Ниже на фото, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской премии полный генерал флота Российской Империи Алексей Николаевич Крылов.В книге «Самые знаменитые люди России» говорится: «Крылов Алексей Николаевич— кораблестроитель, механик и математик, академик Академии Наук СССР, заслуженный деятель науки и техники, основоположник теории корабля, автор многих работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, математике, по истории физико-математических наук».
Для того, чтобы составить представление о масштабе личности Алексея Николаевича Крылова, рассмотрим его послужной список: в 1896 г. избран членом Английского общества корабельных инженеров, которое 17 января 1899 г. присудило ему (первому из иностранных ученых) золотую медаль Общества за работы по теории качки корабля.; академик (1916).
А.Н. Крылов - один из основоположников школы советского судостроения; лауреат Сталинской премии 1-й степени (1941), Герой Социалистического Труда (1943), награжден тремя орденами Ленина (1939, 1943, 1945). Именем Крылова назван кратер на обратной стороне Луны.
Алексей Николаевич Крылов - один из самых выдающихся математиков, механиков и инженеров России первой половины 20 века. Главным делом его жизни были исследования по теории корабля, но вместе с тем его интересы были разносторонни, разнообразны, а ум его был энциклопедичен. Писать биографию Алексея Николаевича Крылова по датам невозможно. Его биографию легче писать по его научным трудам.Николай Александрович Крылов (1830 – 1911) и Софья Викторовна Ляпунова с сыном Алёшей (1966)
А.Н.Крылов родился 15 августа 1863 года в селе Висяге Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии). Отец его Николай Александрович Крылов (1830—1911) - артиллерийский офицер, участник Крымской войны 1855—1856 годов. В 1850 г. окончил Первый Кадетский корпус в Петербурге. Участвовал в боевых действиях против горцев на Кавказе и в Крымской войне 1853-1856 гг. Выйдя в отставку, поселился в своем поместье - деревне Висяга. Был избран мировым посредником Алатырского уезда. Затем, в декабре 1865 г. Алатырское уездное земское собрание избрало его председателем земской управы (А.Н. Крылов в своих воспоминаниях приводит другую дату - начало лета 1866 г.). Н.А. Крылов - автор многочисленных статей, которые публиковались в крупнейших журналах того времени - "Исторический вестник", "Русская старина", "Новое время", "Сын Отечества" и др. Его перу принадлежит книга "Экономическое значение Беломорского канала".
Дед Крылова Александр Алексеевич Крылов был ранен под Бородино, и при взятии Парижа награждён золотым оружием за храбрость.
Мать Софья Викторовна Ляпунова принадлежала к роду Ляпуновых, к которому, кроме прочих знаменитых людей России, принадлежат имена двух знаменитых математиков: Александра Михайловича Ляпунова (1857 – 1918) и Алексея Андреевича Ляпунова (1911-1973). В родственных отношениях с Алексеем Николаевичем, по отцу и по матери, находится целый ряд других выдающихся русских деятелей науки: И. М. Сеченов - знаменитый основатель русской физиологической школы; академик Б. М. Ляпунов - крупный специалист по славянской филологии; Н. Ф. Филатов - известный московский профессор детских болезней и выдающийся профессор глазных болезней В. П. Филатов.
Можно сказать, что, Алексей Николаевич Крылов унаследовал свои выдающиеся математические способности от матери, а мужество и организаторский талант от рода Крыловых.Второе фото Гардемарин А.Н. Крылов (1883 г.)
В 1878 году (15-ти лет) А.Н. Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием.
А. Н. Крылов своё свободное время уделял изучению математических наук в объёме университетского курса. Здесь пришло на помощь счастливое обстоятельство. Дядя Алексея Николаевича - Александр Михайлович Ляпунов, ученик знаменитого русского математика П. Л. Чебышева и в будущем сам знаменитый математик, оказал большое влияние на молодого А. Н. Крылова и руководил его математическими занятиями. По своим знаниям молодой А. Н. Крылов превосходил даже некоторых преподавателей училища.
В 1884 г. он окончил Морское училище и был произведён в мичманы с награждением премией и с занесением его имени на мраморную доску. В этом году он уже работал в Гидрографическом управлении под руководством И.П. Коллонга. Под руководством последнего А. Н. Крылов выполнил свои первые научные работы по девиации компаса; здесь же приобрёл прочные навыки в вычислениях - навыки, которые он с тех пор не переставал развивать, совершенствовать и передавать другим. А. Н. Крылов, посвятив компасу свои первые научные работы, вернулся к этим вопросам более чем через пятьдесят лет. Трудами Коллонга и А. Н. Крылова русское компасное дело стало на первое место в мире.
В 1887 году А. Н. Крылов перешёл на Франко-русский завод (Позже, в 1908 г., эта верфь была объединена с новым Адмиралтейством под названием "Адмиралтейский судостроительный завод" ныне – ФГУП "Адмиралтейские верфи"), и продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии.
С 1890 года А.Н. Крылов был оставлен в Морской академии, где вёл практические занятия по математике, курс которой в то время включал высшую алгебру, аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление, теоретическую механику. а позже он читал курс теории корабля. С 1892 г. А. Н. Крылов стал читать в Морской академии курс теории корабля.В 1893 Крылов разработал рациональные ставшие классическими приемы и схемы для вычисления основных характеристик корабля - остойчивости и плавучести. С того времени А.Н. Крылов почти 50 лет преподавал в стенах Академии, а также в Петербургском политехническом институте и других вузах.
В 1896 г. А.Н. Крылов избран членом Английского общества корабельных инженеров.
В 1898 г. А. Н. Крылов напечатал две свои замечательные работы, в первой из которых был дан исчерпывающий ответ на вопрос о поведении корабля на любом волнении, а следовательно, решён вопрос о мореходных качествах корабля ещё до спуска его на воду, над чем когда-то безуспешно работал английский судостроитель В. Фруд. Работы Крылова по теории колебаний корабля на волнении (1896–98) до сих пор служат основой для решения важнейших вопросов прочности и мореходности корабля. За эти работы Английское общество корабельных инженеров присудило ему золотую медаль Общества за работы по теории качки корабля.
В 1900–1908 годах А.Н. Крылов заведовал опытовым бассейном. При работе в Опытовом бассейне А. Н. Крылов вошёл в близкий контакт со знаменитым адмиралом и учёным Степаном Осиповичем Макаровым, оказавшим очень большое влияние на формирование научно-морских идей молодого А. Н. Крылова. К этому периоду относятся работы А. Н. Крылова по непотопляемости корабля, в которых он научно обосновал и развил идеи С. О. Макарова о выравнивании корабля путём затопления соответствующих отсеков. Составленные Крыловым таблицы непотопляемости получили широкое распространение и явились надежным средством для обеспечения непотопляемости вновь проектируемых судов.
Результаты этой работы до сих пор широко используются в мире.
В 1904 году А.Н. Крыловым построена первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений, создан ряд важных корабельных и артиллерийских приборов, с помощью которых выполнены крупные исследования в области колебаний артиллерийских стволов и внешней баллистики.
В 1906 году Крылов впервые прочел свой курс "О приближенных вычислениях" (изд. 1907), в котором развил единую глубоко продуманную систему наиболее рациональной организации численных расчетов, встречающихся в различных областях физики и техники. Эта работа не потеряла своего значения даже в нынешнее время использования ЭВМ. Разработанные Крыловым приемы и схемы для вычислений основных характеристик корабля - плавучести и остойчивости стали классическими.
В 1908—1910 годах А.Н. Крылов - главный инспектор кораблестроения, начальник кораблестроительного отдела Морского технического комитета и его председатель. А.Н.Крылову принадлежат выдающиеся работы в области строительной механики корабля. Он положил начало разработке динамических проблем в кораблестроении, развитых впоследствии русскими учеными в специальную отрасль этой науки. Изучая проблему уменьшения качки корабля, он создал теорию вибрации судов и впервые ввёл преподавание этой дисциплины. Ему принадлежит первый в мировой науке курс "Вибрация судов" (1908). В этом курсе он изложил строгую математическую теорию колебания различных упругих систем, методику применения этой теории к решению различных практических задач, в том числе к расчету вибрации корпуса корабля. Разработав всю теорию строго математически, А. Н. Крылов указал, как избавиться или, по крайней мере, уменьшить вибрации судна и влияние резонанса, крайне вредное для его прочности.
Будучи в эти годы главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета (1908—10), А.Н.Крылов принимал активное участие в проектировании и постройке первых русских линкоров типа "Севастополь". Он ввел в конструкцию кораблей ряд новшеств, нашедших в дальнейшем применение в практике военного кораблестроения (обшивка, набор, килевая балка, использование на линкорах легких водотрубных котлов, применение сталей повышенного сопротивления и др.).Броненосцы «Севастополь», «Полтава» и «Петропавловск» (справа) в море
В 1911—1913 гг. он - экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения.
В 1915–1916 годы – председатель правительственного правления Путиловских заводов. А. Н. Крылов участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров – дредноутов типа «Севастополь».
В 1916 году А.Н. Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 году А.Н.Крылов был назначен директором физической лаборатории Академии наук и был руководителем Русского общества пароходства и торговли.
В 1918—1920 гг. А.Н.Крылов совмещал свою деятельность в академии с работой во многих комиссиях Академии наук и народного хозяйства, с преподаванием в Петроградском университете и в других организациях.
В 1918 году он - консультант комиссии по особым артиллерийским опытам. В 1919 г. А. Н. Крылов назначается начальником Морской академии. Здесь он, прежде всего, реформировал преподавание, построив его так, чтобы оно стало доступно новому составу слушателей, пришедших в академию. Он сумел их заинтересовать своим предметом, и его слушатели быстро одолели начала математики и перешли к приложению её в кораблестроении и кораблевождении.
В 1921 году Крылов был направлен в Лондон, как представитель Советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз.
В 1928—1931 гг. — директор Физико-математического института АН СССР.1-й Президиум (1924 г.) физико-механического факультета: А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и А.Н. Крылов (слева направо)
Этот человек, прежде всего, известен созданием современной теории корабля и написанием основополагающих трудов по строительной механике судов.
Однако направления деятельности гениального ученого не ограничиваются лишь этим. Он внес огромнейший вклад в развитие математики, механики и компасного дела в России. Широкое распространение получили его работы по истории наук, труды по астрономии, педагогические взгляды.
Мировую известность русскому ученому принесла теория качки. Вам приходило в голову, что у волн и качающихся на них кораблей может быть какая-то теория с расчетами и формулами? Поэтичный шум прибоя, белые барашки морской пены, да хоть морская болезнь - это понятно. Но как стихию океана измерить, посчитать и применить для постройки судов, не боящихся качки? Крылов смог.
Теория непотопляемости - еще один важнейший вклад Крылова в морскую науку. Алексей Николаевич составил таблицы непотопляемости для военных кораблей. Они помогали уменьшить крен корабля, получившего пробоину. Идея по тем временам парадоксальная: надо не откачивать воду, как привыкли моряки, а наоборот, заполнять водой другие отсеки - тогда корпус выровняется.1927 г.
Большой интерес представляют труды Крылова, посвященные разработке наследия классиков науки – И. Ньютона, Л. Эйлера, К. Гаусса и др. А. Н. Крылов был замечательным знатоком истории физико-математических и технических наук; им созданы яркие очерки о жизни и деятельности выдающихся ученых: II. Л. Чебышева, Ж. Лагранжа, И. Ньютона и др. А. Н. Крылов перевел на русский язык "Математические начала натуральной философии" И.Ньютона (1915, с дополнениями Крылова), "Новую теорию движения Луны" Л. Эйлера (1934).
А. Н. Крылов имеет крупные изобретения. Он построил первую в России машину для интегрирования дифференциальных уравнений и ряд важных корабельных и артиллерийских приборов.
А. Н. Крылов создал большую школу кораблестроителей, из которой вышли В. Л. Поздюнин, П. Ф. Папкович, Ю. А. Шиманский и др.
В 1936 году академик А.Н. Крылов участвовал в инженерных разработках по строительству Володарского моста в Ленинграде.
Казалось бы, какое дело кораблестроителю и академику, возглавляющему кафедру математической физики, до постановки кессонов и мостовых ферм? Но Крылов плавал ещё на парусных судах, ему приходилось участвовать в проходе судов в ворота военной гавани в Кронштадте, в кронштадтские доки, и он усвоил приёмы мастеров этого дела.
Нужно сказать, что А.Н. Крылов еще в 1911 году участвовал в экспертной комиссии при постройке моста Петра Великого в Петербурге.
В 1939 году за цикл научных работ посвящённых "Теории девиации магнитного компаса" Алексею Николаевичу Крылову было присвоено Почётное звание "Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР".Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР "За научные работы: "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля от волнений", "Основания теории девиации компаса", "О теории гирокомпаса", опубликованные в 1938-1940 годах" 13 марта 1941 года Алексей Николаевич Крылов был удостоен Сталинской премии I степени и денежной премии в размере 100 000 рублей.
В августе 1941 года А.Н. Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань, где написал воспоминания. Книга «Мои воспоминания» стала настольной для всех кораблестроителей. Она имеет большое значение также и для историков - как важный свидетель времени.
В конце 1943 года он приехал в Москву, а в августе 1945 года вернулся в Ленинград.
Находясь в эвакуации он написал свои знаменитые "Мои воспоминания", изданные 10 раз.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1943 года "За исключительные заслуги перед государством в области математических наук, теории и практики отечественного судостроения, неоценимо плодотворную работу по проектированию и строительству современных военно-морских кораблей, а также крупнейших заслуг в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для Военно-Морского флота" Алексею Николаевичу Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и молот" (№ 96).
Кроме этого, он был награждён ещё двумя орденами Ленина (15.02.1939, 10.06.1945).
В 1940 году А.Н. Крылову был вручён нагрудный знак "Почётный полярник".
Награды академика А.Н.Крылова (ордена, медали и другие награды)
Знак об окончании Морской академии - 1890
Орден Святого Станислава 3-й степени - 1895
Серебряная медаль в память царствования Александра III - 1896
Орден Святой Анны 2-й степени - 1899
Золотая медаль Английского общества морских инженеров - 1899
Орден Святого Станислава 2-й степени - 1905
Золотая медаль им. полковника Разсказова за работу «Разбор сочинения лейтенанта Римского-Корсакова «Анализ одиночного артиллерийского боя» - 1907
Орден Святого Владимира 4-й степени - 1908
Орден Святого Владимира 3-й степени - 1909
Орден Святого Станислава 1-й степени - 1911
Орден Святой Анны 1-й степени - 1914
Орден Святого Владимира 2-й степени - 1915
Орден Ленина - 15 февраля 1939
Почетное звание заслуженного деятеля науки и техники - 1939
Знак «Почётный полярник» - 12 декабря 1940
Сталинская премия 1-й степени - 13 марта 1941
Звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды - 13 июля 1943
Орден Ленина - 12 июня 1945
Адмирал корабельных наук
Его дед участвовал в суворовских походах, был ранен в Бородинском сражении во время войны с Наполеоном. Отец-офицер участвовал в Крымской войне - между прочим, в артиллерийской бригаде он занял место Льва Толстого, переведенного на другое место службы.
А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной (1868—1948), в браке с которой родилось 5 детей. Два первых ребёнка — дочки, умерли в раннем возрасте. Родившиеся затем сыновья Николай и Алексей служили в Белой армии в частях А. И. Деникина и погибли в 1918 году на Гражданской войне. Самый младший ребёнок — дочь Анна (1903—1996), в 1927 году она вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым А. Н. Крылов был знаком с 1921 года по совместной работе в комиссии, направленной Советским правительством за границу для восстановления научных связей и закупки оборудования. Так что А. Н. Крылов - дед известных учёных Сергея Петровича Капицы и Андрея Петровича Капицы. Несмотря на эти трагические личные обстоятельства, всю жизнь А.Н. Крылов посвятил развитию отечественного кораблестроения и русской науке.Алексей Николаевич и Елизавета Дмитриевна Крыловы вскоре после бракосочетания. Начало 90-х годов и Крылов с дочерью Анной - будущей матери С. П. Капицы и А. П. Капицы.
По вине А. Н. Крылова, у которого возник серьёзный роман с А. Б. Ферингер, ставшей впоследствии его второй женой, семья распалась. Интересная судьба с вывертами у этого человека...
Рекомендую настоятельно всем прочитать "Мои воспоминания" А.Н. Крылова. Получите истинное удовольствие от прекрасной книги.Можно вот тут: https://flot.com/publications/books/shelf/memories/
Выдающийся русский учёный Алексей Николаевич Крылов скончался 26 октября 1945 года после тяжёлой болезни, несмотря на которую он работал над "Историей открытия планеты Нептун".
Похоронен он с воинскими почестями в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург), на Литераторских мостках Волковского кладбища, неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева. Последними словами его были «Вот идёт большая волна…»
В 1948 году на могиле академика был установлен надгробный памятник - стела с барельефным портретом (автор - скульптор Г.Ф. Ветютнев).Памятник А.Н.Крылову на Волковском кладбище
В заключение хочется сказать, что А.Н.Крылова не случайно называют отцом научного кораблестроения в России. Его ученики способствовали тому, что после Великой Отечественной войны в СССР был создан самый мощный в мире военный флот. И не случайно, что самый мощный научный кораблестроительный центр в России носит его имя.
Увековечивание памяти:
В Память об Алексее Николаевиче Крылове назван кратер на обратной стороне Луны.
Российской Академией наук была учреждена Премия имени академика А.Н. Крылова, которая присуждается за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики.
Правительством Санкт-Петербурга была учреждена Премия имени А.Н. Крылова, присуждаемая за выдающиеся научные результаты в области технических наук.
Его имя носят:
Центральный научно-исследовательский институт судостроительной отрасли Советского Союза - ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова;
улица Академика Крылова в Приморском районе Санкт-Петербурга;
улица Академика Крылова в Севастополе;
улица Академика Крылова в центре города Чебоксары;
улица, школа села Крылово в Алатырском районе и школа-гимназия № 6 города Алатырь (присвоено в 2006 году, в школе также действует музей известного кораблестроителя);
улица в городе Николаеве (Украина).Имя А.Н. Крылова было также присвоено нескольким военным и гражданским судам СССР и Российской Федерации, мысу в Карском море, полуострову в Антарктиде.
В 1945-1960 года его имя носила Военно-морская Академия кораблестроения и вооружения.
Родное село академика Висяга (Алатырский район Чувашии) в честь 100-летия со Дня рождения А.Н. Крылова переименовано в Крылово.В Военно-Морской академии (Санкт-Петербург) создан Музей А.Н.Крылова.
В краеведческом музее города Алатырь есть экспозиция, посвященная А.Н. Крылову.
В 1955-м и 1963 годах в честь А.Н. Крылова были выпущены марки "Почты СССР".В 1963 году в честь академика А.Н. Крылова была отчеканена Памятная настольная медаль.
Памятная настольная медаль академика А.Н. Крылова (аверс и реверс)
Памятники А.Н. Крылову установлены:
Перед Домом-музеем в Крылово - родном селе учёного (открыт в 1984 году):Республика Чувашия, Алатырский район, село Крылово. Памятник А.Н. Крылову перед зданием Дома-музея Выдающегося учёного.В 1960 годуоткрыт бюст в Москве у Северного речного вокзала;Памятник А.Н. Крылову Перед входом в Севмашвтуз (город Северодвинск, Архангельской области);Республика Чувашия, г. Алатырь. Памятник А.Н. Крылову перед зданием школы-гимназии № 6
Мемориальные доски в честь А.Н.Крылова установлены:г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом № 5. Мемориальная доска в память А.Н. Крылова на дме, где он жил (открыта в 1948 году, архитектор Р.И. Каплан-Ингель, фото Алексея Пиголицына.г. Санкт-Петербург, ул. Академика Крылова. Мемориальная доска в память А.Н. Крылова на здании Военно-морской АкадемииЗдание Высшего Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе (ныне - Морской корпус Петра Великого, город Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, дом № 17. Установлена в 1971 году.
На здании бывшего Санкт-Петербургского Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского (фото не нашла).
А в 2015 году 16 августа, в день 546-летия города Чебоксары, в Чебоксарском речном порту состоялось торжественная церемония открытия памятника академику и кораблестроителю Алексею Николаевичу Крылову.
https://chervonec-001.livejour...
https://shipdesign.ru/Gotman/Krylov.html
http://sm.evg-rumjantsev.ru/astro2/krylov-an.html
https://sdelanounas.ru/blogs/66563/
http://www.wikiwand.com/ru/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0...
Свежие комментарии