На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 969 подписчиков

Свежие комментарии

Пулеметчик Чапаева

Пулеметчик Чапаева

Генерал Эрастов2
В городе воинской славы Коврове чтут земляков, внесших вклад в победу над фашизмом. Но один из таких героев – причем в генеральском звании! – почему-то оказался неоправданно забыт.

Константин Максимович Эрастов. Уроженец Коврова. Известный военачальник. Число его наград говорит само за себя: 3 ордена Ленина, 4 – Красного Знамени, полководческие ордена Суворова и Кутузова двух степеней, не считая многочисленных медалей.

А начинал службу будущий командир корпуса под командой легендарного Василия Ивановича Чапаева!

Уфа, Самара, Пятигорск

Константин Максимович Эрастов родился в Коврове 5 июня 1902 года в семье служащего, предки генерала принадлежали к духовному сословию. Уже в 15-летнем возрасте он после Октябрьской революции записался в Красную гвардию, но фактически службу начал лишь год спустя, в декабре 1918-го, в отряде особого назначения имени М.В. Фрунзе в Иваново-Вознесенске.

Генерал Эрастов3

В феврале 1919 года красноармеец Эрастов был переведен в 220-й Иваново-Вознесенский полк, вошедший в состав 25-й стрелковой дивизии. Этой дивизией командовал легендарный Василий Иванович Чапаев. Под его командой Эрастов, будучи уже командиром взвода, а потом и начальником полковой пулеметной команды, участвовал во взятии Уфы и Уральска летом 1919-го. После гибели начдива 5 сентября того же года во время прорыва белоказаков к городу Лбищенску 25-я дивизия получила почетное наименование имени В.И. Чапаева.

В составе той же дивизии Константин Эрастов в январе 1920 года участвовал во взятии Гурьева. В мае 1920-го Чапаевскую дивизию перебросили на Западный фронт против поляков. Там Эрастов был трижды ранен и контужен и оказался в госпитале в Самаре. В строй 18-летний ветеран вернулся лишь в декабре 1920-го, назначенный командиром взвода 6-го запасного полка в Костроме, а потом съездил в командировку в Самарскую губернию в составе отряда по борьбе с бандитизмом. Вскоре Константина направили на курсы комсостава в Пятигорск, а потом в Иваново-Вознесенск. Осенью 1923 года он был назначен в 74-й Крымский стрелковый полк, где занял должность помощника командира роты. В июле 1924-го его перевели в 6-ю Харьковскую пехотную школу командиром курсантского взвода, потом – на такую же должность в Сумской пехотной школе.

В сентябре 1925 года Эрастов продолжил службу в полевых частях в качестве командира роты 137-го стрелкового полка 46-й стрелковой дивизии Уральского военного округа. В апреле 1930-го молодого командира отправили на учебу в Военную академию имени М.В. Фрунзе в Москву. После успешного окончания академического курса в мае 1933 года Эрастов получил назначение в 31-ю механизированную бригаду Ленинградского военного округа.

До самой Победы

В январе 1938 года полковник Константин Эрастов был назначен начальником штаба 33-й стрелково-пулеметной бригады того же военного округа. В ту пору в армии, как и повсюду в стране, шли массовые репрессии, но Константин Максимович печальной участи попасть во «враги народа» избежал и даже продвинулся в карьере за счет дефицита командных кадров после бесконечных «чисток». В июле 1939-го Эрастов в качестве комбрига принял участие в боях с японцами на реке Халхин-Гол. Отличившегося военачальника сразу же назначили командиром 93-й стрелковой дивизии Забайкальского военного округа, стоявшей в Чите. Там получивший звание генерал-майора Константин Максимович встретил начало Великой Отечественной.

В октябре 1941 года 93-я стрелковая дивизия была переброшена на Западный фронт и вступила в бой с гитлеровцами на подступах к Малоярославцу, вела оборонительные бои на малоярославском и наро-фоминском направлениях, а в декабре во время контрнаступления освободила город Боровск, за что комдив получил орден Красного Знамени. Правда, первоначально его представили к ордену Ленина, но в вышестоящем штабе награждение «урезали».

В марте 1942-го генерала Эрастова назначили командиром 12-й гвардейской стрелковой дивизии, которая в апреле освободила город Брынь Калужской области. Там комдив получил тяжелое ранение и его отправили в госпиталь. В июне 1943-го генерал-майор Эрастов был назначен командиром 46-го стрелкового корпуса, во главе которого принимал участие в Орловской и Брянской наступательных операциях.

Его корпус освободил города Волхов, Карачев, Климовичи, Кричев, за что комкор был награжден орденом Суворова 2-й степени. После форсирования реки Десны генерал получил новое ранение и контузию.

Из госпиталя Эрастов подоспел как раз к наступлению в Белоруссии и участвовал в прорыве обороны немцев у города Брест, форсировав Западный Буг и перейдя госграницу СССР. При обороне плацдармов на западном берегу реки комкор умело организовал отпор атакующим немецким танкам, за что был награжден еще одним орденом Красного Знамени и получил звание генерал-лейтенанта.

В победном 1945-м корпус Эрастова вошел в состав 65-й армии 2-го Белорусского фронта и отличился в Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях, брал города Данциг и Штеттин. За эти бои корпус получил почетное наименование «Штеттинский» и орден Красного Знамени, а его командир – орден Ленина. Великую Отечественную генерал-лейтенант Эрастов закончил в городке Барт в Северной Померании на берегу Балтийского моря.

Отец-командир

Многочисленные мемуары говорят о том, что Константин Эрастов был отцом-командиром. Вот что пишет о нем один из его подчиненных: «Была у генерала Эрастова замечательная черта – он никогда не подставлял подчиненного под удар. Какие бы недостатки ни обнаружил в корпусе командарм, будь то по линии артиллерии, связи или снабжения, Эрастов отвечал: «Виноват, товарищ командующий, оплошал. Исправлю…» А уже потом он собирал своих офицеров, видевших, как он их грехи принимает на свою широкую спину, и говорил: «Ну, братцы, а как же дальше?..» Разноса, собственно, уже не требовалось, люди расходились по местам с мыслью – в лепешку разбиться, но своего комкора впредь не подводить».

В мае 1946-го корпус Эрастова расформировали, а генерал занял должность начальника управления боевой и физподготовки Дальневосточного военного округа, а потом направлен на учебу в Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова, которую окончил с отличием. В феврале 1950-го К.М. Эрастова назначили командиром 36-го стрелкового корпуса Прибалтийского военного округа. Оттуда он в декабре 54-го перешел на должность 1-го заместителя командующего Северо-Кавказской армией ПВО. В апреле 1956 года 53-летнего генерала отправили в отставку – в ту пору шло массовое сокращение армии и флота (за два года было уволено более 1 млн 800 тысяч военнослужащих).

Остаток своих дней генерал-лейтенант Эрастов провел в Ростове-на-Дону, где скончался 9 мая 1967 года в возрасте 65 лет и был похоронен на Братском кладбище. Там установлен памятник, который находится далеко не в лучшем состоянии. Имя и фамилия Константина Максимовича Эрастова увековечены на одной из плит мемориала «Воинам-сибирякам» Ленино-Снегиревского военно-исторического музея Подмосковья. И лишь на его родине в Коврове нет ни улицы, ни хотя бы памятной доски в честь выдающегося земляка.

Генерал-лейтенант К. М. Эрастов был требовательным начальником, но мы чувствовали, что он видит в командире дивизии, полка или батальона не просто исполнителя, винтик в огромной военной машине корпуса, но – человека.

Из мемуаров сослуживца

ЦИФРА: 1,8 млн военнослужащих были уволены из Советской Армии в 1956-1957 годах

На фото: Генерал Константин Максимович Эрастов и бойцы Чапаевской дивизии.

http://www.prizyv.ru/archives/378466

Картина дня

наверх