На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы из Советского Союза

13 978 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Васильев
    Шут, а что это за "в войне Заполярья" и что это за "вспышки гранат"? Ты, урод, видно от службы в армии откупился, а т...Несломленные
  • Владимир Негода
    наша власть спасает каких - то полудурков .... этого эрдогана  хитрожопого ..... армян ,не пришей рукав к России .......Тюркский мир
  • Владимир Алтайцев
    Жёсткая  и умная  статья. Враг не только у ворот. Он уже  внутри в виде  Кавказа  и Татарстана, гнёзд ваххабитов  и  ...Тюркский мир

Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10

Есть в истории советской военной техники действительно эпохальные машины. Машины, которые, с одной стороны стали логичным развитием военно-технической мысли того времени, а с другой стороны, появились явно раньше времени и потому были оценены только по прошествии определенного времени. Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Именно о такой машине мы сегодня и расскажем.

Речь пойдет о среднем бронеавтомобиле БА-10. Несомненно, лучшем бронеавтомобиле такого класса Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Бронеавтомобиле, который был предназначен не только для ведения разведки, связи и других задач по обеспечению, но и для реальной поддержки пехоты и (немаловажно!) конницы на поле боя.

Вообще, необходимость появления такого автомобиля командованием РККА признавалась уже в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века. И разработка велась многими КБ. Причем, в основным шасси всех разработок стал трехосный грузовик ГАЗ-ААА с двигателем мощностью 50 л.с.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10БА-10 далеко не первый советский бронеавтомобиль, вооруженный пушкой. Первым в серию пошел разработанный в 1934 году Ижорским заводом автомобиль БА-3.

В принципе, автомобиль вполне соответствовал требованиям РККА. Имел башню от танка Т-26. Да и использовался вплоть до окончания Великой Отечественной. Правда к 1945 году сохранились лишь единичные экземпляры, но много машин оказалось в финской армии в качестве трофеев.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Кстати, многие путают БА-3 с БА-6. Обе реплики этих машин можно увидеть в музее Верхней Пышмы. БА-6 это практически тот же БА-3 с некоторыми изменениями в конструкции, размерах и весе. Визуально автомобили различаются кормой. БА-6 не имеет задней двери, подножки и смотровых лючков.

БА-3 из коллекции музея военной техники УГМК в Верхней Пышме.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10БА-3 можно с полной уверенностью можно назвать первым советским серийным колесным танком. Утверждение, возможно, спорное. Однако, если сравнивать легкие танки того времени и бронеавтомобили, то различий в бронировании и вооружении, а также в тактике использования машин минимум.

Вооружение БА-3 (БА-6): башня от Т-26 с 45-мм противотанковой пушкой (модернизированная обр. 1934 г.), два курсовых 7,62-мм пулемета ДТ-29. Что соответствует вооружению танка. Да и бронирование автомобиля впечатляет – 8 мм (у БА-6 – 9 мм) броневые сварные листы. Экипаж 4 человека.

Ещё более роднит БА-3 и Т-26 наличие гусеничных цепей на задние колеса. А скорость, которую имел БА по хорошим дорогам, 45 км/ч, позволяла использовать его для наступления на населенные пункты точно так же, как и легкие танки. Фактически недостаток у БА-3 (6) был только один, но существенный. Это собственная масса.

Тут необходимо сделать ещё одно отступление, которое поможет читателям не «потеряться» в мире бронеавтомобилей РККА. Необходимо уточнить ещё одну деталь, касательно БА-6М (1936 г.). На БА-6 устанавливалась башня от Т-26, а вот на модернизированный вариант БА-6М башня БТ-7. Да и бронирование увеличили ещё на миллиметр (10 мм). Наверное, следует отметить и более современную радиостанцию этой машины.

Но, как бы хороши не были БА-3 и БА-6, надо признать, что это промежуточные модели для создания действительно выдающегося бронеавтомобиля БА-10. Кроме того, что учились конструкторы профильного КБ Ижорского завода, автомобили достаточно активно использовались военными. Они участвовали во всех военных конфликтах, где принимала участие наша армия. Даже в Испании, по некоторым источникам, было несколько таких автомобилей.

Все эти факторы и способствовали появлению в 1938 году бронеавтомобиля действительно нового поколения БА-10. Почему мы можем говорить о новом поколении колесных танков, имея ввиду именно "десятку"? Что нового получил этот бронеавтомобиль?

В качестве примера мы использовали автомобиль БА-10ЖД, который есть в коллекции пышминского музея. Но все отличие состояло именно в комплекте колес-ободов для движения по железнодорожным путям.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Прежде всего, БА-10 построили на укороченном шасси от ГАЗ-ААА с усиленной передней балкой, что позволяло улучшить проходимость и маневренность броневика.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Вместо рычажных амортизаторов одностороннего действия применили более современные гидравлические. Для достаточно тяжелой машины это действительно революция. Повысилась плавность хода машины, а, следовательно, точность стрельбы в движении.

Фары и ступицы передних колес прикрыли бронеколпаками. В машине применен центральный тормоз в трансмиссии. Улучшена система вентиляции и охлаждения двигателя и всего моторного отсека.

Для увеличения запаса хода поставили второй бензобак, а корпус машины сварили из листов брони, местами доходивших до 15-миллиметровой толщины. Это позволяло не только достаточно быстро перемещаться по полю боя, но и эффективно работать против легкой бронетехники противника.

Подобно своим предшественникам, БА-10 для улучшения проходимости был оборудован съемными гусеницами «Оверолл» (как у БА-3 на фото выше) и вращающимися запасными колесами, установленными на бортах машины. Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Даже такая "мелочь", как петли бронедверей, которые из наружных стали внутренними дали экономию в весе!

Важным новшеством стало экранированное электрооборудование для установки более мощных систем радиосвязи. Бронеавтомобиль стал более эффективен как разведывательная и командирская машина. Да и сама возможность корректировки действий БА-10 извне значительно увеличивала именно боевые возможности машины.

В результате всех ухищрений, бронеавтомобиль длиной 4,6 метра весил 5 140 кг, а по шоссе уверенно разгонялся до скорости в 53 км/ч (по пересеченной местности -20 км/ч). А по железнодорожным путям БА-10 мог разогнаться до 90 км/ч!

Запас хода так же увеличен до 320 км по путям, 260 км по шоссе и 200 по пересеченной местности. В целом бронеавтомобиль обладал довольно неплохими ходовыми качествами и мог преодолевать подъемы до 24° и брод глубиной до 0,6 м.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Но ижорцы не останавливались на достигнутом. Практически параллельно с БА-10 велась работа и над модернизированным вариантом машины БА-10М. Модернизация проводилась именно для машины поля боя. Улучшено бронирование двигателя, установлен новый механизм управления. Машина появилась уже в 1939 году.

В этом же году БА-10 прошли боевое крещение. Причем, участвовали в конфликте у реки Халхин-Гол новые машины с самого начала. Более того, количество колесных танков БА-10 в этом районе позволяет говорить о целенаправленном использовании именно этой техники в конфликте. В этом районе было сосредоточено примерно половина всего парка этих автомобилей РККА! 203 единицы!Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Халхин-Гол, 1939 год, БА-10 на заднем плане.

Мы практически не знаем о конкретных эпизодах той войны. Да, был такой конфликт, и мы вроде бы победили. Вот и все знания большинства нашего поколения. А ведь там воевали прадеды, возможно, и наших читателей. Вспомним...

20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ (территория Маньчжурии).

В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.

Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.

Нас часто пытаются уверить в том, что советская, да и российская тоже, манера вести войну бесчеловечна. Мы не думаем о потерях собственной армии и стоимости победы. Мы просто побеждаем не смотря ни на что. Мерзко это. Командир бронероты не человек? Потерять столько собственных подчиненных и техники ради каких-то там пехотинцев?

Нет, господа "человеки". Командир и бойцы бронероты и артиллеристы этих двух орудий — вот это люди! Пожертвовать собственной жизнью ради товарищей — это самое что ни на есть человеческое качество. Героизмом это называется. Только у нас есть бессмертное "Сам погибай, а товарища выручай"! Но это так, эмоциональная вставка от авторов...

Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады.

В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских войск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков, насчитывавших в своём составе более 70 танков. При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить.

Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 – 1000 м и бронемашины открыли огонь.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю шесть бронеавтомобилей БА-10! Как вам результат? Как "бесчеловечный комбриг" полковник Олейников?

Всего за время конфликта РККА потеряла, в основном от огня противотанковой артиллерии и бутылочников (японский аналог наших "коктейлей Молотова"), 41 машину типа БА-10. Всего же к 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10.

По окончании конфликта в РККА был проведен тщательный анализ боев. Итоги анализа в части, касающейся конкретно БА-10:

1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.

2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли танки Тип 89, вооруженные 57-миллиметровой пушкой Тип 90 с длиной ствола в 14,9 калибра) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.

3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.

4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.

5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций.

При вроде бы вполне удовлетворительной оценке работы БА-10 на советско-японском фронте фактически командование РККА подписало в следующей части доклада приговор прекрасной машине. Связано это, по нашему мнению, с концепцией будущей войны, которую активно внедряли в головы нашим военным в то время.

Итак, бронеавтомобили оказались малоэффективными в наступлении. Их практически невозможно использовать на пересеченной местности из-за большого веса и слабого мотора. Машины вязнут в грунте и не могут преодолеть подъем свыше 18 градусов.

Итог? Машины прекратили выпускать в 1941 году. А наработанную конструкторскую и производственную базу использовали при создании санитарного БА-22. Автомобиля, который был безусловно необходим, но уже не являлся колесным танком...Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Но колесные танки РККА внесли свой вклад в победу над Германией. Да, большинство из этих машин героически погибли в первый год этой войны, но были и те, кто прошел войну полностью. Вспомним эпизоды Великой Отечественной...Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-105.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева.

Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.

В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200–300 м.

Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10.

Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно.

С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

Не заслуженно забыт вклад БА-10 в оборону Ленинграда и прорыв блокады. Это отдельная страница в истории войны, Ленинграда, Ижорского и Путиловского заводов.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Когда фашисты подошли к городу и Ижорский завод фактически находился на линии фронта, 10 сентября 1941 года производство БА-10 перенесли на Балтийский завод.

Там было выпущено несколько десятков колесных танков! В условиях блокады!

Ещё один рассказ о конкретном бое. Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года. Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л. Легезы.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами, надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

БА-10 участвовали даже в Курской битве! Накануне Курской битвы — 1 июля 1943 года — в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 — по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса и 2 в "прочих частях фронта".

Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны в Европе. Как правило их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях.

Но война в Европе для БА-10 всего лишь эпизод. Боевая жизнь в нашей армии у этих машин закончилась на востоке. Заключительным аккордом БА-10 стала советско-японская война 1945 года — в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось множество танков Т-26, БТ-7 и бронеавтомобилей БА-10.

Вся эта техника с успехом использовалась против японцев, а по окончании боевых действий была подарена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Применялся он также во время войны в Корее.

В конце статьи некоторые сведения о том бронеавтомобиле, который вы видите на фото. Увы, но на сегодня в России известен лишь один колесный танк БА-10, который собран из двух. В Верхней Пышме мы видим реплику, максимально соответствующую оригиналу. Это железнодорожный вариант БА-10ЖД.

Реальные машины можно увидеть в Финляндии (сняты с вооружения в 1959 году), на Украине в Полтавской области (корпус) и в Монголии.

Ну и традиционные ТТХ бронеавтомобиля БА-10:Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10

Экипаж, чел.: 4
Компоновочная схема: с кормовым расположением боевого отделения
Количество выпущенных, шт.: 3 413

Вес, т: 5,1

Размеры:
— Длина корпуса, мм: 4450
— Ширина корпуса, мм: 2100
— Высота, мм: 2470
— База, мм: передней и средней осями — 2730 мм, задней тележки — 940 мм
— Клиренс, мм: 230

Бронирование:
— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 10
— Борт корпуса, мм/град.: 10
— Корма корпуса, мм/град.: 6—10
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 6
— Лоб башни, мм/град.: 10
— Борт башни, мм/град.: 10
— Корма башни, мм/град.: 10
— Крыша башни, мм: 6Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Вооружение:

— Калибр и марка пушки: 45-мм обр. 1938 г. (20К)
— Боекомплект пушки: 49
— Прицелы: перископический ПТ-1, телескопический ТОП
— Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ-29, боекомплект 2 000 патронов.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Двигатель:

— Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 50 при 2800 об/мин

— Скорость по шоссе, км/ч: 52
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20
— Запас хода по шоссе, км: 260
— Запас хода по пересечённой местности, км: 200

— Колёсная формула: 6×4
— Тип подвески: зависимая на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами
— Преодолеваемый подъём, град.: 20
— Преодолеваемый брод, м: 0,6Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Что хотелось бы сказать в итоге? А подводя итог, можно сказать, что все семейство БА-3, 6, 10 были выдающимися для того времени машинами. Более того, мы бы сказали — просто опередившими свое время.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Конечно, разница есть. И существенная. Но — через 50 лет. Без обид, конечно. Обиды могут быть только к нашей промышленности, которая была не в состоянии выпускать более мощные двигатели. Хотя бы в 100 л.с. Потому 50-ти сильные движочки с барского плеча Генри Форда и таскали на себе многотонные машины. Плоховато таскали, но тем не менее.

У нас в стране было множество мест, где можно было успешно применять эти быстрые (по танковым меркам) и мобильные (100-километровый марш для ходовой танка это одно, а для БА — совершенно другое) машины. И применяли.

Более того, если заглянуть в интернет, то можно найти просто огромное количество фотографий немцев и финнов, вместе с БА-10. И на лицах нет какой-то обреченности или негодования, что они должны использовать эту машину. Наоборот.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10

Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Так что получается, что наш колесный танк был вполне себе боевой, "рабочей" машиной. Вопрос, наверное, стоял исключительно как со многими другими машинами — в умении правильно и с наибольшей эффективностью применить БА. С этим согласимся, были проблемы.Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10
Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10
Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10Странно, наверное, но вот никакого негатива к машине в истории не осталось. И три с половиной тысячи этих колёсных танков сделали всё, что могли, в условиях грянувшей войны. Наверное, к машинам никаких претензий не стоит предъявлять?
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх