Памятники искусства русских славян и их соседей до XII века : 28 таблиц с 228 рисунками, под редакцией и с объяснительным текстом Н. Е. Макаренко. — С.-Петербург : Издание Я. Башмакова и Кº, 1914. — [2] с., 16 стб., 28 л. ил.Предисловие
Первый выпуск настоящего издания посвящен памятникам искусства у народностей, населявших современную нам территорию Европейской России в период образования Русского государства и первые века его существования до XII в.
Наибольшее количество досель известных предметов древности художественного значения принадлежит наиболее значительным народностям данного времени. Литовские племена на северо-запад, многочисленные народности финского племени на севере и северо-востоке, наконец, различные кочевые народности юга и юго-востока окружали постепенно разраставшуюся восточную ветвь славян, подвинувшуюся с Карпатских предгорий на русскую равнину. На таблицах альбома даны лишь те произведения, в которых явно выражено стремление мастера к красоте, к декоративному украшению, притом предметы наиболее характерные для времени и народности. Большая часть вещей относится к Х и XI вв. Памятники, выходящие хронологически за пределы этого времени, привлечены, главным образом, в качеств материала сравнительного, дающего некоторое представление об эволюции художественных форм.
Литве посвящены табл. I-III.
Финнам принадлежат вещи табл. X, XIV, XVI, XVII.
Предметы обычно называемые готскими табл. XIX и XX.
Древности кочевников представлены на табл. XXI.
Хазаро-аланские вещи представлены на той же табл. XXI.
Русским древностям посвящены табл. IV-IX, XI-XII, XXII-XXVIII.
Николай Макаренко
Объяснительный текстТаблица I. Древности Литвы VI-VIII вв.
Мощинский клад. Большой клад предметов убора, найденный в Масальском у., Калужской губ. между дер. Ульянино и Мощины, в городище, называемом ,,Мощинский городок", в 1888 году. Городище лежит на высоком, правом берегу р. Пополты. Все предметы клада по времени относятся к VI-VIII векам. Вещи украшены красной, бирюзовой и голубой эмалями как на подобных же предметах из Виленской губернии (см. табл. II. Рис. 3 и 4).
Рис. 1. Треугольные бронзовые прорезные бляхи, составляющие часть женского убора; покрыты красной и бирюзовой эмалью. Техника производства этого рода эмалей следующая: в металле вырезается желаемой формы углубление; насыпается туда стекловидный, требуемого цвета и тона, сплав, предварительно превращенный в порошок, и ставится на огонь для обжига. После обжига, когда порошок сплавится, поверхность шлифуют.
Рис. 2. Подвеска покрытая подобной же эмалью.
Рис. 3. Бронзовая фибула с эмалью.
Рис. 4 и 5. Две бронзовых подвески с эмалью.
Рис. 6. Прорезная, украшенная эмалью, фибула.
К той же культуре принадлежат два массивных бронзовых браслета, украшенных на ажурном щитке эмалью оранжевого цвета (изображены на таблице II, рис. 3 и 4).
Все предметы находятся в Историческом Музее в Москве.Таблица II. Древности Литвы VI- VIII вв.
Рис. 1. Круглая медная бляха исполненная из проволоки, спаянной между собой. С круглым отверстием в центре и ажурным бортом. Из Ковенской губернии.
Рис. 2. Круглая медная, слегка выпуклая, фибула-бляха с каймой из веревочного орнамента; с четырех сторон - ажурные отростки. Из Ковенской губернии.
Рис. 3. Широкий медный браслет с тремя продольными рельефными ребрами и двумя поперечными перемычками, ограничивающими средний щиток, украшенный эмалью. Из Мощинского городка, Калужской губернии. (См. табл. I).
Рис. 4. Медный пластинчатый браслет с высоко выступающими поперечными ребрами, ограничивающими щиток, украшенный эмалями. Подобные же ребра размещены и на концах браслета. Оттуда же.
Рис. 5. Четыре серебряных, массивных, шейных гривны. У двух из них обычные крючки и петли образованы путем загибов концов; у двух других петли образованы широкой изогнутой пластинкой с отверстием в изгиб, для крючка. Концы гривен обмотаны спирально завивающейся проволокой. Из дер. Мишкиневой, Люцинского у., Витебской губернии. Находка 1878 г.Таблица III и IV. Древности Литвы Х в.
Люцинский могильник расположен у г. Люцина, Витебской губернии, на землях дер. Юриздика, на песчаной возвышенности, называемой Комаровой горой, у оз. Большая Лужа. В соседстве с нынешним Люцинским замком и Костельной горой прежние насельники края оставили и предметы быта, и памятники искусства. Орнаментацией (то резьбой, то наколом) покрыты различные предметы необходимого домашнего обихода, как и предметы, служившие украшением, чисто декоративные. Могильник исследован в 1890 и 1891 г. Наряду с погребениями встречены и сожжения. При костях и сожжениях находилась масса предметов, сопровождавших покойника в загробную жизнь. По количеству этих предметов могильник считается одним из богатейших. Предметы датируются Х-м веком и могут служить типичными представителями для древностей правого берега р. Западной Двины и характеризовать древнюю народность, обитавшую там в указанное время - латышей.
III. 1) Венчик - обыкновенное головное украшение в древностях люцинского могильника. Это лента с сомкнутыми концами, составленная из нескольких рядов спиральных трубочек, наложенных вокруг ленты, чередующихся через определенные промежутки с пластинками.
III. 2) Медная звездообразная, иначе называемая лучевидная пряжечка, служившая для застегивания, главным образом, на груди у ворота, а также и в других местах. Пряжки в древностях данного типа встречаются в обильном количестве на мужских костяках, в меньшем - на женских.
III. 3) Золоченная пряжка для застегивания, украшенная красивым рельефным орнаментом звериного характера, в так называемом скандинавском стиле. Пластинчатый придаток в задней части иглы также богато орнаментирован.
III. 4) Массивный бронзовый браслет, так называемый щитовидный или кастетовидный, имеет вид щитка с отверстием для руки. Часть обращенная к телу узка, наружная - широкая. Внутренняя нередко избита, внешняя - лучшей сохранности. Украшен обычно орнаментом геометрического характера, очень тщательной и чистой работы. Находятся исключительно на мужских костяках. Назначение их загадочно.
III. 6 и 7) Образчики тканей одежды, Это так называемая "кольчужная ткань" - толстая, грубая, шерстяная, темного тона, унизанная различными медными пластинчатыми колечками или "кольчужками". При выработке ткани они располагались в таком порядке: на нижних краях - правильными рядами, перемешиваясь иногда с бусообразными кольчужками; сверху помещались звёздами по четыре кольчужки, а еще выше расположены самые маленькие; низ украшался бахромой из шнурков.
III. 5 и 8) Массивные широкие медные браслеты, с высоким поперечным ребром, выступающим в средней части. Края и ребра браслета украшаются иногда бороздкой и рядом наколов.
III 9) Так называемый жгут - женское головное украшение, состоящее из плотного круглого шерстяного жгута, обвитого вокруг спиральными проволочными кольцами, от которого спускается сзади кисть, постепенно разветвляющаяся на отдельные пряди. Пряди заканчиваются обычно либо пластинчатыми привесками, либо бубенцами.
III. 10) Спиральные бронзовые браслеты (наручники), согнутые из длинной пластинки, большею частью, гранчатой, в несколько оборотов. Концы орнаментированы, в виде изображения чешуи змеи, мелким орнаментом в форме перекрещивающихся линий, точек, елочек и пр. Служили почти исключительно женским украшением.
III. 11) Набор металлических бляшек, украшавших пояс.IV. 1) Фибула (застежка) с наложенным сверху серебряным листом. Служила для закалывания краев одежды на груди.
IV. 2) Бронзовая вызолоченная булавка, верхняя часть которой украшена плетеным орнаментом и изображением четырех лошадиных (?) голов. Носилась на груди у плеча. К петле, находящейся у соединения стержня с верхней частью, прикреплялась цепь, иногда целая серия их, с помощью бляшки.
IV. 3) Медная проволочная спиральная (в два оборота) подвеска с привешенными круглыми бубенцами, Прикреплялась к венку из металлических пластинок, украшавшему голову (Рисунок венка см. табл. III. 1.).
IV. 4) Нагрудное украшение, состоящее из посеребренной бляшки и ряди подвешенныхь к ней цепочек, законченных бубенцами. Любимое женское нагрудное украшение в древностях данного места и времени. Вообще цепочки в древностях настоящего могильника известны в большом количестве. Они располагались в различных комбинациях на груди.
IV. 5) Медная пластинчатая подвеска, вырезанная в форме схематизированного животного, с подвешенными к нему бубенцами.
IV. 6) Мужской пояс. Состоит из широкого ремня, унизанного отдельными орнаментированными пластинками, снабженными внизу через одну кольцами. Концы украшены бляшками с плетеным орнаментом, пряжкой и двумя отдельными орнаментированными бляшками. Носились исключительно мужчинами.
IV. 7) Части пояса, украшенного орнаментированными пластинками, с изображением коня и отдельной бляшкой, в форме собаки, сквозь которую продевалась петля с подвешенным ножом.Таблица V. Русские древности Х в.
Памятники искусства, предлагаемые на этой таблице, принадлежат главным образом Гнездовскому могильнику, расположенному в 8-9 верстах от г. Смоленска, на запад у Витебского шоссе. Исследование этого могильника, начатое в 1874 году, с перерывами продолжалось до последнего времени. Все предметы этого могильника относятся к Х в. и принадлежат славянскому народу, населявшему Смоленский край в то время именно кривичам.
Рис. 1. Массивная медная позолоченная бляшка с рельефным изображением чудовища, туловище и лапы которого переплетаются между собой.
Рис. 2. Медная ажурная привеска - "лунница".
Рис. 3. Поясная пряжка, в форме животного с распростертыми лапами, служащими боковыми сторонами пряжки.
Рис. 4. Серебряная серьга в форме кольца с насаженными на него бусами с зернью.
Рис, 5. Квадратная медная бляшка, с рельефным изображением изогнувшегося зверя. Служила для украшения ремня. На оборотной стороне - четыре шпенька.
Рис. 6. Массивная серебряная привеска - "лунница", украшенная зерневым орнаментом.
Рис. 7. Медная литая бляха, сердцевидной формы, украшенная изображением человеческой маски, окаймленной орнаментом растительного характера. На оборотной стороне два шпенька.
Рис 8. Бронзовая ажурная пластинка, украшенная рельефным плетеным орнаментом.
Рис. 9 и 17. Два бронзовых медальона украшенных рельефным изображением зверей: в первом - двух симметрично расположенных, повернутых спиной друг к другу и со связанными хвостами; во втором - зверя, кусающего свой хвост.
Рис. 10. Круглая бляшка с литым рельефным изображением всадника (св. Георгия).
Рис. 11. Круглая бронзовая фибула, слегка выпуклая, украшенная рваным рельефным орнаментом.
Рис. 12. Костяное резное навершье, украшенное орнаментом в виде переплетающихся ленточек.
Рис. 13. Бронзовая трехчастная фибула, украшенная рельефным переплетающимся орнаментом и зверинымиголовками.
Рис. 14. Костяная восьмигранная, трубчатая рукоять, украшенная врезанными кружками.
Рис. 15. Медный пластинчатый браслет с орнаментом, исполненным насечкой.
Рис. 16. Медная квадратная выпуклая бляшка, украшенная переплетающимся ленточным орнаментом.
Рис. 17. см. вместе с 9-м.
Рис. 18. Застежка в виде стержня, к которому прикреплено на шарнире кольцо. Украшена сложным плетеным орнаментом с головками животных.
Рис. 19. Литая обоймица с высоко выступающим изображением животного, кусающего свой хвост.
Рис. 20. Кругла бронзовая пряжка, украшенная орнаментом в виде плетений, с головками животных.
Рис. 21. Медная подвеска с изображением фантастического зверя с высунутым языком.
Рис. 22. Бронзовая застежка в форме схематической человеческой головы вверху, к которой снизу подползает змея с переплетающимся в петлю туловищем.Таблица VI. Русские древности Х и XI вв.
Предметы искусства в древностях Смоленских. Кроме Гнездовского могильника, известный Смоленский клад, найденный в 1869 году, составляет одно из крупных и важных явлений в изучении искусства древних жителей Смоленских областей. Клад найден в 9 верстах от Смоленска, бл. Днепра, в дер. Гнездово, впоследствии весьма известной по обильной группе курганов. Клад (105 предметов, главным образом серебряных, затем медных и железных) датируется найденными там монетами Х веком, - временем когда Смоленский край был заселен одним из славянских племен - кривичами.
Рис. 1. Серебряная подвеска, изящной и тонкой работы с чеканным изображением человеческого лица в орнаментальном обрамлении, с типичными ленточными плетениями.
Рис. 2. Массивная серебряная лунница (пластинчатая бляха носимая в составе ожерелья), украшенная зерневым орнаментом.
Рис. 3. Серебряная круглая, слегка выпуклая бляха с высокорельефным орнаментом, звериным и ленточным.
Рис. 4. Серебряная круглая, выпуклая бляха, украшенная рельефным орнаментом, в виде переплетающихся ленточек и звериных головок. Сверху насажены конический средник и четыре боковых ребра в форме зверьков. К бляхе подвешены три цепочки с ромбическими пластинками, украшенными орнаментом.
Рис. 5. Ряд ажурных серебряных бляшек, круглой формы, с изображением переплетающегося дракона: в двух верхних - зерновой орнамент.
Рис. 6 и 7. Две бляшки: одна в форме креста с плетениями, другая в виде головки филина. Обе из Гнездовских курганов (к кладу не принадлежат, но относятся к тому же времени и той же культуре).
Рис. 8. Рукоять и верхняя часть меча норманского типа. Головка рукояти и крест (нижняя перемычка) украшены переплетающимся ленточным орнаментом, инкрустированным серебром. К Смоленскому кладу не принадлежит. Найден бл. дер. Монастырище, Трубчевского у. Орловской губернии. Относится к Х веку и принадлежит к той же культуре, что Смоленский клад.Таблица VII. Русские древности Х в.
В 1872-3 годах Д.Я. Самоквасов вскрыл среди массы курганных насыпей, окружающих древний город Чернигов и расположенных в самом городе, один из крупных курганов, носивший в народе имя "Черной могилы". В нем оказалось сожжение. Среди различных предметов здесь найдены два турьих рога в серебряной оправе, украшенные чеканным изображением на одном (рис. 1, 2, 3. №1-й - в развернутом виде) охоты людей с луками на птиц фантастической формы, на другом (рис. 4) - исключительно орнаменты растительного характера. Предметы датируются найденными там золотыми византийскими монетами Х века.
Близкой по времени и культуре к предыдущим предметам может быть указана фибула:
Рис. 5. Боковой вид фибулы, найденной в Орловской губернии близ г, Ельца. Украшена изображениями различных фантастических животных и плетений.
Рис. 6. Вид той же фибулы спереди.
Рис. 7 и 8. Детали той же фибулы.Таблица VIII. Русские древности XI-XIII вв.
Рис. 1. Серебряная шейная гривна, с квадратными насадками на концах в верхней части рисунка. Внутри гривны размещены: витой серебряный браслет с плоскими наконечниками и две серьги из тонкой серебряной проволоки, с насаженными на нее серебряными же бусами. Под гривной - сережка с черневой бусой. В нижней части рисунка - плетеная серебряная шейная гривна с узкими пластинчатыми наконечниками. Внутри гривны - богатое серебряное ожерелье, состоящее из конических, круглых в основании, блях, украшенных зерневым орнаментом; бляхи чередуются с серебряными бусами. Внутри ожерелья - две круглых небольших привески, украшенных орнаментом. Из д. Шалахово, Невельского у. Витебской губ.
Рис. 2. Серебряная, витая из проволок, шейная гривна с плоскими концами. Внутри - серебряная лунница (пластинчатая бляха полулунной формы), украшенная зерневым орнаментом геометрического характера. Из Волынской губ. Дубенского уезда.
Рис. 3. Серебряная, витая из тонких проволок, шейная гривна. Внутри её серебряная, украшенная зерневым орнаментом, лунница. Оттуда же.
Рис. 4 и 5. Две серебряные серьги красивой формы богато украшенные зерневым орнаментом. Оттуда же.
№№ 2, 3, 4 и 5, может быть, позднее XI в.Таблица IX. Древности Х и XI вв.
Предметы искусства в курганах С.-Петербургской губернии. Исследованная часть их, давшая обильное количество предметов искусства древних насельников этого края, расположена, главным образом, между гг. Ямбургом и Гатчиной. Они исследованы были в 1872-1885 гг. Все добытые исследованием материалы, в главных массах, делятся на две группы. Одна с предметами XI-XII веков и другая XIII-XIV веков, представлены лишь памятники искусства, относящиеся к первой группе, и из них предметы главным образом XI века и частью Х века. Остаются совершенно в стороне памятники искусства последующих веков, хронологически не входящие в настоящий выпуск. В данной культуре в древностях XI в. явно сказывается влияние культуры прибалтийской; древности последующих времен представляют собой одно целое с древностями остальных русских областей.
Рис. 1. Поясная пряжка, украшенная рельефным орнаментом. В указываемой культуре пряжки весьма разнообразны. Из них дается лишь наиболее красивая.
Рис. 2. Так называемое височное кольцо с ромбическими расширениями, украшенное орнаментом исполненным насечкой. Носились на голове у виска прикрепленными к головному убору - венчику, ленте и т.п. Серебряные или медные, они служили украшением исключительно женским. Иногда встречаются с подвесками, XI век.
Рис. 3. Набор бляшек, украшавших пояс. Рельефный орнамент в форме креста и зерневой ободок вокруг бляшки. XI век.
Рис. 4. Круглая подвеска из белой бронзы с рельефным изображением зверя, хватающего ртом свой собственный хвост.
Рис. 5, 7, 10 и 12. Узкий гранчатый браслет и широкие пластинчатые браслеты, украшавшие руки. Встречались на костях почти всегда в единичных экземплярах. Пластинчатые, всегда выпуклые, с нанесенным на них орнаментом. Некоторые из них украшены на концах изображением звериных головок. X-XI вв.
Рис. 6. Нагрудная пряжка в форме кольца с утолщенными концами. Украшена рельефным, спирально изогнутым стебельком. Х век.
Рис. 8. Поясное кольцо с тремя богато орнаментированными бляшками, для прикрепления ремней. Встречались в мужских погребениях при поясах.
Рис. 9. Поясное кольцо с двумя бляхами, украшенными рельефными схематическими изображениями фантастических голов животных. XI век.
Рис. 11. Наконечник поясного ремня, украшенный рельефным орнаментом в форме листиков и ромбиков между ними. XI-XII вв.Таблица Х. Финские древности Х и XI вв.
Предметы искусства в курганах Южного Приладожья. Группы курганов исследованы в 1878 -84 гг., главным образом по течению p. Паши и её притоков.
Рис. 1. Круглая ажурная фибула (застежка) с плетеным рельефным орнаментом, скандинавского характера. Носилась на плече. Из кургана с сожжением у дер. Вахрушевой, Тихвинского у.
Рис. 2. Медная, орнаментированная рельефным узором, поясная бляшка с наконечником.
Рис. 3-4. Наборные медные бляшки от ременного пояса.
Рис. 5. Медная выпуклая фибуда (застежка). Поверхность покрыта рельефным орнаментом скандинавского характера, в виде ленточных плетений. Из кургана с сожжением на рч. Кумбите, рукав р. Паши. (Вид сверху).
Рис. 6. Боковой вид предыдущей фибулы.
Рис. 7 и 8. (Фас и профиль). Массивный медный браслет, покрытый выемчатым зигзагообразным орнаментом. Из кургана близ дер. Кирилиной, Тихвинского у. Х в.Таблица XI. Русские (?) древности XI в.
Предметы искусства в курганах Костромской губернии. Курганы Костромской губернии, в обилии рассыпанные в различных частях её, исследованы в некоторых уездах.
Предметы, отличающиеся любопытными формами своеобразной красотой, принадлежат, главным образом, женским костякам и выражаются в различных шумящих подвесках и привесках, в виде изображений животных и птиц: коньков, барашков, петушков и фантастических животных, Некоторые привески, помимо своего чисто декоративного назначения, выполняли и практическое, напр. игольники. Все предметы по времени относятся к XI в. и лишь незначительная часть выходит за пределы этого времени.
Рис. 1. Проволочная медная цепочка с такой же подвеской в виде ажурного щитка, с подвешенными колокольчиками. В нижней части щитка помещена, в горизонтальном направлении, трубочка служившая игольником.
Рис. 2. Проволочное медное украшение в форм двух треугольных щитков с цепочками, оканчивающимися треугольными бляшками. Соединены цепочкой. Носились на груди.
Рис. 3. Медная привеска в форме животного, похожего на барашка, с подвешенными к нему шумящими бубенцами на коротких цепочках.
Рис. 4. Медная привеска в форме животного, напоминающего барана с завитыми рогами, с привешенными шумящими подвесками и бубенцами.
Рис. 5. Медная ажурная пластинчатая подвеска в форме конька, с хвостом из ремня, обмотанным медной спирально изогнутой проволокой.
Рис. 6. Медная литая пластинчатая подвеска в форме петушка со сквозными круглыми дырочками и подвешенными в нижней части цепочками, законченными пластинками в виде гусиных лапок.
Из тех же Костромских курганов медная ажурная бляшка с переплетающимся рельефным орнаментом и трубочкой внизу, предназначенной для хранения игл. (См. табл. XIII, 5).Таблица XII. Русские вещи Х и XI в.
Владимирские курганы. Исследованы были в 1851 -1854 г. Вскрыто в Суздальской области за это время в 168 местностях более 7000 курганов. Среди добытых там предметов имеется не мало памятников искусства народа, населявшего Суздальский край от IX до XII века. В настоящем издании даны предметы искусства до XI века включительно. Часть предметов по своему происхождению относится к древностям финским, другая, наиболее обильная, к русским славянам. Последними исследованиями устанавливаются, как колонизаторы Ростовской (Суздальской) области смоленские кривичи, которым, следовательно, и принадлежат эти памятники. Примесь предметов финского происхождения весьма незначительна. В настоящем издании даются предметы славянского происхождения.
Рис. 1. Круглая пряжка с рельефным орнаментом в виде спирально завивающегося растительного стебля, Х-XI век.
Рис. 2. Круглая ажурная подвеска с изображением фантастических зверей.
Рис. 3. Пластинчатый ажурный перстень.
Рис. 4. Пластинчатая круглая подвеска, украшенная орнаментом из зерни и скани.
Рис. 5. Серьга в виде кольца, с насаженными на него тремя ажурными бусами.
Рис. 6. Височное кольцо о семи лопастях. Носилось у виска прикрепленным к головному убору. XI-XII век.
Рис. 7. Круглая пластинчатая подвеска, украшенная орнаментом в виде цветка. Восточного характера. Х век.
Рис. 8. Ажурная подвеска с изображением фантастического животного, с переплетающимися туловищем, ногами и хвостом. Типична для смоленских древностей.
Рис. 9. Круглая подвеска с рельефным изображением переплетающегося чудовища. Х век.
Рис. 10. Височное кольцо о семи зубчатых лопастях.
Рис. 11. Поясная пряжка, украшенная спиралевидным орнаментом. Х век.
Рис. 12. Серьга в форме кольца с насаженными бусами с зернью. Киевский тип. XI-XII век.
Рис. 13. Наконечник ремня в форме растительного листа, украшенного рельефными средником и орнаментом в виде спиралей. Х-XI век.
Рис. 14. Медная круглая застежка, украшенная рельефным орнаментом растительного характера.
Рис. 15. Медная фибула украшенная великолепно исполненным орнаментом в форме переплетающихся ленточек и чудищ. Х век.
Рис. 16. Круглая подвеска, украшенная зерневым орнаментом XI век.
Рис. 17. Пряжка в форме открытого кольца, поверхность которого украшена орнаментом.
Рис. 18. Выпуклый, суживающийся к концам браслет, украшенный геометрическим орнаментом. XI век. Западного характера.
Рис. 19. Попал на эту таблицу случайно. Из курганов С.-Петербургской губернии. Поясная пряжка, украшенная орнаментом с помощью накола.
Рис. 20. Кусок шелковой ткани, украшенный узором в форме звёзд с крестами внутри.
Рис. 21. Кусок ткани, украшенной тройным ленточным плетением по бордюру и замысловато изгибающимся спиралевидным орнаментом.
Рис 22. Круглая бляха с переплетающимся звёздообразным орнаментом.
Рис. 23. Наконечник ножен меча. Х век.
Рис. 24. Медная круглая фибула со сложным изображением фантастического зверя с переплетающимся туловищем, лапами и хвостом.Таблица XIII. Материал сравнительный.
Материал, расположенный на этой таблице привлечен к остальному как сравнительный, за исключением № 1 и 5. Все височные серьги относятся по времени к XII - XIII в.в.
Рис. 1. Медная ажурная пряжка с шумящими проволочными приисками. Из Курманского могильника (см. о нем ниже стр. 11).
Рис. 2. Нижняя часть так называемой семилопастной серьги, украшенной резным орнаментом. Из Московской губернии.
Рис. 3. Медная височная семилопастная серьга. Из Московской губернии.
Рис. 4. Богато украшенная трехлопастная височная серьга из Московской губернии.
Рис. 5. Медная ажурная привеска, украшенная плетениями. В нижней части трубочка для хранения игл. Из курганов Костромской губернии (см. о них стр. 8).
Рис. 6. Часть семилопастной височной серьги с резным тонко выполненным орнаментом. Из Московской губернии.
Рис. 7. Трехлопастная височная серьга с ажурным бортом и изображениями животных. Из Московской губернии. Таблица XIV. Предметы искусства в финских древностях Северо-Востока России.
Рис. 1. Массивная медная бляха-застежка с петлей на обратной широкой стороне и крючком на узкой. Носилась на грубой шерстяной или меховой одежде. Пьяноборский могильник, V-VII век.
Рис. 2. Медная, витая из проволок, бляшка, в форме двух кружков и петли сверху, между ними. Из Максимовского могильника, XI века.
Рис. 3. Массивная медная бляха-застежка с петлей и крючком на обратной стороне.
Рис. 4. Медная пластинчатая подвеска с пряжкой сверху и бахромой узких звенящих трубочек внизу. Носились главным образом на груди, но также и в других частях одежды. Из Лядинского могильника Тамбовск. губ.
Рис. 5. Медная привеска в форме, витой из проволоки, трубочки с подвешенными к ней пластинчатыми ромбиками в виде гусиных лапок. Из Максимовского могильника XI в.
Рис. 6. Медная пластинчатая шейная гривна, орнаментированная узором, насечкой, с рядом подвешенных книзу узких цилиндриков. Носилась на шее, как ожерелье. Из Лядинского могильника Тамбовск. губ. Внутри гривны - круглая медная пряжка, носившаяся на груди.
Рис. 7. Бронзовая массивная фибула (застежка) для соединения краев платья. Из Курманского могильника.Таблица XV. Та же культура.
Рис. 1. Массивная пряжка из медных проволок, в форме широкого круга с подвешенными к нему двойными цепями, законченными пластинчатыми "гусиными лапками". Из Максимовского могильника. XI век.
Рис. 2. Круглая ажурная пряжка, исполненная медных проволок. Борковский могильник. VIII век.
Рис. 3. Подвеска из медных проволок с подвешенными колокольчиками. Из Максимовского могильника.
Рис. 4. Круглая медная пряжка с прорезными треугольными отверстиями вокруг открывающейся средней части. Из Курманского могильника.
Рис. 5. Шейная гривна из медного прута, снабженная на одном конце крючком, на другом петлей. Концы обвиты тонкой трехгранной проволокой. Из Курманского могильника.
Курманский могильник. Могильник расположен на правом берегу р. Оки, в 17 в. от г. Касимова, Рязанской губ., на одном из песчаных бугров, тянущихся между с. Курман и дер. Шульгиной, известных у местных крестьян под именем "Городка". Исследован в 1888 году. Встречены - на ряду с погребениями и сожжения покойника, а при них значительное количество различных предметов быта и искусства народа здесь жившего и оставившегомогильник. Он принадлежит одному из финских народов VIII в.
Большая серебряная фибула (застежка) с железной иглой снизу. Служила застежкой для двух соединяющихся краев или частей платья, главным образом, в области груди или на плечах. (См. табл, XIV, рис. 7).
Большая круглая листовая бляха пряжка с прорезными отверстиями и выдавленными полушариками. Носились на груди (См. табл. XV, рис. 4).
Шейное украшение (шейная гривна). Из гладкой проволоки обмотанной на концах спиральным прутиком и законченной крючком и петлей. (См. табл. XV, рис. 5).Таблица XVI. Финские древности VIII-XI в.
Рис. 1. Медная пластинчатая шейная гривна с рядом подвешенных, трубчатых, шумящих цилиндриков. Из Лядинского могильника.
Рис. 2. Медная шейная проволочная гривна, обмотанная на концах тонкой проволокой и снабженная широкой петлей на одном концье и щитковидным крючком на другом. Из Лядинского могильника
Рис. 3. Медная ажурная привеска, с цилиндрическими колокольчиками; носилась на шее, чередуясь с бусами, на груди прикрепленными к одежде и т.п. Из Лядинского могильника.
Рис. 4. Круглая медная пряжка из проволок, с подвешенными цепочками и шумящими "гусиными лапками". Из Лядинского могильника.
Рис. 5. Массивная подвеска в форме двух лошадиных (?) головок, обращенных наружу и разделенных схематическим изображением человеческого лица вверху; внизу, на цепочках из толстых проволок привешены пластинчатые "гусиные лапки". Из Михалева. Носились прикрепленными к платью в различных местах. XI век.Таблица XVII. Финские вещи религиозного значения.
К памятникам искусства финских народностей Северо-востока России относятся, по своему происхождению, и так называемые "шаманские изображения". Это металлические литые, большею частью медные образки, религиозного назначения, с изображением, отдельных лиц и групп, священных животных божеств, представленных в чудовищных и фантастических формах и композициях.
Встречаются они в районе Северо-востока Европейской России в З. Сибири. Бассейн р. Оби с Иртышем, бассейн Камы с Вычегдой и Печорой - главные районы их распространения. Наибольшее же их количество до сих, пор встречено в Камском районе. Находят их случайно или на древних жертвенных местах.
Время их распространения обширно: начало заходит в глубокую древность; полного расцвета они достигают в VIII -IX в.в., доходя в своем постепенно угасающем существовании вплоть до XIV века. Помимо указанных памятников встречаются изображения аналогичных фигур, подобного же характера, начерченные грубым штрихом на различных предметах, напр., серебряных блюдах, чашках и прочих предметах привозного происхождения, например: на византийских, персидских и позднеримских памятниках, так часто встречаемых на Северо-востоке России, куда они попали путем торговых сношений.
Рuс. 1. Ажурная бляха с изображением фантастического ящера, по туловищу которого изображены рыбы, как символ водного существа. На спине ящера сидит фантастическое существо (человекообразная фигура с головой лося сверху, с крыльями, снабженными на концах глазами). Спереди и сзади - отдельные человекообразные и лосиные головы. Найдена на р. Каме бл. д. Ныргында, Сарапульского у., Вятской губ.
Рис. 2. Литая ажурная бляшка, с изображением двух человъческих фигур, стоящих рядом с руками "в бока". Из Гляденовского жертвенного костища.
Рис. 3. Литая ажурная бляха с изображением трех фантастических существ на ящере. У среднего - голова орла на темени, у боковых - лосиные головы. Найдена в д. Пешковой, Пермской губ.
Рис. 4. Литое изображение крылатого человека с человеческой маскою на груди. Терский округ, Тобольской губернии.
Рис. 5. Литое изображение летящей птицы, грубой работы. Из Екатеринбургского уезда.
Рис. 6. Литая ажурная бляха, изображающая зверя, идущего по лосиным головам. На спине зверя - лосиные головы. Значение композиции мало выяснено.
Рис. 7. Литая ажурная бляшка с изображением двух человеческих фигур в сильном движении. Вокруг них - лосиные головы и витой хвост. Одна из лучших вещиц по передачи движения. Из Кунгурской коллекции.
Рис. 8. Серия резных штриховых изображений воинственных фигур, расположенных на древнем серебряном блюде, в позах исполнения танца. По борту блюда - изображения иного стиля и времени.Таблица XVIII. Восточные вещи XII-XIV вв.
Все издаваемые на этой таблице предметы привлекаются к предыдущим, как сравнительный материал наиболее позднего времени.
Рис. 1. Звездообразная серебряная серьга, украшенная зерновым орнаментом.
Рис. 2 и 3. Четыре золотые бусы, украшенные зернью. Крючки и соединительные петли приделаны в наше время.
Рис. 4 и 6. Две золотых серьги в форме кольца с тремя бусами и изображением птички в середине. Внизу прикреплены, на цепочках, подвески в виде желудей.
Рис. 5. Два золотых ожерелья. Первое - из круглых медальонов, второе - из желудевидных бус. И те, и другие украшены зернью. Сверху над ними серьга с тремя бусами. Предметы под № 5 происходят из находки 1869 г. близ г. Спасска, Казанской губернии, Все они выпаханы в земле в медном кувшине вместе с другими предметами. Предметы № 2, 3, 4, и 6 случайной находки в той же Казанской губернии.
Таблицы XIX и XX. Так называемая Готская культура VI-VIII.
Предметы искусства в древностях Юга России.
Памятники искусства данного периода известны из случайных находок и раскопок на юге, большею частью в гг.Черниговской, Полтавской, Киевской, Харьковской, Воронежской, Донской области, Екатеринославской губ. и на северном побережье Черного моря, равно как и на кавказском перешейке. Систематические раскопки были произведены в могильнике Суук-Су у селения Гурзуф в Крыму, в 1903-1905 гг. В этом могильнике - погребения верхнего слоя - поздние, могилы же нижнего относятся к периоду VI-VIII вв. К этому времени, главным образом относятся издаваемые здесь, наряду с другими однородными, предметы.Таблица XIX.
Рис. 1. Золотая фибула (застежка), украшенная альмандинами. Неженского уезда, Черниговской губ.
Рис. 2. Бронзовая литая фибула со схематическим изображением птичьих головок. Из Зеньковского уезда, Полтавской губернии.
Рис. 3. Серебряная вызолоченная фибула, богато украшенная зерневым и сканным орнаментом. Неизвестного происхождения.
Рис. 5. Бронзовая литая фибула со схематическим изображенемь, лошадиных (?) головок, Из с. Пастырского, Киевской губернии.
Рис. 6. Бронзовая литая фибула, украшенная кружковым орнаментом и изображением птичьих головок. Из с. Пастырского, Киевской губернии.
Рис. 7. Серебряная поясная пряжка, украшенная геометрическим, орнаментом, птичьей головкой и альмандинами.
Рис. 8. Серебряная поясная пряжка, украшенная изображением звериных голов, геометрическим орнаментом и стеклами в золотой оправе в форме креста. Случайная находка бл. Суук-Су в Крыму.
Рис. 9. Серебряная поясная пряжка, украшенная орнаментом, четырехлепестным цветком в средине и круглыми камнями по краю. Случайные находки в Крыму.Таблица ХХ.
Рис. 1 и 2. Полушарые пластинчатые бляхи.
Рис. 3. Золотые треугольные подвески из рубчатых трубочек: носилось в виде ожерелья. Могильники Суук-Су.
Рис. 4 и 5. Две янтарные бусы от ожерелья оттуда же.
Рис. 6, 7 и 8. Золотые серьги, в форме кольца с насаженными колодочками, украшенными зернью и камнями. Могильник Суук-Су.
Рис. 9. Бронзовая литая пряжечка из гробницы верхнего слоя Суук-Су.
Рис. 10. 11. 12. Бусы из горного хрусталя.
Рис. 13. Бронзовая фибула с пятью пальчатыми отростками в верхней части и двумя птичьими головками в нижней.
Рис. 14. Серебряная поясная пряжка с тисненным стилизованным изображением льва. Могильник Суук-Су.
Рис. 15. Бронзовая пряжечка, украшенная кружковым орнаментом. Из гробницы верхнего слоя мог. Суук-Су.
Рис. 16 и 17. Два глиняных сосуда. Мог. Суук-Су.
Рис. 18. Серебряный браслет с золотыми наконечниками, украшенными зерненым орнаментом. Суук-Су.
Рис. 19. Массивная плоская янтарная буса. Суук-Су.Таблица XXI.
Предметы искусства в древностях Юго-востока России. Вещи кочевников ХI в. и Хазаро-аланские IX в.
Среди древностей этого района наиболее обильными и характерными предметами являются предметы добытые в Салтовском могильнике. Другую группу составляют предметы иного характера, типичными представителями которых служат вещи из х. Гаёвки, Валуйского у., Воронежской губернии, а именно:
Рис. 1. Серебряная, вызолоченая бляха с тремя петлями, для прикрепления ремней.
Рис. 2. Две серебряных бляшки, украшенных рельефным орнаментом, для ремня.
Рис. 3. Наконечник ремня из серебра, позолочен: фон орнамента черневой.
Рис. 4. Серебряный, вызолоченый наконечник ремня в форме трехчастного листа.
Рис. 5. Две серебряных вызолоченых бляхи, украшенных орнаментом и чернью. Прикрывали соединительный узел ремней.
Все эти предметы служили украшением лошадиной сбруи.
Предметы искусства в Верхне-Салтовском могильнике.
Могильник расположен в с. В. Салтов, Волчанского у., Харьковской губернии. Открыт местным учителем и исследован многими лицами. В земляных камерах, с длинным коридором, приводящим к небольшому отверстию, погребалось по нескольку человек, редко по одному. При них вместе находят обильное количество предметов VIII-IX веков. Они датируются находимыми там монетами. Предметы быта и искусства, находимые здесь, весьма близки предметам, находимым в могильниках Северного Кавказа - Осетинским. Осетины - потомки Алан. На этом основании предметы Верхне-Салтовского могильника относят к аланским; существует также мнение об их хазарском происхождении.
Рис. 6. Медная пряжка от ремня.
Рис. 7. Медная привеска в форме схематического изображения животного.
Рис. 8. Золотая серьга, украшенная зернью.
Рис. 9. Серебряная накладная бляшка от ремня.
Рис. 10. Серебряная накладная бляшка с рельефным изображением человеческой фигуры.
Рис. 11. Золотая серьга.
Рис. 12. Литое, из белого сплава, изображение всадника.
Рис. 13. Пряжка на белого сплава в виде сомкнутого кольца с ягодками и листиками, выходящими в сторону.
Рис. 14. Ажурная привеска в виде кольца, с изображением животного внутри.
Рис. 15, 16 и 17. Три глиняных сосуда типичных для данной культуры. Украшались часто рисунками геометрического характера, в виде полос, штрихов; поверхность гладкая, блестящая.Таблицы XXII-XXIV.
Остромирово Евангелие. Это книга Евангельскихь чтений, написанная по заказу новгородского посадника Остромира, диаконом Григорием в (6565) 1057 году.
Книга украшена многочисленными виньетками и заглавными буквами, исполненными акварелью в красивых радужных гаммах цветов, в стиле близком византийскому, но уже в значительной степени потерявшем свой основной характер под влиянием славянского иллюстратора. Орнамент по каждому цветку, стебельку, листику оконтурен золотым штрихом. Кроме этих украшений к книге приложены три миниатюры, с изображением Евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Для четвертого Евангелиста приготовлен лист, так и оставшийся незаполненным. На последнем листе рукописи имеется запись о времени и лице, писавшем эту книгу. Хранится в Императорской Публичной Библиотеке.Таблица XXII.
Миниатюра изображающая Евангелиста Луку, одетого в красно-коричневый плащ и зеленую рубашку. Он слегка привстал со стула с зеленой подушкой и получает писание от символического изображения Евангелиста. Стол и пюпитр коричневые. Арка за Евангелистом белая, с яркокрасной, откинутой в сторону, драпировкой. Фон золотой. Вокруг - орнаментальная рамка.Таблица ХХIII.
1. Орнаментальная рамка, помещенная в начале Евангелия от Иоанна.
Рис. 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Образцы заглавных букв рукописи, скомпонованных из различных ленточных плетений, растительных листов, человеческих масок и фантастических животных. Все они исполнены красками и обрисованы золотом.Таблица XXIV.
Рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Образцы заставок и концовок из Остромирова Евангелия.
Рис. 8, 9, 10 и 11. Образцы заглавных букв из того же памятника.
Как виньетки и концовки, так и буквы исполнены акварелью в синих, голубых, зеленых, красных, желтых и белых цветах, с золотыми контурами.
Таблицы XXV-XXVIII.
Изборник великого князя Святослава Ярославича 1078 года. Рукопись эта представляет собою собрание статей, вопросов и ответов; в первой части - о Св. Троице, о Св. Духе, о правой вере и др., во второй части - статьи о народах, происшедших от сынов Ноя, историю царей, историю космографии с любопытнейшими изображениями на полях рукописи, знаков зодиака, как их понимал русский художник.
Изборник находился до 1817 года в библиотеке Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Открыт в этом году экспедицией, снаряженной стараниями гр. Румянцева, П. М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем. В 1834 году, когда из сборника был похищен заглавный лист с изображением семейства великого князя Святослава, сборник был перенесен в Московскую Синодальную библиотеку. Похищенный лист был найден вскоре и доставлен Министром. Нар. Просв. графом Уваровым.
К сборнику приложены кроме листа с изображением Святослава, несколько отдельных листов с миниатюрами и отдельных орнаментальных виньеток, исполненных красками.Таблица XXV.
Выходной лист с изображением семейства Святослава Ярославича. Изображены великий князь Святослав, его жена и сыновья: Ярослав, Роман, Давид, Олег и Глеб. Впереди выступает с книгой Святослав, рядом с ним княгиня, придерживающая правой рукой младшего сына Ярослава. За княгиней видна шапка одного из сыновей, расположившихся за князем и княгиней. На сыновьях одеты высокие синие шапки с отложными розовыми наушниками. Кафтан сына, справа за княгиней, малиновый, опоясанный золотым поясом и такими же обшлагами и воротом. Мальчик в темном же кафтане.
Святослав одет в синий плащ-корзно, оттороченное золотой опушкой, и нижнюю одежду, оттороченную по краю пестро-красной каймой. Шапка с желтой тульей, розовой опушкой и синими наушниками. Княгиня одета в красное платье с желтой широкой каймой по подолу, подпоясанная темно-красным поясом.
Слева у изображения семьи Святослава сохранились остатки изображения фантастического животного с крыльями, поднятыми кверху, и длинной шеей. Лапы опущены вниз.Таблица XXVI.
Орнаментальное украшение в форме однокупольного храма, с изображением в арочке Святителей. Святославов Сборник.Таблица ХХVII.
Подобное же украшение. Все они богаты своим колоритом. Святославов Сборник.Таблица XXVIII.
Орнаментальное украшение в форме трехкупольного храма с изображением внутри его мучеников с крестами и святителей с Евангелиями в руках. Святославов Сборник.https://t.me/books_sklad/1125
Свежие комментарии