От автора: «Вот тут еще немного навспоминалось на модную нынче тему трудового воспитания.»
— А на следующей неделе мы дежурим по столовой, — торжественно объявляет классная.
— Ууууууу, чоооо опяаааать! — возмущенно гудит класс.— Эксплуатация детского труда! — это подают голос местные юмористы.
— Чур, я с Иркой Кузнецовой в понедельник! — а это я, потому что только в понедельник и пятницу не пересекаются её музыкалка и моя конькобежка, а кто же захочет в пятницу пропустить «В гостях у сказки»?
— Мы с Савельевым тоже в понедельник! — орёт Соколов с последней парты, и мы с Иркой заговорщицки переглядываемся. Теперь мы точно знаем, кто подкидывал Ирке любовные записки и нацарапал на батарее в её подъезде КУЗЯ — ДУРА!
1. Дежурство по столовойСамое противное в этом дежурстве было то, что нужно было тащиться в школу в чужую смену или можно было по неосторожности облиться горячим супом или какао, а в остальном — вспоминается только хорошее. Было какое-то приятное чувство удовлетворения от того, как грязные, заставленные столы вновь блестят чистотой, стулья возвращаются на место, и ряды столов постепенно заполняются хлебом, стаканами с чаем и тарелками с обедами. Был и спортивный азарт — не просто успеть всё убрать и накрыть до следующей перемены, а закончить хоть на 5 минут, но раньше, и вальяжно сидеть и ждать, когда ворвётся шумная толпа школьников — да мы уже сто лет назад всё сделали!

2. Дежурство по школеДежурство по школе походило на небольшую военную операцию и требовало немало мужества, когда ты — сопля из четвёртого класса. Первая линия обороны во главе с классной и с кем-то из завучей выстраивалась у входа и требовала показать сменную обувь. Наглые старшеклассники перли на пролом — да с собой у меня, чё пристала — пока взрослые смотрели в другую сторону. Тех, кого удавалось заворачивать, просто ждали на улице звонка и потом ломились всей толпой на нашу хилую цепочку, как чапаевцы на беляков. Вторым важным стратегическим пунктом была раздевалка, где нужно было следить, чтобы все вешали или брали одежду по очереди. Не то что пара пионерок с красными повязками, а даже молоденькие учительницы не могли удержать поток опаздывающих на урок или рвущихся на свободу оболтусов, орущих «Лёха, мою куртку тоже возьми!!!» или «Какой козел порвал мою вешалку?!?», теряющих по дороге варежки и шарфы и сшибающие у малышни шапки — и только у опытных училок получалось хоть как-то организовать этот хаос.

Короче, было только два спокойных места — коридор с кабинетом директора и этаж младших классов. С возрастом дежурство проходили все легче, ведь наш авторитет рос с каждым классом и сантиметром, как рос и пофигизм по поводу нарушаемых правил, а также и наша наглость — было нормально опоздать на 15 минут на урок и с наездом заявить «а чё, мы же по школе дежурим, пока дойдешь от этой раздевалки!»
3. Сбор макулатурыВот это лично у меня было самое-самое любимое, прямо с первого класса. Не, ну конечно было мало радости после школы не гулять, а тащиться обратно с тяжеленой пачкой перевязанных газет, с врезающейся в ладошки бечёвкой (зимой спасали санки). Еще меньше радости было стоять в очереди на взвешивание, среди толкающихся и норовящих пнуть твою пачку лосей из старших классов. И совсем безрадостным было увидеть на весах убогие 4,7 кг (как??? вот эта практически неподъёмная фигня, которую еле доволокла до школы, не дотянула даже до 5 кг???).
Но зато, избавившись наконец-то от ненавистного свертка, можно было начать раскопки в еще незагруженных пачках и валяющейся вокруг макулатуры. Какие-то безумцы могли выбросить подписки Юного натуралиста с нереально красивыми фотографиями животных и растений — и это во времена, когда не было ни сотен изданий детских энциклопедий, ни интернета, ни канала National Geographic, да и “В мире животных” всё было чёрно-белое!
Или — уже в старших классах, когда мы сами стояли на приемке — случайно открытая «Сельская молодежь» (да что там может быть интересного?), внезапно порадовавшая зарубежной фантастикой, или два номер Вокруг света с Кинговским «Туманом» (ни начала, ни конца, ни подписки в городской библиотеке — неизвестность на долгие годы, пока уже в общаге не перепала от кого-то «Мгла», оказавшейся той самой недочитанной книгой). Конечно, было совестно утаскивать домой драгоценные журналы, но количество оставленных и разбросанных бумажек и газет, еще долго гоняемых ветром после отъезда грузовика, сильно превышало размеры моей добычи и делали угрызнения совести менее острыми.
4. Сбор металлоломаВот уж что должно по праву стоять в золотом фонде тимбилдинга, так это ежегодный сбор металлолома! Каждое звено посылалось на заранее оговоренную территорию за ненужными железяками (я сказала НЕНУЖНЫМИ, а не как в прошлый раз! — наше звено отводит глаза в сторону, потому что добытая нами штука для выхлапывания ковров, как оказалась, дожидалась установки, а не валялась просто так), и только командная работа могла вывести звено на первое место в классе, а класс — на первое место в школе.
Разве забудешь, как сплачивали плутания в подземных канализационных трубах (кто-то где-то там совсем недавно видел железяки, когда играли в казаков-разбойников) и совместное вытаскивание наверх из колодца кусков арматуры? Как тащили-надрывались все вместе с любимого пустыря огроменную балку и никак не могли с ней вписаться в школьные ворота? Как улепётывали с панцирной сеткой из какого-то двора от местных, оравших «Эта наша, быстро вернули на место!» (вы вообще пробовали бегать с панцирной сеткой? после этого эстафета из ГДР-овской «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» казалась весёлыми стартами для ясельной группы).
5. Дежурство по классуВ разных школах было по-разному, но в нашей дежурство по классу не ограничивалось традиционным «сходи за мелом, намочи тряпку, раздай контрольные», но подразумевало и ежедневную уборку класса. Дежурили по двое, с товарищем по парте, прямо с первого класса. Как же неохота было после второй смены оставаться мыть полы, когда все твои друзья радостно вываливаются из школы, как же неохота было топать вечером обратно в школу, если ты учился в первую смену!

6. Шефство над октябрятами Шефство над октябрятами включало в себя рассказы о пионерах вообще (жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин — это от зубов отскакивало), о наших пионерских буднях в частности (ну, наше звено ээээ, оно ээээ, типа эээ, борется за успеваемость оно, вот!), помогать в их октябрятских обязанностях (наши шпендики поливали цветы в коридоре и сами неплохо справлялись), контролировать их внешний вид (длинные ногти, немытые уши, грязные ладошки (тут еще неизвестно, у кого ладошки были грязней) и организацию подвижных игр на переменах.
Было довольно тоскливо играть с малышней во всякие кошки-мышки, три-пятнадцать, курица с цыплятами и мама-ниточку-распутай. А когда игру удавалось довести до нужного градуса веселья – паровозик из цыплят верещит, хохочет и разлетается в разные стороны, а мама-ниточка окончательно запутывается в ногах и руках, теряет равновесие и всей толпой с визгом валится на пол – тут же прибегала классная и заставляла играть в спокойный и приятный для учительских глаз и ушей ручеёк.
Ты узнал ли нас, кремлёвский мечтатель?
Нас миллионы, нас поколенья.
Но ответь, если можешь, почему до сих пор
Режут вены твои внуки, дедушка Ленин?
7. Школьный кооперативРыночная экономика и свободная предпринимательская деятельность не обошла стороной и нашу школу – был организован школьный кооператив. Галопом прогнав программу уроков труда, оставшееся время девочки посвятили пошивке детских платьев. Уже выкроенные детали мы получали от местной швейной фабрики и отдавали готовые изделия обратно. Также в конце года была организована Ярмарка мира, где вырученные от продажи платьиц деньги пошли на … а на что, кстати, пошли деньги? — заинтересовались некоторые родители. И где деньги, которые дети зарабатывали в течении года? Была какая-то некрасивая история и разборки с гороно, кооператив прикрыли, а денег так и не дали…А я, честно говоря, лучше бы шила платьица за бесплатно, чем тоскливо изучать по плакатам виды кофе и запоминать бессмысленные в то время слова – капучино, глясе (какой вообще дурак будет пихать вкуснющую мороженку в гадкий кофе?)
8. УПККогда нас распределяли по профессиям, я болела и не попала ни на всеми желаемую информатику (только 2 места, только мальчики!), ни на машинистку (если кто еще помнит, всё печаталось на машинках — от договоров до платёжек), ни на педагога (практика вожатым в пионерлагере, когда можно совершенно официально не спать после отбоя — мечта, а не практика!), ни на продавщицу (блатное место, путевка в жизнь, можно сказать), а была записана подружкой на непопулярную швею-мотористку — зато вместе, зато не скучно! Каждый понедельник мы с неохотой плелись в здание УПК, где постепенно переходили от пододеяльников к мужским семейникам, детской одежде и в конце года уже ваяли мега-популярные куртки типа аляска (кто не в курсе — это курточка вечно-убиваемого Кенни).
Конечно, было завидно слушать рассказы об уроках с играми от одноклассниц с педагогического. Конечно, не раз пришлось пожалеть об упущенной возможности научиться печатать вслепую. Конечно, практика на швейной фабрике — совсем не то, на что хочется тратить лучшие годы жизни жизни. Но потом грянули 90-е, и оказалось, что умение смастерить за вечер брючки из Бурды или за пару вечеров настоящий костюм (подкладка, подплечики, карманы — как из магазина!) — это совсем нелишняя подработка в студенческие годы. Хорошая все-таки идея – давать школьникам базовые навыки нужных профессий. Мало ли, начнут опять какой-нибудь новый «-изм» строить или ломать…
9. СельхозработыВот уж что встречалось радостными криками, так это сообщения о поездке на картошку. Во-первых, не будет уроков, да и на следующий день можно не делать домашку (да мы ваще ночью домой приехали!). Во-вторых, будет радостное запихивание в автобус, возбужденные препирательства о местах у окошка, перекидывания шапок-петушков, задирание классных красавиц и дружное распевание «если есть в кармане пачка сигарет» и «цепи трассеров врезаются во тьму» к неудовольствию классной. В-третьих, поездка на Урале, молоко из цистерны, сентябрьское солнышко, азарт – кто быстрее, кто больше рядов, обед в поле и необыкновенно, фантастически вкусные бутерброды, просто потому что воздух, потому что устал, потому что голодный, как тысяча индейцев!
До сих пор, правда, не забылось, как взрослые приказывали закапывать картошку, чтобы выполнить норму по рядам. Как обесценивался труд людей, вырастивших этот «второй хлеб», как нас сделали соучастниками чего-то нехорошего, неправильного, настоящего обмана. Такое же тяжелое чувство осталось после овощебазы: весёлая поездка, шутки-прибаутки, шуршание болоньевых брюк и ветровок, дружное шинкование белой хрустящей капусты, кочерыжки в неограниченном количестве — и вдруг всё убивают чаны с гниющей квашенной капустой (смердящий непереносимый запах), куда скидывают нашу белую-хрустящую, ходят по ней сапогами, смешивают, чтобы заквасить вместе со зловонной прошлогодней и потом продать в магазине «Овощи».
10. Тимуровская работаВ Пионерской правде статьи о тимуровцах выглядели очень заманчиво — прийти, осчастливить одинокую бабушку порубленными дровами и походом в магазин, а потом рассматривать с ней фотографии и слушать рассказы про её военное прошлое. Поэтому мы очень обрадовались и гордились, когда нашему звену выделили раненую ветераншу. Подшефная, жившая в своем доме в частном секторе, оказалась чуть прихрамывающей на раненную ногу бодренькой старушкой, у которой и дрова были наколоты, и грядки прополоты, и куры накормлены, и половички вытрясены.

Много их тогда еще было, ветеранов, и никто не хотел говорить о войне, и справлялись тогда еще многие сами, без помощи, но были рады, что о них помнят, что ими гордятся. А мы, разочарованно ждавшие фронтовых баек про гадов-фашистов, еще не знали, что совсем скоро некоторые из нас сами станут ветеранами, что так же будут избегать рассказов о войне, что наконец-то поймут на собственной шкуре, что такие разговоры — только для своих, только для вернувшихся. Придет ли к ним когда-нибудь стайка школьников с желанием помочь, позовут ли их на классный час, будут ли на них жадно смотреть десятки глаз – а расскажите, как вы воевали?
11. Генеральная уборкаМалоэффективное, но офигенно весёлое времяпровождение. То, что пять человек спокойно сделали бы за час (уборка класса и часть закрепленного за нами коридора), при участии сорока бурлящих энергией школьников превращалось в шумное травмоопасное мероприятие плюс измотанные нервы и посаженый голос классной.


http://back-in-ussr.com/2016/10/trudovye-podvigi-sovetskih-d...
Свежие комментарии