СССР: учебник истории
Читаю вот книжку «Иллюстрированная история СССР». 1977 год издания. То есть уже без борьбы с культом личности, но и без самого культа тоже. Хорошо умели писать раньше. Куда нам! Каждый исторический период (какой бы мрачной ни была эпоха) выведен уважительно, с достоинством. Как очередная ступень единой лестницы, ведущей наверх — к прогрессу. Наверх, а не в смешное мракобесное затворничество. Наверх, а не в кровавую пучину, из которой по определению выход — только с поднятыми руками. Нет вот этого тотального одноцветия, столь свойственного и современным либерастам-десталинизаторам, и тупорогим черносотенным антисоветчикам.
Да, вот вам повесивший декабристов Николай Палкин, вот провальная Крымская война, вот гладкоствольные ружья, вот крепостное право, вот отсталая армия, но вот ведь и Нахимов, и Корнилов, и герои обороны Севастополя. Вот Александр №2 или №3, вот Николя №2, но вот ведь и Верещагин, вот не сдавшийся Варяг, вот адмирал Макаров, а вот Шипка с Плевной, а вот «увеличение количества школ в два раза» (ничтожно мало, но все же в два раза!), а вот Брусилов, а вот «стремительное развитие промышленности и транспорта». Вон Менделеев стоит, вон Ладыгин, вон Попов, вон Можайский, вон Циолковский, вон Бехтерев, вон Павлов, вон Соловьев и Ключевский. Ни про кого не написано, что «творили вопреки проклятому царскому режиму». Режим, само собой, был проклятый, но все же не худший на планете. Главная претензия какая? Отсталый! Отсталый!
Панорама «Оборона Севастополя» После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного варварами города. Возрождение Панорамы становится одной из текущих задач, поэтому оно было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР.
Понимаете, терминология другая. Понятийный аппарат другой. Не хороший-плохой, а прогрессивный-реакционный. Поэтому каким бы ни был мерзавцем Керенский, исторически он, уж извините, прогрессивнее княгини Ольги.
Что толку советскому человеку ненавидеть царизм? Зачем ему деромановизация? Ведь это — прошлое. Оно… прошло. И оно привело к будущему. Просто тогда, в прошлом — и это понимал каждый советский читатель — защищая фамильные драгоценности, царизм играл в капитализм, потом — в империализм. И закономерно доигрался до Революции. Но с Революцией-то историческая лестница не осыпалась. Стенки поломали, фундамент перезалили, лестницу пересобрали. На новых основаниях. Не вниз, а вверх. Вместо диктатуры аристократии — диктатура трудового народа. Вместо тюрьмы — библиотека. На месте империи — Союз. То есть в издании 1977 года присутствует главное, чего нет в современных исторических книжках. Логика.
И еще мысль. Параллельная. Ну мы видим ведь теперь, что такое гражданская война, да? Ну вот Сирия, например. Можете себе представить, чтобы в Сирии (Югославии, Ираке, Ливии, на Украине) сейчас появилась партия, которая отразила бы интервенцию 2 десятков государств (а не одного ИГ), подавила бы внутреннее сопротивление и на руинах (скажем, Алеппо) спустя год-два после Гражданской начала воплощать план ГОЭЛРО? Вот чистоплюи, проклинающие советскую власть за «неуспехи, репрессии, голодоморы-коллективизации», они вообще отдают себе отчет, что всё, чем обладала Ставка к 22.06.1941, было построено на выжженной земле? Как правило, с нуля. Казань в Гражданскую горела, Омск горел, Киев горел, Питер горел, в Москве вон по Кремлю из пушек долбили.
Петергов в 1946 году
Короче, в 20 веке наша страна 2 (два!) раза восстанавливалась из положения, которое для любых других государств означало бы покойничью бирку. Только за 1917-1924 СССР в ускоренной перемотке проскочил лет этак 500 «собирания земель» всеми князьями, царями, императорами. Полюбопытствуйте, что в те же 20-е происходило с соседней Оттоманской Портой, с Австро-Венгрией… А просто у них не было никакой идеи, кроме устаревшего, скучного, живодерского национал-империализма (ну или фашизма потом). А у нас кое-что было. Было кое-что.
И будет еще однажды. Обязательно будет.
Константин Семин
Денис Горобец
Свежие комментарии