На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Алексеенко
    Но проблема состоит в том, что Таджикистан, впрочем, так же как Казахстан, Армения и прочие постсоветские страны нахо...Таджикистан после...
  • Silver Kont
    Точики решили показать зубы? А если русские с ноги по этим зубам заедут?... Задержание российского гражданина без осн...Таджикистан после...
  • галина
    Может настала пора ницонализировать не только рыбную промышленность, но и недра. Сколько можно красть народное достоя...Россия возвращает...

Москва. Путешествия во времени - 3

Первая часть

Вторая часть

На открытке 1905-го года практически неизменившаяся гостиница Националь, но речь сегодня пойдет о часовне Александра Невского, расположенной на фото слева. Установлена была в 1883-м году в честь героев Русско-турецкой войны (1877-1878), выполнена в необычном "египетском" стиле, верх часовни увенчан шапкой Мономаха с крестом. В 1922-м году была разобрана и, похоже, стала первым зданием религиозного культа в столице, которое постигла эта незавидная участь.

Любопытно, что во время строительства ТРК на Манежной площади был обнаружен фундамент часовни и у Ю.М. Лужкова (RIP) возникла идея о её восстановлении. Зураб Церетели даже приступил к её изготовлению, но планам не суждено было сбыться. Тем не менее скульптор завершил свою работу и взглянуть на часовню, выполненную из хрусталя, можно в музее современного искусства на Гоголевском бульваре. 

Верхнее фото склейки почти 120-летней давности, сделанное в 1900-м году, удивляет прежде всего отсутствием зелени, к которой мы так привыкли, как перед Большим, так и через Театральный проезд ближе к Красной площади. Однако до 1911-го года площадь была лишена насаждений, представляя собой плац-парад для смотров и прочих военных экзерсисов.

Отсутствие знакомого англоготического силуэта ЦУМа так же привлекает внимание. "Мюръ и Мерилизъ", первый в России магазин для среднего класса пока занимает эти торговые площади. Всё погибнет в пожаре в том же 1900-м году, а привычный нам магазин распахнёт свои двери для покупателей в 1908-м. Кстати, это будет первое в Москве здание из метконструкций и бетона, технологии строительства американских небоскрёбов. Было оснащено двумя лифтами и вращающимися дверями на входе. Национализировано в 1918-м году. Фото 1930-го года на склейке, на мой взгляд, удивительным образом пока ещё передаёт атмосферу дореволюционной Москвы. Деловая часть европейского города с магазинами, офисами, ресторанами и гостиницами. Одна из них перед вами, второе здание справа из темно-красного кирпича. Это "Лоскутная" одна из известнейших дореволюционных гостиниц будущей столицы.

Построенная в 1877-м году купцами Мамонтовами, названа по переулку, на углу которого расположена, несмотря на звучные французкие названия у конкурентов: "Метрополь", "Националь", "Континенталь". Одной из первых в конце 19-го века установила телефоны во всех номерах, осуществляла трансферы с/на вокзалы на собственном транспорте. Среди известных постояльцев: Достоевский, Толстой, Чехов, Лесков, Бунин, Есенин. Остатки квартала с "Лоскутной" будут снесены в 1938-м году. На верхнем фото склейки 1934-го года вовсю кипит работа и возводится здание Совета труда и обороны (СТО), нынешняя Госдума РФ, под которое было расчищено пространство от дореволюционной застройки. Любопытно, что на этом участке изначально планировали строить гостиницу Интурист, но в итоге отказались в пользу СТО. Архитектор А.Я. Лангман до этого уже отметился двумя крупными проектами: стадион "Динамо" и дом общества "Динамо".

Мною неоднократно отмечено отсутствие существенной механизации в те годы для подъема, к примеру, плит перекрытий или раствора для монолита. Та же гостиница "Москва" через дорогу была снесена в том числе и из-за многочисленных деревянных перекрытий. По крайней мере так звучала официальная версия.Еще одно фото более, чем вековой давности, удивительного качества, на котором перед нами Моисеевская площадь в 1914-м году с привязкой к едва попавшему слева в кадр "Националю". С этого ракурса одновременно можно видеть Храм Параскевы Пятницы и Часовню Александра Невского, но рассказать хочу сегодня о самой площади.

Название позаимствовала у женского Моисеевского монастыря, который был основан на этом месте Иваном Грозным в середине XVI века. Было здесь и кладбище, однако в 1787-м году монастырь разобрали и устроили площадь. В 1995-м году в ходе раскопок перед строительством ТРК на Манежной площади был обнаружен некрополь монастыря с более, чем 600-ми захоронениями. На верхнем фото склейки 1911-го года нас встречает только-только разбитый в том же году сквер на Театральной площади. Центром которого в этой части рассеченной пополам площади является фонтан Витали, старейший сохранившийся фонтан столицы, установленный на этом месте в 1835-м году. Вода в него подавалась из сети Мытищинского водопровода и разбиралась нуждающимися, например банями, некогда стоявшими на месте г-цы "Метрополь".

Но особенно хочется отметить два, спускающихся под землю входа из белого кирпича в левой части кадра. Это один из первых и точно первый подземный общественный туалет раздельного пользования в столице. Был электрифицирован и снабжался печным теплом, делился на два отделения: платное и бесплатное. За плату посетитель получал полотенце, мыло и туалетную воду. Только взглянув на верхнее фото склейки 1895-го года можно отчётливо представить, что основная функция фонтана Витали в те годы была отнюдь не привычной нам декоративной, а натурально водоразборной. У фонтана, который сегодня является украшением сквера напротив г-цы Метрополь имелось несколько отводов, запитывавших водой Долговую тюрьму, которая находилась на месте нынешнего Государственного исторического музея войны 1812-го года, и так называемые "Челышевские" бани.

На заднем плане в левой части кадра хорошо видна и гостиница того же купца Челышева. Она наряду с банями формировала, если можно так выразиться, гостинично-банный комплекс, весьма популярный среди москвичей в те годы.Современнику сложно представить, что когда-то г-ца "Метрополь" выглядела как-то иначе, чем тот образец модерна, к которому мы привыкли с детства. Однако благодаря отличному фото и ракурсу на верхнем фото склейки 80-х годов позапрошлого(!) века перед нами предстаёт во всей красе тех лет г-ца её основателя купца Челышева.

Которая не будет снесена после приобретения Саввой Мамонтовым в 1898-м году, а после основательной перестройки ляжет в основу его грандиозного проекта по строительству культурного центра, в котором гостиница занимала бы отнюдь не ведущее место. Основные площади отдавались театру на 3000 мест, выставочным залам, зимнему саду и даже катку. Однако разорение мецената не позволило осуществиться намеченным планам. "Метрополь" стал синонимом фешенебельного отеля и ресторана под куполом, именно там где планировался театр. На экране редкая удача, когда удаётся точно идентифицировать дату съёмки фото более, чем вековой давности. Перед вами пожар, имевший место в пристройках Малого театра и Александровском пассаже, в свою очередь примыкавшему к "Мюръ и Мерилизъ" (нынешнему ЦУМу).

2-го мая 1914-го года в пристройках, где хранились декорации Императорских театров, в том числе балета "Жизель" и постановки "Макбет", вспыхнул пожар, который уничтожил практически всё. На фото запечатлена фаза, когда пожар уже локализован и взят под контроль. Однако пожар и тушение были сняты на киноплёнку (0:57с), которая дошла до наших дней, поверьте мужество и профессионализм огнеборцев впечатляет. Выкладываю ниже. 

Всё же неумение или нежелание сохранять исторический облик города появилось не сегодня, и даже не вчера. В качестве примера, взгляните на фото начала 70-х годов 19-го века. Ни одно из зданий в самом сердце города не сохранилось до наших дней.

Исключение составляют новодел в виде Воскресенских ворот и примыкающий к ним справа Дом губернского правления, лишенный ратушной башни. Слева направо:

Каменная ратуша, выстроенная по приказу Петра I в 1700-м году, в которой располагались органы городского самоуправления, Главная аптека, Московский университет. Разобрана в 1874-м году.

Казанский собор, на фото видна только его трехъярусная колокольня, несчитанное кол-во раз подвергавшийся перестройкам с момента основания в XVII-м веке. Разобран в 1936-м году. Восстановлен в ином обличии и открыт в 1993-м году.

Верхние торговые ряды, попавшее в кадр его левое крыло, уже перестроенное в стиле классицизма после пожара 1812-го года просуществуют до 1888-го года. Благодаря фото начала прошлого века со склейки мы можем иметь представление о том, как в то время выглядел Казанский собор на Красной площади. Поводом для его строительства еще в дереве послужила победа в битве на Девичьем поле 1612-го года, в ходе которой польско-литовское войско пыталось пробиться к Кремлю, в котором держали осаду их соотечественники.

Средства на строительство выделил Дмитрий Пожарский, им же перенесена в собор главная святыня православной Руси икона Казанской Божьей Матери. Уже в каменном соборе осенью 1812-го года состоялся молебен во спасение Российского государства, в числе участников которого был и М.И. Кутузов. Колокольню снесли в 1929-м, а собор в 1936-м. Восстановленный в 1993-м году вариант знаком, думаю, каждому. А какое исполнение ближе вам?

Весьма неожиданное место было выбрано для инсталляции любопытного образца советского агитпропа, посвященного лозунгу: "Даешь пятилетку в четыре года!". На фото 1931-го года фигура рабочего наглядно демонстрирует процесс замены "5 в 4" на месте снесенной в 1929-м году Иверской часовни.

Оказывается у московской часовни были сестры-близнецы, построенные в Томске (1858-1932), в Харбине (1933-1966) и Белграде (1931- ). Еще одним любопытным фактом представляется то, что Дж. Оруэлл автор "1984" придумал один из лозунгов в своей книге "2+2=5" обыграв вышупомянутый советский вариант. Фотографии, на которой запечатлён котлован будущего Государственного исторического музея (ГИМ), без малого 150 лет. Уже давно к тому моменту обсуждавшуюся идею создания музея окончательно было решено воплотить в жизнь после проведения в Москве политехнической выставки в 1872-м году. В конкурсе проектов с исключительно исконной русской архитектурой победил внук англичанина, москвич во 2-м поколении В.О. Шервуд.

Архитектура ГИМ задала тон строительству в Москве на долгие годы вперед, яркие примеры псевдорусского стиля нынешний музей войны 1812-го года и ГУМ. Примечательно, что первый камень в основание ГИМ заложил Александр II. А одним из вариантов размещения музея было место, где сейчас находится мавзолей. Уникальное фото 1874-го года здания Земского приказа сделано буквально перед сносом, работы уже ведутся. Выстроен в стиле московского барокко по приказу Петра I в 1699-м году, как ратуша, для органов городского самоуправления. После окончания строительства несколько помещений на втором этаже были выделены для Главной аптеки, а на башне каждый полдень играла музыка.

Чуть позднее по приказу Петра I здесь же была открыта единственная в Москве аустерия, питейный дом на западный манер для иностранцев и русской аристократии. Но в 1755-м году злачному заведению пришлось уступить своё место Московскому университету на 100 человек, который располагался здесь пока не был достроен комплекс на Моховой дня него. Фотография была изобретена спустя 10 лет после того, как Наполеон бежал из Москвы. Поэтому чтобы взглянуть на события тех лет, необходимо обратиться к графике, весьма, хочется отметить, реалистичной. Согласно приказу Наполеона Кремль должен был быть взорван, но к счастью для нас, задача эта оказалась невыполнимой в суматохе отступления. Тем не менее, Никольская башня оказалась в числе пострадавших, т.к. находившийся рядом Арсенал был полностью уничтожен взрывом.

На рисунке видно, что башня сильно повреждена, но устояла. Более того, киот с иконой "Николы Можайского" уцелел над входом, что почиталось за чудо, доброе знамение и было увековечено мраморной доской под ней со словами Александра I. В 2010-м году икону освободили от слоя штукатурки, после чего она была отреставрирована и открыта для обозрения.Глядя на Никольскую башню не покидает ощущение её заметного отличия от общей кремлёвской архитектуры. Все дело в восьмигранном ярусе с шатром на четырехугольном основании, так называемый "восьмерик на четверике" и четырёх башенках-фиалах. Восьмерик, башенки, а также каменный орнамент выполненные в готической манере появились в 1806-м, как замена обветшавшему шатру-предшественнику, не имевшему ничего общего с готикой.

Готические же мотивы по замыслу создателей должны были подчеркнуть средневековые корни крепости. В те годы подобные вольности допускались. Обратите внимание на фото 1883-го года, где слева от башни находится часовня Николая Чудотворца, а справа Александра Невского, разобраны в 20-е годы прошлого века. Спустя столетие после нашествия Наполеона и последствий взрыва Арсенала Никольской башне вновь досталось "на орехи", на этот раз от соотечественников. В октябре 1917-го года большевики, встретив ожесточенное сопротивление со стороны гарнизона Кремля, состоявшего из юнкеров и офицеров, решили осуществить штурм с помощью артиллерии. На фото 1917-го года последствия гаубичного обстрела прямой наводкой со стороны Никольской улицы, т.к. тяжелые ворота не поддавались более легким орудиям. Надвратная икона была серьезно повреждена, годом позднее в ходе работ по реставрации Кремля была отремонтирована башня и частично икона, чтобы затем скрыться за слоем штукатурки в 30-х годах. Любопытный факт: большевики всерьёз обсуждали применение авиации с Ходынского поля в ходе штурма. Наверняка те, чьё детство пришлось еще на времена СССР помнят чтение о строительстве временного деревянного мавзолея в 30-градусный мороз для похорон Ильича. На фото 1924-го года можно взглянуть на получившийся результат. Дело в том, что на всё про всё, включая проектирование, выемку грунта и строительство было 72 часа.

Что сказалось на итогах, отказались от устройства колонн в усыпальнице. А вестибюль для выхода слева на фото был декоративным, установили для симметрии сооружения. Кстати, скульптура со знакомым приветственным взмахом руки принадлежит не Ленину, как может показаться на первый взгляд. Это фигура рабочего с шапкой в руке у наковальни, который встречает демонстрации на Красной площади. При артобстреле в октябре 1917-го года пострадал наш сегодняшний главный новогодний атрибут Куранты на Спасской башне. Как видно на фото склейки слева, один из снарядов попал точно в циферблат, перебив стрелку и повредив механизм часов внутри. Лишь спустя год ход Курантов был восстановлен вновь. Слева и справа от башни располагаются Спасская и Смоленская часовни, появившиеся на этом месте в камне в 1803-м году.

Любопытно, что в Спасской находилась икона в память о спасении Александра II во время покушения 1866-го года в Санкт-Петербурге, а в Смоленской о его спасении 1867-го года в Париже. Всего на императора-освободителя было совершено шесть покушений, седьмое оказалось роковым. Часовни будут разобраны во второй половине 20-х годов прошлого столетия. Советский режим, как и любой, пришедший к власти в ходе революции, нуждался в пропаганде собственных ценностей среди масс. На фото 1918-го года перед нами торжественное открытие на Театральной площади у г-цы Метрополь памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу, на котором с речью выступает В. Ленин. Однако спешка в подобных вещах оборачивается отрицательным результатом. Использование дешевых материалов, весьма посредственная передача сходства, а главное неудачная композиция, в которой две скульптуры по пояс скрываются в постаменте привели к его скорому демонтажу через несколько месяцев.

Позднее в 1920-м году В. Ленин лично заложил первый камень будущему памятнику К. Марксу, который будет реализован уже при Хрущеве в 1961-м году и стоит до сих пор на площади. До 30-х годов прошлого столетия открыточный вид на Васильевский спуск и Покровский собор выглядел вот так. На площади слева от квартала у стен Кремля до революции регулярно устраивали базар с лоточной торговлей. На фото склейки виден и предшественник Б. Москворецкого моста 1829-го года постройки уже с каменными быками и металлическими пролетами.

В рамках генплана реконструкции столицы 1935-го года квартал и мост были снесены для строительства нашего современника, завершенное в 1938-м году. Мост должен был стать стартовой точкой луча на юг до Добрынинской площади, который планировалось прокинуть через улицу Б. Ордынка, для чего необходимо было её спрямить и расширить до 60 метров. Для примера ширина нынешнего моста 40 м, что, кстати, позволило в 1987-м году приземлиться на него западногерманскому пилоту на легкомоторном самолете. На фото 1918-го года в Александровском саду возле Итальянского грота происходит открытие памятника М. Робеспьеру. Это один из 12-ти памятников в рамках ленинского плана "монументальной пропаганды" к первой годовщине Октябрьских событий. Однако, спустя уже три дня скульптуру обнаружили в виде груды осколков возле постамента. Было проведено расследование, но в прессе выдвигались разные версии произошедшего.

Например, газета "Правда" заявляла, что памятник был взорван, а слухи добавляли масла в огонь, дескать, гранату метнули белогвардейцы. А вот другой орган печати "Известия" выдвигал теорию, что всему виной неправильное расположение центра тяжести. Еще одна версия, что виноват дешёвый бетон, который впитал в себя осадки и под действием отрицательных температур рассыпался, в печати опубликована не была. Что думаете? Наводнение 1908-го года позволило москвичам на некоторое время почувствовать себя жителями Венеции. На фото участок Софийской набережной со стороны нынешнего Б. Москворецкого моста в сторону Б. Каменного. Где в изначальном виде можно увидеть, так называемое "Кокоревское подворье", здание примыкающее к колокольне Храма Софии Премудрости Божией.

Названо по имени основателя и владельца купца Кокорева, закончившего в 1864-м году его строительство. Подворье являло собой первый в тогдашней России, как мы сейчас выразимся, многофункциональный деловой центр. В торговой части находились дорогие магазины, а для гостей были доступны 300 номеров. Спустя два года после открытия здесь останавливалась делегация Конгресса США, а среди наших соотечественников посетителями были в том числе Л.Н Толстой, П.И. Чайковский, В.Д. Поленов. В первой половине XX-го века были надстроены 4 этажа, исказившие первоначальную архитектуру. От Тверской площади конца 20-х годов прошлого столетия на фото осталось лишь здание института В.И. Ленина (нынешний РГАСПИ). В центре площади стоит монумент советской Конституции, построенный к первой годовщине Октябрьских событий, являясь центральным памятником ленинского плана монументальной пропаганды. Не забыли оборудовать его и балконом-трибуной для приветствия с неё демонстрантов на Тверской.

26-метровый обелиск с выдержками в основании из первой советской Конституции 1918-го года венчала статуя Свободы. Простоял монумент до весны 1941-го года, использование недорогих и недолговечных материалов привело к серьезному обветшанию, в связи с чем решили демонтировать без восстановления. Голова статуи Свободы чудом оказалась в коллекции Третьяковской галереи. Хочу поделиться еще несколькими фактами и фотоматериалами об обелиске советской конституции. Когда узнал, что монумент был оборудован трибуной, вглядывался в фото и долго не мог понять, где она может быть. Хорошо, что сохранилась кинохроника одного из выступлений 1923-го года, благодаря которому понимаешь, что небольшой балкончик под статуей и есть искомый элемент.

Надо отметить, что с момента открытия в 1918-м году и до появления второго мавзолея это была трибуна №1 в Москве. Памятник был демонтирован апрельской ночью 1941-го года посредством подрыва, на утро, оказавшийся на месте сотрудник Третьяковки, увез голову в музей. Там обломок сохраняли незарегистрированным в подвалах до 1967-го года, когда его впервые и продемонстрировали публике. В начале прошлого столетия всё, включая архитектуру, менялось стремительно. Верхнее фото Тверской площади на склейке середина 10-х годов, нижнее конец 20-х, около 15-ти лет разницы. До советской власти в центре Тверской площади стоял памятник "белому генералу" герою русско-турецкой войны М.Д. Скобелеву (в х/ф "Турецкий гамбит" его прототипа играет А. Балуев"), открытый в 1912-м году, тогда же площадь переименовали в Скобелевскую. Обратите внимание на шикарнейшие фонарные столбы по периметру монумента.

На заднем плане красуется двухэтажное здание с колоннадой в стиле ампир. Своеобразный многофункциональный городской комплекс, включавший в себя: полицейскую часть, пожарное депо с каланчой и конюшней , гауптвахту и даже на какое-то время тюрьму с камерами для политзаключенных. Сносили поэтапно, памятник в 1918-м, здание частями с 1923-го года.

Ракурс фото середины 10-х годов прошлого столетия позволяет увидеть на тогдашней Скобелевской, ныне Тверской площади гостиницу "Дрезден" . В ней останавливались Тургенев, Некрасов, Островский, ушёл из жизни художник Суриков. Внешне здание гостиницы выглядит вполне себе завершенным ансамблем, но начиналось оно как 1-этажный дом в начале 19-го века, который надстраивали этаж за этажом на протяжении целого столетия.

Пока после реконструкции площади и Тверской улицы он не стал выглядеть так, как на фото. Кто-то из читателей может посетовать: ну вот, вновь такую красоту снесли. Не совсем, приглядевшись видно, что "Дрезден" встроен в качестве восточного крыла гигантского дома №6 по Тверской улице, законченного в 1939-м году. Внутри до сих пор можно встретить былое великолепие интерьеров гостиницы. С 1912-го до 1954-го года на нынешней Тверской площади успели сменить друг друга три памятника. Последний Юрию Долгорукому задержался и прижился, хотя судьба у него, как водится, непростая. На пустующей с 1941-го года площади в дни празднования 800-летия столицы заложили камень на месте будущего памятника. Годом ранее по распоряжению И.В. Сталина в Киев была направлена группа археологов с целью найти останки князя и перезахоронить их в дни торжеств в Москве. А антрополог в составе группы должен был по черепу восстановить княжеский лик. Однако захоронение оказалось ложным, и образ князя является плодом фантазии скульптора.

Бытует легенда, что когда проект презентовали вождю, единственное замечание оказалось к кобыле, которой повелели быть жеребцом! Памятник открыли уже после смерти И.В. Сталина в 1954-м году, и тоже по легенде он не нравился Н.С. Хрущеву, а особенно мужественность жеребца, из-за чего тот был превращен в мерина. Благодаря аэрофотосъемке начала 30-х годов прошлого века есть возможность взглянуть на застройку района на месте нынешнего парка "Зарядье". Кстати, топоним означает территорию "за рядами", т.е. за Нижними торговыми рядами. В этом месте, начиная с XII века, селились коммерсанты и люд, живший с торговли, благодаря расположенной в этом месте пристани на Москва-реке. Весьма престижный район после гибели деревянной постройки в пожаре 1812-го года был застроен каменными зданиями средней этажности.

Площади в них сдавались в аренду простолюдинам. С 1826-го года Зарядье стало единственным местом, где было разрешено останавливаться в Москве еврейским купцам. В следствие чего квартал стал местом компактного проживания еврейских семейств вплоть до масштабного принудительного выселения в 1892-м году. После чего Зарядье стало превращаться в неблагополучные трущобы. В сентябре прошлого года перед Политехническим музеем открылась пешеходная зона "Музейный парк". На этом месте с первой половины XIX века находился доходный дом генерала С.П. Шипова, героя войны 1812-го года. Генерал весьма оригинальным образом подходил к философии доходного дома, разрешал селиться в неограниченных количествах без регистрации, а плату с проживающих не брал. Нетрудно догадаться, что подобный подход привел к тому, что дом, занимавший небольшой квартал перед музеем, превратился в натуральную бандитскую "малину".

Тот факт, что власти города не сумели никак повлиять на генерала, позволил дому называться "Шиповской крепостью". Лишь после смерти Шипова в 1876-м году был наведен порядок, и учрежден приют для неимущих. В 1890-е произвели ремонт, превратив бывшую крепость в образчик эклектики, и в таком виде она дожила до самого сноса в 1966-м году.На открытке 1935-го года запечатлено здание нынешней мэрии Москвы в самый канун масштабных событий по его реконструкции и перемещению. Законченное в 1782-м году оно было выкуплено казной три года спустя для устроения в нём резиденции московского генерал-губернатора вплоть до 1917-го. Не без потерь, но сумело пережить нашествие Наполеона и последующий пожар. С течением времени подвергалось внутренним перестройкам и усовершенствованиям. Так в конце 19-го века был подведён водопровод, устроено отопление и электрификация, установлены два лифта.

В 1937-м году в ходе расширения нынешней Тверской улицы здание весом в 20к тонн было отодвинуто вглубь на 14 метров за 41 минуту, что позволило установить мировой рекорд в этой области. Позднее в 1947-м году были надстроены два этажа и отдекорирован центральный вход. Тогда же жёлтый окрас сменили на тёмно-красный. Г-ца "Москва" на Охотном ряду, занимающая целый квартал, обрела свой окончательный вид не сразу. 30 лет она выглядела, как на верхнем фото склейки 1956-го года. Вытянутое 5-этажное здание на первом плане это бывшая г-ца "Гранд Отель", распахнувшая свои двери после ремонта в европейском духе в 1895-м году. Славилась своим рестораном, который привлекал представителей творческой богемы: Чехов, Бунин, Чайковский, Римский-Корсаков.

В 1966-м году началось строительство второй очереди г-цы "Москва", приняв решение взять за основу и надстраивать "Гранд Отель". Что чуть не привело к катастрофе, когда заканчивали 11-й этаж стены отеля стали давать трещины. Пришлось решать данную проблему посредством укрепления, в следствие чего задержали открытие до 1977-го года.

При первых Романовых ул. Покровка стала главной монаршей дорогой в резиденции Измайлово и Рубцово. В этой связи здесь стала селиться знать и богатые горожане. Благодарю одному из них купцу Сверчкову Москва приобрела в 1699-м году "восьмое чудо света", так прозвали Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Она представляла собой вершину архитектурного стиля "московского барокко", став национальным и духовным символом столицы. Воодушевляла и вдохновляла многих зодчих, в том числе гениального В.В. Растрелли.

А для Ф.М. Достоевского была любимейшей церковью, и каждый раз, бывая в Москве, он ехал молиться на Покровку. Согласно легенде, восхищенный Наполеон повелел охранять её от мародёров и пожара, по другой же приказал разобрать по кирпичику и перенести в Париж. Церковь была уничтожена в 1936-м году "в виду острой необходимости расширения проезда по ул. Покровка". Еще несколько слов о Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. На фото начала 30-х годов ракурс со стороны Садового позволяет самостоятельно оценить насколько сооружение религиозного культа мешало удовлетворить "острую необходимость в расширении проезда". Высокий подклет занимает пешеходную часть улицы, но сквозная галерея позволяет по ней свободно передвигаться.

Разрушенного, конечно, не вернуть, но есть крупицы, которые удалось сохранить при уничтожении. Справа на склейке элементы наружного декора церкви, интегрированные в стену ограды Донского монастыря. А в 2004 году произошла своего рода сенсация. В 2-х этажном домишке, который на фото расположен за церковью, во время ремонта обнаружили стену первого яруса колокольни и части крыльца церкви с элементами украшений. Все это восстановлено и доступно для обозрения посетителям кафе, которое располагается по этому адресу: Покровка, 5/5. 

___________________________

Пока, думаю, достаточно...

https://t.me/Moscow_Time_Machine

Картина дня

наверх