На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 938 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    К сожалению, за потерю кормильца платят только до 18 лет(((Вы сказали, что м...
  • Виталий Кирпиченко
    У моей бабушки было два сына, оба "пропали без вести" -- один в 42, второй в 43 году. Ей никаких льгот за потерю сыно...Вы сказали, что м...
  • ВераВерная
    Сергей, пишите ещё, а нам интересно, куда ваши посты размещать будут)))Экстрасенсы. Вери...

«Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас» - мифы и правда о российской моде 1990‑х

VATNIKSTAN начинает серию статей, посвящённую российской моде девяностых. В наших планах рассказ о том, что носили люди в нашей стране, как развивалась российская индустрия моды, о конкурсах красоты, феномене топ-моделей и многом другом.

Первая часть расскажет о том, что называется сейчас стрит-фешен, модой улиц.

Жуткие спортивные костюмы, лосины кислотных цветов, малиновые пиджаки и вещевые рынки, заваленные копеечным турецким барахлом, которое люди хватали не глядя… Такой мы увидим моду девяностых, если изучать в интернете подборки самых одиозных образов с комментариями авторов, не живших в то время.

Но была ли постсоветская мода настолько безвкусной?

У российской постперестроечной моды есть несколько отличительных черт. Как и сама эпоха, она была очень разной. Время развала СССР щедро заимствовало из 1980‑х, а вот конец 1990‑х годов был уже по-настоящему новой эрой, когда выработался самостоятельный стиль. Модные тенденции первой половины десятилетия сильно отличались от западных, и это легко объяснить. У россиян не было ни выбора, ни финансовых возможностей, которыми обладали люди за границей. Большинство вещей в огромных клетчатых сумках возили «челноки», покупавшие их в Турции, Польше, КНР и Вьетнаме. Понятно, что особым вкусом эти продавцы не отличались. Модные и женские журналы только начали широко распространяться, и покупатели не всегда понимали, как выбирать из того рыночного разнообразия, что свалилось на их голову.

Роль в отличиях с западной модой сыграли и другие особенности. Например, российская молодёжь почти пропустила модный американский гранж, который пришёлся как раз на первую половину десятилетия. Если кто-то надевал клетчатую рубашку, мешковатые джинсы и тяжёлые ботинки, то обычно лишь потому, что это были его единственные вещи, а не потому, что подражал Курту Кобейну.

Наконец в стране царил настоящий хаос, который отражался и на моде. Как поётся в одной песне: «Я надену всё лучшее сразу». Поговорим о том, что же было «лучшим» для россиян в 1990‑е годы и постараемся разоблачить некоторые мифы о моде того времени.

Леди-босс

Рейганомика в Америке породила женский power suit: деловой костюм с пиджаком. Все женщины пытались походить на миллионеров с Уолл-стрит. Примерно это происходило в России на заре эры дикого капитализма, когда работа в офисе считалась престижной. С начала до середины 1990‑х главным трендом женской моды оставался псевдоофисный стиль: пиджак, блузка и юбка-карандаш.Костюмы были всех цветов, в том числе совсем не «офисных», а ярких или нежных пастельных оттенков. Блузки тоже не обязательно были строгими, в них могли быть элементы романтического стиля: воланы, воротники-жабо и кружевные вставки.Фильм «Ты у меня одна». 1993 год

Самым популярным костюмным брендом был Tom Klaim. Многие считали марку западной, но, как и ряд других известных брендов вроде Carlo Pazolini, её создали в России. Люди жаждали всего заграничного, поэтому производители, скромно умалчивая о происхождении марки, могли позволить себе высокие цены, а женщины были готовы отдавать половину зарплаты за «фирменный» костюм Tom Klaim.Деловой стиль даже на женщинах — один из важнейших символов эпохи выживания, когда проблема денег затмила всё остальное. Самым главным было заработать, «подняться», взлететь по ранее не существовавшей социальной лестнице. Великий поп-альбом «Страна Лимония» (1990) группы «Дюна», отметивший последний год существования СССР, пропитан горячечным, словно в бреду, ощущением времени.

«Объятья сна, как плен,
Мой парень — Пьер Карден,
И двое слуг — брюнет и шатен
Растут мои дома,
Рекой течёт „Клима“
Партнёров тьма — гуляет фирма».

Мини-юбки

Длина юбок могла быть самой разной. В начале эпохи носили миди, а иногда и макси, которым дамы зрелого возраста остались верны на протяжении десятилетия. В фильме Георгия Данелии «Настя» (1993) мама, чья дочка волшебным образом превратилась в красавицу, сразу начинает укорачивать свои старомодные советские юбки: «К нам же теперь люди ходят!».Юбки на девушках в 1991 году

Но в постсоветскую эру молодёжная мода очень быстро потребовала мини. Юбки всё сильнее укорачивались, пока не достигли длины микро-мини, как в 1960‑е годы. Юбки могли быть тканевыми и трикотажными «в облипку». Юбка-лапша, облегающая все изгибы, задиралась при ходьбе, но девушки терпели неудобства.Были популярными не только прямые и узкие, но и короткие слегка расклешённые юбки-трапеции.Фото из архива автора

В фильме «Страна глухих» (1998) две столичные модницы — Рита (Чулпан Хаматова) и Яя (Дина Корзун) демонстрируют, что к концу десятилетия мини по-прежнему в тренде. На кадре из фильма на Рите обычная юбка-трапеция, а на Яе юбка-шорты с запахом.Фильм «Страна глухих». 1998 год

Лосины и фантазийные колготки

«Лосины ядовитых цветов были в гардеробе у каждой девушки», — можно прочитать в большинстве статей, посвящённых моде девяностых. Это современная выдумка. Посмотрите хотя бы на фотографии того времени. На ком из девушек вы видите цветные блестящие лосины, кроме участниц группы «Комбинация» в сценических образах? Их фотографии из ранних 1990‑х обычно выдают за главный тренд эпохи, хотя на самом деле девушки в то время гораздо чаще носили обычные чёрные лосины.Группа «Комбинация»

Впрочем, цветные лосины тоже существовали и даже оставили след в поп-культуре. Группа «Попугай» в 1993 году исполнила шуточную песню с такими словами:

«Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас,
Твои зелёные лосины затмили цвет твоих же глаз,
Твои зелёные лосины — забуду с ними всё и вся,
Твои зелёные лосины во мне самом родят лося!».

Синтетические леггинсы в обтяжку пришли из восьмидесятых, когда все бросились заниматься фитнесом, изначально их надевали для занятий спортом. И в Советском Союзе 1980‑х годов они были известны, но мало кто мог себе их позволить. Среди счастливых владелиц — «ночные бабочки», как героини фильма «Интердевочка» (1989), носившие лосины и колготки с узорами.

После развала СССР к подобной роскоши приобщились не только те, кто был раньше близок к интернационалу, фарцовщикам и магазинам «Берёзка». Модные мини-юбки позволяли демонстрировать не только стройные ноги, но и необычные колготки — кружевные, в сетку, с люрексом и фантазийными рисунками.В продаже появились «дольчики» — такое разговорное название получили колготки бренда Dolci Calze. Это были плотные колготки с разнообразными принтами — в горошек, ромбик, полоску, анималистичные… «Дольчики — чертовски хороши!» — этот рекламный слоган звучал повсюду. Тёплые и качественные, «дольчики» позволяли не замерзать зимой в мини, но большинство носили обычные колготки без узоров.

Ещё один ультрамодный аксессуар первой половины десятилетия — плотные эластичные гольфы выше колена. В американском фильме «Бестолковые» (1995), по которому можно изучать главные тренды эпохи, девушки появляются в белых гольфах, но в России таких не было: к нам почему-то привозили только чёрные, которые смотрелись очень стильно.

Варёнка

В СССР джинсы были предметом вожделения модников, вот только «достать» их было почти невозможно. В Союзе их не шили, а из-за границы в магазины не привозили. Вариантов раздобыть вожделенную пару было всего два — фарцовщики или магазины «Берёзка». К фарцовщику водила свою немодную подругу Надю (Ирина Муравьёва) роскошная женщина Сусанна (Татьяна Васильева) в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Надя пугается экстравагантных нарядов («Карден! У нас в Союзе всего две-три единицы таких, да и те на жёнах дипломатов неприсоединившихся стран») и решается приобрести только джинсы.

Надя выкладывает за джинсы 50 рублей (примерно треть среднестатистической советской зарплаты), но на работе не производит фурора. Коллега-модница, которая с подружками «каждый месяц журнал Burda смотрит», скептично осведомляется, не индийские ли джинсы. Надя возмущается, предлагая посмотреть «по коттону и по лейблу». Но её джинсы вряд ли были американскими Levi’s или Wrangler.

В фильме «Криминальный талант» (1988) главный герой обещает сделать дочери дорогой подарок на шестнадцатилетие: джинсы из «Берёзки». Обойтись это удовольствие должно в 200 долларов при его зарплате в 200 рублей (примерно половина зарплаты). Для посещения валютного магазина нужны были специальные чеки. Он спрашивает у дочки, где она собирается их достать, но та загадочно отвечает, что это её дело.

После советского дефицита люди на радостях облачились в деним с ног до головы. Настоящие марки или поддельные — до этого пока никому не было дела, главное, что джинсы можно было свободно и относительно дёшево приобрести. Джинсовой могла быть любая одежда: куртки, юбки, плащи и даже платья.Самыми популярными были джинсы-мальвины, получившие название по известному лейблу Mawin. Эти мешковатые джинсы с высокой талией носили мужчины и женщины. Сейчас, когда всем надоели скинни и джеггинсы, они вернулись в моду под названием Mom Jeans («мамины джинсы»).Джинсы-мальвины в 1990‑х годахСовременная девушка в Mom Jeans

Мода на «варёнку» проследовала в ранние девяностые из 1980‑х годов. Ещё в СССР люди знали, как добиться эффекта разводов на ткани: скрутить джинсы и замочить их в отбеливателе «Белизна». Получался каждый раз разный результат. Некоторые тёрли джинсы пемзой, замачивали в соде или уксусе. Богатый простор для креатива!

Фильм «Ловушка для одинокого мужчины». 1990 год

Широкие плечи

Студенты Московского Политехнического Колледжа им. Моссовета. 1 сентября 1994 года

Широкие плечи — ещё одно наследие восьмидесятых и свидетельство того, что Россия отставала от всемирных модных тенденций примерно лет на пять. Запад тоже пережил «эпидемию» подплечников, достаточно посмотреть на бизнес-леди из американского фильма «Деловая женщина» с Сигурни Уивер. Только фильм сняли в конце 1980‑х годов, когда эпоха яппи требовала гипертрофированной деловитости и искусственной «мужественности» от женщин.

В начале 1990‑х годов на Западе по-прежнему носили пиджаки «с плечами», но они постепенно уменьшались. России же только предстояло «переболеть», причём в сравнении с восьмидесятыми подплечники стали огромными.Фильм «Ночные забавы». 1991 год

В моде был силуэт в форме треугольника, поэтому плечи расширяли как могли. Специальные объёмные прокладки вшивали или подкладывали (иногда приклеивали на липучки) в любой верх, от блузок и джемперов до пальто. Кстати, неверно думать, что «широкоплечими» были только дамы: мужские пиджаки и верхнюю одежду тоже снабжали подплечниками, и мужчины были похожи на игроков в регби.

Фильм «Муж собаки Баскервилей». 1990 год

Спортивный шик

Вещевые рынки заполонили спортивные костюмы и кроссовки Adidas, о которых когда-то мечтали в СССР. Не избалованные знакомством с западными брендами свежеиспечённые россияне не замечали или не придавали особого значения тому, что надпись на лейбле знаменитых «трёх полосок» могла гласить «Abidas» или «Adedas», — фейками в ту пору никого было не удивить.

С популярностью кроссовок в то время могут сравниться только нынешние 2020‑е годы, когда их носят с любой одеждой, вплоть до вечерних платьев. В фильме «Ребро Адама» (1990) бабушка присылает внучке из Израиля модный подарок — кроссовки «такие же, как были у их Олимпийской сборной». Настоящий шик!Мужчины и женщины носили спортивные костюмы как повседневную одежду, даже на работу. Можно было встретить человека, одетого только в «спортивки» с кроссовками. Популярны были и отдельные элементы спортивной моды — болоньевые куртки-ветровки и олимпийки, толстовки, худи и бейсболки.Винтажный секонд-хенд «Шувакиш» из Екатеринбурга продвигает эстетику девяностых

Плащи

Плащи носят с момента их изобретения по сегодняшний день, но в первую половину 1990‑х их носили чаще, чем в любое другое десятилетие. В самом начале эпохи сохранялась мода восьмидесятых: длинные и очень широкие, прямоугольные и почти бесформенные плащи с широкими рукавами, которые носили без пояса. Позднее модели стали более короткими и облегающими, талию подчёркивал пояс. А к концу десятилетия появились плащи-тренчи, которые можно носить хоть сегодня.Космонавт Сергей Крикалёв 19 мая 1991 года перед отбытием с советской земли — вернётся он уже в другую страну

Бежевый мужской плащ можно увидеть почти в каждом фильме начала десятилетия; обычно плащи были достаточно светлых расцветок, от песочных до бледно-серых и хаки.Фильм «Настя». 1993 год

Свитер Boys

В историю свитеры с орнаментами вошли как «турецкие» или «свитера Boys (Бойс)», названные так благодаря легендарной надписи «Boys Team». Свитеры были исключительно приглушённых, иногда даже мрачных расцветок, но с пёстрыми и разнообразными рисунками, которые, кажется, никогда не повторялись. Чаще всего среди узоров были норвежские и этнические мотивы, или геометрические фигуры.Свитеры были модой унисекс, их носили мужчины и женщины. Один и тот же свитер могли надевать все члены семьи без вопросов, подходит ли он по размеру. Мешковатые объёмные свитеры даже считались более модными. Понятия и самой моды оверсайз тогда не было, поэтому девушки просто выбирали свитеры очень больших размеров, чтобы носить их как мини-платья вместе с лосинами.Свитер Boys стал одной из знаковых вещей моды девяностых, в последние несколько лет поднявшись на пик популярности винтажной моды. Об истории свитера и возможностях его приобретения рассказывают фешен-блогеры. Цена на них может доходить до нескольких тысяч. Многие современные марки копируют Boys.Современная девушка в винтажном свитере Boys. 

Кожа

Кожа относится к разряду вечных ценностей моды, как и плащи, но именно в ранние девяностые кожаные изделия (реже встречалась замша) стали абсолютным хитом. Никакой «экокожи» не существовало, а подделки были редкостью. Поэтому тогда можно было приобрести качественную кожаную вещь, способную прослужить десятилетия.Кожаной была не только верхняя одежда, носили также прямые юбки и брюки из кожи. А куртка-косуха с молниями тогда достигла пика популярности в нашей стране.

Цветные кожаные изделия практически не встречались, вещи были классического чёрного цвета или разнообразных оттенков коричневого — от шоколадного до популярного в то время верблюжьего.Фильм «За последней чертой». 1990 год

Цветные пиджаки

Цветные пиджаки вошли в моду с начала десятилетия, и вопреки распространённому мнению, были не только малиновыми. Просто этот цвет почему-то предпочитали представители бизнеса, которых называли «новыми русскими». Возможно, их привлекал благородный, почти царский оттенок, придававший вещи «дорогой» вид. А если прибавить крупные «золотые» пуговицы, получится типичный шик нуворишей.

Но популярны были и пиджаки других расцветок — жёлтые, зелёные, фиолетовые. Их носили с классическими чёрными брюками и модными остроносыми туфлями.Фильм «Брат». 1997 год

Невероятная популярность цветных пиджаков дала толчок к запуску отечественного производства. Их шили не только во всё той же Турции, но и в России.Цех швейного объединения «Надежда». Еврейская автономная область. 1996 год

Цветные пиджаки носили не только мужчины, но и женщины. Обычно их надевали с чёрными юбками и белыми блузками или водолазками.

Фильм «Ты у меня одна». 1993 годМодный образ с винтажным пиджаком от секонд-хенда «Шувакиш»

Круглые очки

Круглые чёрные очки, как у Матильды из фильма «Леон» (1994), стали аксессуаром номер один первой половины 1990‑х годов. Их носили мужчины и женщины.Фильм «Настя». 1993 год

Ближе к концу девяностых круглую форму сменила овальная, а металлическая оправа обязательно должна была быть серебристой. У очков был футуристический вид, отражавший моду на кинематографический киберпанк и техно-музыку.Фото из архива автораФильм «Мытарь». 1997 год

Молодёжная мода

В СССР из-за скудного выбора товаров фактически не было молодёжной моды, не считая субкультур неформалов — стиляг, хиппи и панков. Если девушка одевалась на вечеринку с одноклассниками, она выглядела юной копией своей мамы, разве что юбка могла быть покороче или подлиннее — в зависимости от того, было ли модно мини или макси.

Тем более, не существовало детской моды: она выглядела, как одежда для взрослых, только маленького размера. Пенсионерка и пионерка не так сильно отличались друг от друга.В 1990‑е, благодаря широкому ассортименту, молодёжная и детская мода начала отделяться от взрослой, приобретая знакомые нам в современности черты. Яркие цвета, элементы спортивного стиля и разных субкультур, футболки с принтами, надписями и портретами кумиров. Словом, никакой парадности и официоза.

На рынке появились марки молодёжной одежды — Benetton, Mango, Motivi. Они заполнили нишу между безымянными и фейковыми вещами с рынка, и люксовыми брендами из бутиков, доступными только «новым русским». Постепенно к молодёжным маркам обратились и взрослые, покупая одежду в стиле кэжуал. А молодёжная и «взрослая» мода с тех пор если и пересекаются, то не сливаются.Первый российский сериал о школе «Простые истины». 1999 год

Детская мода с тех пор почти не изменилась. Яркие удобные вещи для малышей украшали разноцветными принтами и аппликациями с изображением мультипликационных персонажей; сейчас вместо них чаще можно увидеть героев комиксов.

Эко-стиль

Примерно в середине девяностых появился экологический стиль, радикально отличающийся от яркой и зачастую вульгарной «восьмидесятнической» моды. Никакой синтетики и цветов вырви глаз. Для создания одежды использовали натуральные материалы — лён, шерсть, хлопок естественных оттенков бежевого, песочного и светло-коричневого. В эко-тренде прослеживались элементы фольклорного, «деревенского» стиля, напоминающего моду хиппи. Со временем из него «вырастет» бохо.Фильм «Любовь, предвестие печали». 1994 год

В эко-стиле носили широкие свободные юбки, лёгкие платья и сарафаны, брюки-клёш. Приветствовалась воздушная ажурная вязка и вязаное кружево. Наряд дополняли мягкие панамы из плотного льна или соломенные шляпки. Украшения тоже были из натуральных материалов — дерева, перламутра и самоцветных камней.Фильм «Несут меня кони». 1996 год

С эко-стилем в Россию впервые «постучался» новый тренд в макияже, который проявит себя со второй половины 1990‑х годов: естественное лицо, «макияж без макияжа». Уникальный российский эко-тренд знаменовал скорый поворот моды к простоте.Фильм «Московские каникулы». 1995 год

Платья с цветочным принтом

Самый важный тренд середины девяностых — лёгкое платье с мелким цветочным принтом. Даже купленное на рынке, оно не казалось вульгарным в силу простоты. Струящаяся ткань подчёркивала, но не облегала фигуру, некоторые фасоны были широкими, как распашонки. Мода наконец уходила от формы треугольника с широкими плечами.Характерная особенность — цветочный рисунок мог быть цветным, хотя и приглушённым, но фон был белым или чёрным, благодаря чему не складывалось ощущение гламурного лоска или романтичности. Эти платья выглядели… альтернативно.Цветочные платья пришли в Россию от моды гранж. Их можно было носить с самой модной обувью, пришедшей на смену туфлям-лодочкам: ботинками Doc Martens, сандалиями на платформе и туфлями с толстым каблуком. Платья отлично смотрелись с джинсовыми или кожаными куртками и чёрными шляпами. Цветочные сарафаны часто надевали с белыми или чёрными футболками. Прибавьте круглые очки и вы — it-girl середины девяностых в России, Америке или любой другой стране.

Это был первый в России западный тренд, входивший в общий тренд минимализма.

Прощай, эпоха малиновых пиджаков!

Минимализм конца 1990‑х

Первые коллекции в стиле минимализма показали ещё в восьмидесятые концептуальные японские дизайнеры. В эпоху яппи, стремившихся к роскоши, лаконичные монохромные вещи остались незамеченными. Но на фоне эпидемии СПИДа, войны в Персидском заливе и усталости общества от оголтелого потребления коллективное бессознательное созрело для перемен. Nirvana запела свои депрессивные песни. В каждом втором фильме появились наркотики. Быть богатым, успешным и довольным стало немодно. По МТВ пел Бек: «Я неудачник, детка. Почему бы тебе не убить меня?».

В России агрессивное нигилистское настроение, наполненное какой-то особой злой энергией, отражали песни Дельфина из альбома «Не в фокусе» (1997), поднявшего исполнителя на пик популярности как голос нового поколения.

Стиль гранж в журнале Vogue в 1992 году

В 1992 году американский модельер Кельвин Кляйн снял в рекламной кампании британскую модель Кейт Мосс, обвинённую в анорексии и пропаганде наркомании, и весь курс мировой моды повернулся. Казалось, буквально за ночь хищный гламур восьмидесятых выбросили на свалку истории. Самые модные вещи стали самыми простыми.В Россию минимализм пришёл с задержкой примерно на пять лет, когда люди «наелись» яркой синтетикой, золотыми пуговицами и радужными спортивными костюмами. Одежда приобрела простейшие формы, стала функциональной, в ней доминировал чёрный и белый цвет. Можно было надеть чёрную майку или свитер, белые брюки или чёрные джинсы, чёрный кожаный пиджак или коричневый тренч, и вы выглядели как супермодель с подиума или молодая голливудская звезда.Кейт Мосс на показе Prada в 1994 году (слева) и провинциальные российские школьницы после дискотеки (справа)

Не только юные модницы, но и россиянки постарше открыли для себя сочетание двух главных цветов минимализма — чёрного и белого. Структурированная одежда и сочетание фактур позволяли выглядеть утончённо, без вычурности.

Деловой женский костюм сохранился к концу десятилетия, но изменился до неузнаваемости. Жёсткие, как броня, квадратные пиджаки канули в Лету. Исчезли подплечники, крупные золотые пуговицы, яркие цвета и другие приметы «новорусской» моды.Фильм «День полнолуния». 1998 год

В конце 1990‑х годов вместе с мини появилась мода на макси.

Образ с винтажным платьем от секонд-хенда «Ничего нового» из Екатеринбурга

Мужской гардероб ещё не отошёл от тенденций начала десятилетия. В основном носили джинсы с рубашками или свободными джемперами, объёмные куртки и плащи.Клубные тусовщики одевались в стиле унисекс. На юношах и девушках можно было увидеть широкие или расклешённые джинсы, белые майки или футболки и джемперы оверсайз. «Спортивный шик» тоже пригодился — в таких вещах было удобно танцевать.

Накануне нулевых российская и западная стрит-фешен практически сравнялись, и люди на улицах Питера и Парижа выглядели почти одинаково (у автора была возможность сравнить). В России были представлены большинство известных молодёжных и casual марок. Появились российские модные бренды, в том числе доступные по цене. Несмотря на все трудности, финансовые кризисы и дефолт 1998 года, тяжело ударивший по стране, россияне больше не вернулись к однообразию советской моды.

А впереди была совсем другая эпоха…1998 год

Елена Кушнир
https://vatnikstan.ru/history/moda-1990h/

Предыдущие материалы:
Мода и стереотипы - почему часть россиян видит кругом Россию прошлого
Fin de Siècle. Отечественная мода 1895 — 1905 гг.
Мода НЭПа
Мода эпохи 1930-х годов
Послевоенная мода
История советской моды. 1950-е. Начало
Как одевались в СССР в 1950-е
Женская мода 1957 года
Советская мода 60-х, 70-х, 80-х гг.
Мода «оттепели». Как одевались в СССР в 1960 — 1965 гг.
Мода 1965 — 1969 гг. - хиты второй половины десятилетия
Мода 1970-1975 гг. — главные образы начала десятилетия
Начёс, деним и спекуляция. Мода 1980‑х в СССР
Советские карикатуры на моду

Картина дня

наверх