На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Пятнистый
    Надоело читать про мигрантов. Надо либо подняться народу и сраной метлой вымести черножопых в свои кишлаки, либо смир...Россияне устали о...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Никаких миллионов! Земсков "Почему не было восстания" - точные настоящие цифры, полученные в архивахКак Сталин хотел ...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    Как-то вы опустили казаков - не кажется вам?Правда о продразв...

Памятники искусства русских славян и их соседей до XII века. 1914

Памятники искусства русских славян и их соседей до XII века : 28 таблиц с 228 рисунками, под редакцией и с объяснительным текстом Н. Е. Макаренко. — С.-Петербург : Издание Я. Башмакова и Кº, 1914. — [2] с., 16 стб., 28 л. ил.Предисловие

Первый выпуск настоящего издания посвящен памятникам искусства у народностей, населявших современную нам территорию Европейской России в период образования Русского государства и первые ​века​ его существования до XII в.

Наибольшее количество досель ​известных​ предметов древности художественного значения ​принадлежит​ ​наиболее​ значительным народностям данного времени. ​Литовские​ племена на ​северо​-запад, многочисленные народности финского племени на ​север​е и ​северо​-востоке, наконец, различные кочевые народности юга и юго-востока окружали постепенно ​разраставшуюся​ восточную ​ветвь​ славян, подвинувшуюся с Карпатских​ предгорий на русскую равнину. На таблицах альбома даны лишь ​те​ произведения, в которых явно выражено стремление мастера к ​красоте​, к декоративному​ украшению, притом предметы ​наиболее​ характерные для времени и народности. Большая часть вещей относится к Х и XI ​вв​. Памятники, выходящие хронологически за ​пределы​ этого времени, привлечены, главным образом, в качеств материала ​сравнитель​ного​, дающего ​некоторое​ представление об эволюции художественных форм. ​

Литве​ посвящены табл. I-III.
Финнам принадлежат вещи табл. X, XIV, XVI, XVII.
Предметы обычно называемые ​готскими табл​. XIX и XX.
Древности кочевников представлены на табл. XXI. ​
Хазаро​-​аланские​ вещи представлены на той же табл. XXI.
Русским древностям посвящены табл. IV-IX, XI-XII, XXII-XXVIII.

Николай ​Макаренко​

Объяснительный текстТаблица I. Древности Литвы VI-VIII ​вв​.

​Мощинский​ клад. ​Большой клад​ предметов убора, найденный в ​Масальском​ у., Калужской губ. между ​дер​. ​Ульянино​ и ​Мощины​, в городище, ​назы​ваемом​ ,,​Мощинский​ городок", в 1888 году. Городище лежит на высоком, правом берегу р. ​Пополты​. ​Все​ предметы клада по времени относятся к VI-VIII ​векам​. Вещи украшены красной, бирюзовой и голубой эмалями как на подобных же предметах из ​Виленской​ губернии (см. табл. II. Рис. 3 и 4).

Рис. 1. Треугольные бронзовые ​прорезные​ бляхи, ​составляющие​ часть женского убора; покрыты красной и бирюзовой эмалью. Техника производства этого рода эмалей ​следующая​: в ​металле​ ​вырезается​ желаемой формы углубление; насыпается туда стекловидный, ​тре​буемого​ ​цвета​ и тона, сплав, предварительно превращенный в порошок, и ставится на огонь для обжига. ​После​ обжига, когда порошок сплавится, поверхность шлифуют.
Рис. 2. ​Подвеска​ покрытая подобной же эмалью.
Рис. 3. Бронзовая фибула с эмалью.
Рис. 4 и 5. ​Две​ бронзовых ​подвески​ с эмалью.
Рис. 6. ​Прорезная​, украшенная эмалью, фибула.

К той же культуре принадлежат два массивных​ бронзовых браслета, украшенных на ажурном ​щитке​ эмалью оранжевого цвета​ (изображены на ​таблице​ II, рис. 3 и 4).

​Все​ предметы находятся в Историческом ​Музее​ в ​Москве​.Таблица II. Древности Литвы VI- VIII ​вв​.

Рис. 1. Круглая ​медная​ бляха исполненная из проволоки, спаянной между собой. С круглым отверстием в центре и ажурным бортом. Из ​Ковенской​ губернии.
Рис. 2. Круглая ​медная​, слегка выпуклая, фибула-бляха с каймой из веревочного орнамента; с четырех сторон - ажурные отростки. Из ​Ковенской​ губернии.
Рис. 3. Широкий ​медный​ браслет с тремя продольными рельефными ребрами и двумя поперечными перемычками, ограничивающими средний щиток, украшенный эмалью. Из ​Мощинского​ городка, Калужской губернии. (См. табл. I).
Рис. 4. ​Медный​ пластинчатый браслет с высоко выступающими поперечными ребрами, ограничивающими щиток, украшенный эмалями. Подобные же ребра ​размещены​ и на концах браслета. Оттуда же.
Рис. 5. Четыре серебряных, массивных, шейных гривны. У двух из них обычные крючки и петли образованы путем загибов концов; у двух других петли образованы широкой изогнутой пластинкой с отверстием в изгиб, для крючка. Концы гривен обмотаны спирально завивающейся проволокой. Из ​дер​. ​Мишкиневой​, ​Люцинского​ у., Витебской губернии. Находка 1878 г.Таблица III и IV. ​Древности​ Литвы Х в.

​Люцинский​ ​могильник​ ​расположен​ у г. ​Люцина​, Витебской ​губернии​, на ​землях​ ​дер​. Юриздика, на песчаной возвышенности, называемой ​Комаровой​ ​горой​, у ​оз.​ Большая Лужа. В ​соседстве​ с ​нынешним​ Люцинским​ замком и Костельной горой прежние насельники края оставили и предметы быта, и памятники ​искусства​. Орнаментацией (то ​резьбой​, то наколом) покрыты различные предметы необходимого ​домашнего​ обихода, ​как​ и предметы, ​служившие​ украшением, чисто декоративные. Могильник исследован в 1890 и 1891 г. Наряду с погребениями ​встречены​ и сожжения. При ​костях​ и ​сожжениях​ находилась масса предметов, сопровождавших покойника в загробную жизнь. По количеству ​этих​ предметов могильник считается одним ​из​ ​богатейших​. Предметы датируются Х-м ​веком​ и ​могут​ служить типичными представителями для ​древностей​ правого берега р. Западной Двины и характеризовать древнюю народность, обитавшую там в указанное время - латышей.

III. 1) ​Венчик​ - обыкновенное головное украшение в ​древностях​ ​люцинского​ могильника. Это лента с сомкнутыми концами, составленная из нескольких рядов спиральных ​трубочек​, ​наложен​ных​ ​вокруг​ ленты, чередующихся через ​определен​ные​ промежутки с пластинками.
III. 2) ​Медная​ ​звездообразная​, иначе называемая ​лучевидная​ ​пряжечка​, служившая для застегивания, главным образом, на груди у ворота, а также и в ​других​ местах. Пряжки в древностях данного типа встречаются в обильном ​количестве​ на мужских костяках, в меньшем - на ​женских​.
III. 3) Золоченная пряжка для застегивания, украшенная красивым рельефным орнаментом ​звери​ного​ характера, в так называемом скандинавском стиле. Пластинчатый придаток в задней части иглы также богато орнаментирован.
III. 4) Массивный бронзовый ​браслет​, так называемый щитовидный или кастетовидный, ​имеет​ ​вид​ щитка с отверстием для руки. Часть обращенная к ​телу​ узка, ​наружная - широкая​. Внутренняя ​нередко​ избита, ​внешняя -​ лучшей сохранности. ​Украшен​ обычно орнаментом геометрического характера, очень тщательной и чистой работы. Находятся исключительно на мужских костяках. Назначение их загадочно.
III. 6 и 7) Образчики тканей одежды, Это так ​назы​ваемая​ "кольчужная ткань" - толстая, грубая, шерстяная, темного тона, унизанная ​различными​ ​медными​ ​пла​стинчатыми​ колечками или "​кольчужками​". При ​выра​ботке​ ткани ​они​ располагались в таком ​порядке​: на ​нижних​ ​краях​ - правильными рядами, ​перемешиваясь​ иногда с ​бусообразными​ ​кольчужками​; сверху помещались​ звёздами​ по четыре ​кольчужки​, а еще выше расположены самые ​маленькие​; низ украшался бахромой из шнурков.
III. 5 и 8) Массивные широкие ​медные​ браслеты, с высоким поперечным ребром, выступающим в средней части. Края и ребра браслета украшаются иногда бороздкой и рядом ​наколов​.
III 9) Так ​называемый​ ​жгут -​ женское головное украшение, состоящее ​из​ плотного круглого шерстяного жгута, обвитого вокруг спиральными проволочными кольцами, от которого спускается сзади кисть, постепенно ​разветвляющаяся​ на ​отдельные​ пряди. Пряди заканчиваются обычно либо пластинчатыми ​привесками​, либо бубенцами.
III. 10) Спиральные ​бронзовые​ браслеты (наручники), согнутые ​из​ длинной пластинки, большею частью, ​гранчатой​, в ​несколько​ оборотов. Концы ​орнаментированы​, в ​виде​ изображения ​чешуи​ ​змеи​, мелким орнаментом в ​форме​ перекрещивающихся линий, точек, ​елочек​ и пр. Служили почти исключительно женским украшением.
III. 11) Набор металлических ​бляшек​, ​украшавших​ ​пояс​.IV. 1) Фибула (застежка) с наложенным сверху серебряным листом. Служила для закалывания краев одежды на груди.
IV. 2) Бронзовая вызолоченная булавка, верхняя часть ​которой​ украшена плетеным орнаментом и изображением четырех​ лошадиных (?) голов. Носилась на груди у плеча. К ​петле​, находящейся у соединения стержня с верхней частью, ​прикреплялась​ ​цепь​, иногда целая серия их, с помощью бляшки.
IV. 3) ​Медная​ проволочная спиральная (в два оборота) ​подвеска​ с ​привешенными​ круглыми бубенцами, ​Прикреплялась​ к ​венку​ из металлических пластинок, украшавшему голову (Рисунок ​венка​ см. табл. III. 1.).
IV. 4) Нагрудное украшение, состоящее ​из​ ​посере​бренной​ бляшки и ряди подвешенныхь к ней ​цепочек​, законченных бубенцами. Любимое женское нагрудное украшение в древностях данного места и времени. Вообще цепочки в древностях настоящего могильника известны в большом количестве. Они располагались в различных комбинациях на груди.
IV. 5) ​Медная​ пластинчатая ​подвеска​, ​вырезанная​ в ​форме​ схематизированного животного, с ​подве​шенными​ к нему бубенцами.
IV. 6) Мужской пояс. ​Состоит​ из ​широкого​ ремня, унизанного ​отдельными​ орнаментированными пластинками, снабженными внизу через одну кольцами​. Концы украшены бляшками с плетеным ​орнаментом, пряжкой и двумя ​отдельными​ орнаментированными​ бляшками. Носились исключительно мужчинами.
IV. 7) Части пояса, украшенного орнаментированными​ пластинками, с изображением коня и ​отдельной бляшкой, в ​форме​ собаки, сквозь которую продевалась​ петля с ​подвешенным​ ножом.Таблица V. ​Русские​ ​древности​ Х в.

Памятники искусства, предлагаемые на этой ​таблице​, принадлежат главным образом Гнездовскому могильнику, расположенному в 8-9 верстах от г. Смоленска, на запад у Витебского ​шоссе​. ​Исследо​​вание​ этого могильника, начатое в 1874 году, с перерывами продолжалось до ​последнего​ времени. Все предметы этого могильника относятся к Х в. и принадлежат славянскому народу, ​населявшему​ Смолен​ский​ край в то время именно ​кривичам​.

Рис. 1. Массивная ​медная​ позолоченная бляшка с рельефным изображением чудовища, туловище и лапы которого ​переплетаются​ между собой. ​
Рис​. 2. ​Медная​ ажурная ​привеска​ -​ "лунница​".
Рис. 3. Поясная пряжка, в форме животного с распростертыми лапами, служащими ​боковыми​ сторонами пряжки.
​Рис. 4. Серебряная серьга в форме кольца с насаженными на него бусами с ​зернью​.
Рис, 5. Квадратная ​медная​ бляшка, с рельефным изображением ​изогнувшегося​ ​зверя​. Служила для украшения ремня. На оборотной ​стороне​ - четыре шпенька.
Рис. 6. Массивная ​серебряная​ ​привеска​ - ​"лунница​", украшенная ​зерневым​ орнаментом.
Рис. 7. ​Медная​ литая бляха, ​сердцевидной​ формы, украшенная ​изображением​ ​человеческой​ маски, окаймленной​ орнаментом растительного характера. На оборотной ​стороне​ два шпенька.
Рис 8. ​Бронзовая​ ажурная пластинка, украшенная рельефным плетеным орнаментом.
Рис. 9 и 17. Два бронзовых медальона украшенных рельефным изображением ​зверей​: в ​первом​ - двух симметрично расположенных, повернутых спиной друг к другу и со связанными хвостами; во втором - ​зверя,​ кусающего свой ​хвост​.
Рис. 10. ​Круглая​ бляшка с ​литым​ ​рельефным изображением всадника (св. Георгия).
Рис. 11. Круглая бронзовая фибула, слегка ​выпуклая​, украшенная ​рваным​ рельефным орнаментом.
Рис. 12. Костяное ​резное​ ​навершье​, украшенное орнаментом в виде ​переплетающихся​ ​ленточек​.
Рис. 13. Бронзовая трехчастная фибула, украшенная рельефным переплетающимся орнаментом и ​звери​ными​головками.
Рис. 14. Костяная восьмигранная, трубчатая ​ру​​коять​, украшенная ​врезанными​ кружками.
Рис. 15. ​Медный​ пластинчатый ​браслет​ с ​орна​ментом, исполненным ​насечкой​.
Рис. 16. ​Медная​ квадратная выпуклая бляшка, украшенная переплетающимся ленточным ​орнаментом.
Рис. 17. см. ​вместе​ с 9-м.
Рис. 18. Застежка в ​виде​ ​стержня​, к которому ​прикреплено​ на ​шарнире​ кольцо. Украшена ​сложным​ плетеным ​орнаментом​ с головками животных.
Рис. 19. Литая ​обоймица​ с высоко ​выступающим​ ​изображением​ животного, кусающего свой ​хвост​.
Рис. 20. Кругла бронзовая ​пряжка​, украшенная ​орнаментом​ в ​виде​ ​плетений​, с ​головками​ живот​ных​.
Рис. 21. ​Медная​ ​подвеска​ с изображением фанта​стического​ ​зверя​ с высунутым языком.
Рис. 22. ​Бронзовая​ застежка в форме ​схематической ​человеческой​ головы ​вверху, к которой ​снизу​ подползает змея​ ​с​ переплетающимся в петлю ​туло​вищем.Таблица VI. ​Русские​ ​древности​ Х и XI ​вв​.

Предметы искусства в древностях Смоленских. ​Кроме​ ​Гнездовского​ могильника, ​известный​ Смоленский клад, найденный в 1869 году, ​составляет​ одно из крупных и важных явлений в ​изучении​ искусства ​древних​ жителей ​Смоленских​ областей. Клад ​найден​ в 9 верстах от Смоленска, ​бл​. ​Днепра​, в ​дер​. ​Гнездово​, ​впоследствии​ весьма известной по обильной ​группе​ ​курганов​. Клад (105 предметов, главным образом серебряных, ​затем​ ​медных​ и ​железных​) ​датируется​ найденными там монетами Х ​веком​, - временем когда Смоленский ​край​ был ​заселен​ ​одним​ ​из​ славянских ​племен​ ​- кривичами​.

​Рис​. 1. Серебряная ​подвеска​, изящной и тонкой работы с чеканным ​изображением​ ​человеческого​ лица в орнаментальном ​обрамлении, с типичными ​ленточными ​плетениями​.
Рис. 2. Массивная серебряная ​лунница​ (​пластинчатая бляха носимая в ​составе ожерелья), украшенная зерневым ​орнаментом​.
Рис. 3. Серебряная круглая, слегка выпуклая бляха с ​высокорельефным​ орнаментом, ​звериным​ и ленточным.
Рис. 4. Серебряная круглая, выпуклая бляха, ​укр​ашенная​ рельефным орнаментом, в ​виде​ ​перепле​тающихся​ ​ленточек​ и звериных ​головок​. Сверху насажены конический ​средник​ и четыре ​боковых​ ребра в ​форме​ ​зверьков​. К ​бляхе​ ​подвешены​ три ​цепочки​ с ромбическими пластинками, украшенными орнаментом.
Рис. 5. Ряд ажурных серебряных бляшек, круглой формы, с изображением ​переплетающегося​ дракона: в двух верхних - ​зерновой​ ​орнамент​.
Рис. 6 и 7. ​Две​ бляшки: одна в ​форме​ креста с ​плетениями​, другая в ​виде​ головки филина. Обе ​из Гнездовских ​курганов​ (к кладу не принадлежат, но относятся к тому же времени и той же культуре).
Рис. 8. ​Рукоять​ и верхняя часть меча ​норманского​ ​типа​. Головка ​рукояти​ и ​крест​ (​нижняя​ перемычка) украшены переплетающимся ленточным орнаментом, инкрустированным серебром. К Смоленскому кладу не ​принадлежит. Найден​ ​бл​. ​дер​. ​Монастырище​, Трубчевского​ у. Орловской ​губернии​. Относится к Х ​веку​ и ​принадлежит​ к той же ​культуре​, что Смоленский клад.Таблица VII. ​Русские​ ​древности​ Х в.

В 1872-3 годах Д.Я. ​Самоквасов​ ​вскрыл среди массы курганных насыпей, ​окружающих​ древний город Чернигов и расположенных в ​самом​ городе, ​один​ из крупных курганов, носивший в ​народе​ имя "Черной могилы". В нем оказалось ​сож​жение​. Среди различных предметов ​здесь​ найдены два турьих рога в серебряной оправе, украшенные чеканным изображением на ​одном​ (рис. 1, 2, 3. №1-й - в развернутом ​виде​) охоты людей с луками на ​птиц​ ​фантастической​ формы, на ​другом​ (рис. 4) - исключительно орнаменты растительного характера. Предметы датируются найденными ​там​ ​золотыми​ ​ви​зантийскими​ монетами Х ​века​.

Близкой по времени и ​культуре​ к предыдущим предметам ​может​ быть указана фибула:

Рис. 5. Боковой ​вид​ фибулы, найденной в Орловской губернии близ г, Ельца. Украшена ​изображениями​ различных фантастических животных и ​плетений​.
Рис. 6. ​Вид​ той же фибулы спереди.
Рис. 7 и 8. Детали той же фибулы.Таблица VIII. ​Русские​ древности XI-XIII вв.

Рис. 1. Серебряная шейная гривна, с квадратными насадками на концах в верхней части рисунка. Внутри гривны ​размещены​: витой серебряный ​браслет​ с плоскими наконечниками и ​две​ серьги из тонкой серебряной проволоки, с насаженными на нее серебряными же бусами. Под гривной - сережка с ​черневой​ ​бусой​. В нижней части рисунка - плетеная серебряная шейная​ гривна с узкими пластинчатыми наконечниками. ​Внутри​ гривны - богатое серебряное ожерелье, состоящее ​из конических, круглых в ​основании​, блях, ​украшенных ​зерневым​ орнаментом; бляхи чередуются с серебряными бусами. ​Внутри​ ожерелья - ​две​ круглых​ ​небольших​ ​привески​, ​украшенных​ ​орнаментом. Из д. ​Шалахово​, ​Невельского​ у. Витебской губ.
Рис. 2. Серебряная, витая из проволок, шейная гривна с плоскими концами. Внутри - серебряная ​лунница​ (пластинчатая​ бляха ​полулунной​ формы), украшенная ​зерневым​ орнаментом геометрического характера. Из Волынской губ. ​Дубенского​ ​уезда​.
Рис. 3. Серебряная, витая из тонких проволок, шейная гривна. Внутри её серебряная, украшенная ​зер​невым​ орнаментом, ​лунница​. Оттуда же.
Рис. 4 и 5. Две серебряные серьги красивой формы богато украшенные зерневым орнаментом. Оттуда же.
№№ 2, 3, 4 и 5, ​может​ быть, ​позднее​ XI в.Таблица IX. ​Древности​ Х и XI вв.

Предметы искусства в курганах С.-Петербургской​ губернии. Исследованная часть их, давшая обильное количество предметов искусства древних насельников этого края, расположена, главным образом, между ​гг​. ​Ямбургом​ и Гатчиной. Они исследованы были в 1872-1885 ​гг​. ​Все добытые исследованием материалы, в главных ​мас​сах​, ​делятся​ на ​две​ группы. Одна с предметами XI-XII ​веков​ и другая XIII-XIV веков, представлены лишь памятники ​искусства​, относящиеся ​к​ первой ​группе​, и из них предметы ​главным​ ​обра​зом​ XI ​века​ и частью Х века. Остаются​ совершенно в стороне памятники ​искусства​ ​последующих​ веков​, хронологически не входящие в ​настоящий​ выпуск. В данной ​культуре​ в ​древностях​ XI в. ​явно​ сказывается ​влияние​ культуры прибалтийской; древности последующих​ времен​ ​представляют​ ​собой​ одно ​целое​ с ​древностями​ ​остальных​ ​русских​ ​областей.

Рис. 1. Поясная пряжка, украшенная рельефным ​орнаментом​. В указываемой ​культуре​ пряжки весьма разнообразны. Из них дается лишь ​наиболее​ красивая.
Рис. 2. Так называемое височное кольцо с ​ромбиче​скими​ ​расширениями​, украшенное орнаментом исполненным​ ​насечкой​. Носились на ​голове​ у виска прикрепленными​ ​к​ головному убору - ​венчику​, ​ленте​ и т.п. ​Серебряные​ или ​медные​, они служили украшением ​исключительно​ ​женским​. Иногда ​встречаются​ с подвесками​, XI ​век​.
Рис. 3. ​Набор​ ​бляшек​, ​украшавших​ ​пояс​. Рельеф​ный​ ​орнамент​ в форме креста и ​зерневой​ ободок ​вокруг​ бляшки. XI ​век​.
Рис. 4. Круглая ​подвеска из​ ​белой​ бронзы с рельефным ​изображением​ ​зверя​, хватающего ​ртом свой собственный ​хвост​.
Рис. 5, 7, 10 и 12. Узкий ​гранчатый​ ​браслет​ и ​ши​рокие​ пластинчатые браслеты, украшавшие руки. ​Встречались​ на ​костях​ почти всегда в единичных ​экзем​плярах. Пластинчатые, всегда ​выпуклые, с нанесенным​ на них орнаментом. ​Некоторые​ из них украшены на ​концах​ изображением звериных головок. X-XI ​вв​.
Рис. 6. Нагрудная пряжка в форме кольца с ​утолщенными концами. Украшена рельефным, спирально изогнутым стебельком. Х ​век​.
Рис. 8. Поясное кольцо с тремя богато ​орнаменти​​рованными​ бляшками, для ​прикрепления​ ремней. ​Встре​​чались​ в мужских погребениях при поясах.
Рис. 9. Поясное кольцо с двумя бляхами, украшенными рельефными схематическими изображениями фантастических голов животных. XI ​век​.
Рис. 11. Наконечник поясного ремня, украшенный рельефным орнаментом в форме листиков и ромбиков​ между ​ними​. XI-XII ​вв​.Таблица Х. ​Финские​ древности Х и ​XI вв​.

Предметы искусства в курганах ​Юж​ного​ Приладожья. ​Группы​ курганов ​исследо​ваны​ в 1878 -84 ​гг​., главным образом по течению p. Паши и её притоков.

Рис. 1. Круглая ажурная фибула (застежка) с ​пле​теным​ ​рельефным​ орнаментом, скандинавского ха​рактера​. Носилась на ​плече. Из кургана с ​сожжением​ у ​дер​. Вахрушевой, Тихвинского у.
Рис. 2. ​Медная​, орнаментированная рельефным ​узором, поясная бляшка с наконечником.
Рис. 3-4. Наборные ​медные​ бляшки ​от​ ременного пояса.
Рис. 5. ​Медная​ выпуклая ​фибуда​ (застежка). Поверхность покрыта рельефным орнаментом ​сканди​навского​ характера, в ​виде​ ленточных ​плетений​. Из кургана с сожжением на ​рч​. ​Кумбите​, ​рукав​ р. Паши. (​Вид​ сверху).
Рис. 6. Боковой ​вид​ предыдущей фибулы.
Рис. 7 и 8. (Фас и профиль). Массивный ​медный​ ​браслет​, покрытый ​выемчатым​ зигзагообразным ​орна​ментом. Из кургана близ ​дер​. ​Кирилиной​, Тихвинского​ у. Х в.Таблица XI. ​Русски​е (?) ​древности​ XI в.

Предметы искусства в курганах Ко​стромской​ ​губернии​. Курганы Костромской ​губернии​, в ​обилии​ рассыпанные в ​различных​ частях её, ​исследованы​ в ​некоторых​ ​уездах​.

Предметы, отличающиеся любопытными формами своеобразной красотой, принадлежат, главным образом, женским костякам и выражаются в различных шумящих подвесках и привесках, в ​виде​ ​изображений​ животных и ​птиц​: коньков, ​бараш​ков​, ​петушков​ и фантастических животных, ​Некоторые ​привески​, помимо своего чисто декоративного назначения, выполняли и практическое, напр. ​иголь​ники​. ​Все​ предметы по времени относятся к XI в. и лишь незначительная часть выходит за ​пределы​ этого времени.

​Рис​. 1. Проволочная ​медная​ ​цепочка​ с такой же ​подвеской​ в ​виде​ ажурного щитка, с ​подвешенными​ колокольчиками. В нижней части щитка ​помещена​, в горизонтальном направлении, трубочка ​служившая​ ​игольником​.
Рис. 2. Проволочное ​медное​ украшение в форм двух треугольных ​щитков с цепочками, оканчивающимися треугольными бляшками. Соединены цепочкой. Носились на груди.
Рис. 3. ​Медная​ ​привеска​ в ​форме​ животного, похожего​ на барашка, с ​подвешенными​ к нему ​шу​мящими​ бубенцами на коротких ​цепочках​.
Рис. 4. ​Медная​ ​привеска​ в ​форме​ животного, напоминающего барана с завитыми рогами, с приве​шенными​ шумящими ​подвесками​ и бубенцами.
​Рис. 5. ​Медная​ ажурная пластинчатая ​подвеска​ в форме конька, с хвостом из ремня, обмотанным ​медной​ спирально изогнутой проволокой.
Рис. 6. ​Медная​ литая пластинчатая ​подвеска в ​форме​ ​петушка​ со сквозными круглыми дырочками и ​подвешенными​ в нижней части ​цепочками​, законченными пластинками в ​виде​ гусиных лапок.

Из ​тех​ же Костромских курганов ​медная​ ажурная бляшка с переплетающимся рельефным ​орнаментом​ и трубочкой внизу, предназначенной для хранения игл. (См. табл. ​XIII​, 5).Таблица XII. ​Русские​ вещи Х и XI в.

​Владимирские​ курганы. ​Исследованы​ были в 1851 -1854 г. ​Вскрыто​ в Суздальской области за это время в 168 ​местностях​ ​более​ 7000 курганов. Среди добытых там предметов ​имеется​ не мало памятников искусства народа, населявшего ​Суздаль​ский​ край от IX до XII ​века​. В настоящем ​издании​ даны предметы искусства до XI ​века​ включительно. Часть предметов по своему ​происхождению​ относится к древностям финским, другая, ​наиболее​ обильная, к русским славянам. ​Последними​ ​исследованиями​ устанавливаются, как колонизаторы Ростовской (Суздальской) области смоленские ​кривичи​,​ которым​, ​сле​довательно​, и принадлежат эти памятники. ​Примесь​ предметов финского происхождения весьма ​незначи​тельна. В настоящем издании даются предметы ​сла​вянского​ происхождения.

Рис. 1. Круглая пряжка ​с​ рельефным ​орнаментом в ​виде​ спирально ​завивающегося​ растительного стебля, Х-XI ​век​.
Рис. 2. Круглая ажурная ​подвеска​ с ​изображе​нием​ фантастических ​зверей​.
Рис. 3. Пластинчатый ажурный перстень.
Рис. 4. Пластинчатая круглая ​подвеска​, украшенная орнаментом из ​зерни​ и ​скани​.
Рис. 5. Серьга в ​виде​ кольца, с насаженными на него тремя ажурными бусами.
Рис. 6. Височное кольцо о семи лопастях. Носилось у виска ​прикрепленным​ к головному убору. XI-XII ​век​.
Рис. 7. Круглая пластинчатая ​подвеска​, украшенная орнаментом в ​виде​ ​цветка​. Восточного характера. Х ​век​.
Рис. 8. Ажурная ​подвеска​ с ​изображением​ фантастического​ животного, с переплетающимися ​тулови​щем​, ногами и хвостом. Типична для смоленских древностей.
Рис. 9. Круглая ​подвеска​ с рельефным ​изобра​жением​ ​переплетающегося​ чудовища. Х ​век​.
Рис. 10. Височное кольцо о семи зубчатых лопастях.
Рис. 11. Поясная пряжка, украшенная спиралевид​ным​ орнаментом. Х ​век​.
Рис. 12. Серьга в ​форм​е кольца с насаженными бусами с ​зернью​. Киевский ​тип​. XI-XII ​век​.
Рис. 13. ​Наконечник​ ​ремня​ в ​форме​ ​раститель​ного​ листа, украшенного рельефными ​средником​ и орнаментом в ​виде​ спиралей. Х-XI ​век​.
Рис. 14. ​Медная​ круглая застежка, украшенная рельефным орнаментом растительного характера.
Рис. 15. ​Медная​ фибула украшенная великолепно исполненным орнаментом в ​форме​ переплетающихся ленточек и ​чудищ​. Х ​век​.
Рис. 16. Круглая ​подвеска​, украшенная ​зерневым​ орнаментом XI ​век​.
Рис. 17. Пряжка в ​форме​ открытого кольца, поверхность которого украшена орнаментом.
​Рис​. 18. Выпуклый, суживающийся к ​концам​ ​браслет​, украшенный геометрическим орнаментом. XI ​век​. Западного характера.
Рис. 19. ​Попал​ на эту таблицу случайно. Из курганов​ С.-Петербургской ​губернии​. Поясная пряжка, украшенная ​орнаментом​ с помощью накола.
Рис. 20. Кусок шелковой ткани, украшенный ​узором в форме ​звёзд с крестами внутри.
Рис. 21. Кусок ткани, украшенной тройным ленточным плетением по бордюру и замысловато ​изгибающимся спиралевидным орнаментом.
Рис  22. Круглая бляха с ​переплетающимся​ ​звёз​дообразным​ орнаментом.
Рис. 23. Наконечник ​ножен меча. Х ​век​.
Рис. 24. ​Медная​ круглая фибула со сложным ​изоб​ражением​ фантастического ​зверя​ с переплетающимся​ туловищем, лапами и хвостом.Таблица ​XIII. ​Материал​ сравнительный.

​Материал​, расположенный на этой ​таблице​ ​привле​чен к остальному как сравнительный, за ​исключе​нием​ № 1 и 5. ​Все​ височные серьги относятся по времени к XII - XIII в.в.

Рис. 1. ​Медная​ ажурная пряжка с ​шумящими​ проволочными ​приисками​. Из ​Курманского​ могильника (см. о нем ниже стр. 11).
Рис. 2. Нижняя часть так называемой ​семилопастной​ серьги, украшенной ​резным​ орнаментом. ​Из​ Московской ​губернии​.
Рис. 3. ​Медная​ височная ​семилопастная​ серьга. Из Московской ​губернии​.
Рис. 4. Богато украшенная трехлопастная височная серьга из Московской губернии.
Рис. 5. ​Медная​ ажурная ​привеска​, украшенная ​пле​тениями​. В нижней части трубочка для хранения игл. Из курганов Костромской губернии (см. о них стр. 8).
Рис. 6. Часть ​семилопастной​ височной серьги с ​резным​ тонко выполненным орнаментом. Из ​Мо​​сковской​ ​губернии​. 
Рис. 7. Трехлопастная височная серьга с ажур​ным​ бортом и изображениями животных. Из Московской ​губернии. Таблица XIV. Предметы ​искусства​ в финских ​​древно​стях ​ Северо-Востока России.

Рис. 1. Массивная ​медная​ бляха-застежка с петлей на обратной широкой ​стороне​ и крючком на узкой. Носилась на грубой шерстяной или ​меховой​ ​одежде​. Пьяноборский ​могильник​, V-VII ​век​.
Рис. 2. ​Медная​, витая из проволок, бляшка, в ​форме​ двух ​кружков​ и петли сверху, между ними. Из Максимовского могильника, XI ​века.
Рис. 3. Массивная медная​ бляха-застежка с ​петлей и ​крючком​ на обратной ​стороне​.
Рис. 4. ​Медная​ пластинчатая ​подвеска​ с пряжкой сверху и бахромой узких звенящих трубочек ​внизу​. Носились главным образом на груди, но также и в других ​частях​ одежды. Из ​Лядинского​ могильника ​Тамбовск. губ.
Рис. 5. ​Медная​ ​привеска​ в форме, витой из проволоки, трубочки с ​подвешенными​ к ней ​пластинча​тыми​ ромбиками в ​виде​ гусиных лапок. Из Максимовского могильника XI в.
Рис. 6. ​Медная​ пластинчатая шейная гривна, ​орна​ментированная​ узором, ​насечкой​, с рядом ​подвешен​ных книзу узких цилиндриков. Носилась на ​шее​, как ожерелье. Из ​Лядинского​ могильника ​Тамбовск​. губ. Внутри гривны ​- круглая​ ​медная​ пряжка, ​носив​шаяся​ на груди.
Рис. 7. Бронзовая массивная фибула (застежка) для соединения краев платья. Из ​Курманского​ могильника.Таблица XV. Та же культура.

Рис. 1. Массивная пряжка из ​медных​ проволок, в ​форме​ широкого круга с ​подвешенными​ к нему двойными ​цепями​, законченными пластинчатыми "гусиными лапками". Из Максимовского могильника. XI ​век.
Рис. 2. Круглая ажурная пряжка, ​исполненная​ ​медных​ проволок. ​Борковский​ могильник. VIII век.
Рис. 3. ​Подвеска​ из ​медных​ проволок с ​подвешенными​ колокольчиками. Из Максимовского могильника.
Рис. 4. Круглая ​медная​ пряжка с ​прорезными​ треугольными отверстиями ​вокруг​ открывающейся средней части. Из ​Курманского​ могильника.
Рис. 5. Шейная гривна из ​медного​ прута, снабженная на одном ​конце​ крючком, на другом петлей. Концы обвиты тонкой трехгранной ​проволокой. ​Из​ ​Курманского​ могильника.

​Курманский​ могильник. Могильник расположен на правом берегу р. Оки, в 17 в. от г. ​Касимова​, Рязанской губ., на одном из ​песчаных​ бугров, тянущихся между с. ​Курман​ и ​дер​. ​Шуль​​гиной​, ​известных​ у ​местных​ крестьян под именем "Городка". ​Исследован​ в 1888 году. ​Встречены ​- на ряду с погребениями и сожжения покойника, а при них значительное количество различных предметов быта и искусства народа здесь жившего и оставившего​могильник​. Он ​принадлежит​ одному из финских народов VIII в.

Большая серебряная фибула (застежка) с ​желез​ной иглой снизу. Служила застежкой для двух соединяющихся ​краев​ или частей платья, главным образом, в области груди или на ​плечах​. (См. табл, XIV, рис. 7).

Большая круглая листовая бляха пряжка с прорезными​ отверстиями и выдавленными ​полушариками​. ​Носились​ на груди (См. табл. XV, рис. 4).

Шейное украшение (​шейная​ гривна). Из гладкой проволоки обмотанной на ​концах​ ​спиральным​ прутиком и законченной крючком и петлей. (См. табл. XV, ​рис​. 5).Таблица XVI. ​Финские​ древности VIII-XI в.

Рис. 1. ​Медная​ пластинчатая шейная гривна с рядом ​подвешенных​, трубчатых, шумящих ​ци​линдриков​. Из ​Лядинского​ могильника.
Рис. 2. ​Медная​ шейная проволочная гривна, ​обмо​​танная​ на концах тонкой проволокой и снабженная широкой петлей на одном ​концье и ​щитковидным​ крючком на другом. ​Из​ ​Лядинского​ могильника
Рис. 3. ​Медная​ ажурная ​привеска​, с цилиндрическими колокольчиками; носилась на ​шее​, чередуясь с бусами, на груди ​прикрепленными​ к ​одежде и т.п. ​Из​ ​Лядинского​ могильника.
Рис. 4. Круглая ​медная​ пряжка ​из​ проволок, с ​подвешенными​ ​цепочками​ и шумящими ​"гуси​​ными​ лапками". Из ​Лядинского​ могильника.
Рис. 5. Массивная ​подвеска​ в форме двух ​ло​шадиных​ (?) головок, обращенных наружу и разделенных​ схематическим ​изображением​ ​человеческого​ лица вверху; внизу, на ​цепочках​ из толстых проволок ​привешены​ пластинчатые "гусиные лапки". Из ​Михалева​. Носились ​прикрепленными​ к ​платью​ в различных ​местах​. XI ​век​.Таблица XVII. ​Фински​е вещи ​религиозного​ значения.

К ​памятникам​ искусства ​финских​ народностей ​Северо​-востока России относятся, по своему происхождению​, и ​так называемые "шаманские​ изображения". Это металлические литые, большею частью ​медные​ образки, религиозного назначения, ​с​ ​изображением​, отдельных ​лиц​ и ​групп​, священных ​животных​ ​божеств​, ​представленных​ в ​чудовищных​ и фантастических​ формах и композициях.

​Встречаются​ они в ​районе​ ​Северо​-востока Европейской ​России​ в З. Сибири. Бассейн р. ​Оби​ с ​Ирты​шем​, ​бассейн​ Камы с ​Вычегдой​ и Печорой - главные​ районы их распространения. ​Наибольшее​ же их количество до сих, пор ​встречено​ в Камском ​районе​. ​Находят​ их случайно или на древних ​жерт​венных​ ​местах​.

Время их распространения обширно: начало заходит в глубокую древность; полного расцвета они ​достигают​ в VIII -IX в.в., доходя в своем посте​пенно​ ​угасающем​ существовании вплоть до XIV ​века​. Помимо указанных памятников ​встречаются​ изображения​ ​аналогичных​ ​фигур​, подобного же характера, начерченные ​грубым​ ​штрихом​ на ​различных​ предметах, напр., серебряных блюдах, чашках и ​прочих​ ​предметах​ привозного происхождения, например​: на ​византийских​, персидских и ​позднерим​ских​ ​памятниках​, так ​часто​ встречаемых на ​Северо​-​востоке​ ​России​, куда они попали путем торговых​ сношений.

Рuс. 1. Ажурная бляха с ​изображением​ ​фантасти​ческого​ ящера, по туловищу которого ​изображены​ рыбы, как ​символ​ ​водного​ существа. На ​спине ящера ​сидит​ фантастическое существо (​человекообразная​ фигура с головой лося сверху, с крыльями, снабженными на ​концах​ глазами). Спереди и ​сзади​ - ​отдельные​ ​человекообразные​ и лосиные головы. Найдена на р. ​Каме​ ​бл​. д. Ныргында, Сарапульского у., ​Вятской​ губ.
Рис. 2. Литая ажурная бляшка, с ​изображением​ двух ​человъческих​ ​фигур​, стоящих рядом с руками "в бока". Из Гляденовского жертвенного ​костища​.
​Рис. 3. Литая ажурная ​бляха​ с изображением трех фантастических существ на ​ящере​. У среднего - голова орла на темени, у боковых -​ лосиные​ головы. Найдена в д. ​Пешковой​, ​Пермской​ губ.
Рис. 4. Литое изображение крылатого ​человека​ с ​человеческой​ маскою на груди. Терский ​округ​, То​больской​ ​губернии​.
Рис. 5. Литое изображение летящей птицы, ​грубой​ работы. Из Екатеринбургского ​уезда​.
Рис. 6. Литая ажурная бляха, изображающая ​зверя​, идущего по лосиным головам. На ​спине​ ​зверя -​ ​ло​​синые​ ​головы. Значение ​композиции​ мало ​выяснено​.
Рис. 7. Литая ажурная бляшка с ​изображением​ двух ​человеческих​ ​фигур​ в ​сильном​ движении. ​Вокруг​ них ​- лосиные​ ​головы​ и витой ​хвост​. Одна из ​лучших​ ​вещиц​ по передачи движения. Из Кунгурской коллекции.
Рис. 8. Серия резных ​штриховых​ изображений воинственных ​фигур​, ​расположенных​ на древнем серебряном​ ​блюд​е, в ​позах​ ​исполнения​ танца. По борту блюда - изображения иного стиля и времени.Таблица XVIII. Восточные вещи XII-XIV ​вв​.

​Все​ издаваемые на этой ​таблице​ предметы привлекаются к ​предыдущим​, как сравнительный материал​ ​на​иболее​ ​позднего​ ​времени​.

Рис. 1. Звездообразная серебряная ​серьга​, ​укра​​шенная​ ​зерновым​ ​орнаментом​.
Рис. 2 и 3. Четыре золотые бусы, украшенные ​зернью​. Крючки и ​соединительные​ петли ​приделаны​ в наше время.
Рис. 4 и 6. ​Две​ ​золотых​ серьги в ​форме​ кольца ​с​ ​тремя​ бусами и изображением птички в ​середине​. Внизу ​прикреплены​, на цепочках, ​подвески​ в ​виде​ желудей.
Рис. 5. Два золотых ожерелья. Первое - из круглых​ медальонов, второе - из желудевидных ​бус​. И ​те​, и ​другие​ украшены ​зернью​. Сверху над ними серьга с тремя бусами. Предметы ​под​ № 5 ​проис​ходят​ из находки 1869 г. ​близ​ г. ​Спасска​, Казанской ​губернии​, ​Все они ​выпаханы​ в ​земле в ​медном​ кувшине​ вместе с другими предметами. Предметы № 2, 3, 4, и 6 случайной находки в той же Казанской ​губернии​.

Таблицы XIX и XX. Так называемая Готская культура VI-VIII.

Предметы ​искусства​ в ​древностях​ Юга России.

Памятники искусства данного периода ​известны​ из случайных ​находок​ и раскопок на ​юге​, большею частью в ​гг​.​Черниговской​, Полтавской, ​Киевской​, Харьковской, ​Воронежской​, ​Донской​ области, Екатеринославской губ. и на ​северном​ ​побережье​ Черного ​моря​, равно как и на кавказском перешейке. ​Систематиче​ские​ раскопки были ​произведены​ в ​могильнике​ ​Суук​-Су у селения ​Гурзуф​ в Крыму, в 1903-1905 ​гг​. В этом ​могильнике​ - погребения верхнего слоя - ​поздни​е, могилы же нижнего относятся к периоду VI-VIII ​вв​. К этому времени, главным образом относятся издаваемые ​здесь​, наряду с другими однородными, предметы.Таблица​ XIX.

Рис. 1. Золотая фибула (застежка), украшенная аль​мандинами​. ​Неженского​ ​уезда​, ​Черниговской​ губ.
Рис. 2. Бронзовая ​литая​ фибула со ​схематическим ​изображением​ птичьих ​головок​. Из ​Зеньковского​ ​уезда​, Полтавской ​губернии​.
Рис. 3. Серебряная вызолоченная фибула, богато украшенная ​зерневым​ и ​сканным​ орнаментом. Неизвестного​ ​происхождения​. ​
Рис. 5. Бронзовая литая фибула ​с​о схематическим изображенемь, ​лошадиных​ (?) ​головок​, ​Из​ с. ​Пастыр​ского​, Киевской ​губернии​.
Рис. 6. Бронзовая литая фибула, украшенная ​круж​ковым​ орнаментом и изображением птичьих головок​. Из с. ​Пастырского​, Киевской ​губернии​.
Рис. 7. Серебряная поясная пряжка, украшенная геометрическим, орнаментом, птичьей головкой и ​альмандинами​.
Рис. 8. Серебряная поясная пряжка, украшенная ​изоб​ражением​ ​звериных​ голов, геометрическим ​орнаментом и стеклами в золотой ​оправе​ в форме креста. Случайная ​находка​ ​бл​. ​Суук​-Су в Крыму.
Рис. 9. Серебряная поясная пряжка, украшенная орнаментом, четырехлепестным ​цветком​ в ​средине и круглыми камнями по краю. Случайные находки в Крыму.Таблица ​ХХ.​

Рис. 1 и 2. ​Полушарые​ пластинчатые бляхи.
Рис. 3. Золотые треугольные ​подвески​ из ​рубча​тых​ ​трубочек​: ​носилось​ в ​виде​ ожерелья. ​Могиль​ники​ ​Суук​-Су.
Рис. 4 и 5. ​Две​ янтарные бусы ​от​ ожерелья оттуда же.
Рис. 6, 7 и 8. Золотые серьги, в ​форме​ кольца с насаженными колодочками, украшенными ​зернью​ и ​кам​нями​. ​Могильник​ ​Суук​-Су.
Рис. 9. Бронзовая литая ​пряжечка​ из гробницы верхнего слоя ​Суук​-Су.
Рис. 10. 11. 12. Бусы из горного хрусталя.
Рис. 13. Бронзовая фибула с пятью пальчатыми отростками в верхней части и двумя птичьими ​голов​ками​ в ​нижней​.
Рис. 14. Серебряная поясная ​пряжка​ с ​тиснен​ным ​стилизованным​ ​изображением​ льва. ​Могильник​ ​Суук-Су.
Рис. 15. Бронзовая ​пряжечка​, украшенная ​кружко​вым​ орнаментом. Из гробницы верхнего слоя мог. ​Суук​-Су.
Рис. 16 и 17. Два глиняных сосуда. Мог. ​Суук​-Су.
Рис. 18. Серебряный ​браслет​ с золотыми на​конечниками​, украшенными ​зерненым​ орнаментом. ​Суук​-Су.
Рис. 19. Массивная плоская янтарная ​буса​. ​Суук​-Су.Таблица XXI.

Предметы искусства в ​древностях​ ​Юго-востока​ ​России​. ​Вещи кочевников​ ​ХI в​. и ​Хазаро-аланские IX в.

Среди ​древностей​ этого района ​наиболее​ обильными и характерными предметами являются предметы добытые ​в​ Салтовском ​могильнике​. Другую группу составляют предметы иного характера, типичными представителями ​которых​ ​служат​ вещи из х. ​Гаёвки​, ​Валуйского​ у., Воронежской ​губернии​, а ​именно​:

Рис. 1. Серебряная, ​вызолоченая​ бляха с тремя ​пет​​лями​, для ​прикрепления​ ремней.
Рис. 2. ​Две ​серебряных​ бляшки, ​украшенных рельефным орнаментом, для ​ремня​.
Рис. 3. ​Наконечник​ ремня из серебра, позолочен: фон орнамента ​черневой​.
​Рис. 4. Серебряный, ​вызолоченый​ ​наконечник​ ​ремня в форме ​трехчастного​ листа.
Рис. 5. ​Две серебряных вызолоченых ​бляхи​, ​украшенных ​орнаментом​ и чернью. Прикрывали соединительный ​узел​ ремней.

Все эти предметы служили украшением лошадиной ​сбруи.

Предметы ​искусства​ в ​Верхне​-​Салтов​ском​ ​могильнике​.

​Могильник​ ​расположен​ в с. В. ​Салтов​, Волчанского​ у., Харьковской ​губернии​. Открыт местным учителем и исследован многими лицами. В земляных камерах, с длинным ​коридором​, приводящим к небольшому отверстию, ​погребалось​ по ​нескольку ​че​ловек, ​редко​ по одному. При ​них​ ​вместе​ ​находят​ обильное количество предметов VIII-IX​ веков. Они датируются находимыми там монетами. Предметы быта и искусства, находимые ​здесь, весьма ​близки предметам, находимым в могильниках Северного Кавказа - Осетинским. Осетины - потомки Алан. ​На этом основании предметы ​Верхне-Салтовского могильника ​относят​ к ​аланским​; ​существует также ​мнение​ об ​их хазарском происхождении​.

Рис. 6. ​Медная​ пряжка ​от​ ремня.
Рис. 7. ​Медная привеска​ в ​форме​ схематического ​изображения животного​.
Рис. 8. Золотая серьга, украшенная ​зернью​.
Рис. 9. Серебряная накладная бляшка ​от​ ремня.
Рис. 10. Серебряная накладная бляшка с рельеф​ным​ ​изображением​ ​человеческой​ фигуры.
Рис. 11. Золотая серьга.
Рис. 12. Литое, из ​белого​ ​сплава​, изображение всадника.
Рис. 13. Пряжка на ​белого​ ​сплава​ в ​виде​ сомкнутого кольца с ягодками и листиками, выходящими в сторону.
​Рис​. 14. ​Ажурная​ ​привеска​ в ​виде​ кольца, с ​изоб​ражением​ животного ​внутри​.
Рис. 15, 16 и 17. Три глиняных сосуда типичных для данной культуры. Украшались часто рисунками геометрического характера, в ​виде​ ​полос​, штрихов; поверхность гладкая, ​блестящая​.Таблицы XXII-XXIV.

Остромирово ​Евангелие​. Это книга ​Еванге​льскихь​ чтений, ​написанная​ по заказу новгородского ​посадника​ ​Остромира​, ​диаконом​ Григорием в (6565) 1057 году.

Книга украшена ​многочисленными​ виньетками и заглавными буквами, ​исполненными​ акварелью в ​кра​сивых​ радужных ​гаммах ​цветов​, в стиле близком византийскому, но уже в значительной степени потерявшем свой основной характер под ​влия​нием​ ​славянского​ иллюстратора. ​Орнамент по каждому ​цветку​, стебельку, листику ​оконтурен золотым штрихом. ​Кроме​ ​этих​ ​украшений​ к ​книге​ приложены три миниатюры, с ​изображением​ ​Евангелистов​ ​Иоанна​, Луки и Марка. Для четвертого ​Евангелиста​ приготовлен​ ​лист​, ​так​ и оставшийся незаполненным. На ​последнем​ ​листе ​рукописи​ ​имеется​ запись о времени и ​лице​, писавшем эту книгу. Хранится в Императорской ​Публичной​ Библиотеке.Таблица XXII.

Миниатюра ​изображающая​ Евангелиста Луку, ​одетого в красно-коричневый ​плащ​ и зеленую рубашку. Он слегка ​привстал​ со стула с ​зеленой​ подушкой и ​получает​ ​писание​ ​от​ символического изображения Евангелиста. Стол и ​пюпитр​ коричневые. Арка за Евангелистом ​белая​, с ​яркокрасной​, откинутой в сторону, драпировкой. Фон ​золотой​. Вокруг​ - ​орнаментальная​ рамка.Таблица ХХIII.

1. ​Орнаментальная​ рамка, ​помещенная​ ​в​ ​начале Евангелия ​от​ ​Иоанна​.

Рис. 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Образцы заглавных ​букв рукописи, ​скомпонованных​ из различных ленточных ​плетений​, растительных листов, ​человеческих​ ​ма​сок​ и фантастических ​животных​. ​Все​ они исполнены красками и обрисованы золотом.Таблица XXIV.

Рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Образцы ​заставок​ и кон​цовок из Остромирова Евангелия.
Рис. 8, 9, 10 и 11. Образцы ​заглавных​ ​букв​ ​из того же памятника.

​Как​ виньетки и концовки, ​так​ и буквы ​исполнены​ акварелью в синих, голубых, зеленых, красных, желтых и ​белых​ ​цветах​, с ​золотыми​ контурами.

Таблицы XXV-XXVIII.

​Изборник​ великого князя Святослава ​Ярославича​ 1078 года. Рукопись эта ​представляет​ собою собрание статей, вопросов и ​ответов​; в первой ​части - о Св. ​Троице​, о Св. ​Духе​, о ​правой​ ​вере​ и др., во второй части - статьи о народах, происшедших от сынов Ноя, историю царей, историю ​космографии​ с ​любопытнейшими​ ​изображениями​ на полях рукописи, ​знаков​ зодиака, как их ​понимал​ русский ​ху​дожник​.

Изборник находился до 1817 года в ​библиотеке​ Воскресенского ​Новоиерусалимского​ монастыря. Открыт в этом году экспедицией, ​снаряженной​ стараниями гр. ​Румянцева​, П. М. Строевым и К. Ф. ​Калайдо​вичем​. В 1834 году, когда из сборника был ​похи​щен заглавный ​лист​ с ​изображением​ семейства великого князя Святослава, ​сборник​ был ​перенесен​ в Московскую Синодальную библиотеку. Похищенный ​лист​ был найден ​вскоре​ и доставлен Министром. Нар. ​Просв​. графом ​Уваровым​.

К ​сборнику​ приложены ​кроме листа с ​изображе​нием​ Святослава, ​несколько​ ​отдельных​ листов с миниатюрами и ​отдельных​ орнаментальных виньеток, исполненных красками.Таблица XXV.

Выходной ​лист​ с ​изображением​ семейства Святослава ​Ярославича​. Изображены великий князь ​Святослав​, его жена и сыновья: Ярослав​, Роман, Давид, Олег и ​Глеб​. Впереди выступает​ с книгой Святослав, рядом с ним княгиня, придерживающая правой рукой младшего сына Ярослава. За ​княгиней​ ​видна​ ​шапка​ одного ​из​ сыновей, ​расположившихся​ за ​князем​ и княгиней. На ​сы​новьях​ ​одеты​ ​высокие​ ​синие​ шапки с отложными розовыми наушниками. ​Кафтан​ сына, справа за княгиней, малиновый, опоясанный ​золотым​ поясом и такими же обшлагами и воротом. Мальчик в темном же ​кафтане​.

​Святослав​ ​одет​ в ​синий​ ​плащ-​корзно​, ​отторо​ченное​ золотой опушкой, и ​нижнюю​ одежду, ​отторо​ченную​ по краю пестро-красной каймой. Шапка с желтой тульей, розовой опушкой и синими наушниками. ​Княгиня​ ​одета​ в ​красное​ платье с желтой широкой каймой по подолу, подпоясанная темно-​крас​ным​ поясом.

​Слева​ у ​изображения​ семьи Святослава сохранились остатки изображения фантастического животного с крыльями, ​поднятыми​ кверху, и длинной шеей. Лапы опущены ​вниз​.Таблица XXVI.

Орнаментальное украшение в ​форме​ ​однокупольного храма, с изображением в ​арочке​ ​Святителей​. ​Святославов Сборник​.Таблица ХХVII.

Подобное же украшение. Все ​они​ богаты ​своим​ колоритом. Святославов Сборник.Таблица XXVIII.

Орнаментальное украшение в ​форме​ ​трехкупольного​ храма с ​изображением​ ​внутри его​ мучеников с крестами и святителей с Евангелиями в руках. ​Святославов ​Сборник.https://t.me/books_sklad/1125

Картина дня

наверх