммерческий пристрой.
Всех жильцов переселили, кроме Светланы и Андрея Сорогиных. Они не один год пытаются превратить дом в музей. Недавно на проблему обратила внимание прокуратура и в суде обязала единственных собственников и администрацию города привести дом Федорова в порядок в течение трех лет. Светлана и Андрей кроме музея хотят сделать недорогой хостел.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Продолжаем прогулку по улице Дубровинской (ныне Чернышевского).  Дом № 6 вошел в историю Екатеринбурга как дом псаломщика Николая Ивановича Топоркова, который жил в нем с конца XIX века. Служил псаломщик в Большом Златоусте, что находится неподалеку. Семья Топорковых продала его в 1970-х, и с тех пор у дома не менялись хозяева.
Дом псаломщика — это, пожалуй, единственный сохранившийся жилой деревянный дом в центре города. Он практически не поменялся, только в 1930-е его фасад обшили досками, до этого были голые бревна. Хорошо сохранилась богатая резьба — наличники, карнизы, и даже розетка слухового окна осталась такой, как была в 1880-х.
В этом году привели дом в порядок. Волонтеры очистили фасад от старой краски и заново покрасили в яркий цвет, чтобы дом выделялся. Некоторые деревянные элементы восстанавливали по снимкам, была обустроена новая фальцевая кровля.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Знаменитый Дом юстиции на улице Малышева — всего лишь часть Городка юстиции, возведенная в 1930-е на окраине Свердловска архитектором Сергеем Ефимовичем Захаровым. Это образец чистейшего конструктивизма. Он сильно напоминает Клуб имени Зуева в Москве: те же цилиндр и параллелепипед. В цилиндре был расположен суд, а в параллелепипеде расположился юридический институт. По правилам того времени Дом юстиции следовало назвать комбинатом: студенты без отрыва от учебы могли посещать судебные заседания.
Кроме того, здание было возведено рядом со старым тюремным замком Екатеринбурга: подсудимых было удобно приводить. Сейчас здесь Верх-Исетский и Железнодорожный райсуды, а неподалеку СИЗО № 1. Рядом с Домом юстиции одновременно были возведены жилой дом для судебных работников и служащих изолятора и детский сад.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 80 лет.
Прогуляемся по Главному проспекту (ныне Ленина) у перекрестка с Московской улицей. Когда-то здесь была Московская застава и стояли красивые верстовые столбы. К сожалению, они не сохранились. Местность за 120 лет так сильно изменилась, что установить прежнюю точку съемки удается с трудом. Ориентиром нам служат два здания Екатеринбургской конторы Госбанка — они прекрасно видны на втором плане. За ними высотный завод ОЦМ. Его несколько лет назад перестроили в элитные апартаменты.
В начале 1930-х левая сторона проспекта была здесь застроена, как бы сейчас сказали, «жилым комплексом», который больше известен как 4-й дом Горсовета. На переднем плане омрачает картину и не вписывается пристрой-«стекляшка» для торговых помещений.
Если присмотреться, то можно заметить, что проспект в этом месте до сих пор сохраняет небольшой изгиб.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Проспект Ленина с крыши гостиницы «Исеть» — одного из самых известных памятников конструктивизма Екатеринбурга. Датировка верхнего снимка определяется по изменениям застройки нечетной стороны проспекта. На верхнем снимке по улице Бажова видны три деревянных двухэтажных дома. Сейчас на их месте стоит жилой дом номер 75 — его построили в 1962 году.
Отчетливо видно, как по проспекту курсирует автобус, в котором узнается РАФ-251/976. Такие автобусы делали с конца 1950-х. Значит, верхний снимок сделан в начале 1960-х, но не позже 1962 года. Сразу бросается в глаза, как выросли бульварные деревья.
Справа видны четыре корпуса 52-го дома и два корпуса 54-го дома — это дома-коммуны Гостяжпромурала, они были возведены в начале 1930-х, почти одновременно с Городком чекистов, и очень неплохо сохранились, несмотря на преклонный, почти 90-летний возраст. Гостиница «Исеть» сегодня пустует, пока не найден инвестор.
На четной стороне улицы Вайнера (которая когда-то называлась Успенской) есть красивый торговый дом, перестроенный архитектором Полковым в 1906 году из дома купцов Дмитриевых — Михаила и Василия Ивановичей. Изначальный дом Дмитриевых был возведен в 1886 году. В историю Екатеринбурга он вошел как часть большой торговой империи знаменитого купеческого рода Агафуровых. Торговый дом «Братья Агафуровы» основали Камалетдин и Зайнетдин — новаторы розничного бизнеса в России. Два их магазина на Успенской  стали, по сути, первыми универмагами на Урале. Формат торговли, когда в одном месте можно было купить самые разнообразные товары, сделал их магазины самыми популярными в городе. Братья также первыми запустили, как сейчас бы сказали, дисконтную систему. После 1917 года Агафуровы были вынуждены покинуть Россию и эмигрировали в Харбин, где их торговая империя и закончилась.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет.
В 1897 году архитектор Алексей Иванович Черданцев получил заказ от московского купца Емельяна Емельянова на перестройку его усадьбы на углу Успенской и Симановской улиц (ныне они называются Вайнера и Попова), где была лавка по продаже мануфактуры. Раньше этот участок был проезжим — сегодня это самая известная пешеходная улица города. Правление города одобрило проект, и усадьбу надстроили, возвели второй этаж и превратили ее в типичный купеческий доходный дом, которых было много на торговой Успенской улице. В 1920-е и 1930-е здесь размещался один из офисов газеты «Уральский рабочий», куда приезжали и Маяковский, и Гайдар, и Демьян Бедный, бывшие в ту пору сверхпопулярными в СССР.
Сегодня дом Емельянова выглядит хорошо, но нагружен не вписывающимися рекламными вывесками многочисленных арендаторов. Вряд ли они все согласованы.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Этот дом на Главном проспекте (ныне проспект Ленина) был построен по проекту архитектора Михаила Павловича Малахова для купца Коробкова. Если посмотреть на изначальный проект Малахова, экстерьер дома представлял обычную классическую постройку. Свой красивейший псевдоготический вид дом приобрел после того, как в 1880-х дом выкупили братья Дмитриевы — Михаил Иванович и Василий Иванович. Дом уже тогда служил, как бы сейчас сказали, бизнес-центром. Здесь были несколько магазинов и офис нотариуса: сначала Александра Дьяконова, потом Петра Цервицкого, затем Александра Ардашева, кузена Ленина.
В народе дом Дмитриевых получил прозвище «Спичечный коробок» — из-за того, что некоторое время им владел крестьянин Вятской губернии Василий Иванович Логинов, основавший под Екатеринбургом спичечное производство и Спичечное Акціонерное Общество.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 120 лет.
Мы находимся у Большого Златоуста — храма с необычной судьбой. Правило делать фотографии с одного и того же места несколько нарушено, поскольку разрушенную ровно 90 лет назад колокольню восстановили в нескольких метрах от ее исторического фундамента. Она должна была служить большому храму, который так и не построили из-за нехватки денег. Ее назвали Большой Златоуст по аналогии с Духосошественским храмом, который в народе звали Златоустом малым.
Колокольню заложили в 1847 году и строили без малого 30 лет, а когда завершили, освятили как храм. Спустя полвека она была уничтожена под предлогом ветхости. Из кирпичей построили Дом обороны. На месте колокольни был сквер с памятником Малышеву.
В 2010-х годах памятник революционеру перенесли к набережной Исети, на ту же улицу Малышева, а колокольню восстановили почти на прежнем месте.
Дому контор на углу Малышева и Восьмого марта в 2020 году исполняется 90 лет. В 1929-м два архитектора — Георгий Павлович Валёнков и Владимир Иванович Смирнов (будущий главный архитектор Свердловска) выстроили его для Союза союзов сельхозкооперации и всяческих торговых контор столицы Урала. Скругленный угол и шрифт, напоминающие об эпохе конструктивизма, сделали Дом контор одной из примечательных построек Екатеринбурга.
Картину портит точечная застройка позади дома. В 2016 году началось строительство ЖК Radius Central House. При этом застройщик трижды менял концепцию. Сначала он представлял проект как пристройку Дома контор. Затем проект был переделан в апарт-отель, а потом, в очередной раз, — в торчащий ЖК. Radius подмял под себя Дом контор и превратил его в гарнир. На фоне этого варварства даже вывески смотрятся не так страшно.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Старый гостиный двор на Уктусской улице, ныне 8 Марта. Подобные дворы можно назвать прародителями современных моллов. В Екатеринбурге, как, впрочем, и в других городах, он строился по одному типу: огромная галерея, занимающая весь квартал, с арочными проемами окон и входов и внутренним двором. Гостиный двор был построен еще в 1730-х годах и со временем достраивался и расширялся. К началу 1900-х он сильно обветшал, в ночь на 30 октября 1902 года большая часть его выгорела. Западную часть полностью перестроили (в советские годы там был «Детский мир»).
Со стороны Уктусской улицы в советские времена был магазин стройматериалов Горпотребсоюза, а затем мебельный магазин. К началу 1990-х годов здание второй раз почти полностью сгорело и долгое время стояло полуразрушенное за забором, потом было разобрано (владельцы утверждают, что сохранили старый фундамент), а на его месте возник современный торговый центр «Мытный дворъ».
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей почти 90 лет.
В 1959 году на Вознесенской горке поставили памятник Комсомолу Урала скульптора Петра Сажина. Периодически возникают разговоры, что творение Сажина и архитектора Белянкина надо перенести в другое место, но надеемся, что эти разговоры останутся разговорами, и никому не придет в голову перекраивать историю и трогать позитивный символ молодежи.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей больше 45 лет.
Продолжаем гулять по Вознесенской горке. Храм Вознесения Господня был закрыт в самом конце 1926 года. В декабре сотрудники городского отдела народного образования приняли бывшую церковь для переоборудования ее в школу-семилетку. Церковно-приходская школа там действовала с XIX века на первом этаже. Но в 1927 году храм значительно перестроили. Например, паперть стала раздевалкой,  алтарь — пионерклубом, в церковном архиве открылась столовая. В 1946 году в церковь въехал краеведческий музей.
На верхней фотографии видно, что на куполе развевается красный флаг, а на втором этаже висит лозунг «Да здравствует Великая Сталинская Конституция» (она была принята в декабре 1936 года). На первом ярусе колокольни — герб СССР с 11 лентами (значит, снимок сделан не позже 1937 года).
В 1991 году Вознесенскую вернули церкви и с тех пор постепенно привели в должный вид. Сегодня она полностью отреставрирована и украшает собой Екатеринбург.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
На улице Нагорной, 12 готовят к сносу конструктивистское здание бывшего Свердловского профкомбината. Построенное в 1931 году по проекту основоположника уральского конструктивизма Вениамина Дмитриевича Соколова.
В войну здесь был развернут эвакогоспиталь № 1710 на 1400 коек. Сюда эвакуировали солдат с тяжелыми ранениями в голову и лицо. Госпиталь специализировался на челюстно-лицевой и нейрохирургии. Раньше об этом гласила памятная доска, которую сегодня при осмотре не удалось найти. С 1950-х до 1978 года здесь размещался радиотехникум Попова. С 1980-х здание не ремонтировалось. В последние годы здесь располагался офисный центр.
Эта усадьба вошла в историю Екатеринбурга под фамилиями двух хозяев, ею владевших: Петра Расторгуева, позже его зята Льва Харитонова. Как и большинство фамильных домов в России, этот строился долго, почти 30 лет, и был завершен в 1825 году. Дом проектировал итальянец Томмазо Адамини; в строительстве принимал участие великий Малахов. В 1830-х царь Николай I выслал Расторгуева из Екатеринбурга, а усадьба перешла в руки квартирантов.
В годы революции здесь размещались и отряды большевиков, и Урало-Сибирский коммунистический университет. В 1930-е ее отремонтировали и передали Дворцу пионеров и школьников. Хозяин усадьбы за последние 80 лет не менялся. Хотя была угроза, что ее отдадут полпреду президента на Урале, но Дворец отстояли.
В последнее время опять ходят слухи, что Дворец съедет в бывший кинотеатр «Салют». Кстати, с другой стороны усадьбы находится Управа Минкульта, контролирующая Управление госохраны ОКН.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Один из самых заметных символов красного Екатеринбурга (тогда уже Свердловска) — памятник Якову-Аарону Моисеевичу Свердлову. Есть какая-то ирония в том, что статую революционера и низвергателя Империи делал имперский скульптор из Петербурга Матвей Яковлевич Харламов. Архитектором проекта выступил известный уральский конструктивист Сигизмунд Владиславович Домбровский.
В старой России памятники часто устанавливали на народные пожертвования. Памятник Свердлову тоже был установлен на народные деньги, которые собирали с 1924 года. Установили его к 10-й годовщине Октябрьского переворота — в 1927 году.
У Харламова получился очень живой Свердлов, выступающий на митинге. На углу проспекта Ленина и улицы Мамина-Сибиряка стояла пивнушка, на ее месте сейчас жилой дом. Он виден слева, как и гостиница «Исеть».
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей больше 45 лет.
Если вас спросят, как изменился Екатеринбург за последние 90 лет, — покажите эту карточку.
Верхняя фотография сделана в 1920-х. Гурьев-Гуревич только построил Деловой дом на углу Театрального переулка, а Рейшер и Голубев еще не переделали новый гостиный двор в дом Свердловского горсовета нардепов, с узнаваемым 60-метровым шпилем в духе сталинского ампира. Еще не разрушен Богоявленский собор на Кафедральной площади (ныне площадь 1905 года). До января 1930 года он был главной высотной доминантой города (если не считать Большого Златоуста) — 66 метров.
Сегодня доминанты — объекты «Екатеринбург-сити» (на фото слева направо): самый высокий жилой комплекс «Февральская революция» (140 м), башня «Исеть» — небоскреб с апартаментами (209 м), башня-офисник «Демидов» (135 м),  «Белый (в народе — серый) дом» (до 1991 года — Дом Советов), ныне здание областного правительства (91 м).
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Бытовой комбинат «Рубин» можно назвать самой первой городской высоткой — девять этажей очаровательного постконструктивизма на перекрестке улиц Малышева и 8 Марта.
Возможно, не осталось в Екатеринбурге никого, кто помнит, что на этом месте стоял Малый Златоуст. Церковь снесли в 1928 году, а из ее кирпичей построили Дом контор.
Комбинат на улице 8 Марта открыли 8-го же марта 1964 года. Там были столовая и кафе, парикмахерские, ателье, салон красоты, фотостудия. Ничего круче в плане услуг в Свердловске еще не было.
Сегодня «Рубин» превратился в скучный офисный центр. К сожалению, пропала историческая вывеска на кровле. В 2016-м ее заменили на нелепое название «Брусника» от пришлого застройщика. Но и ей надолго задержаться не дали.
В здании еще находится офис интернет-канала ЕТВ.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
На фото три периода клуба металлистов Верх-Исетского завода: от проекта и процесса строительства до нынешнего состояния.
Проект в 1928 году выполнил архитектор Потапов, известный в Свердловске новатор. Уже в середине строительства проект скорректировал архитектор Шишов.

Клуб возводили с 1930-х годов до начала войны на территории снесенной Нагорной церкви Всех святых (по которой назвали улицу Нагорную). Храм стоял на старом кладбище ВИЗа и колокольня его видна на средней фотографии. Храм и кладбище уничтожены.
В 1941-м в корпусах клуба были размещены цеха эвакуированных заводов «Москабель» и «Укркабель». Едва открывшись, клуб навсегда прекратил свою работу.
Компания УГМК планирует уничтожить конструктивистский клуб и построить на его месте парковку. Чтобы он не повторил судьбу снесенного по соседству профтеха, горожане заблаговременно начинают сбор документов. Главный инициатор — архитектор Евгений Волков планирует в феврале подать заявление о признании клуба памятником.

Усадьбу купца Тупикова отреставрируют.
В 1898 году бывший городской голова Екатеринбурга Илья Иванович Симанов заказал построить дом главному городскому архитектору Юлию Осиповичу Дютелю. Тот взялся за работу, но дела у Симанова становились все хуже и хуже.
В итоге незаконченный дом перекупил золотопромышленник Степан Тупиков. Под его именем двухэтажная постройка на пересечении Уктусской улицы и Главного проспекта (ныне 8 Марта и проспект Ленина) вошла в историю города.
Тупиков, впрочем, долго здесь не жил и скончался в 1908 году. Хозяйкой осталась его вдова Евгения Григорьевна. После Катастрофы 1917 года дом у нее отняли, но позволили жить в одной из маленьких комнат.
В Гражданскую дом был штабом Колчака, потом здесь находились чекисты и множество разных организаций. В 1980-е его передали Свердловскому отделению Всероссийского театрального общества и стали называть Домом актера. После передачи дом капитально привели в порядок и отреставрировали, спустя 30 лет его ожидает вторая реставрация.
Здание Уральского научно-исследовательского химического института (УНИХИМ) построил в 1928 году архитектор Константин Трофимович Бабыкин. Это была одна из немногих его работ, выполненных в стилистике конструктивизма.
УНИХИМ на углу улиц 8 Марта и переулка Химиков закончили в 1930-м. К тому времени эпоха конструктивизма уже стала клониться к закату. Потому в 1932 году Сигизмунда Владиславовича Домбровского попросили изменить строгий минималистичный фасад института на что-то более внушительное.
Домбровский условие понял по-своему и навешал на институт классицистский декор.
В войну помещения западного корпуса УНИХИМа использовались как жилье для эвакуированных из Москвы, Харькова и Ленинграда химиков профильных институтов.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Главное здание университета имени Горького изначально проектировалось как административный корпус комбината «Свердловскуголь». Заказчиком в 1948 году выступило министерство угольной промышленности СССР. Архитектором — Александр Павлович Тафф. Всего два года прошло, как он был освобожден из заключения.
Здание комбината возводили долго: с 1949-го по 1957 год. Это одна из последних в Екатеринбурге построек эпохи сталинского неоклассицизма. По мере строительства в стране разворачивалась борьба с излишествами в архитектуре, и проект Таффа много корректировали.
Затем здание на проспекте Ленина передадут университету имени Горького, и оно станет его главным корпусом. Потом Уральский государственный университет войдет в Уральский федеральный университет, против чего выступали многие. Главный корпус УрФУ расположится в здании УГТУ-УПИ. К сожалению, историческое здание портит нелепая разноцветная реклама.
Обе фотографии сделаны с одной точки
Второй дом горсовета строился как жилой комбинат для сотрудников НКВД, но с появлением известного городка чекистов поменял название, а квартиры (более половины были коммуналками) раздали функционерам ВКП(б) и работникам культуры. Улица, на которой стоит дом, в конце 1920-х, когда началось строительство, называлась улицей Троцкого, а сейчас 8 Марта.
Архитекторы Илья Антонов и Вениамин Соколов пытались соединить конструктивизм и классицизм, за что получили немалую долю критики. Например, сверху жилой комплекс из двух зданий — 11-этажной башни и четырехэтажного дома — должен был напоминать серп — символ советского государства. Но кто-то решил, что башня похожа на православный крест.
Как рассказывают исследователи екатеринбургского конструктивизма Никита Сучков и Кирилл Матвеев, дом строили раскулаченные крестьяне с Кубанщины. Второй и третий подъезды были под милицейской охраной, ибо там жила тогдашняя коммунистическая элита Свердловска.
До 1960-х годов башня была самой высокой в стране за пределами Москвы.
Когда-то в этом доме на улице Уктусской, которая сейчас носит имя 8 Марта, размещался Уральский облсовет Союза воинствующих безбожников. Была в раннем СССР такая общественная организация по борьбе с религией.
Потом здесь находились областной совет народного образования и экскурсионная база «Советского туриста». А в XIX веке большой каменный дом с двумя флигелями принадлежал Осипу Кузьмичу Козицыну, известному на Урале золотопромышленнику.
Осип Кузьмич был человеком прижимистым и потому часть помещений, которыми его семья не пользовалась, сдавал в аренду: съезду мировых судей Екатеринбурга и уездному присутствию по крестьянским делам.
Когда построен дом, точно до года сказать нельзя, но известно, что в 1840-х годах на этом месте уже стояла усадьба, которую в 1880-х перестроили. Сам Козицын умер в 1900 году. Сегодня здесь 2-я областная больница.
Дом офицеров, или Дом Красной Армии, на пересечении улиц Луначарского и Первомайской начали строить в 1932-м. По изначальному проекту это должно было быть конструктивистское здание без колонн, помпезной башни и всего того, что называют сталинским ампиром.
Предполагалось, что здесь будет клуб Рабпроса — работников народного просвещения. Архитекторы Иосиф Робачевский и Владимир Емельянов успели только возвести фундамент и первый этаж, затем стройка остановилась и спустя пять лет долгострой передали на баланс Уральскому военному округу.
Военные поручили проект Емельянову, и он переработал конструктивизм в сталинский неоклассицизм. Строительство закончили к 23 февраля рокового 1941 года. Дом сохранился практически без изменений, только барельеф Сталина убрали при Хрущеве.
Сегодня у Дома офицеров другие проблемы: здание фактически прекратило функцию концертной площадки и превратилось в место для ярмарок и распродаж.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 80 лет.
Площадь 1905 года образовалась после сноса Богоявленского кафедрального собора в 1930 году. На месте собора была установлена гранитная трибуна, где свердловское коммунистическое начальство во время праздников принимало парады и встречало демонстрации трудящихся.
Над трибунами одно время стояла пирамида с портретом Сталина, потом его скульптура. После 1953 года ее убрали. За трибунами стояла доска почета колхозов Свердловской области.
Памятник Ленину был установлен в 1957 году, в разгар хрущевской оттепели, когда вместо разоблаченного Сталина ЦК КПСС стал с удвоенной силой утверждать культ Ленина. Скульптуру вождя изваял Владимир Иосифович Ингал, известный советский скульптор, который до этого больше специализировался на памятниках Сталину.
С тех пор площадь не менялась. Это можно видеть на двух фотографиях. На нижнем снимке только рекламы прибавилось на кровле зданий. Известная вывеска «Миру — мир» появилась в 1970-е годы.
Обе фотографии сделаны с одной точки. Так трибуна на площади 1905 года выглядела до появления скульптуры Ленина. Сначала пирамида с портретом Сталина, потом уже его скульптура. Первая фотография сделана в 1935-м, вторая в 1948-м.
Городской пруд Екатеринбурга в 2023 году отметит 300-летие. На верхней фотографии ему всего 190 лет.
Заметно отсутствие набережной, какой мы ее привыкли видеть. Гранитная — по проекту Домбровского — появится только в 1945 году.
В 1880-х в России — расцвет гражданского самосознания. В городах Империи появлялись общества и клубы по интересам. Они строили собственные дома, павильоны и даже театры. В Екатеринбурге тогда появились два сильных общества — велосипедистов и любителей физического развития и Уральское общество любителей естествознания.
В 1910 году на берегу Городского пруда возвели красивый павильон общества велосипедистов в восточном стиле. Летом здесь работал прокат велосипедов и лодок, а зимой у павильона — каток. Говорят, что своей архитектурой он обязан братьям Агафуровым, они стояли у истоков общества и были его спонсорами.
Павильон продержался до 1940-х годов и был разобран из-за строительства набережной.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет. Так выглядел вблизи павильон Общества велосипедистов и любителей физического развития со стороны Гимназической набережной. Очень красивая восточная архитектура.

___________

Ну, пока остановимся, продолжение следует...
https://t.me/arhiekat

Картина дня

наверх