На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

«Не я, так Гагарин». Трагическая история легендарного советского космонавта Владимира Комарова

Я предлагаю вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за освоение космоса.

Владимир Комаров наравне с Юрием Гагариным считается пионером советской и мировой космонавтики. Он был первым человеком, совершившим два пилотируемых полета в космос.

К сожалению, Комаров также стал первым космонавтом, погибшим во время проведения миссии.

 

 

Жизнь и начало карьеры космонавта

Владимир Комаров родился в 1927 году в Москве. В 1950-х годах будущий космонавт служил военным летчиком в ВВС СССР. С 1959 года работал в должности авиационного инженера в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, где занимался испытаниями истребителей и летательных аппаратов. Кроме того, во время работы в НИИ Комаров участвовал в создании дизайна для будущих космических кораблей «Восход» и «Восток». Именно здесь Комарову предложили поучаствовать в секретной космической программе.Владимир Комаров.

При отборе, который был проведен советским космическим командованием в 1960 году, Владимир зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист и был немедленно введен в состав отряда космонавтов ВВС № 1. С 1960 по 1961 год проходил общую космическую подготовку.

Во время начальных испытаний по медицинским показаниям Комаров был дважды признан негодным для полета в космос, но его целеустремленность в конечном итоге одержала вверх. 5 апреля 1961 года Комаров был официально назначен космонавтом в ЦПК (Центре подготовки космонавтов), где начал подготовку к пилотируемым полетам на кораблях «Восток» и Восход».Космический корабль «Восход-1».

У страны, недавно пережившей разрушительную и кровопролитную войну, хватило сил первой запустить искусственный спутник Земли и всего через четыре года отправить в космос первого человека. Но старт Юрия Гагарина стал для СССР началом еще одной гонки - космической.

После полета гагаринского "Востока" тогдашний президент США Джон Кеннеди пообещал нации, что не пройдет и 10 лет, как американец полетит на Луну. Только таким фантастическим для 1961 года заявлением можно было перебить кислый привкус поражения.

Это означало, что и для Советского Союза ближайшей целью стала Луна. Хотя Королев на такие "мелочи" не очень хотел размениваться - он планировал полет на Марс. Луна была для него полустанком на пути к Красной планете.

По нашей информации, свой первый полет в космос Владимир Комаров совершил 12 октября 1964 года на первом в мире многоцелевом пилотируемом корабле «Восход-1». В став экипажа также входили два космонавта: К. П. Феоктистов и Б. Б. Егоров.

Полет длительностью 24 часа прошел в штатном режиме. Корабль за это время успел сделать шестнадцать витков вокруг Земли. За успешную миссию всем троим космонавтам было присвоено звание Героя Советского Союза. Комаров получил высшую квалификацию космонавта третьего класса.

Миссия «Союз-1

По сути все следующие полеты советских кораблей - это шажки по лунной дороге. Первый совместный полет, когда два корабля летали одновременно. Первый полет трех человек в одном корабле...

Командиром того многоместного корабля "Восход" стал 37-летний Владимир Комаров. До отбора в отряд космонавтов он испытывал новые самолеты в НИИ ВВС. Не то что "мальчишки" из первой слетавшей пятерки, набранные из обычных воинских частей, летчики-истребители (Герману Титову во время полета было 25 лет, Юрию Гагарину - 27).

1967 год. Американцы готовятся запустить свой новый корабль "Аполлон" с макетом лунного модуля. А в СССР нет ни мощной ракеты, которая могла бы разогнать для полета к Луне корабль, ни самого корабля. И нет Королева. Он умер в январе 1966-го, спустя восемь месяцев после полета "Восхода-2".

А темп гонки нарастает. Нужно спешить, спешить, спешить... Новые корабли собирают в три смены. Три беспилотных отправляют в космос. Ни один из этих полетов не проходит без замечаний. Тем не менее на 23 апреля 1967 года назначают пуск "Союза-1". На следующий день за ним должен стартовать "Союз-2". В планах их стыковка на орбите. Два космонавта из второго "Союза" должны перейти в первый. Сложнейшая и абсолютно новая операция на "необлетанном" корабле.

Командир "Союза-1" - Владимир Комаров, успешно слетавший на первом "Восходе". Его дублер - сам Юрий Гагарин. Гагарин был последним, кто видел Комарова живым. Он поднялся вместе с ним на лифте на верхнюю площадку фермы обслуживания и подождал, пока закроется люк, успев крикнуть:

- До скорой встречи!

После успеха миссии «Восход-1» советское руководство, мягко говоря, вошло в кураж. Чтобы «утереть нос» Америке Леонид Брежнев запланировал грандиозную космическую миссию. По задумке два корабля Союз-1 должны были вылететь в космос с интервалом в один день, после чего состыковаться друг с другом. Во время стыковки в открытом космосе космонавты должны были поменяться кораблями и вернуться на Землю.Владимир Комаров во время тренировки.

Комаров был назначен командиром и единственным пилотом «Союза-1», который должен был первым отправиться в космос. Тренировки по подготовки шли в авральном режиме. Из-за спешки конструкция корабля была катастрофически недоработана. В качестве дублера Комарова был поставлен Юрий Гагарин, который по совместительству был лучшим другом Владимира.Комаров и Гагарин (слева) на охоте.

И Комаров, и Гагарин понимали, что с большой долей вероятности корабль потерпит крушение, а пилотировавший его космонавт — погибнет. Комарову не раз советовали отказаться от полета, сославшись на болезнь, на что космонавт ответил: «Если я не полечу, они пошлют запасного. Я умру вместо него (Гагарина), надо, чтобы он жил».

Катастрофа

С приближением даты полета вера в успешность миссии пропала не только у Комарова. Предполетные испытания показали полную неготовность корабля к выходу в космос, а уж тем более к стыковке. Техники обнаружили целых 203 конструктивных неисправности. 23 апреля вместе с Комаровым на космодром в полном летном снаряжении прибыл Юрий Гагарин. Он буквально умолял пилотировать Союз-1 вместе с товарищем. Но ни руководство, ни сам Владимир его просьбу не одобрили.Это фото могло бы быть опубликовано в случае успешного полета «Союза-1».

Уже спустя несколько минут Комаров управлял самым сложным кораблем современности, зная практически наверняка, что погибнет. Проблемы начались с самого начала. Ровно в 3 часа 35 минут ракета оторвалась от пусковой позиции. Через 540 секунд корабль вышел на орбиту. В бункере на Байконуре, где оборудован командный пункт, аплодисменты! Но радость сменилась тревогой.

Борис Черток пишет: "Первый доклад телеметристов ударил по натянутым нервам: "Пока не открылась левая панель солнечной батареи..." На следующем витке выясняется - не работает и солнечно-звездный датчик. Это значит, что автоматика корабля не сможет его сориентировать правильно! Удастся ли сделать это вручную?

Комаров (позывной "Рубин") сдержанно докладывает:

- Пытался выполнить закрутку вручную. Закрутка не прошла.

Состыковаться с "Союзом-2" не удастся. Нужно отменять пуск второго корабля. Но Земля упорно советует повторить закрутку. И это раз за разом не получается.

Космическая неудача. И это в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции! Только через несколько часов Госкомиссия решает - пуск "Союза-2" отменить, разработать программу возвращения Комарова.

Сажать "Союз-1" нужно на 17-м витке. Дальше тянуть опасно: может не хватить запасов электроэнергии. Топливо на пределе, и по-прежнему непонятно, как вывести спускаемый аппарат на нужную траекторию...

"Я не сомневался, что Комаров давно понял сложность ситуации. Он не молодой летчик-истребитель, а опытный инженер, летчик-испытатель. Теперь возвращение из космоса будет определять не автоматика, а его самообладание, безошибочные действия", - пишет Черток.

У Земли нет связи с кораблем, он ушел на глухие витки - это когда орбита проходит не над территорией СССР и советские станции слежения не могут установить с ним связь. Коротковолновый передатчик на "Союзе" тоже вышел из строя!

Только на 13-м витке удается "словить" Комарова. Он успевает доложить:

- На ночной стороне трудно ориентироваться по бегу Земли вручную.

Как сориентировать корабль так, чтобы он приземлился к нужной точке, когда под тобой бежит кромешная тьма? Комаров вторые сутки без сна. Не до сна и на Земле. В Главной оперативной группе управления в Евпатории идут бесконечные нервные переговоры с Москвой. Наконец Гос­комиссия дает добро на посадку на 17-м витке. Гагарин передает инструкции Комарову. Космонавту желают успешной посадки...

Проходит полтора часа. Выясняется, что траектория корабля не изменилась. Он не свернул к Земле! Комаров докладывает: "Союз" не послушался, не сориентировался как необходимо. Никаких новых инструкций Земля передать не успевает. Корабль снова уходит из зоны связи.

Подготовить посадку "Союза" на следующем, 18-м витке не удастся. Остается крайний, 19-й виток...

В Евпатории разрабатывают новый сценарий посадки. Гагарин передает инструкции - использовать гиродины (они служат для стабилизации корабля). Комаров подтверждает: все понял!

На 19-м витке Комаров ориентирует корабль. Он входит в плотные слои атмосферы. Бытовой и приборно-агрегатный отсек отлетают, объятые пламенем. Спускаемый аппарат несется к Земле. 24 апреля в 6 часов 22 минуты баллистики подтверждают: корабль идет на посадку в 65 километрах восточнее Орска. В Евпатории облегченно выдыхают...

Около 8 утра Гагарина вызывают к телефону. Москва. Он возвращается хмурый:

- Мне приказано срочно вылетать в Орск. Приземление прошло ненормально. Больше ничего не знаю...

Космонавт самостоятельно запустил двигатели и вручную сориентировал корабль на нужную траекторию. Но самое плохое было впереди. Комаров успешно вошел в слои атмосферы. Запасной тормозной парашют удалось открыть, но основной запутался в стропах и не раскрылся. Аппарат на огромной скорости врезался в землю и загорелся. Космонавт погиб на месте.Все что осталось от корабля.

Тело космонавта превращается в несколько обугленных кусочков, сплавленных с пластиком приборов.Почему так произошло, выясняли десятки комиссий. Модели спускаемых аппаратов сбрасывали с вертолета, пытаясь смоделировать ситуацию. Но всякий раз парашютная система срабатывала. Борис Черток приводит наиболее правдоподобную версию. При подготовке "Союзов" Комарова и Быковского спешили. Крышки парашютных контейнеров не были изготовлены в срок, и сейчас уже не выяснить, чем и как на самом деле закрывали контейнеры...

"Если бы на "Союзе-1" открылись обе солнечные батареи и не было отказа датчиков, состоялся бы пуск "Союза-2", - пишет дальше Борис Евсеевич. - После стыковки космонавты Хрунов и Елисеев перешли бы в корабль Комарова. В этом случае они бы погибли втроем, а чуть позднее с большой вероятностью мог бы погибнуть и Быковский (он должен был стать командиром "Союза-2")".Похоронен первый погибший космонавт был в кремлевской стене.

После этого несчастного случая Советский Союз стал вести более тщательные проверки своих кораблей «Союз». Жаль, что для этого потребовалось человеческая жертва. Комаров навсегда войдет в историю, как великий космонавт, отдавший свою жизнь на покорение космоса.

Давайте вспомним и еще один погибший при полете экипаж космонавтов.

Экипаж космического корабля «Союз-11» в корабле-тренажере.

Теплый июньский день 1971-го года. Спускаемый аппарат корабля «Союз 11» совершил запланированную посадку. В центре управления полетами все зааплодировали, с нетерпением ожидая выхода экипажа в эфир. В тот момент никто еще не подозревал, что советскую космонавтику скоро потрясет самая крупная трагедия за всю ее историю.

Долгая подготовка к полету

В период с 1957 по 1975 годы между СССР и США было напряженное соперничество в области освоения космоса. После трех неудачных запусков ракеты Н-1 стало ясно: Советский Союз проиграл американцам в лунной гонке. Работы в этом направлении без лишнего шума прикрыли, сконцентрировавшись на строительстве орбитальных станций.
Рисунок, изображающий космический корабль Союз-11 и орбитальную станцию Салют, 1971 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Первую ОКС «Салют» успешно вывели на орбиту зимой 1971 года. Следующая цель делилась на четыре этапа: подготовить экипаж, отправить его на станцию, успешно состыковаться с ней и потом несколько недель проводить ряд исследований в открытом космосе.
Стыковка первого корабля «Союз 10» прошла неудачно из-за неисправностей в стыковочном узле. Тем не менее космонавтам удалось вернуться на Землю, а их задача легла на плечи следующего экипажа.
Его командир - Алексей Леонов, каждый день бывал в конструкторском бюро и с нетерпением ждал запуска. Однако судьба распорядилась иначе. За трое суток до полета у бортинженера Валерия Кубасова врачи обнаружили странное пятно на снимке легких. Для уточнения диагноза времени не оставалось, и нужно было срочно искать замену.
Экипаж космического корабля «Союз-11» В.Н.Волков, В.И. Добровольский и В.И.Пацаев на трапе самолета перед отлетом на Байконур, 08 июня 1971 года (Фото: В. Терешкова и Л. Путятина/ТАСС)

Вопрос о том, кто теперь полетит в космос, решался во властных кругах. Госкомиссия сделала свой выбор в самый последний момент, лишь за 11 часов до старта. Ее решение было крайне неожиданным: экипаж меняли полностью, и теперь в космос отправлялись Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

Жизнь на «Салюте-1»: что ждало космонавтов на ОКС «Салют»

Космический корабль Союз-11 на стартовой площадке. Фото © РИА Новости/Александр Моклецов

Запуск «Союза 11» прошел 6 июня 1971 г. с космодрома Байконур. В то время пилоты отправлялись в космос в обычных летных костюмах, потому что конструкция корабля не предполагала использование скафандров. При любой утечке кислорода экипаж был обречен.
На следующий день после старта наступил сложный этап стыковки. Утром 7 июня на пульте включилась программа, отвечающая за сближение со станцией «Салют». Когда до нее осталось не более 100 метров, экипаж перешел на ручное управление кораблем и через час успешно состыковался с ОКС.
Экипаж Союз-11 (тот самый, который был заменен).

После этого начался новый этап освоения космоса – теперь на орбите была полноценная научная станция. Добровольский передал новости об успешной стыковке на Землю, и его команда приступила к расконсервации помещений.

График космонавтов был детально расписан. Каждый день они проводили исследования и медико-биологические эксперименты. Регулярно выполнялись телевизионные репортажи с Землей прямо с борта станции.
Командир космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1».

26 июня (т.е. ровно через 20 суток) экипаж «Союза 11» стал новым рекордсменом по дальности полета и длительности пребывания в космосе. До окончания их миссии осталось 4 дня. Связь с Центром управления была устойчивой, и ничего не предвещало беды.

Путь домой и трагическая гибель экипажа

29 июня пришел приказ о завершении миссии. Экипаж перенес все записи исследований на борт «Союза 11» и занял свои места. Расстыковка прошла успешно, о чем Добровольский сообщил в Центр управления. Настроение у всех было приподнятое. Владислав Волков даже пошутил в эфире: «До встречи на Земле, и готовьте коньяк».

После отсоединения полет проходил по плану. Своевременно запустилась тормозная установка, а спускаемый аппарат отделился от основного отсека. После этого связь с экипажем прекратилась.
Москва. 30 июня. Трагическая весть о гибели экипажа космического корабля

Тех, кто ожидал космонавтов на Земле, это не особо встревожило. Когда корабль входит в атмосферу, по его обшивке прокатывается волна плазмы и антенны связи обгорают. Всего лишь штатная ситуация, связь скоро должна возобновится.

Парашют раскрылся строго по графику, но «Янтари» (это позывной экипажа) до сих пор молчали. Тишина в эфире начала напрягать. После приземления спускового аппарата к нему практически сразу подбежали спасатели и врачи. На стук по обшивке не последовало никакой реакции, поэтому люк пришлось открывать в аварийном режиме.
«Союз-11» после посадки.

Перед глазами предстала ужасная картина: Добровольский, Пацаев и Волков сидели мертвыми в своих креслах. Трагедия потрясла всех своей необъяснимостью. Ведь посадка прошла по плану, и еще недавно космонавты выходили на связь. Смерть произошла от почти мгновенной утечки воздуха. Однако, что ее вызвало, пока было не известно.

Почему погибли советские космонавты

Специальная комиссия буквально по секундам восстановила, что на самом деле произошло. Оказалось, что во время посадки экипаж обнаружил утечку воздуха через вентиляционный клапан над местом командира.

Времени, чтобы закрыть его у них не осталось: для этого требовалось 55 секунд здоровому человеку, а скафандров и даже кислородных масок в экипировке не было предусмотрено.
Похороны членов экипажа Союз-11.

Медицинская комиссия нашла у всех погибших следы мозгового кровоизлияния и повреждения барабанных перепонок. Растворенный в крови воздух буквально вскипел и закупорил сосуды, даже попав в камеры сердца.
У могил советских космонавтов на Красной площади.

Для поиска технической неисправности, вызвавшей разгерметизацию клапана, комиссия провела более 1000 экспериментов с привлечением завода-изготовителя. Параллельно КГБ отрабатывало вариант сознательного вредительства.

Однако ни одна из этих версий не нашла подтверждения. Свою роль здесь сыграла элементарная халатность на производстве. Проверяя состояние «Союза», выяснилось: многие гайки просто не были закручены нужным образом, что и привело к отказу клапана.
Москва. Похороны трагически погибших членов экипажа космического корабля

На следующий день после трагедии все газеты СССР вышли с черными траурными рамками, а любые космические полеты были прекращены на 28 месяцев. Теперь в обязательной экипировке космонавтов предусматривалась скафандры, но ценой этому стали жизни трех летчиков, так и не увидевших яркого летнего солнца на родной Земле.

Светлая им память!

https://novate.ru/blogs/010219/49299/
https://dekatop.com/archives/4376
https://kulturologia.ru/blogs/210817/35580/
https://www.kp.ru/daily/26669.3/3689755/
https://kp.ua/life/573474-trahedyia-souiza-1-kosmonavt-komar...

Картина дня

наверх